4 грудня 2012, 11:08

Что стоит за рейтингом Ахметова?

Согласно свежему рейтингу самых богатых украинцев журнала "Корреспондент", Ринат Ахметов, возглавляющий этот список, потерял за год $8 млрд или почти 30% стоимости своих активов. Кстати, согласно рейтингу Forbes, Ахметов тоже стал немного беднее.

Впрочем, и тут я говорю без всякой иронии, с рейтингами история напоминает выборы: все зависит от того, кто считает. Скажем, несколько лет назад "Корреспондент" тому же Ахметову насчитал более $30 млрд (другие издания – в два раза меньше), что объяснялось очень хорошей конъюнктурой мирового рынка металла, то есть, основного, пожалуй, бизнеса этого человека, а также чрезмерным оптимизмом оценщика и развитием "демократии" в Украине. В этом году экспорт металла подешевел, вот и имеем такой результат. Но, тем не менее, оценку проводят не журналисты, а инвестиционный банк. В Forbes другая методика подсчетов, а потому мы видим такую разницу в оценках: в первом журнале $17,8, во втором – $15,9 млрд.

В действительности, как бы вы ни относились к этим рейтингам, они точно отражают тенденции в бизнесе. В любом. Потеря в стоимости активов любого олигарха и просто смертного бизнесмена это дурной знак не только для них самих, а и для страны, так как в снижении оценок состояний экспертами и журналистами есть большая доля "вины" снижения общего условного рейтинга государства Украина. Из-за политической ситуации и плохого инвестиционного климата ни один бизнес не может не просесть.

Так что, радуясь неудачам участников рейтингов, мы косвенно радуемся и своим личным потерям. Не забывайте, что каждый из тех, кто попал в рейтинги, и даже те, кто туда не попадет никогда, являются работодателями, а участники рейтингов крупнейшими работодателями. На каждого из них работают десятки и сотни тысяч людей. К тому же снижение их состояний означает и снижение притока валюты в нашу страну. А это именно то, что нам сейчас совсем некстати.

Что же до Ахметова и снижения цен на металл, то от этого пострадал не только он, но и Игорь Коломойский, Виктор Пинчук, Вадим Новинский, Константин Жеваго. Причем у них падение стоимости активов еще более серьезное, чем у Ахметова. К примеру, по данным "Корреспондента", состояние Коломойского за года сократилось почти в два раза. Тут свою роль могла сыграть и разница в подходах к ведению бизнеса, в частности, Коломойский на фоне "коллег" давно стал объектом шуток N1 и объектом выплескивания злобы и на качество бензина, который он продает, и на качестве авиакомпаний, которыми он владеет. Этим он закрепляет за собой славу олигарха, не особо вкладывающего деньги в модернизацию своих компаний. Насколько заслуженно говорить так о нем, лучше пусть скажут пассажиры "Аэросвита".

Но на самом деле говорить о каком-либо глубоком провале сейчас не стоит. До тех пор, пока квалифицированный менеджмент компаний, которые являются весомым активом и богатейшего украинца и других участников "золотой сотни", способен справляться с ситуацией, ожидать вечного падения не стоит.

Я имел отношение к составлению подобных рейтингов, и могу сказать, что падение сменяется ростом. Так было и так будет. Кроме того, бизнес никогда не стоит на месте, например, Пинчук построил завод, а потому получит плюс к позиции в рейтингах. Общаясь с состоятельными бизнесменами, слышу, что дела у них идут по-разному, но они по-прежнему на плаву, а некоторые из них на гребне волны.

Так что рейтинги при всей их субъективности на самом деле вполне точно отражают тенденции и рынков, и компаний, и страны в целом. По ним можно сверять и наши собственные перспективы, но нельзя полагать, что "их проблемы – это не наши проблемы". Мы в одной лодке. Теперь главное, чтобы менеджмент страны справился со своими прямыми обязанностями.

Слова Павла Чубинского, музыка Людвига ван Бетховена

По словам очень многих людей, с которыми мне пришлось общаться последние дни, лозунги Оранжевой революции теперь не работают и даже раздражают...

Из Одессы с любовью

Ирина Медушевская...

Ассоциация с ЕС не была целью власти и оппозиции

Системная ошибка ЕС и Украины состоит в том, что вопрос ассоциации замкнулся исключительно на Юле, при этом ряд еврозаконов остались на втором плане, их мало кто читал, потому что у нас все хорошо усвоили, что никакие законы не работают, и эти тоже не работали бы...

Кто отвечает за дороги в Киеве? Вы не поверите

Может кто-то помнит, что по инициативе адвоката Лаврентия Царука два десятка водителей подали первый в истории Украины коллективный иск против Киевавтодора за плохое качество дорог...

Инвестиции, бизнес и ненасытность власти

На днях у меня была встреча в одном из ресторанов Киева. Кухня кавказская. Хозяин тоже из тех краев. Очень интеллигентный человек. Откуда именно, я не буду говорить, чтобы не накликать беды...

Широка страна моя родная: 1/370 часть госбюджета на 12 км дороги

11 сентября этого года Кабмин утвердил строительство и ремонт двух участков дорог в Харьковской области и Крыму. Первый обойдется бюджету в 848 млн грн, на эти деньги построят около 12 км объездной дороги вокруг города Валки, второй – 175 млн...