Вышла книга ''Момент философии''
Вышла моя книга "Момент философии".
Мне было важно, чтобы в названии и в содержании книги речь шла именно о философии.
Меня интересовало не что есть философия, когда она уже состоялась, как этот вопрос традиционно и ставился в философии, а каковой должна быть философия, чтобы состояться как подлинная философия, как он прежде никогда не ставился.
Основой подхода к реализации так поставленной задачи стало представление об установках мышления.
Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта "...; мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть "мудростью", а упражняющегося в ней – "мудрецом", как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ ["любомудр"] – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости".
Это изначальная мыслительная установка философии – мыслить во влечении к мудрости.
Что такое мыслительные установки вообще?
Установки мышления – это ориентация мышления в его собственном содержании.
Метафизико-методологический аспект – как мыслить, какие мыслеформы использовать.
Идеологический аспект – какие идеи предпочитать и какие отвергать.
Мировоззренческий аспект – в какую картину (конструкцию) мира встраивать эти мыслеформы и идеи.
Идентификационный аспект философского мышления – какие принципы, какие эмоции, переживания и мотивации считать порождающими собственно философское мышление.
С установками мышления имеет дело литература, наука и философия. Однако философия умеет их не только различать, но исследовать и порождать. Первейшей установкой мышления философии есть ориентация на само мышление.
То есть в основании (онтологии) философии лежит ориентация на само мышление. А транзитология философии есть мудрость – всестороннее и равновесное постижение.
Восточное совершенномудрие (Лао-Цзы) есть отказ от мышления, немыслительная ориентация на определенные немыслительные умения и практики.
Например, медитация есть отказ от мышления, от Я, от переживаний, эмоций и мотиваций, укорененных в чувственную реальность.
Цель западной философии (любомудрия) – мыслить чувственно-реальное.
Цель восточной "философии" (совершенномудрия) – постигать пустоту, сверхчувственное и нереальное.
С этой точки зрения, вся история философии есть смена используемых мыслеформ, предпочитаемых и отвергаемых идей, картин (конструкций) мира и идентификационного отношения к переживаниям самой философии.
Рамочные проблемы и вопросы книги:
1) почему современный мир находится в состоянии неадеквата и каковы причины этого;
2) какова роль постмодернизма как первой глобальной философии в порождении нынешнего состояния неадеквата;
3) идеологические, меметические и мыслеустановочные презумпции постмодернизма и их критический анализ;
4) критика представления о конце философии и постановка вопроса о подлинности философии в современном мире (нефилософия, философия и философоведение);
5) какова связь философии и действительности;
6) аспекты подлинной философии: предел, транзит, обобщение; степень мыслительной свободы, концептуальный потенциал, традипотентность, экзистенциальный мотив, новый концептуальный персонаж, новый концептуальный сюжет;
7) происхождение философии из преодоления экзистенции и доступа к трансценденции (момент возникновения философии);
8) выделение активных мыслеформ философии (экстремумов) и исследование кризиса экстремумов в постмодернизме;
9) предъявление конструктивистских экстремумов вместо проблемных экстремумов в постмодернизме;
10) философия как испытание жизнью и смертью;
11) бытование влиятельных философских школ на примере второй половины ХХ века;
12) идентичность философа и заповеди подлинного философа.
Книга есть в киевских магазинах "Є", "Академкнига", "Наукова думка".