Володимир Фесенко Політолог, керівник Центру політичного аналізу "Пента"

Электоральная арифметика и не только

26 січня 2010, 13:05

Еще не утихли страсти по поводу итогов первого тура президентских выборов, а уже бушуют дискуссии относительно второго тура выборов. Политики, социологи, политологи и даже простые граждане с упоением считают проценты, делят голоса сторонников Тигипко, Яценюка, Ющенко и других участников первого тура между финалистами президентской гонки. В этой связи отмечу одно важное обстоятельство. Считать надо не абстрактные проценты, а физические голоса реальных избирателей, готовых принять участие во втором туре президентских выборов. И только после этого можно выводить процентные распределения.

В первом туре выборов приняли участие 24,6 млн. избирателей. Судя по данным социологов значительная часть избирателей, поддержавших в первом туре кандидатов, не вышедших в финал, не будет голосовать 7 февраля.

Таких будет не меньше 2 млн. Все разговоры о том, что часть избирателей, не голосовавших 17 января, придет на второй выборов и решит их исход, лишены смысла. Из этих избирателей могут проголосовать 7 февраля только те, кто не проголосовал 17 января из-за погодных условий или каких-то личных проблем. Таких избирателей не так уж и много.

Если человек не нашел для себя симпатичного кандидата в первом туре, то тем более он не будет голосовать за "меньшее зло" во втором туре.

По моим оценкам во втором туре выборов примут участие около 22 млн. украинских избирателей. Из них не менее 0,5 млн. проголосует против обоих кандидатов либо испортит свои бюллетени.

Следовательно, для победы на президентских выборах-2010 надо набрать не менее 11 млн. голосов.

Казалось бы, для Януковича эту задачу решить легче. К своему результату в первом туре он должен прибавить всего 2,5 млн. голосов.

Есть около 1 млн. голосов сторонников П.Симоненко и И.Богословской. Но даже среди избирателей лидера КПУ за В.Януковича готовы проголосовать по данным социологов (КМИС, Украинский ин-т социальных исследований им.А.Яременко) всего около 50%.

Среди избирателей С.Тигипко в пользу Януковича склоняется 35-40%, среди сторонников Литвина – 25-35%. Суммарно это около 2 млн. избирателей Близко к искомому результату. Но недостаточно. К тому же этих избирателей необходимо мобилизовать на голосование в свою поддержку.

Для Ю.Тимошенко задача во втором туре крайне сложная, но нельзя сказать, что абсолютно невыполнимая. Ей надо к своему результату в первом туре прибавить еще 5 млн. голосов.

А это значит, что за нее должны проголосовать не менее 3 млн. избирателей Яценюка, Ющенко, Тягнибока, Гриценко и Костенко (их общая численность около 3,7 млн. человек), и не менее 2 млн. избирателей Тигипко и Литвина (их общая численность около 3,8 млн.).

На момент первого тура за Ю.Тимошенко по данным социологов готовы были проголосовать 50-60% посторанжевых избирателей (еще 12-13% колебались) и 30-40% избирателей Литвина (колебались 10-14%). Этого для Тимошенко мало, поэтому ей нужен перелом в ходе избирательной кампании, поэтому ей крайне необходима публичная поддержка С.Тигипко.

Но Сергей Леонидович пока не дает публичной поддержки ни одному финалисту президентской гонки. И по логике не должен давать.

Но очень хочется стать Премьером, даже, несмотря на риски руководства правительством в условиях экономического кризиса и в "приймах" у Президента и чужой коалиции. Для внимательного наблюдателя это очень заметно.

Кто бы не победил на президентских выборах, разрыв будет не очень большим (не более 4-5% в случае победы Януковича, и не более 1,5-2% в случае победы Ю.Тимошенко). А это означает, что практически неминуем конфликт после второго тура выборов.

Отношения между конкурирующими лагерями накаляются. События вокруг комбината "Украина" лишний раз это подтверждают.

В этой связи очень показательно появление в Киеве Зурабова. Россия готова пойти на символические уступки в связи с вручением верительных грамот нового посла РФ в Украине Президенту Ющенко, лишь бы держать руку на пульсе событий после второго тура выборов.


Россия наверняка попытается выступить модератором в разрешении послевыборного кризиса в Украине. И не потому, что Кремль заинтересован сделать Президентом Януковича или Тимошенко.

Кремль не заинтересован в том, чтобы в случае кризиса затянулось президентство Ющенко.

P.S.

Меня уже не столько интересуют президентские выборы, сколько грядущие местные выборы и возможные досрочные выборы в Верховную Раду. С этими выборами связано продолжение и усиление тенденции на обновление украинской политики.

Всех, кто занимается подготовкой к местным выборам, приглашаю на семинар-практикум "Новые избирательные технологии на местных выборах 2010 года", который должен состояться 6 февраля в Киеве. Более подробная информация о семинаре и регистрация на сайте http://vfschool2010.iprofeet.com

Коментарі — 46
Юрий Владимирович _ 17.10.2010 01:17
IP: 109.167.19.---
Система Выборов, как и все остальное в нашей стране, кране несовершенна, если позволяет подобные фальсификации. Считаю, что она подлежит реформированию, как и вся государственная система Украины. Есть у меня на этот счет кое какие наброски на моем блоге: uras.hiblogger.net, можно было бы взять за основу...
Галкінд _ 01.02.2010 01:15
IP: 188.115.132.---
То есть, чтобы стать президентом, претенденту нужно получить 50%
плюс один голос. Эти-то пятьдесят процентов усиленно выдают за
отмененную как минимум половинную явку избирателей.

Избирателю навязывается мысль – голосуй хоть против обеих кандидатов – все равно половины голосов не наберешь, и тем самым заставить избирателя голосовать либо за Януковича, либо за Тимошенко.

А набирать-то и не надо!

Допустим, за Януковича во втором туре проголосует 48,9% избирателей, за Тимошенко – 48,1%. Около половины процента составят оказавшиеся в урне испорченные или недействительные бюллетени (без печати избирательного участка, или без подписи члена комиссии, с неопределенной "позначкой", что не дает возможность установить волеизъявление избирателя, с карикатурами, матюками и кукишами и т. д.).
Имеем – 48,9 + 48,1 + 0,5 = 97,5%.
Остальные, то есть 2,5 %, поданные с отметкой "Не поддерживаю обоих кандидатов" окажутся судьбоносными для Украины – выборы будут признаны несостоявшимися и Ц
Галкінд _ 01.02.2010 01:14
IP: 188.115.132.---
Все це добре, але:
Судя по некоторым признакам, Кремль снова поторопился,
и демаршевая задержка приезда российского посла в
Украине через пару недель покажется глупым пижонством.
Скорее всего, Зурабову придется работать совсем не с тем (или той)
президентом Украины, на которых россияне рассчитывали.
Ни Янукович, ни Тимошенко президентом не станут.

Они как черт ладана боятся одного -
чтобы украинский избиратель не узнал, что у него
осталось право реального выбора в условиях,
когда по крайней мере для 30% избирателей выбора не
осталось.
Речь идет о статье 84, часть трется Закона Украины
о выборах президента: "у день виборів Президентом України
стає кандидат, який одержав на виборах більше
половини голосів виборців, які взяли участь у голосуванні
{Частина третя статті 84 в редакції Закону N 1616-VІ (1616-17) від 21.08.2009}.
ФоС'РёРЅРёСЏ _ 28.01.2010 21:48
IP: 91.124.0.---
Это такой честный подсчет.До недавнего времени я прислушивалась к аналитике Фесенко,но сейчас он очень заангажирован,стал неинтересен.
Gelen _ 27.01.2010 21:13
IP: 94.179.130.---
Володимир Фесенко:
Но могла быть и искусственная "добавка" голосов. Этого я не исключаю. Но не думаю, что таких голосов было очень много.
Мне показали последний выпуск "Левого берега" (Днепропетровский), где есть репортаж с пресс-конференции с участием В.Фесенко.

Экзит-полл, проведенный в Дн-ске на 136 участках (в проведении которого
участвовал центр "Пента") принес след. рез-ты:
Тигипко – 35.1%
Янукович – 29.2 %
Тимошенко – 15.8%

Официальный подсчет голосов:
Янукович – 35.7%
Тигипко – 32.7%
Тимошенко – 11.9%

По остальным кандидатам результаты совпадают с экзит-поллом.

"В точности наших подсчетов убеждены на 100%" (В.Фесенко).

Неужели это "не так много голосов"?
brdm _ 27.01.2010 16:09
IP: 77.52.224.---
Peresich _ 27.01.2010 11:21
Кто быстрее и ловчее сопрёт в электоральном тупике электоральную шапку у электорарата?
.
Вот в чём вопрос!!!
brdm _ 27.01.2010 16:05
IP: 77.52.224.---
Peresich _ 27.01.2010 11:21,
Чёта непонятно мне,почему ни те ни другие не поют?
У Гримм и Карамазовых получается, а у этих – нет... (((
Peresich _ 27.01.2010 11:21
IP: 212.90.169.---
Olexandr N: Читайте не братьев Капрановых, а братьев Вайнеров:) Софья Власьевана =советская власть:)))
Игрек-минус _ 26.01.2010 21:29
IP: 85.90.193.---
Володимир Фесенко _ 26.01.2010 20:50
О явке...
...Из тех, кто в первом туре голосовал за других кандидатов около трети настроены против Я и Ю одновременно. Отсюда и мой прогноз о снижении явки примерно на два миллиона избирателей. Рад был бы ошибиться.

Володимир Фесенко _ 26.01.2010 21:02
О результате Януковича...
...На этих выборах Янукович прибавил около полумиллиона голосов. Это могли быть голоса антиоранжевых избирателей...
...Но могла быть и искусственная "добавка" голосов. Этого я не исключаю. Но не думаю, что таких голосов было очень много.


Господин Фесенко!
Спасибо за ответ и дискуссию – было весьма интересно обменяться мнениями и аргументами.

Осталось всего 12 дней до окончательной проверки всех сделанных прогнозов и самое главное – для определения дальнейшей судьбы страны.

Не допускаю варианта, в котором Украина выберет дорогу назад в своё прошлое – это было бы слишком несправедливо...
Володимир Фесенко _ 26.01.2010 21:02
IP: 82.193.97.---
О результате Януковича. Я как раз и прогнозировал результат Януковича в 35% (можете проверить по газете "Комментарии", N1 за 2010 г.). И вот почему. За партию регионов и в 2006 и в 2007 г. стабильно голосовало около 8 млн. избирателей. На этих выборах Янукович прибавил около полумиллиона голосов. Это могли быть голоса антиоранжевых избирателей которые. которые раньше голосовали за другие политические силы (например, за СПУ, за Витренко, и частично за КПУ). Но могла быть и искусственная "добавка" голосов. Этого я не исключаю. Но не думаю, что таких голосов было очень много.
Володимир Фесенко _ 26.01.2010 20:50
IP: 82.193.97.---
О явке. Действительно на предыдущих президентских выборах явка во вторых турах была высокой. В 1999 году шла мобилизация голосовать против Симоненко, плюс работал админресурс (по тому же Донбассу, например). В 2004 году была еще более понятная ситуация, Мало того, что почти все общество разделилось стенка на стенку, так еще оба штаба искусственно увеличивали явку. Сейчас совсем другая атмосфера в обществе.Очень много разочарованных, настроенных против обоих финалистов выборов. Из тех, кто в первом туре голосовал за других кандидатов около трети настроены против Я и Ю одновременно. Отсюда и мой прогноз о снижении явки примерно на два миллиона избирателей. Рад был бы ошибиться.
gjaur _ 26.01.2010 17:36
IP: 77.123.245.---
denkend _
gjaur:
Ви знаєте, по-перше, Ви не зовсім однозначно інтерпретуєте Пинзеника (бо він, якщо Ви пам"ятаєте, мав свої аргументи).
По-друге, як не дивно, я не проти податків:)))
По-третє, наскільки Вам відомо, малий бізнес – це не тільки ПП.
По-четверте, я за те, щоб малий бізнес був малим бізнесом, і проти того, коли великий бізнес "ховається за малий" (вибачте, коли у великому супермаркеті ви отримуєте чек ві ПП, то особисто мені стає смішно:)))

Можу навести ще декілька пунктів. Надіюсь, я конкретно відповів на Ваші запитання-
--
Вы не ответили на главное,где видно,что Тимошенко убивает малый бизнес?А кто за кого прячется это уже другой вопрос.Не хочу терять время и отвечать на все ваши по-перше,но пинзеник для меня-вице-премьер при Кучме в 90-е г.доведший страну своими с Кучиой реформами (в т.ч. и ваучерной приватизацией) до гиперинфляции,разграблении гос собственности под видом приватизации.появлении трастов и тд-это все Пинзеник и те же методы он хотел прово
denkend _ 26.01.2010 16:50
IP: 80.152.190.---
Обізнаний:
І про що говорить???:)))
Обізнаний _ 26.01.2010 16:49
IP: 89.162.217.---
Можливо це буде самий непопулярний президент, бо за новітньої історії України президентом ставала особа за яку голосувало не менше 15 млн. виборців, тому для кандидатів головне мобілізувати свого виборця. Лозунг "Україна понад усе!" має мобілізувати українців.
denkend _ 26.01.2010 16:49
IP: 80.152.190.---
Игрек-минус _ 26.01.2010 16:30
Задля справедливості – я голосував на заході України, причому після 19-ї години. І на нашу дільницю після мене прийшло ще декілька чоловік тільки за ті кілька хвилин, що я йшов до машини. Правда, не знаю, бо не цікавився, яке співвідношення явки було в нас.
Як на мене, збільшення явки може, але не мусить щось означати. Бо спостерігачі і члени ТВК сидять весь відведений час. Що їм завадить провести "фокус" раніше? Тобто, фальсифікації аба є, або їх немає.
САНДРО _ 26.01.2010 16:39
IP: 194.246.117.---
Игрек-минус _ 26.01.2010 16:30
Господин Фесенко!
На мой взгляд, Вы построили свой анализ на спорном тезисе, что явка избирателей во втором туре будет аж на 10% ниже от числа пришедших голосовать в первом туре!

Что же это получается, что уважаемый нами полилог ошибся, что нпростительно для людей такого национального масштаба, да и в креатуре Януковича замечен не был.
Или сознательно вводит в заблуждение электорат, способствуя тенденции меньшей явки второго тура, что преступно.
Хотелось бы все-таки услышать мнение политолога, что предполагают публикации блогов, учитывая, что здесь не статисты сидят из телешоу.
Игрек-минус _ 26.01.2010 16:30
IP: 194.106.218.---
Продолжение для Фесенко

Ещё один момент.
Вы не ставите под сомнение результат Януковича в первом туре 35% – хотя для сомнений есть серьёзные основания.
По крайней мере в четырёх областях после 18 часов резко подскочила явка избирателей – а это серьёзный признак того, что штаб Януковича решился на подтасовку в первом туре.

И если это так, то только лишь для выхода на заявленные стартовые позиции в 35% Януковичу надо будет "найти" не менее 1,5 млн. избирателей – что в условиях комиссий "50 на 50" ему будет сделать весьма трудно, если вообще возможно.

И совершенно не случайно начали истерить "регионалы", не случайно вдруг захотели изменить закон о выборах, не случайно попытались подмять под себя комбинат "Украина" – "ресурс" начал уплывать из рук.

С Вами можно согласиться в одном – разрыв между победителем и проигравшим будет в пределах 4-5%.

Но и это предположение может быть опровергнуто 7-го февраля...
Игрек-минус _ 26.01.2010 16:30
IP: 194.106.218.---
Господин Фесенко!
На мой взгляд, Вы построили свой анализ на спорном тезисе, что явка избирателей во втором туре будет аж на 10% ниже от числа пришедших голосовать в первом туре!
А в пересчёте на общую численность избирателей явка составит всего 60%.

Такая оценка не соответствует результатам вторых туров предыдущих президентских выборов – явка во вторых турах ВСЕГДА была не меньше первых.

Так что вряд ли есть основания предполагать резкое падение явки и в этот раз.

Получается, что Вы исключили из прогноза колоссальную численность избирателей – не менее 2,6 млн. человек!
Причём с большой долей вероятности – это всё-таки ресурс Тимошенко, а не Януковича.

Далі буде...
cdecdc2V _ 26.01.2010 16:16
IP: 178.95.255.---
Критикан-2:
Незважаючи на свої 13% Тігіпко все більш і більш виглядає таким собі хитродовбаним мачо. Сутність політиків виявляється на вирішальних етапах -або – або. Невпевнена позиція мачо не додає йому поваги з боку виборців. Стає очевидним, що він ніяке не нове обличчя, що він обтяжений тими самими комплексами, що він не ЩИРИЙ, що він, нарешті, звичайнісіньке брехло, яке шукає свого притулку у політичному віри.
Я б сказав так, що це лайно другого сорту... Це осетрина "второй свежесті", чого не може бути, якщо вірити М.Булгакову, а він знав, про що писав.
Я розумію, що подібний вирок Тігіпку-політику не до вподоби, але... маємо те, що маємо.
Да,обидно,такая большая страна и нет в политике настоящих мужчин.Каждый переживает за свои яйца а нэнька им глубоко пох.
gjaur _ 26.01.2010 16:16
IP: 77.123.245.---
Знаете,удивительно – блог Фесенко до сих пор висит на главной УкрПравды-невероятно для политики УП последнего времени,особенно после загадочного исчезновения фото Героя с первой страницы.
Хотя Фесенка пытались уже вытеснить джинсовый Гнап и одна из подголосников цушка и хани херман-монтян.Интересно.Понаблюдаем дальше.
denkend _ 26.01.2010 16:07
IP: 80.152.190.---
gjaur:
gjaur _ 26.01.2010 15:54
Ви знаєте, по-перше, Ви не зовсім однозначно інтерпретуєте Пинзеника (бо він, якщо Ви пам"ятаєте, мав свої аргументи).
По-друге, як не дивно, я не проти податків:)))
По-третє, наскільки Вам відомо, малий бізнес – це не тільки ПП.
По-четверте, я за те, щоб малий бізнес був малим бізнесом, і проти того, коли великий бізнес "ховається за малий" (вибачте, коли у великому супермаркеті ви отримуєте чек ві ПП, то особисто мені стає смішно:)))

Можу навести ще декілька пунктів. Надіюсь, я конкретно відповів на Ваші запитання.
gjaur _ 26.01.2010 15:54
IP: 77.123.245.---
denkend _ 26.01.2010 15:23
Шановний / а. Справедливості ради, мабудь ближче до правди те, що малий бізнес боїться обох (принаймі, можу говорити про своє коло, бо я й сам "малий":))
І оце найгірше. Бо боюсь, що економіка буде і далі тінізуватись. І хоча у нас більшість людей сприймає це явище (тіньової економіки) доволі нормально, хотілось би, щоб ми все ж рухались в напрямку її зиеншення...
------
Я тоже ЧП.Если она тоже угнетает малый бизнес,то почему тогда ушла Пинзеника из правительства.который еще в первом ее правительстве,а с 2008г еще более активно настаивал на отмене единого налога.И именно она ему не дала это сделать.Поэтому,если вы сами малый бизнес,то говорите конкретно,а не вообще.
Olexandr N _ 26.01.2010 15:49
IP: 94.248.51.---
vpc:
Владимир, Вы ошибаетесь, явка во втором туре будет выше, чем в первом. Я знаю несколько людей, которые предпочли 1 туру другие дела. Но они ОБЯЗАТЕЛЬНО пойдут на второй, имхо все будет решаться там. Очень велико неприятие судимого кандидата, это факт.
У меня тоже похожая ситуация- будем ждать сюрпризов от явки цивилизованных людей!
vpc _ 26.01.2010 15:46
IP: 81.30.160.---
Владимир, Вы ошибаетесь, явка во втором туре будет выше, чем в первом. Я знаю несколько людей, которые предпочли 1 туру другие дела. Но они ОБЯЗАТЕЛЬНО пойдут на второй, имхо все будет решаться там. Очень велико неприятие судимого кандидата, это факт.
llmmkk _ 26.01.2010 15:35
IP: 77.52.111.---
Peresich _ 26.01.2010 15:24
Так она уж сколько лет как померла...
ONLINE
Євро-201256 Україна та Європа140 Справа проти Тимошенко157 Вибори-2012 в Україні89 Вибори в Росії51
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом Facebook