Выборы в США: реклама и деньги
Первое что бросается в Вашингтоне – отсутствие наружной рекламы и агитации. Вокруг нет ничего, что напоминало бы о выборах. Ни в аэропорту, ни по трассе из Балтимора (местный Борисполь), ни на столбах перед Капитолием. Учитывая, что до выборов осталось две недели, кажется, что в стране только что прошла акция массового отстрела агитаторов и рекламных агентств.
Но это только на первый взгляд. Все проясняется после общения с местными менеджерами избирательных технологий. Охота за избирателем в Штатах куда более жесткая и циничная, чем у нас. Выбор жертв проводится более изощренными способами, с использованием новейших социологических методик и современных технологий.
К примеру, благодаря кредитной карточке, покупкам в магазинах, использованием различного рода программ скидок штабы кандидатов достаточно хорошо осведомлены, в каком доме живет та самая пенсионерка с сыном-контрактником и мать одиночка с больной мамой, чтобы не развешивать плакаты о выведении войск из Ирака и пенсионной реформе по всему штату.
Ничего личного – все лишь выборы. Они знают, когда вы болеете, что вы едите и в какие школы подаете заявку на обучение. Всю эту информацию избиратели сами предоставляют различным службам в обмен на удобство пользования общественными ресурсами. А вечером, включив телевизор, избиратель из определенного округа – спасибо кабельным операторам – увидит именно тот ролик, который его тронет. Отдельно – как часы – работает интернет таргетирование аудитории.
ДЕНЬГИ
Президентские выборы в США – это не один сценарий на всю страну, а 51 кампания – отдельная на каждый штат. Избирательное законодательство в Штатах неоднородно: полномочия на изменение процедуры голосования делегированы местным советам в каждом штате и округе.
Соответственно и акценты в избирательной кампании в каждом штате свои. Объединяет все только одно – деньги.
На текущих выборах демократы собрали почти на 100 млн. меньше, чем в 2008 году. А республиканцы неожиданно побили собственный рекорд: Митту Ромни удалось собрать почти в 1,7 раз больше, чем штабу Маккейна в 2008-м ($530 млн. против $379).
В целом президентская кампания 2012 года – одна из самых дорогих за историю выборов США. С августа минувшего года и до сегодняшнего штабы Обамы и Ромни в общей сложности потратили $1 млрд (!) 146 миллиона ($ 615,6 млн и $ 530,7 млн соответственно).
И судя по всему, на последующих выборах эта сумма будет только расти. Дело в том, что накануне текущей кампании в стране отменили ограничения на финансирование и поддержку избирательных кампаний.
Американские законодатели приравняли финансирование избирательных кампаний к выражению собственного мнения. А так как, согласно первой поправке к Конституции, право на самовыражение – одно из пяти базовых, в масштабах американского законодательного пуританства его ограничение – почти кощунство.
В итоге ограничение сняли. И теперь сумма взносов зависит только лишь от кошелька контрибьютора. Единственное условие – прозрачность. Любая сумма, превышающая $250 в течение 48 (!) часов должна появляться в публичном реестре кандидата. В противном случае, это подпадает под определение коррупция и злоупотребление избирательным фондом.
Правда тут надо объяснить один момент. Помимо прямых взносов в избирательную кассу, в США практикуется еще и так называемая непрямая поддержка. Например, если вы или ваша компания поддерживаете Ромни, но считаете, что можете распорядится своим взносом лучше, чем штаб республиканцев, вы можете изготовить и разместить на местном или национальном телеканале рекламный сюжет. С одним условием: в нем не может быть прямого призыва голосовать за/против кого-либо. Зато разрешен PR. Любой: белый или, если не боитесь судебных разборок, черный.
Ну и самое главное: в этой стране невозможны технические проекты. Нет, теоретически они, конечно, возможны, но на практике представить себе появление какого-нибудь местного Пита Гомни с вилам, невозможно.
Во-первых, рано или поздно выяснится, за чей счет CNN или FOX транслирует ролики подвигов господина Гомни. Во-вторых, этот самый Гомни точно знает: если выяснится, что деньги на ролики ему выдавал chief of staff Обамы, в тюрьму сядет и он, и Обама и chief of staff.
Но самое главное, что и Обама, и все другие политики осознают: даже если их не возьмут с поличным, реакция общественности на эту махинацию заставит их навсегда попрощаться с политической карьерой.
(Продолжение следует...)
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.