22 травня 2016, 23:18

Заметки о Плане приоритетных действий правительства на 2016 год

19 мая Премьер-министр Украины Владимир Гройсман представил проект Плана приоритетных действий правительства на 2016 год и призвал к дискуссии по поводу этого документа. Воспользуюсь предложением Премьера и выскажу несколько соображений относительно этого Плана.

Во-первых, следует отметить продуктивность самой идеи разработки операционного Плана действий Кабинета министров. Предыдущие правительства, как правило, ограничивались утверждением в парламенте самой общей политической программы своей деятельности (для того, чтобы получить иммунитет от отставки на год), а далее действовали по ситуации. В.Гройсман обещал представить более конкретную программу действий своего правительства и выполнил это обещание. И дело здесь не только в выполнении данных обещаний, что само по себе правильно. Конкретный план действий необходим для реального упорядочивания, планирования работы правительства и отдельных министерств, а также контроля за их деятельностью. В чрезмерно бюрократизированной системе государственного управления в Украине очень много так называмой "текучки". И очень легко в этой текучке утонуть, что собственно регулярно и происходило в деятельности предыдущих правительств. Необходимость рационального и системного подхода к планированию работы правительства диктуется и потребностями проведения структурных реформ.

Положительно следует оценить также публичность и открытость правительства в работе над Планом своей деятельности. Судя по телерепортажам с презентации этого Плана, Премьер-министр В.Гройсман заинтересован в сотрудничестве с негосударственными экспертными институциями в разработке и реализации этого Плана. Похоже, что уже в проекте Плана использованы некоторые наработки аналитических институтов гражданского общества. Главное, чтобы речь шла о реальном взаимодействии нового правительства с гражданским обществом, а не о пиар-имитации этого процесса.

Несколько слов о приоритетах правительства. Можно в основном согласиться с определением ключевых приоритетов правительства на 2016 год. Но, на мой взгляд, необходимо говорить не просто о макроэкономической стабилизации, а также о социальной стабилизации. Да в программе правительства уделено большое внимание разнообразным социальным задачам, причем в достаточно конкретной форме. Этому посвящен один из наибольших блоков Плана. Но нынешняя социальная ситуация в украинском обществе весьма сложная и социальное напряжение будет только возрастать, с учетом недавно принятых решений о повышении коммунальных тарифов и цены на газ. Необходим тщательный анализ возможных рисков в этой сфере и подготовка различных вариантов действий правительства в этой связи (к примеру, реакция на возможный кризис неплатежей по коммунальным тарифам).

Мало говорить сейчас только о макроэкономической стабилизации. Одним из главных приоритетов должно стать возобновление социально-экономического роста. И в этой связи надо определяться с драйверами экономического роста на ближайшую персепективу. Недостаточно полагаться только на формирование привлекательного инвестиционного и делового климата.

Некоторые коллеги немало критиковали предыдущее правительство за консервативные подходы к организации своей работы и даже настаивали на необходимости серьезной реформы в организации работы самого Кабинета министров. В этой связи заслуживает внимания то, что в Программе приоритетов правительства поставлена задача оптимизации процедур разработки и принятия правительственных решений. Предполагается, что не менее 30% организационно-распорядительных функций будет передано от Кабинета Министров министерствам и другим органам исполнительной власти. Может быть, есть смысл продумать совершенствование процедур принятия решений и внутри Кабинета министров.

Не берусь давать оценку запланированным действиям правительства по отдельным направлениям. Более компетентно это могут сделать специалисты по соответствующим направлениям государственной политики. План приоритетных действий правительства на 2016 год (а это обстоятельный документ объемом более 200 стр.) размещен на Правительственном портале и каждый желающий может с ним ознакомиться и внести свои замечания и предложения.

В заключение отмечу, что само появление такого Плана дает представителям гражданского общества (от журналистов и общественных организаций до отраслевых сообществ) хорошую возможность контролировать действия нового правительства и оценивать их эффективность. Как показывает практика последних двух лет, такой общественный контроль становится достаточно действенным инструментом как оценки деятельности отдельных государственных институтов и политических субъектов, так и для влияния на их деятельность.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...