12 лютого 2017, 22:01
Запад должен применить к Украине ''метод кнута и пряника''
Моя статья в норвежском издании VG, которое имеет самую большую аудиторию в стране. Перевод и размещение статьи стали возможны благодаря неоценимой помощи моего внештатного помощника, советника Института Нансена (Лиллехаммер) Анатолия Кирилюка.
Украина может стать одной из жертв глобального тренда изоляционизма и усиления политических позиций популистов, которое происходит во всем мире. Моя страна переживает кризис уже в течение трех лет, когда во время уличных протестов погибло более сотни граждан, а президент-коррупционер Виктор Янукович сбежал в Россию, что вылилось в оккупацию Крыма и военное вторжение на востоке Украины.
Сегодня, в условиях Brexit, избрания Дональда Трампа президентом США, усиления националистов во Франции и Нидерландов, российский авторитарный лидер Владимир Путин чувствует себя все более уверенно. Введенные международные санкции не привели к краху российского режима, а только разозлили русского медведя, который агрессивно бросается на соседние страны и вмешивается в предвыборные кампании стран Запада.
Неполноценные реформы, отсутствие смены элит и коррупция уже привели к разочарованию общества и победе пророссийского кандидата в Молдове. Украина, которая заплатила драматичную цену за свой европейский выборы, должна стать примером позитивных трансформаций в меняющемся мире.
Три года новой власти в Украине ознаменовались противоречивыми и неполными реформами. Деолигархизация провалилась, а президент Петр Порошенко занялся традиционным для украинских президентов делом – созданием собственного клана, накопления финансовых средств и административного ресурса для успешного переизбрания на второй срок.
Для избежания ответственности за коррупцию старые элиты пытаются разрушить полномочия новосозданного антикоррупционного бюро. Этот орган, независимый от порочной круговой поруки силовиков, стал настоящей сенсацией и успешным примером реформирования. Именно поэтому НАБУ окружено таким агрессивным хором врагов, которые хотят уничтожить его особый статус.
Произошедшая в 2016 году смена премьер-министров не привела к новым ценностям или утверждению правил прозрачности. Нынешний глава Кабинета министров Владимир Гройсман руководим собственными амбициями, но это не значит, что он менее коррумпирован или независим от клановых договоренностей.
Это значит, что он не хочет быть ширмой для чужой коррупции, но при этом имеет свои интересы, от которых не намерен отказываться. В этом смысле показательна история, как Гройсман во время принятия бюджета 2017 года дал добро на введение беспрецедентно низкой ренты в размере 2 процентов для определенных газодобытчиков. В то же время, власти поддаются публичному давлению – и когда вопрос перерос в скандал, он отказался от этих абсурдных намерений.
Точно так же и новый генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, который не имеет юридического образования, привнес в работу правоохранительного органа новую черту – это популизм, когда обвинения в уголовных преступлениях не подкрепляются доказательствами. Для его назначения на должность пришлось специально менять закон. Все дело в том, что Луценко до избрания генпрокурором был главой политической группы президентской партии в парламенте и мог гарантировать тотальную лояльность прокуратуры первому лицу. Коррупция, которая опоясала украинскую власть, делает ситуацию непредсказуемой. А вирус популизма поразил не только оппозицию, но и власть.
На этом фоне усиливаются голоса тех, кто предлагает ограничить Украину в ее амбициях, с чем я категорически не согласен. Исторический выбор Украины в пользу членства в ЕС и НАТО не является темой для компромисса. Это цивилизационный и ценностный ориентир для будущих поколений, маяк для нас в бурном море политики. Это способ провести реформы и перестроить государство так, чтобы оно служило интересам граждан, а не кучки олигархов и политических бизнесменов. Цель стать членом ЕС и НАТО – это способ сделать домашнее задание, построить институции и очистить политику.
Страны Запада усиливают давление на Украину с тем, чтобы найти взаимопонимание с Россией. Это не принесет стабильность в Европу, а скорее наоборот.
Украина не может отказаться от Крыма и проводить выборы на оккупированных территориях, пока там присутствуют русские войска. Ни этот, ни любой следующий парламент не проголосует за выборы, пока с оккупированных территорий не только уйдут войска, но также не будет несколько лет бесперебойной и полноценной работы украинских партий, журналистов, наблюдателей.
Не стоит успокаивать себя возможностью пойти на болезненные компромиссы. Во-первых – текущая слабая власть не сможет обеспечить должное выполнение даже таких вещей. Во-вторых – ошибочно считать, что это остановит Москву, потому что "украинская кампания" была начата не для этого, а умиротворение агрессора никогда не работало и не сработает и в этот раз. В-третьих – украинский народ не позволит реализовать ни один из предложенных компромиссов просто по факту. Попытка навязать такие компромиссы взорвет сперва парламент, а затем украинское общество изнутри. Давление западных партнеров в этом направлении контрпродуктивно.
Но напротив – сильная Украина – это и есть залог мира и безопасности в регионе. Поэтому концентрация помощи и давления западных партнеров должны быть направлена на усиление Украины за счет проведения реформ и обновления руководящих кадров. Запад должен увидеть в лице новых политиков альтернативу, а в будущем – замену нынешним коррумпированным лидерам Украины.
Украина остается одной из самых привлекательных площадок для инвестиций – страна находится на границах самого большого рынка мира – ЕС. Норвежская рыбная компания "Egersund Seafood" открыла в Киеве свой второй магазин в январе этого года. Украинская железная дорога, транзитные возможности уникальны. Стоимость рабочей силы в соотношении с качеством – одна из самых низких в мире.
Запад по-прежнему остается главным фактором внешнего давления для проведения реформ в Украине. Власти в Киеве по прежнему очень чувствительны к пожеланиям европейских и американских партнеров, поскольку имеют короткий запас прочности и требуют регулярных вливаний МВФ. Например, исходя из этого, удалось практически безболезненно провести непопулярную, но нужную меру – национализацию самого крупного банка страны "Приватбанка", который был инструментом политического шантажа и непрекращающихся злоупотреблений со стороны олигархических владельцев, что подрывало всю банковскую систему Украины.
Механизм "кнута и пряника" должен быть максимально задействован для продвижения реформ и реализации институциональных изменений. "Пряником" в данном случае должна быть финансовая помощь по линии МВФ, Мирового банка, Евросоюза, правительств США, Канады, Японии взамен на принятия закона о выборах, назначение генпрокурора на конкурсе, создания "общественного телевидения" на базе УТ-1, формирование независимых ЦИК, КС и НАЗК. "Кнутом" же, побуждающим власти к проведению реформ, должно стать начало уголовных дел против украинских коррупционеров на Западе, точечные санкции против лиц, способствующие разграблению украинского бюджета и выделенной Западом помощи. Объявление соратников президента Кононенко и Грановского персонами нон-грата в Евросоюзе будет эффективнее многочасовых пустопорожних разговоров о необходимости построить независимое правосудие в Украине.
Риски, связанные со сменой политических лидеров в Америке и Европы, могут вылиться для Украины в серьезные последствия, где Украина может стать разменной монетой в игре сверх-держав. В Киеве мы серьезно опасаемся, что победа Дональда Трампа может привезти к снятию санкций с России, что является идеей-фикс правящего на север от Украины авторитарного завоевателя земель.
В условиях коррупции Западу все сложнее найти ориентиры в этой борьбе за Украину. На самом деле, важно понимать, что речь идет о поддержке не одного или нескольких политических лидеров, а о солидарности с 40-миллионной нацией, на которую подло напал ее сосед и многолетняя метрополия. Бенефициаром этой помощи являются не коррумпированные руководители, а общество, которое смогло консолидироваться и заставить власти провести реформы – пусть неполные или компромиссные, но самые масштабные в 25-летней истории Украины. А Норвегия как последовательный партнер Украины должна использовать свое председательствование в Совете министров Северных стран в 2017 году для консолидации ее членов вокруг украинского вопроса.
Усилия западных стран не проходят зря – они помогают встать на ноги стране, которая бережет спокойствие восточных границ Европы, которая добровольно отказалась от ядерного оружия и которая заплатила 10 тысяч жизней в необъявленной войне за право самостоятельно выбирать свое будущее. Концепция разделения мира на зоны влияния в краткосрочной перспективе лишит Украину будущего, но в долгосрочной разрушит тот спокойный мир, которым наслаждается уже не одно поколение европейцев, поддерживающих либеральные ценности и свободный рынок.