Василь Горбаль Член Наглядової ради Нацбанку України, народний депутат України IV,V та VI скликань.

Каким быть украинскому образованию

10 вересня 2012, 09:16

В Украине 1 сентября всегда было особенным днем, семейным праздником – прежде всего, для тех, чьи дети впервые садятся за школьную парту или на студенческую скамью. В этот день мы – родители – с волнением думаем о том, каким станет будущее наших детей, как сложится их судьба, смогут ли они полностью реализовать свои способности, найти правильное место в жизни.

Люди – квалифицированные специалисты, умелые организаторы, талантливые творцы, ученые и конструкторы – являются главным источником богатства любой страны, которая стремится к достижению ведущих позиций в мире. В школах и ВУЗах создается тот "человеческий капитал", которым будет прирастать Украина через десять, двадцать, тридцать лет. Поэтому образование следует признать важнейшей стратегической отраслью экономики нашей страны.

Но из этого следует и то, что эта отрасль должна получать достойное государственное финансирование. В нашей стране никогда не будет качественного образования, пока профессия учителя, преподавателя ВУЗа остается низкооплачиваемой и непрестижной. Как некогда говорил великий учитель Антон Семенович Макаренко, "сорок сорокарублевых педагогов могут разложить любой коллектив".

Учителя всегда уважали в Украине не только как наставника и воспитателя. Его считали образцом для подражания и для детей, и для взрослых. Мы должны вернуть надлежащий престиж этой профессии путем поддержки материального положения учителя и обеспечения его жильем. Уверен, что городские власти могут и должны доплачивать учителям из городского бюджета, компенсируя им дороговизну жизни в столице. Кроме того, можно взять на вооружение опыт Белоруссии, где государство погашает первый взнос заемщика по программе ипотечного кредитования (т.е. четверть от стоимости приобретаемого жилья), если он готов проработать в учебном заведении по направлению не менее 15 лет.

Но не менее важной задачей, чем материальная поддержка учителей, является повышение качества нашего образования. Школа XXI века обязана быть информатизированной. В учебные заведения должны придти новейшие технологии, персональные компьютеры должны получить постоянную прописку на школьных партах, а видеосвязь – использоваться для того, чтобы талантливый учитель либо ученый с мировым именем мог одновременно читать лекцию для тысяч учеников и общаться с ними в режиме реального времени. Капиталовложения в расширение технической базы отечественного образования – это инвестиции в будущее нашей страны, даже более важные, чем в проведение Олимпийских игр или строительство газовых терминалов.

Еще в сентябре 2010 года в составленный Президентом Украины Виктором Януковичем перечень национальных проектов было внесено предложение об оснащении украинских школ 4G Интернетом, мультимедийными досками и электронными учебниками взамен бумажных. На все это предлагалось потратить 4,8 млрд. грн. Начинание, безусловно, перспективное, вот только нетбуки для школьников планировалось закупать во Вьетнаме, да и вся прочая техника и технология должна была иметь иностранное происхождение, так что украинская экономика от этого проекта практически ничего бы не выиграла.

За два года по этому проекту не было сделано ровным счетом ничего. Но еще есть время наполнить его новым содержанием: не импортировать иностранную технику, а приобрести фабрику по выпуску нетбуков и другого компьютерного оборудования для школьников, чтобы освоить их производство в Украине – на первых порах, конечно, из зарубежных комплектующих, но с обязательным ростом локализации. Так мы не только поднимем качество образования в Украине и приведем его в соответствие с требованиями нынешнего информационного века, но и создадим в нашей стране фактически новую отрасль с высококвалифицированными и высокооплачиваемыми рабочими местами.

Конечным результатом современного образования должна стать подготовка человека, способного и готового жить в современном обществе. Это подразумевает умение воспринимать окружающий мир, включая стремительно разрастающуюся информационную сферу, и, самое главное, умение самостоятельно мыслить, ориентироваться в ежедневно, ежечасно обрушивающейся на нас лавине информации, отличать правду от искусной лжи, не поддаваться манипулированию, жить свои умом.

В последние годы в нашем обществе ведется дискуссия о том, насколько специализированным должно быть школьное и институтское образование. Что нам больше подходит – старая советская модель, в которой пытались учить понемногу, но обо всем, или современная американо-европейская, которая выпускает подготовленных узких специалистов, но позволяет ученикам отбрасывать то, что, по их мнению, не пригодится им в жизни.

В этой связи мне хочется вспомнить крылатое выражение Козьмы Пруткова о том, что "специалист подобен флюсу; его полнота односторонняя". На мой взгляд, узкая специализация по американскому образцу порочна, потому что она дает на "выходе" людей, невежественных во всем, что непосредственно не касается их профессиональной деятельности. Такие люди социально уязвимы, так как им трудно овладевать новыми навыками, и легко поддаются внешнему влиянию. Понимая, что их знания односторонни и неполны, они априори доверяют тем, кто позиционирует себя в качестве специалистов в других, совершенно незнакомых им областях. Чтобы не быть беззащитным перед недобросовестной рекламой, мошенничеством, лживой пропагандой, надо уметь думать, сопоставлять факты, проверять поступающую извне информацию. Поэтому школа должна не столько пытаться вкладывать знания в ученика, сколько учить его самостоятельно приобретать знания.

Как бы там ни было, но современным школьникам нужны и математика – она учит тому, что любое высказывание должно быть аргументировано доказано, и родной язык с литературой – они создают умение логично и связно выражать свои мысли, и биология, химия с физикой – они рассказывают об устройстве нашего мира и помогают не попадаться на удочку всяких шарлатанов с их "чудодейственными" средствами и наукообразными, но совершенно безграмотными рассуждениями, и история – она передает опыт жизни общества и укрепляет сопротивляемость против недобросовестного политического манипулирования. Любая лживая пропаганда начинается с передергивания фактов, и только знания о том, что есть на самом деле, дают возможность ей эффективно противостоять.

Может быть, нынешние учебные программы нуждаются в осовременивании. Возможно, стоит разделить школьные учебные курсы на базовый, углубленный и облегченный уровни (например, углубленный уровень по математике будет давать специальные знания, нужные будущим инженерам или программистам, а облегченный – учить тому, как не ошибиться, скажем, при уплате банковских процентов или покупке товаров в кредит). Но это пусть решают уже специалисты.

Очень важно, чтобы качественное образование было доступным. В мире сегодня растет разрыв между богатыми и бедными. Это происходит еще и потому, что богатые родители могут больше инвестировать в образование своих детей, тогда как бедные семьи просто не имеют для этого достаточно денег. Получается, что их дети изначально становятся запрограммированными на бедность. Украина не должна идти по этому трагическому и порочному пути!

После уроков в школе дети часто оказываются предоставленными самим себе. Существовавшая ранее система детских кружков, спортивных секций, центров творчества разрушена. А оплатить своим детям занятия по интересам вне школы могут далеко не все родители. Считаю, что следует восстановить систему бесплатных детских внешкольных заведений образовательной, творческой и спортивной направленности за счет местных бюджетов, государственных грантов, средств благотворительных фондов. Это не только позволит оградить детей от влияния "улицы" и снизить подростковую преступность, но и будет способствовать развитию украинского спорта, стимулированию творчества, повышению уровня научно-технического образования.

Подобные кружки могут, в частности, стать основой для углубленного изучения информатики, точных наук, техники, истории и послужить важным инструментом выявления и дальнейшей поддержки технических и научных талантов. Кроме того, работа в подобных заведениях может стать немаловажным дополнительным заработком для энтузиастов и школьных учителей.

И, наконец, о самом главном. Качественное образование в Украине должно быть востребованным! Тому, кто всю жизнь будет заворачивать гамбургеры, стоять за прилавком или протирать штаны в офисе, действительно, ни к чему знание математики или химии. Поэтому создание в нашей стране новой образовательной системы, способной кардинально повысить качество нашего "человеческого капитала" обязательно должно сопровождаться модернизацией украинской экономики, созданием в ней большого количества высокооплачиваемых рабочих мест, требующих высокой квалификации и творческого подхода.

Не менее, а то и более важны здесь и общественные изменения. Пока в Украине из-за высокой коррупции и засилья "эффективных менеджеров", умеющих только считать деньги, девальвированы знания, а честный и добросовестный труд часто не может обеспечить приемлемого уровня жизни, наша страна так и останется отсталым государством "третьего мира", полусырьевым и аграрным придатком для более развитых и справедливо устроенных держав.

По данным недавнего опроса, проведенного киевским центром социальных исследований "София", более половины молодых граждан Украины в возрасте от 18 до 29 лет готовы эмигрировать из страны – очевидно, потому что не видят для себя перспектив на Родине.

Если Украина не начнет изменять свое настоящее, она лишится будущего!

Загрузка...
Коментарі — 22
volga _ 11.09.2012 08:31
IP: 81.23.16.---
SolomonSolomonoff55555 _ 11.09.2012 07:38IP: 81.22.140.--
Украинская система высшего образования заняла 25-ю позицию в мировом рейтинге...

В українців є таке: чому ж ви такі бідні, якщо такі розумні?
Можна мати якісний освітянський процес. Але якщо на виході процесу виходять фашисти вищого класу, то це погана освіта. В основу української освіти покладено пруську систему, яка базується на чорній педагогіці. Чому може навчити раб-вчитель, який розуміє нахабний фашизм ПР та КПУ, але не навчає боротися з ним як з явищем людської ниці.
Вчитель від фашиста Табачника – це залякана особа, яка отримує копійки, якщо вона не нахабна як Табачник, і одягає блузку 19-го століття, голодуючи та знищуюючи напівголодним інстуванням своїх дітей та плазуючи перед дітками мажорів.
То тільки дурень може розуміти, що при 25-й позиції щодо навчання, українців на одному із останніх місць по тривалості життя. То тільки Табачник може цим пишатися. Адже цей фашист майже 15 років у владі.
m438164 _ 10.09.2012 19:07
IP: 5.135.54.---
Київ. Тролейбус. У мене за спиною розмовляють гості з Росії: чоловік і жінка одного похилого віку. Відчуваю до них симпатію. Лунає оголошення: "Наступна зупинка – ЗалізнИчний вокзал!". Росіяни сміються, чоловік вимовляє: "ЗалізнЯчний вокзал!". Мені теж весело – в Києві я зустрів нащадків Федора Михайловича Достоєвського, Льва Миколайовича Толстого, Сергія Васильовича Рахманінова та інших геніїв ВЕЛИКОЇ РОСІЙСЬКОЇ КУЛЬТУРИ!!!
volga _ 10.09.2012 14:06
IP: 81.23.16.---
Регионалы (фашисты) начали много говорить о Качестве Образования. Особенно усердствует в этом направлении Ум Партии регионов – Табачник. Подпевка мелкого регионала – это всего лишь подпевка.
Ни Ум ПР, ни мелкая Подпевка за общими фразами о Качестве образования ничего конкретного не выразили. Потому что они не знают, что такое качество. Одна мадам из министерства Табачника в 5-м канале сказала, что Качество образования нельзя измерить количественно. Если менеджеры не умеют количетсвенно не умеют измерять Качество, то они не имеют права управлять Образованием. И обпловывание Табачником Вакарчука – это пример еврейской ХУЦПЫ (высочайшого цинизма).

Говорить о Качестве образования без определения Качества Общества и уменям им управлять – это тупость. Именно это и продемонтрировал Горбаль. Жалко: ведь в общем-то был умным человеком, пока не перешель на услужение Бандитам.
Bulba_Borovetz _ 10.09.2012 13:01
IP: 37.229.83.---
Василю, ми па-гусскі нє гавнарім...
reed _ 10.09.2012 12:18
IP: 41.215.250.---
Чому на русском, тим більше автор, якщо не помиляюсь, родом зі Львова.
Oleg747 _ 10.09.2012 11:56
IP: 195.69.85.---
Пане Горбаль! по -перше, чому б Вам не викладати думки українською. А по-друге: звідки така активність у блогах? Чи це тільки завдяки виборам?
DSP _ 10.09.2012 11:40
IP: 95.69.212.---
Отвечаю arch:
Вы пишете:
"Неужели не понятно что учителя из гуцульских сёл не могут научить НИЧЕМУ."

Так вот, мои ученики знают, что приведенную Вами фразу следует писать так:
"Неужели не понятно, что учителя из гуцульских сёл не могут научить НИЧЕМУ."

Так що Вам би в гуцульське село...
Femtoz _ 10.09.2012 10:56
IP: 46.98.120.---
arch:
Femtoz:

arch:
Velar:
Василь Горбаль:
Каким быть украинскому образованию
Перш за все україномовним, тому далі статтю кацапською говіркою не читав.
На муве нет слов для технических предметов.
Українською є...
:)))
У вас кот и кит одинаковы. Жах.)))
Це у вас однаково, а українською кіт, або кішка – це КОТ росіїською, а кит українською – це КИТ російською (КЫТ треба читати).
А взагалі як не розумієшь українською, то не смішіть будь ласка людей.
:)))
Manchester Utd _ 10.09.2012 10:52
IP: 85.114.202.---
Образование должно характеризоваться одной чёткой чертой: конкурентноспособность наших учащихся со сверстниками из ведущих стран мира. Тогда это образование будет чего то стоить и неважно на каком языке оно будет подаваться ученикам. Понятное дело что украинский язык должны в Украине выучить ученики всех школ, даже те кто не желает на нём общаться в повседневной жизни, как язык государствообразующей нации.
Femtoz _ 10.09.2012 10:46
IP: 46.98.120.---
arch:
Velar:
Василь Горбаль:
Каким быть украинскому образованию
Перш за все україномовним, тому далі статтю кацапською говіркою не читав.
На муве нет слов для технических предметов.
Українською є...
:)))
Александр Безгубов _ 10.09.2012 10:38
IP: 195.58.233.---
ага, давайте компьютеризовать школы! Вот только одна беда, дети уже забыли что такое "войнушки, футбол, квач, прятки, баскетбол,бокс". Дети уже не бегают во дворе, они и так сидят перед компьютерами! Все это чушь! Любой ребенок и так имеет доступ к интернету, планшеты, нетбуки и прочие гаджеты, любой ребенок разбирается в технике, гораздо лучше взрослого человека! Не стоит из детей делать рабов интернета, их вытягивать от туда надо!!!!!
ганна-ахметова _ 10.09.2012 10:33
IP: 93.74.80.---
antonyb-s:
В американских университетах и колледжах дипломный курс, по окончании которого студенты получают степень бакалавра, длится в среднем 4 года. За это время нужно успеть освоить около 30 предметов, каждый из которых преподается в течение семестра. С третьего курса начинается специализация – углубленное изучение ряда предметов, непосредственно связанных с будущей профессией.
Так о какой узконаправленной учебе в США Вы говорите? Гарвард, Принстон, Йель, Стэнфорд – им нет равных и туда идут набраться ума самые талантливые абитуриенты, имея очень малые шансы для вступления...
Лола, эти вузы дают миру мозги, они их оттачивают. То, что ты написала, как всегда – из области юмора))
Апшипка. Перечисленные вузы дают менеджмент. Мозги они из Индии Китая России.
Ашипка. Мозги из И К Р, палучившие абразавание в Рассии будут иметь бледный вид по сравнению с мазгами африканцев, акончивших американские
Лола натякала на євреї з Росіїї, які рулять у СЩА
ганна-ахметова _ 10.09.2012 10:30
IP: 93.74.80.---
Localist:
Начинание, безусловно, перспективное, вот только нетбуки для школьников планировалось закупать во Вьетнаме, да и вся прочая техника и технология должна была иметь иностранное происхождение, так что украинская экономика от этого проекта практически ничего бы не выиграла.
Давно подібного ідіотизму не бачив.
в купувати китайські котельні для переходу на вугілля – не ідіотизм?! Навіть більше – екологічна диверсія, але усім по фіг
Velar _ 10.09.2012 10:29
IP: 83.170.246.---
Василь Горбаль:
Каким быть украинскому образованию
Перш за все україномовним, тому далі статтю кацапською говіркою не читав.
ганна-ахметова _ 10.09.2012 10:28
IP: 93.74.80.---
"В мире сегодня растет разрыв между богатыми и бедными. Это происходит еще и потому, что богатые родители могут больше инвестировать в образование своих детей, тогда как бедные семьи просто не имеют для этого достаточно денег. Получается, что их дети изначально становятся запрограммированными на бедность. Украина не должна идти по этому трагическому и порочному пути!", які геніальні слова написав Горбаль...Він тільки не вказав, зо в Україні дітей запрограмовано не тільки на бідність, але й на слабке здоров"я через стан медицини, особливо дитячої!
Localist _ 10.09.2012 10:24
IP: 94.179.116.---
Начинание, безусловно, перспективное, вот только нетбуки для школьников планировалось закупать во Вьетнаме, да и вся прочая техника и технология должна была иметь иностранное происхождение, так что украинская экономика от этого проекта практически ничего бы не выиграла.
Давно подібного ідіотизму не бачив.
ганна-ахметова _ 10.09.2012 10:17
IP: 93.74.80.---
antonyb-s:
В американских университетах и колледжах дипломный курс, по окончании которого студенты получают степень бакалавра, длится в среднем 4 года. За это время нужно успеть освоить около 30 предметов, каждый из которых преподается в течение семестра. С третьего курса начинается специализация – углубленное изучение ряда предметов, непосредственно связанных с будущей профессией.
Так о какой узконаправленной учебе в США Вы говорите? Гарвард, Принстон, Йель, Стэнфорд – им нет равных и туда идут набраться ума самые талантливые абитуриенты, имея очень малые шансы для вступления...

Лола, эти вузы дают миру мозги, они их оттачивают. То, что ты написала, как всегда – из области юмора))
лолу як Біла Гейца вигнали з Гарварда
ганна-ахметова _ 10.09.2012 10:16
IP: 93.74.80.---
DSP:
ну що Ви таке кажете?! Бренд "член Партії регіонів" автоматично означає належність до касти великих інтелектуїв. Наприклад – банкір знається на освіті, гінеколог – на національній обороні, агроном – на мовознавстві, макшейдер – 15 років робив бюджети України!!! А якщо проффесор написав спогади вартістю 2 млн $, то яка різниця скільки "ф" у слові, головне – скільки баксів, бабулєй, бакінок...
DSP _ 10.09.2012 10:08
IP: 95.69.212.---
Міністр освіти з якоюсь незрозумілою гордістю хвалився, що не знає навіть теореми Піфагора (це 7-й клас). Частинний її випадок – Єгипетський трикутник – використовували ще 10 000 років тому назад.

Питання – як цей професіонал ("ми – команда професіоналів") може керувати нашою освітою, наукою, визначати напрям руху наших академій... Звідси і проблеми нашої освіти.

Вчитель з досвідом, коли заходить в незнайомий для нього клас, за декілька хвилин, тільки по виразу обличчя, може сказати, на що здатний той чи інший учень. Так от, тільки по одних тільки обличчях можна сказати, що як серед членів уряду, так і серед депутатів ВР для дуже багатьох буде проблемою навіть таке питання як, наприклад 8 х 7. А ми говоримо про нанотехнології. Хто з них знає, що це таке, якщо професор не вміє написати слово "професор", прем"єр не вміє написати слово "прем"єр".
Sashko Derzhykhvistpistolem _ 10.09.2012 09:49
IP: 121.106.234.---
Хіба "язикатим" розмірковувати про те "каким быть украинскому образованию"?
Вони б краще переймалися питанням "каким быть русскому образованию".
А з українською освітою українці самі розберуться
La Rossa _ 10.09.2012 09:39
IP: 93.74.246.---
Думала краще про Вас, пане Горбаль.
Виженіть того, хто накалякав Вам цей блог.
Популізм та невіглавство.

Фразочка "Как бы там ни было, но современным школьникам нужны и математика" – просто катастрофа. Навіть не хочу пояснювати – чому.
Віктор Совщак _ 10.09.2012 09:28
IP: 91.200.203.---
Конечным результатом современного образования должна стать подготовка человека, способного и готового жить в современном обществе.
Дуже вірно сказано.
Если Украина не начнет изменять свое настоящее, она лишится будущего!
В точку.

Хто ж ворог усього цього. П.І.Б. Якщо не має. То все сказане це лозунги.
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter   Вконтакте