26 лютого 2012, 22:39

Два года на посту Президента Украины: поучительные закономерности

Поскольку есть формальный повод, в СМИ оживленно обсуждают два года президентства Януковича. Оценки, естественно, диаметрально различаются в зависимости от политических предпочтений. Все, однако, познается в сравнении. Я попытался вспомнить, а с чем и как приходили к двухлетнему рубежу своего президентства предшественники Виктора Януковича. Интересная оказалась картина.

Второй год президентства Л.Кравчука: декабрь 1992 г. – ноябрь 1993 г. Острый социально-экономический кризис. Крушение украинской промышленности. Рекордная гиперинфляция – 10206% за год. Забастовка шахтеров с политическими требованиями. Политическое противостояние Президента Украины с премьер-министром Л.Кучмой. В итоге было принято решение о досрочных президентских выборах.

Второй год первого президентского срока Л.Кучмы: июль 1995 г. – июль 1996 г. Кризис неплатежей. Начало заробитчанства – массового отъезда на работу в Европу и в Россию. Крах финансовых пирамид. Побоище под Софийским собором. Противостояние Л.Кучмы с Верховной Радой и ее председателем А.Морозом. Как следствие этого противостояния – 28 июня 1996 г. парламент принимает Конституцию Украины. В конце мая 1996 г. Премьер-министром становится П.Лазаренко. И, кстати, первый раз в политической истории Украины происходит массовая скупка депутатских голосов в пользу кандидатуры нового Премьер-министра.

Второй год второго президентского срока Л.Кучмы: декабрь 2000 г. – ноябрь 2001 г. В 2001 г. экономика Украины выросла на 9%, но все затмили политические проблемы. С первой годовщиной второй президентской инаугурации Л.Кучмы почти совпал кассетный скандал, который и предопределил политическую драматургию второго года второго президентского срока Л.Кучмы. Возникло движение "Украина без Кучмы". 9 марта 2001 г. произошли столкновения оппозиционных демонстрантов с милицией. И начинается еще одна, почти мистическая закономерность, на которую обращаю особое внимание. В январе 2001 г. Генпрокуратура возбуждает против Ю.Тимошенко уголовное дело, а 13 февраля она была арестована. С этого момента Ю.Тимошенко становится политическим врагом режима Л.Кучмы. 26 апреля 2001 г. Верховная Рада голосует вотум недоверия премьер-министру В.Ющенко. В декабре 2001 г. деятельность Президента Л.Кучмы полностью поддерживали 11,3% респондентов, не поддерживали 40,1%. Справедливости ради надо сказать, что и до начала кассетного скандала уровень поддержки Л.Кучмы был не намного выше.

Второй год президентства В.Ющенко: февраль 2006 г. – январь 2007 г. Экономический рост в 2006 г. составил 7,3%. Но в политическом плане это был неудачный период для В.Ющенко. "Наша Украина" проиграла парламентские выборы. Партия регионов не только выиграла выборы в Верховную Раду, но и сформировала парламентское большинство. В.Янукович возвращается на должность премьер-министра. Начинается процедурно-институциональное противостояние между Президентом Украины и Кабинетом Министров. Премьер-министр В.Янукович и его правительство шаг за шагом стали ограничивать влияние Президента В.Ющенко на исполнительную власть. 12 января 2007 г. парламентское большинство во главе с Партией регионов при поддержке фракции БЮТ преодолело президентское вето на закон о Кабинете Министров. Именно это событие предопределило начало политического кризиса, который привел к роспуску Верховной Рады и досрочным парламентским выборам. Здесь мы опять видим роковую роль фактора Ю.Тимошенко на втором году полномочий очередного украинского Президента. В феврале 2007 г. по данным Центра Разумкова деятельность Президента В.Ющенко полностью поддерживали 9,7% респондентов, не поддерживали – 45,4%.

На фоне своих предшественников В.Янукович к концу второго года своего президентства вроде бы не имеет серьезных политических проблем. И по формальным юридическим полномочиям и по реальному политическому контролю над всеми органами государственной власти он является самым влиятельным главой государства за все годы независимости Украины. По итогам 2011 г. достигнут экономический рост в 5 % (выше, чем в России и у всех ближайших соседей). Оппозиция – слабейшая за последние 15 лет (не по рейтингам, а по энергетике и политической состоятельности). Казалось бы все не так плохо В.Януковича. Но... в стране растет социальное и политическое напряжение. Падают рейтинги Президента. В декабре 2011 г. по данным Центра Разумкова деятельность Президента В.Януковича полностью поддерживали только 7,3% респондентов, не поддерживали – 59,4%. Главная причина этого – непопулярные решения в сфере социально-экономической политики (повышение коммунальных тарифов, пенсионная реформа, ограничения в выплатах социальных льгот). И... опять проявился роковой фактор Ю.Тимошенко. Как и во время второго года второго президентского срока Л.Кучмы Юлия Владимировна была арестована, но ее не выпустили (как в 2001 г.), а осудили на 7 лет, что вызвало не только рост внутриполитического напряжения, но, самое главное, резко ухудшило отношения Украины с Западом.

Таким образом, какими бы разными не были политические и социально-экономические условия в стране, у всех Президентов Украины второй год пребывания при власти был весьма проблемным. Почему? Видимо, сказываются общие закономерности украинской политики и внутренняя логика функционирования института Президента с нашей украинской спецификой. Кредит доверия украинцев к новому Президенту, как правило, исчерпывается к концу первого года полномочий главы государства. Далее начинается рост недовольства. А власть начинает зацикливаться сначала на собственных интересах, а потом и на собственных проблемах. Для нового главы государства первый год полномочий это еще и "курс молодого президента", освоение самой главной должности в стране. А ведь надо и страной заниматься, и страна все чаще начинает напоминать о себе. Ближе к окончанию первого года президентства начинаются перетасовки в команде главы государства. Становится очевидным, что не все кадровые решения были правильными. Однако и новые кадры не всегда оказываются эффективными. С кадровой политикой у всех президентов страны были очевидные проблемы, хотя и разные по содержанию.

В итоге для всех украинских глав государства символический рубеж двух лет президентства становился своеобразным тревожным звонком. Приходило понимание: надо что-то делать, как-то выравнивать свою ситуацию, а то и просто спасать ее. Но однозначного ответа на эти вопросы не было ни у кого. Все Президенты действовали методом проб и ошибок и далеко не всегда удачно.

А что говорит наша политическая история о третьем годе полномочий наших президентов? Леонид Кравчук потерял свою президентскую должность на досрочных выборах. Для Л.Кучмы и В.Ющенко этот период был сложным, но не сверх-проблемным. Однозначно можно сказать только одно – продолжится кадровая чехарда в президентской команде. И еще одна примечательная деталь – в третий год полномочий украинских президентов трижды проходили парламентские выборы. И все эти выборы были довольно успешными для оппозиционных сил. Кстати, на третьем году полномочий разных украинских президентов трижды (в конце 1996 г., в 2002 г. и в 2007 г.) избиралась народным депутатом Ю.Тимошенко. И хотя послевыборная ситуация развивалась по-разному, общей закономерностью было возникновение затяжного противостояния между властью и оппозицией, главной ареной которого становилась Верховная Рада Украины. Подтвердятся ли эти закономерности на третьем году полномочий В.Януковича? Посмотрим.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...