14 червня 2015, 14:35

Борис Ложкин как топ-менеджер Президента Порошенко

10 июня исполнился ровно год с момента назначения Бориса Ложкина на должность главы Администрации Президента Украины. Это хороший повод поразмышлять и о месте Администрации Президента в новой конструкции политической системы страны (произошли ли здесь изменения?) и о роли Бориса Ложкина в нынешних политических раскладах. Заодно можно сравнить сегодняшнего Президентского Администратора с его предшественниками. Это гораздо более продуктивный метод, чем сравнение с некой идеальной моделью.

Год назад, назначение Бориса Ложкина на должность главы Администрации Президента Украины меня несколько удивило. Это был первый кадровый эксперимент Президента Порошенко (как оказалось, далеко не последний). Я тогда даже предположил (в ряде публичных комментариев), что, возможно, Б.Ложкину не удастся долго продержаться на этой должности. Но он продержался. И это само по себе является значимым результатом. Ведь некоторые из тех, кто был назначен год назад на высокие государственные посты, ушли (или были уволены) с этих должностей под огнем жесткой критики.

Собственно, тот факт, что Борис Ложкин уже год работает во главе Администрации Президента Украины, является главной оценкой его деятельности. Значит, пока его работа устраивает Президента Порошенко. Иначе были бы оргвыводы. Ведь главная задача Администрации Президента Украины – организационно обеспечивать деятельность главы государства в соответствии с его конституционными функциями. В остальном оценивать работу Б.Ложкина достаточно сложно. Он не публичен (может быть даже чересчур). Очень заметна деятельность Президента, но почти не заметна деятельность его Администрации и ее руководителя. Но ведь именно Администрация обеспечивает деятельность главы государства. В плане гипер-активности Петр Порошенко даст фору всем своим предшественникам. Но вместе с Президентом должна крутиться и вся его Администрация, иначе будут сбои в совместной работе. Если работа главы государства обеспечивается на достаточно высоком уровне, а деятельность его оргштаба не бросается в глаза, это, скорее, плюс, чем минус. В данном случае, главным критерием деятельности Администрации Президента является отсутствие скандалов и конфликтов, а также организационных провалов. Проведу аналогию со спортивными играми. Любой серьезный болельщик знает, если игра идет, а арбитр не заметен, значит, уровень судейства хороший. И наоборот, если на поле заметен только судья, а вместо игры постоянные свистки и разборки игроков, значит, есть серьезные проблемы с судейством.

На мой взгляд, принципиально важным обстоятельством является и то, что Администрация Президента Порошенко не стремится стать "параллельным правительством", как это было при всех предшественниках нынешнего главы государства (пожалуй, за исключением Л.Кравчука, но при нем не было и полноценной Администрации). Такие руководители Администрации Президента Украины как Дмитрий Табачник, Виктор Медведчук и Сергей Левочкин вошли в новейшую политическую историю нашей страны в роли могущественных "серых кардиналов". Был даже такой анекдот, что Леонид Кучма работает президентом в администрации Дмитрия Табачника. Правда, после появления этого анекдота Д.Табачник был уволен с должности главы Администрации (естественно, не только по этой причине). В данном контексте отметим, что при Президенте Порошенко вряд ли вообще возможно появление "серого кардинала". Петр Алексеевич склонен сам играть роли и "дирижера" и "первой скрипки". Однако характерно, что Борис Ложкин на посту главы Администрации Президента Украины избегает не только публичности, но и проявлений самостоятельного политического влияния. Он осуществляет обязанности топ-менеджера Администрации Президента, а не играет роль влиятельного и достаточно самостоятельного государственного руководителя. В украинской политической тусовке к этому относятся по-разному, в том числе и критично. Но для Президента Порошенко такой стиль политического менеджмента главы его Администрации, наверное, вполне приемлем. Похоже, что он органичен и для самого Б.Ложкина, которому больше по душе современный стратегический менеджмент, а не игры в "украинского кардинала Ришелье" или увлечение политическим администрированием. Он именно топ-менеджер Администрации Президента Порошенко, а не Главный Президентский Администратор.

Удалось ли Борису Ложкину модернизировать работу Администрации Президента Украины? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос, в том числе и потому, что я не очень знаком с внутренней ситуацией в Администрации. По данным из разных источников, можно сделать вывод, что Б.Ложкин стремится придать работе Администрации Президента Украины больше мобильности, динамичности и современного стратегического планирования. Но при этом он не ломает уже сложившуюся организационно-функциональную модель деятельности Администрации, приспосабливая ее к особенностям политического и делового стиля Президента Порошенко. Наверное, в условиях военно-политического противостояния с Россией, глубокого социально-экономического кризиса и сложной внутриполитической ситуации такой подход пока оправдан. Наиболее удачным и резонансным реформаторским действием Администрации Президента Порошенко я считаю кадровый эксперимент с привлечением иностранцев. Это явно оживило и кадровую политику и систему государственного управления. Но здесь желательно "не переборщить". А вот с кадровой политикой на уровне областных и районных государственных администраций больше проблем, чем достижений. Вообще, оценивая работу Бориса Ложкина во главе Администрации Президента Украины, следует учитывать, что критические замечания и претензии к Президенту Порошенко, которых накопилось немало, относятся и к работе его Администрации, соответственно и к ее непосредственному руководителю.

Не так давно к сфере ответственности Бориса Ложкина прибавилась еще одна важная обязанность – он стал заместителем председателя Национального совета реформ, на него возложены функции координации и контроля за выполнением решений Нацсовета реформ. Люди, знающие Бориса Ложкина, говорят, что у него есть не только понимание логики реформ, необходимых Украине, но и собственный реформаторский потенциал. Очевидно, что с реализацией структурных реформ возник определенный застой. Б.Ложкин должен помочь в преодолении этого застоя и придании процессу реформ ощутимого организационного импульса. В этой связи, как профессиональный политический консультант не удержусь от публичного совета – не повторять ошибок предшественников. И при Кучме и при Януковиче (период Ющенко, увы, совсем другая история) Администрация Президента инициировала различные программы реформ. Но писали их одни люди (в Администрации Президента, и создаваемых ею советах по реформам), а осуществлять должны были совсем другие (в Кабинете министров), зачастую даже не понимавшие смысла предлагаемых им реформ. И это приводило к торможению и принципиальным сбоям в процессе осуществления реформ. Осуществлять реформы должны люди, понимающие их смысл и логику, которые являются и носителями реформаторских идей и мотором их реализации. Во-вторых, отсутствовало качественное информационное обеспечение реформ. Нам необходимо не "бла-бла" о реформах вообще, а содержательное информирование конкретных целевых групп населения (в том числе и работников соответствующих государственных ведомств) о содержании и последствиях реформ (что и для чего будет делаться). Как человек, сделавший успешную карьеру в медиа-бизнесе, Борис Ложкин должен содействовать и этому направлению обеспечения реформ.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...