must see
Сегодня вечером в Киеве открывается 10-й Международный кинофестиваль о правах человека Docudays UA. На мой взгляд, самый важный кинофестиваль для современной Украины – страны, в которой демократия находится под угрозой, а для людей отстаивающих гуманистические ценности, каждый день – это бой.
Отдаю должное МКФ "Молодость", "Крок", Одесскому кинофестивалю – они нужны зрителям и важны для кинематографистов. Однако миссия у Docudays UA выходит за рамки кинопроцесса. И меня очень радует то, что с каждым годом аудитория фестиваля растет и он становится все более значительным событием.
В 00-е в Украине были и другие фестивали документального кино, однако выжить и стать интересным зрителям удалось только Docudays UA. Конечно, это заслуга титанических усилий организаторов, которые вопреки всему из года в год организовывали кинофестиваль, это очень непросто делать в стране, где документальное кино почти не снимают и, соответственно, мало смотрят. В то время как во всем мире оно набирает обороты, не смотря на то, что это некоммерческая область киноиндустрии и снимать его гораздо труднее игрового кино.
Поэтому объясню вновь прибывшим, за что следует без промедления полюбить документальное кино.
Документальное кино показывает те стороны жизни, куда не добирается ни ТВ, ни авторы любительского видео из соцсетей. Оно может быть трагически-серьезным или напротив – комичным. Автор может быть беспристрастным наблюдателем или активным участником событий. Есть выдающиеся документальные фильмы снятые аскетично, в репортажном режиме, есть эстетские, визуально-изысканные.
Социальное документальное кино часто меняет представление о тех или иных проблемах, оно избавляет от иллюзий и стереотипов, а иногда даже способно повлиять на социальную и политическую реальность.
Я решительно не согласна с определением документального кино, как зрелища элитарного, то есть для самых продвинутых зрителей. Безусловно, попадаются фильмы, восприятие которых требует усилий, но то же можно сказать и об игровом кино. Наблюдая за тем с каким интересом смотрят документальное кино люди вроде бы неподготовленные, приходишь к выводу, что проблема не в "элитарности", а в сложности с дистрибуцией, мало каналов по которым документальные фильмы могут дойти до зрителей. Поэтому очень советую всё бросить и отправиться на Docudays, большинство фильмов вы больше нигде не увидите.
Сразу отвечаю на вопрос друзей и незнакомцев: что смотреть на Docudays? Смотреть всё, на что хватит времени: и конкурс, и внеконкурсную программу.
Для себя я отметила программу украинской документалистики рубежа 80-90-х, составленную Алексеем Радинским. Хочу заново пересмотреть эти фильмы, не только из киноведческого интереса, они важны для всех, кто старается осознанно относится к новейшей украинской истории.
must see для меня фильмы об арт-диссидентах: "Ай Вейвей: ни о чём не жалей", "Это не фильм" про иранского режиссера Джафара Панахи (который кстати, в 2003 году был председателем жюри кинофестиваля "Молодость"), анимационная программа DOCU/ANIMA , фильм "Бирма ВЖ, репортаж из закрытой страны" о подпольной деятельности репортеров. Постараюсь успеть на программу "Арабской весны", в которых речь пойдет о событиях, которые произошли после того как революционная эйфория закончилась.
И конечно, украинские фильмы участвующие в конкурсной программе "Мечта" Дарьи Дрюченко и "Сэри и сеньоры" Александра Течинского.
На кинофестивале будет еще одно событие, от которого, признаюсь, у меня на душе тревожно и даже коленки дрожат, как в школе перед экзаменом, – премьера документального альманаха "Открытый доступ", который мы снимали последние полтора года вместе с режиссерами и журналистами: Володей Тихим, Дмитрием Тяжловым, Сергеем Андрушко, Жанной Довгич, Дмитрием Коноваловым.
Трейлер новеллы Владимира Тихого "Межигорье"
Вход на наш фильм, как и на все фестивальные показы в Доме кино и кинотеатре "Кинопанорама", свободный. Приходите.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.