Сергій Дацюк Філософ

ПРОМОВА ПРО МОВУ

28 липня 2017, 10:10

Я не люблю говорити про мову в Україні. По-перше, ці дискусії в більшості випадків нав'язуються для розбрату. А по-друге, вони ні до чого зазвичай не ведуть, бо кожен лишається при своїй думці.

Але в даному разі, точно відомо, що мовна дискусія почалася через конкретний випадок, коли експерта вигнали з телеефіру за небажання говорити українською, і експерти та журналісти обговорюють її чи не вперше принципово, а не на рівні емоцій. Читані мною позиції експертів та журналістів мене не задовольнили, бо вони не добираються до суті мовної ситуації в Україні.

До того ж мене дістали проханням висловитися на цю тему.

Коли Росія почала війну проти України, то воювати стали також і мови. Я належу до партії війни в Україні, тому вважаю, що українська мова прямо і беззаперечно має воювати з російською повсюдно. Не буває ситуації, коли країни воюють, а мови – ні.

Водночас я вважаю, що на відміну від росіян-імперців, які протягували своє бачення мовного поглинання української безпринципно, підло, зверхньо і приховано, українці мають діяти принципово, благородно, на рівних і відкрито.

Просто тому, що лише моральна перевага носіїв української мови забезпечить їм перемогу у мовній війні.

Використання безпринципної, підлої, зверхньої та прихованої позиції українцями, хай навіть вона виправдовується тим, що так діяли щодо них росіяни раніше, в жодному разі моральної переваги не надасть і російськомовних до української не наверне.

Лише моральна перевага забезпечує перемогу. Якщо справжньої моральної переваги немає, то навіть велика нібито перемога буде нетривалою, як от у СРСР над націонал-соціалістичною Німеччиною, коли Захід виявився переможцем через років 40 по тому.

Отже ми знову повертаємося до принципів багатомовності в Україні.

Перший принцип багатомовності – це установка на ненасильницьку українізацію, яка може бути лише поступовою, а відтак має витісняти російську протягом одного-двох поколінь в Україні.

Але повністю принцип діє лише в умовах миру. З українського боку установка ненасильницька, але раз Росія воює, то і Україна воює.

Водночас мовна війна під час збройної війни має бути не з українськими російськомовними громадянами, а зі структурам, що підтримують російську мову.

Причому в персональному плані лише ті українці, хто в реальних бойових діях чи їх структурною підтримкою опираються російській окупації, мають право на радикальну мовну позицію, бо вони її заслужили. Але не можна бути пацифістом і бажати мирної і водночас швидкої українізації.

Другий принцип багатомовності – право російськомовних на ненасилля щодо них і на вимогу чіткої фіксації ситуацій, в яких перехід на українську мову для них є обов'язковим.

Тут я би дискусійно запропонував як обов'язкові для переходу на українську мову ситуації офіційні (де держава визначає правила), авторських програм чи проектів (де автор визначає правила), групові (де лідер визначає правила). Приватні та інші, не перелічені тут, ситуації мають бути абсолютно вільними – ні держава, ні автори, ні лідери там правила не встановлюють.

Третій принцип багатомовності (для професіоналів) – мова виступає кваліфікаційною рамкою. Якщо ти український публічний інтелектуал чи експерт, чи журналіст, чи політик, то ти маєш демонструвати володіння українською мовою у всіх її функціях.

Для публічної особи в Україні недостатньо володіти українською мовою задля того, аби розуміти співбесідників та читати новини чи навіть аналітику. Для публічної особи володіння українською мовою має бути в тому числі на таких рівнях: 1) філософських розмірковувань та рефлексії (володіння філософським дискурсом та здатність до закоріненої у мову рефлексії); 2) професійної комунікації (володіння професійною лексикою); 3) швидкої чи конфліктної комунікації (де більше значить емоційність і володіння мовою дає перевагу тому, хто більш впевнено себе почуває).

Будь-який російськомовний громадянин України має право не вживати українську мову, але він тоді не може повноцінно виступати у публічних ситуаціях. Водночас позбавляти його права на таку публічну комунікацію не варто – хай комунікує, хай ганьбиться, хай переживає, хай вчиться. Якщо захоче, навчиться, і йому допоможуть. Щире бажання вчитися завжди підкупає.

Така моя позиція – принципова, благородна, збалансована і відкрита. Якщо хочете з нею сперечатися, то я приймаю лише уточнення принципів чи нові принципи, які не заперечують наведені тут.

Коментарі — 459
Vlad Doroshenko _ 05.08.2017 22:16
IP: 94.158.95.---
Лев Клыков:
"Современный русский язык вследствие обеднения грамматики и понятийного аппарата не может выразить всех высоких состояний души, которые мог выразить язык старославянский (український). Вековые изменения в образе жизни русскоговорящих, выразившиеся во всеобщем падении нравственности, нашли своё отражение в языке, в падении его нравственного уровня. И это происходит не только на уровне предложений и слов, но и на уровне морфем.
Это одна из причин, почему не следует (если можете) отказываться от старославянского языка при составлении текстов...
Каждый язык и диалект имеет свой уровень нравственности, и конкретный язык может оказаться не в состоянии выразить определённое этическое содержание или состояние души. Исторически, современная человеческая "цивилизация" деградирует..."
(Не кажучи вже про російську з кримнашинськими скрєпами і триповерховими виразами)
Vadim Schetinin _ 05.08.2017 20:02
IP: 176.36.53.---
"До того ж мене дістали проханням висловитися на цю тему." – зглянувся))))) Что изменится в стране, если вся ВР завтра заговорит на украинском?
Vlad Doroshenko _ 05.08.2017 16:48
IP: 94.158.95.---
Tim Vlasyuk:
Чому дозволяємо іноземцям та громадянам розмовляти на телебаченні російською? Є стандарт, практика в інших країнах...
Чому українці так соромляться власного імперського дискурсу, бояться визнати себе імперцями і бути ними?
Згоден.
Якщо не імперський, то залищиться холопський.
Де ті, що горлали "Слава Україні!"?
Вже отримали славу?
Чи отримали на %% відповідно до мовної квоти?
Tim Vlasyuk _ 05.08.2017 09:49
IP: 104.155.12.---
Інструменти, засоби, методи впровадження імперської мови (латинська, англійська, російська, французька, іспанська, тощо) добре відомі, випробувані століттями! Беріть, запроваджуйте, використовуйте!
Tim Vlasyuk _ 05.08.2017 09:45
IP: 35.190.221.---
Чому дозволяємо іноземцям та громадянам розмовляти на телебаченні російською? Є стандарт, практика в інших країнах: якщо іноземець, громадянин, особа без громадянства не володіє "державною" мовою, то приглушують і дають синхрон потрібною мовою.
Те саме можна було зробити з Романенком: давати синхрон українською мовою.
Синхрон українською має бути правилом для всіх іноземних мов на телебаченні.
Технічно це не складно. Плюс робочі місця для перекладачів з російської на українську в новинах, ток-шоу, на прямих ефірах.
Коли починаємо дискурс провінція-метрополія-імперія, то логічно постає питання про мову імперії. Мовою "української імперії" має бути українська. В кого є сумніви щодо цього питання?
Столицю імперії можна переносити з одного міста в інше (українська традиція). Народи імперії можуть розмовляти кількома мовами.
Але мова імперії завжди одна!
Чому українці так соромляться власного імперського дискурсу, бояться визнати себе імперцями і бути ними?
kren _ 04.08.2017 20:53
IP: 188.0.104.---
LYCIV_OLGA:
kren:
LYCIV_OLGA:
...українське керівнивництво, як минуле так і нинішнє, що,власне так і залишається комуно-регіональним,
заслуговує своєї винагороди, навіть більше ніж путінське.
Повністю згодна!...
Щиро сподіваюся, що доживу до того часу, коли ця "винагорода" "знайде своїх героїв"!...
...винагорода має бути без уяких " ",а повною мірою-згідно заслугам.
І,власне,винагорода-не якась особлива реальність, а обов*язок,без усякого пафосу,честі неоргані зованої більшості,що дуже вже заборгувала пануючій верхівці за 26 р. суверенітету.
Якщо більшість не зможе оргагізуватися,якщо її нікому буде організувати-борг так і залишиться...
безнадійним.
LYCIV_OLGA _ 04.08.2017 20:05
IP: 104.155.12.---
kren:
LYCIV_OLGA:
...українське керівнивництво, як минуле так і нинішнє, що,власне так і залишається комуно-регіональним,
заслуговує своєї винагороди, навіть більше ніж путінське.
Повністю згодна!...
Щиро сподіваюся, що доживу до того часу, коли ця "винагорода" "знайде своїх героїв"!...
Yaroslav Yurkiv _ 04.08.2017 18:09
IP: 35.187.12.---
Alexey Mikhaylov:
Первое что там можно найти, если захотеть Понятие Мононационального государства или Nation-state/ Которые многие на Украине читая Украинскую Википедию понимают не правильно. Приводя цифры где достаточно 67% или 2/3 одной национальности. Но Юнеско таких цифр неприводит. А Специалисты по этническим конфликтам наоборот приводят цифру 95%.
++++++++++++
В Україні 95% населення ненавидять кацапстан і кацапів, отже, це Nation-state!
kren _ 04.08.2017 16:10
IP: 188.0.104.---
LYCIV_OLGA:
...А теперь мы презираем вас. За то, что реже своим бездействием, чаще – активной поддержкой, вы
дали полный карт-бланш своему правительству на враждебные действия против Украины. И несёте полную ответственность за его действия. Все вместе и каждый персонально!...
...як зараз прийнято говорити,тренд,соціальний -це літургія діючого режиму. (думаю зрозуміло,що пи
тання свободи слова і свободи особистості за певних устроїв відповідає певним критеріям).
В даному разі,коли...гм,розділити відповідальність за те,що зараз коїться в Україні,в % виражені.
українське керівнивництво,як минуле так і нинішнє,що,власне так і залишається комуно-регіональним,
заслуговує своєї винагороди,навіть більше ніж путінське.
LYCIV_OLGA _ 04.08.2017 11:28
IP: 35.189.215.---
...А потом лишь бы успеть, лишь бы добежать. Захлопнуть дверь и упасть лицом в подушку. И грызть, грызть её и выть страшным неженским голосом; -за будущих невест, которых отцы не поведут под венец; -за страшное слово "никогда", вошедшее во многие украинские дома. Вы принесли его на подошвах своих мерзких сапог...

И это не мои слова; когда-то "содрала в "Нэте"", а авторство потеряла, но и готова "подписаться под каждым словом"!
LYCIV_OLGA _ 04.08.2017 11:25
IP: 104.155.40.---
(окончание)
Да, МЫ НЕНАВИДИМ ВАС, РАШИСТЫ. За то, что видим пацанов, с которыми учились в школе, или росли на районе, и они одеты в камуфляж. И старше пацаны эти стали на столетия. Даже если по паспорту им 20 лет.
- за то, что дети в школах делают журавликов и пишут на них "возвращайся домой, дядя"; – за жен, на коленях вымаливающих жизни своим любимым; – за старческие руки матерей, поглаживающие фотографии тех, за кого молиться уже поздно; – за скупые слёзы стариков-отцов. Которые храбрятся, держатся. И только потирают периодически где-то там, под сердцем. И седеют, тихо седеют...; – за новости "сегодня в зоне боевых действий погибло..."; – за страшное привыкание к этим новостям; -за тонкое детское "мам, а папа где?"; -за дрожащее женское "на небе"...
(извините, не поместилось, поэтому –)
LYCIV_OLGA _ 04.08.2017 11:23
IP: 35.190.221.---
(продолжение)
- за наших людей, на коленях встречающих въезжающие в города гробы; – а то, что на наших площадях висят фотографии погибших ребят. Некоторым из них еще не было 19-ти. За то, что другие 19-летние идут, чтобы сменить уже павших; – за то, что по улицам ходят мужчины с серыми лицами. Издалека кажется, что это пыль. А подходишь ближе и понимаешь, что это война въелась в морщины, в поры, в волосы, в души...
И хорошо если она только въелась в кожу, а не оторвала руки, ноги, не испепелила сердце. И ничем ее не смыть. Только время поможет. Сколько лет нужно провести в кругу семьи, сколько люлек откачать с новорождёнными детьми или внуками. Сколько часов провести на рыбалке с сыновьями, братьями или отцами. Сколько времени должно пройти, чтобы появился блеск в глазах.
Сколько нужно будет расчесать и заплести косичек дочерям, чтобы руки перестали предательски дрожать. Только все это поможет стереть страшную краску с поседевших лиц...
(см.окончание)
LYCIV_OLGA _ 04.08.2017 11:19
IP: 35.190.221.---
(продолжение)
А теперь мы презираем вас. За то, что реже своим бездействием, чаще – активной поддержкой, вы дали полный карт-бланш своему правительству на враждебные действия против Украины. И несёте полную ответственность за его действия. Все вместе и каждый персонально!

А ВОТ "НЕНАВИДИМ" МЫ ТОЛЬКО И ТОЛЬКО ИМЕННО РАШИСТОВ – Тех, у кого Путин и гвардейская ленточка на весь микроскопический мозг. За то, что вы пришли к нам.
Может, не вы лично. Но с вашего молчаливого одобрения или заливистого поощрения пришли другие. У которых "русский мир" зачесался. У которых патриотизм жмет голову, карманы и курок от автомата. К нам пришли, к своим бывшим братьям. На наши свежевыметенные полы. В своих кирзачах. И теперь мы вас ненавидим:
-за "защиту" "своих"; – за "русский мир"; – за "фашистов и бЕндеровцев"; – за "гумконвои". за танки, БТРы, гранатометы и автоматы из "военторга"...
(см.продолжение)
LYCIV_OLGA _ 04.08.2017 11:17
IP: 35.189.208.---
(продолжение)
Всем россиянам хотелось бы ответить так:

Да, действительно, мы так много прошли с вами вместе. Великую отечественную, Афганистан... Украинцы получали такие же фронтовые письма, сложенные треугольничком, такие же похоронки, такие же цинковые гробы. Мы вместе показывали кукиш Америке и кузькину мать всему миру. Ненавидели империализм и буржуев проклятых во время холодной войны. Цвет украинской нации валил лес и гнил на соседней шконке рядом с вашим в ГУЛАГе...
Потом Чечня. Когда старший брат сказал, что вся Чечня это сплошные головорезы и бандиты, мы согласились. Когда Грозный равняли с землей, мы промолчали. Дай, Господи, силы теперь не умереть со стыда. Когда воевали с грузинами, мы тоже робко постояли в стороне. Старшему брату ведь виднее. На "братскую любовь" можно списать любую подлость...
(см.продолжение)
LYCIV_OLGA _ 04.08.2017 11:14
IP: 35.187.12.---
Alexey Mikhaylov:
"Обучение уважению для всех" – совместный проект ЮНЕСКО-Соединенные Штаты Америки и Бразилии, запущенный в январе 2012 года
Противодействовать дискриминации как в образовании, так и через него. Признавая, что дискриминация возрастает Во всем мире, преподавание уважения для всех способствует принятию образовательных мер для борьбы с дискриминацией и насилием
Путем укрепления основ взаимной терпимости и культивирования уважения ко всем людям, независимо от того, Цвет, пол, класс, сексуальная ориентация, национальная, языковая, этническая или религиозная ориентация / идентичность...
Как написал Микола Злочевський, "у нас с кацапьем не получится. Слишком много они нам принесли зла и ненависти к себе..."

От себя добавлю:
Не стоит, даже, и пытаться!... ТАКОЕ ПРОСТО НЕВОЗМОЖНО В "ОБОЗРИМОМ БУДУЩЕМ"!
(см.продолжение)
Микола Злочевський _ 04.08.2017 08:50
IP: 188.163.34.---
Alexey Mikhaylov:
"Обучение уважению для всех" – совместный проект ЮНЕСКО-Соединенные Штаты Америки и Бразилии, запущенный в январе 2012 года
Противодействовать дискриминации как в образовании, так и через него. Признавая, что дискриминация возрастает Во всем мире, преподавание уважения для всех способствует принятию образовательных мер для борьбы с дискриминацией и насилием
Путем укрепления основ взаимной терпимости и культивирования уважения ко всем людям, независимо от того, Цвет, пол, класс, сексуальная ориентация, национальная, языковая, этническая или религиозная ориентация / идентичность.
Уважаемый Михайлов, у нас с кацапьем не получится. Слишком много они нам принесли зла и ненависти к себе. Сужу по себе и родственникам из Донбасса...Хотя там много обманутых украинцев.
Alexey Mikhaylov _ 04.08.2017 00:07
IP: 35.189.203.---
"Обучение уважению для всех" – совместный проект ЮНЕСКО-Соединенные Штаты Америки и Бразилии, запущенный в январе 2012 года
Противодействовать дискриминации как в образовании, так и через него. Признавая, что дискриминация возрастает Во всем мире, преподавание уважения для всех способствует принятию образовательных мер для борьбы с дискриминацией и насилием
Путем укрепления основ взаимной терпимости и культивирования уважения ко всем людям, независимо от того, Цвет, пол, класс, сексуальная ориентация, национальная, языковая, этническая или религиозная ориентация / идентичность.
Все решили сосредоточить усилия на формальном и неформальном классе, ориентируясь на учащихся 8-16 лет, и Направлена ​​на создание любопытства, открытости, критического мышления и понимания среди молодежи,С осознанием, знаниями и навыками, способствующими уважению и прекращению дискриминации на всех уровнях.
Проект основан на универсальных ценностях и основных принципах прав человека.
Alexey Mikhaylov _ 04.08.2017 00:05
IP: 35.187.12.---
Итак друзья. Вот мы и подошли к самому главному. Мирным взаимотношениям можно научиться. (как это резанирует с Москаляку на гиляку). Если ненавистью можно заразить, как венерической болезнью, то мирным взаимотношениям можно научиться. Да друзья все на курсы "Обучение уважению для всех." Это достаточно простая по смыслу но достаточно емкая по охвату населения программа которую можно назвать успешной. Почему бы не воспользоваться опытом других стран. Ищите в Интеренет руководство. И пока нет преподавателей, но это надеюсь со временем разрешится. Читайте, подчеркивайте для себя важные вещи. Учитись жить мирно. Итак все что надо найти Руководство Teaching Respect for all. Поскольку это пилотный проект для США, переводите с помощью гугл. Приведу только анотацию
Alexey Mikhaylov _ 03.08.2017 23:54
IP: 104.155.40.---
Привиду цитату с официально сайта Юнеско.
Знание прав и свобод считается основополагающим инструментом, гарантирующим уважение прав всех. Работа ЮНЕСКО в области образования в области прав человека основывается на Всемирной программе образования в области прав человека (ссылка является внешней).

ЮНЕСКО обеспокоена ростом расизма, ксенофобии и нетерпимости и считает, что образование имеет важное значение для укрепления основ терпимости, сокращения дискриминации и насилия. Начатый 18 января 2012 года проект ЮНЕСКО-США-Бразилия "Обучение уважению для всех" направлен на разработку учебной основы для борьбы с расизмом и поощрения терпимости, которые страны могут адаптировать к их соответствующим контекстам и потребностям.
Alexey Mikhaylov _ 03.08.2017 23:51
IP: 104.155.40.---
Первое что там можно найти, если захотеть Понятие Мононационального государства или Nation-state/ Которые многие на Украине читая Украинскую Википедию понимают не правильно. Приводя цифры где достаточно 67% или 2/3 одной национальности. Но Юнеско таких цифр неприводит. А Специалисты по этническим конфликтам наоборот приводят цифру 95%. Конечно эти все цифры условны. Но кого слушать демократа, или специалиста по конфликтам. Т.е можно принять цифру 67% и сказать, а у нас 70% и всети себя как в мононациональном государстве, правда с постоянными этническими конфликтами или принять цифру 95% и осознать что Украина это Многонациональное государство и должно выстраивать политику и принципы как в многонациональных государствах. И самое интерсеное что Юнеско этому способствует и это все носит достаточно благожелательную форму.Установление культуры мира и устойчивого развития лежит в основе мандата ЮНЕСКО. Вы поняли культуры мира!!!
Alexey Mikhaylov _ 03.08.2017 23:43
IP: 104.155.12.---
Уже наверное надоел всем языковый вопрос. Но читая своих украиноязычных сограждан понимаю, что отказ от русского языка лишает их кое чего важного. Есть такая Организация которая специализируется на национальных, этнических, культурных отношениях. Это Юнеско. Официальными языками Юнеско английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский языки. Как видим русский является официальным и можно ознакомится с большим количеством документов касаемых обсуждаемых здесь вопросов. И выясняется что опыта у Юнеско много и все это изложено и давно сформулировано и про причины этнических конфликтов и тенденции и про языки и т.д. Нужно только не скакать а читать. И кто из принципа украиноязычный пользоваться переводчиком Гугл, сложнее конечно с PDF. Вы от меня наверняка слышали о курсах межнационального общения, но многие это воспринимали как А не пошли бы вы на... в другую сторону. Но такие курсы есть и как раз это сфера Юнеско, кстати у них есть сайт
Микола Злочевський _ 03.08.2017 22:06
IP: 188.163.34.---
Иван Мазур:
LYCIV_OLGA:
Олег Чирва:
Ну, так сделаю тебе приятное: "Ты доказал (!!!), что ты (или, или, или...) БАЛАБОЛКА; ГУБОШЛЁП; ПИЗ*УН-БАЛАЛАЕЧНИК;) (УЙЛО ПИЗ*ЛИВОЕ!... Поздравляю!
Пост ее любой возьми -
Всюду: "пиз_уны", "уё_ки", "пи_оры".
Вот, что сделал свидомизм
С русской бабой Олей Сидоровой.
Ну Ви даєте, пане Колішко! Це кацапо-нацисти з пана Сидора зробили Сидорова, якого женили на українці Луців. А пан Сидір – то є відомий цілезбоченець...Майже такий, як пан лохік...
Олег Чирва _ 03.08.2017 20:45
IP: 37.229.133.---
Артур Украинец:

1. І скільки ж таких вигадок в історії лругої світової на східному фронті??? **** немного – история войны пишется с двух сторон, сопоставление и даёт правду...
2. Принагідно прочитав про 316-у. Враження мати перевагу в артилерії та ще підтриманою РВГК і відступати з величезними втратами... **** тобто, ЧА род Москвой воевала плохо? А ЧЕГО ЖЕ НЕМЦЫ ЕЕ НЕ ВЗЯЛИ? Заблудились?
3. Тепер все ясно, чому вигадали 28 ***** выдумал – ОДИН журналист. Не РКП (б), не Главпур, не политотдел дивизии, а – ОДИН писака. Вроде Артурчика...
4. А тепер про Кошевого і Ко та МАтросова можна ще поцікавитись? А бил лі мальчік?
ОТКУДА ИМ БЫЛО ВЗЯТЬСЯ _ ВЕДЬ УКРАИНУ ОСВОБОДИЛИ И БЕРЛИН ВЗЯЛИ БАНДЕРА с
ШУХЕВИЧЕМ... А КА НЕМЦЫ ВСЮ УТОПИЛИ В ВОЛГЕ...
Yaroslav Yurkiv _ 03.08.2017 16:28
IP: 35.189.208.---
Mike_Kharkov:
Yaroslav Yurkiv:
Так вони ж воювали мовчки, а ми – з диванів, де мова – зброя...
Таскати каштани з полум'я війни для олігархів – то не поважати а ні себе, а ні мову.
З дивану – це ще складніше!
Mike_Kharkov _ 03.08.2017 13:35
IP: 46.118.250.---
Yaroslav Yurkiv:
Так вони ж воювали мовчки, а ми – з диванів, де мова – зброя...
Таскати каштани з полум'я війни для олігархів – то не поважати а ні себе, а ні мову.
Уряд реформ266 Aтака Путіна1084 Україна та Європа854 Мовне питання174 Корупція993
ОСТАННІ ЗАПИСИ
Єгор Фірсов

Шабунин

35
Валерій Пекар

Новий набір на державну службу – що це і навіщо?

81
Наталя Соколенко

А про що ви хочете домовитися із мером Києва Віталієм Кличком і депутатами Київради?

7
Мустафа Найем

Как быстро они все забыли

Олексій Братущак

Втрати в АТО. Цифри військових не збігаються

9
Олексій Гарань

Юліє Володимирівно! Чи варто використовувати зовнішній напад на імідж країни у внутрішньополітичній боротьбі?

186
Олексій Гарань

Володимир Кулик: "В усіх типах медій споживачі віддають перевагу продуктам українською мовою. Про що свідчать соціологічні опитування, проведені на замовлення автора КМІСом"

43
Михайло Жернаков

Віддати Верховний Суд під ФСБ та інші ''європейські стандарти''

9
Олег Тягнибок

Вимагаємо знайти виконавців і замовників убивства Олега Супруненка!

320
Гліб Канєвський

Антикорупційний закон в дії: на праву руку мера Ірпеня склали протокол

4
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter