"Азов" и "азовцы"
Вчера исполнилось ровно два года с момента принятия решения о создании ставшего уже легендарным батальона "Азов".
Мой друг Юрий Бутусов считает важным, чтобы события той памятной весны оставались незабытыми, нужно их сохранять в памяти людской. Хотя далеко не все помнят и ценят то, что делалось тогда, судят о тех событиях поверхностно и не глубоко.
Следуя его совету расскажу, какими мне запомнились события связанные с созданием батальона "Азов".
Об Андрее Билецком и его команде я слышал и раньше. Он вместе с единомышленниками создал в Харькове национал-патриотическую организацию "Патриот Украины", которая объединяла проукраински настроенных молодых людей, желавших сделать нашу страну сильной и по-настоящему независимой.
Естественно, такая организация во времена президенства Януковича сразу же попала под пресс МВД и СБУ.
Андрея Билецкого и нескольких его товарищей, по надуманным обвинениям, закрыли в СИЗО, где он провёл более двух лет, освободившись только после принятия закона об амнистии политзаключённых, после победы Майдана.
С Андрем Билецким я познакомился 6-го апреля 2014 года, когда он вместе с Дмитрием Корчинским и Игорем Мосейчуком пришёл на приём к Министру МВД Арсену Авакову.
В тот воскресный день, утром, я договорился с Министром обсудить планы по реформированию Министерства и думал, что заеду на полчаса – час. Но история распорядилась иначе.
После того, как мы закончили обсуждать планы будущей реформы, телефоны на столе у Министра стали звонить не переставая. Из Харькова, Донецка, Луганска, других областных центров Юго-Востока сплошным потоком шла информация о хорошо спланированном и организованном захвате общественных зданий с участием привезённых из России боевиков.
Милиция была деморализованной, а значительная часть милиционеров, но не вся, прямо была готова поскорее сдаться и примерить на себя погоны российских полицаев, как это сделали их коллеги в Крыму за две недели до того.
Многие, но не все, сотрудники СБУ на Донбассе также были частью деморализованы, а частью – тайно содействовали сепаратистам, передавая им информацию о планах Киева по остановке сепаратистского шабаша.
В Луганске сотрудники СБУ не отважились или не захотели дать хотя бы предупредительный выстрел в воздух, чтобы остановить захватывающих здание службы сепаратистов.
В результате в руки пророссийски настроенных граждан попало более 1100 единиц огнестрельного оружия, хранившихся там со сталинских времён для нужд организации подполья.
За месяц с начала сепаратистских шабашей никто или не захотел или не отдал команду на вывоз этого оружия из Луганска...
Вот в такое непростое время произошла эта памятная встреча.
Андрей Билецкий заявил тогда, что он и его команда из организации "Патриот Украины" хотят с оружием в руках защищать Украину.
Министр сказал, что это возможно, но для этого членам организации "Патриот Украины" нужно стать официально сотрудниками милиции или Национальными гвардейцами, чтобы по примеру Первого Резервного батальона Нацгвардии, теперь носящего имя генерала Кульчицкого, принести присягу и получить оружие в соотвествии с Конституцией и Законом.
На тот момент Андрей и его команда была к этому не готова.
Слишком велика была неприязнь и ненависть к работникам милиции, которые годами издевались и избивали проукраински настроенных ребят, которые иногда, конечно, выходили за рамки закона, но не заслуживали к себе такого бесчеловечного отношения или беззакония.
После 6-го апреля я встретился с Олегом Однороженко, идеологом организации "Патриот Украины", и попросил его помочь убедить Андрея и руководство организации все-таки принять решение вступить в ряды милиции.
В лице Олега я нашёл полную поддержку. Хотя он и не обещал, что все получится быстро.
В тоже время, мы договорились, что будем координировать действия "Патриота Украины" по охране общественного порядка в Харькове, при дальнейших попытках раскачать там ситуацию со стороны российских спецслужб.
После организации Арсеном Аваковым и Степаном Полтораком силового "выселения" сепаратистов из здания Харьковской ОГА 8 апреля, и несмотря на арест 64 человек, ситуация оставалась крайне сложной.
Милиция в середине апреля 2014 г. осталась деморализованной и неспособной противостоять массовым беспорядкам, организованным по указке из Москвы.
Участие нескольких сотен ребят из "Патриота Украины" в содействии охране общественного порядка в Харькове 13 и 20 апреля, в тесной координации с МВД и СБУ, поставило крест на попытках Москвы "взорвать" ситуацию в Харькове.
При этом задача стояла стремиться не вступать и не провоцировать столкновения с пророссийски настроенными митингующими, а действовать в режиме "спокойная сила", давая понять каждому кто попробует ещё раз захватить здание ОГА, что ему прийдется иметь дело не только с дезорганизованной и вялой милицией, но и с проукраински настроенными молодыми гражданами, которые не дадут им спуску.
Помню как ребята Андрея Билецкого в черной форме ездили в те дни по Харькову колонной автомобилей и одним своим видом давали понять – Харьков есть кому защитить от сепартизма и то, что случилось в Донецке и Луганске у нас не пройдёт!
В конце апреля ко мне обратились Андрей и Олег с идеей организовать "выселение" сепаратистов, захвативших и удерживавших уже несколько недель здание городского совета Мариуполя.
Мы знали, что в Мариуполе, как впрочем и в других городах Донбасса, сепаратисты не пользуются поддержкой местных жителей и действуют в расчете на скорый приход России.
В общем, было принято решение поддержать инициативу ребят и попробовать освободить ещё один город, имевший важное стратегическое значение и который мог стать символом начала освобождения городов Донбасса от культивируемого Москвой вируса сепаратизма.
Такой штурм был проведён 24 апреля.
Губернатор Донецкой области Сергей Тарута был одним из главных движителей процесса подготовки очистки здания горсовета.
Ведь Мариуполь – это его родной и любимый город.
Сергей Тарута прекрасно понимал, что на тот момент в Донецкой области, да и в Украине в целом, практически отсутствовали организованные государственные силы, способные провести такую операцию. Все "живое", в том числе бойцы прославленного "Ягуара" освободившие 8 апреля здание Харьковской ОГА, были задействованы под Славянском.
Полную поддержку этой операции, возможную в тех условиях, оказали и Александр Турчинов и Арсен Аваков и Сергей Пашинский.
Буду необъективным, если не скажу, что и ребята из команды главы Днепропетровской ОГА Игоря Коломойского приняли живейшее участие всеми доступными способами в освобождении Мариупольского городского совета.
Они помогали и организационно и финансово и людскими ресурсами.
На мне в свою очередь была функция координация пропуска ребят, съезжавшихся в Мариуполь со всей Украины, чтобы выполнить ту задачу, которую не могло выполнить на тот момент Украинское государство и его органы.
В ночь штурма с 23 на 24 апреля здание Мариупольского городского совета было очищено за несколько минут, практически бескровно.
Вся Украина ликовала!
Но радость была недолгой. Освобожденное ночью здание, оставленное под формальной охраной милиции, днём снова было в руках сепаратистов, а ребята освободившие его – уже выехали из города, так как у них не было плана и задач оставаться в Мариуполе.
В то время как по данным нашей добровольческой разведки в здание горсовета, на этот раз, было привезено огнестрельное оружие.
Этот случай показал, что проукраински настроенные молодые ребята – патриоты не смогут эффективно защитить свою Родину, если они не вступят в ряды милиции и не получат оружие легально.
Обстановка продолжала накаляться. На 11 мая был намечен референдум о создании так называемой ДНР и ЛНР. В то же время, на 25 мая были намечены досрочные выборы Президента Украины.
Из Москвы поступила команда: во что бы то ни стало не дать сорвать фейковый "референдум" 11 мая и любой ценой не дать возможность провести выборы на территории, на которой на тот момент проживало почти 7 из 45 миллионов избирателей.
В конце концов Андрей Билецкий и его команда согласились на предложение Министра МВД Арсена Авакова и решили вступить в милицию.
В ночь с 4 на 5 мая в Мариуполе около 100 молодых патриотов приняли присягу и получили в руки оружие.
Каждый день и каждый час в то время были на счету!
Названием для нового подразделения выбрали "Азов".
Юридически подразделение было оформлено как батальон патрульно-постовой службы Донецкого управления внутренних дел.
Непосредственным оформлением документов занимался только что назначенный на свой пост начальник Мариупольского горотдела милиции Андрощук.
Впоследствии, во время беспорядков 9 мая, он был захвачен в плен террористами и подвергся нечеловеческим пыткам, но был фактически выкуплен Сергеем Тарутой из неволи.
Командиром "Азова" был назначен старший лейтенант Владимир Шпара.
В прошлом, наряду с Игорем Мосейчуком и ещё одним товарищем, проведший 2,5 года в СИЗО по придуманному СБУ времён Януковича делу "васильковских террористов" и освобождённый после победы Революции Достоинства.
Не буду объективным, если не скажу, что живейшее участие в процессе формирования батальона "Азов" принял народный депутат и одновременно кандидат в Президенты Олег Ляшко.
Он содействовал созданию "Азова", как потому что искренне хотел появления силы, способной очистить город, так и потому что хотел получить от этого электоральные дивиденды как кандидат в Президенты.
В туже ночь сепаратисты, узнав о том, что в Мариуполе появилась реальная сила, способная поставить их на место, – очистили здание городского совета.
Операции предшествовала "химическая атака", организованная группой проукраинских добровольцев, заранее внедрившихся в ряды сепаратистов с целями проведения разведки и проведения операций по их деморализации. Работу этой группы координировал Сергей Тарута и один из его помощников, в последствии чудом избежавший гибели в плену.
В подвале и на первом этаже здания горсовета ночью была разлита специальная жидкость, которая в целом безвредна для здоровья человека, но вызывает невыносимую резь слизистых оболочек глаз.
Утром "Азовцы" проехали по Мариуполю колонами автомобилей в чёрной форме, с оружием. Это была демонстрация силы, которая должна была показать, что Мариуполь был и остаётся Украинским городом.
После такого патрулирования, сепаратисты пропали из Мариуполя на несколько дней, чтобы затем, в ходе спецоперации спланированной и организованной российскими спецслужбами, устроить ещё один кровавый переворот 9-го мая, о чем я расскажу позже отдельно.
Создание батальона "Азов" стало ещё одной вехой в истории отпора попытке сепаратистского мятежа в 8 областях Юго-Востока Украины, организованного российскими спецслужбами.
Путинские стратеги делали в своих планах ставку на то, что украинская армия, милиция, служба безопасности, настолько коррумпированы, дезорганизованы и деморализованы, что не смогут дать отпор не то что регулярным частям российской армии, как в Крыму, но даже группам местных криминальных элементов, подкреплённых завозом криминальных отбросов типа "Гиви" с "Мотороллой" из РФии.
Поначалу так и случилось.
Но после того, как Турчиновым и Аваковым в середине апреля было принято решение вооружать добровольцев и создавать на их основе специальные подразделения милиции – "добровольческие батальоны", – ситуация изменилась коренным образом.
Батальон "Азов", наряду с другими более чем 30-ю добровольческими подразделениями милиции, Нацгвардии и ВСУ, стал ещё одним кирпичиком в фундаменте строительства Новой, независимой от России, Украинской Державы!
П. С. Заранее приношу свои извинения тем, кто считает, что я должен был их упомянуть в этом повествовании. Человеческая память не идеальна. Постоянно меняющийся калейдоскопом ход событий, что-то стирает в моей памяти. Какие-то отрывки воспоминаний о тех гремящих днях становятся ярче в памяти, а какие-то тускнеют.
Этим летом издательством "Фолио" готовится к изданию книга о создании и развитии Добровольческого движения в Украине. Думаю, она прольёт ещё больше света на те героические дни.