23 грудня 2016, 04:24

40 ШАГОВ НОВОГО ГЛАВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ

Как известно, недавно министром внутренних дел был объявлен открытый конкурс на должность главы Национальной полиции Украины.

Я не скрывал и сейчас подтверждаю желание выдвинуть свою кандидатуру на этот пост. Считаю критически важным не только бороться, критиковать и контролировать работу государственных органов, но и брать на себя персональную ответственность за конкретный участок работы. Это было и есть главной причиной и мотивом моего похода в политику.

Между тем, условия конкурса выписаны таким образом, что не дают мне возможности принять участие в конкурсном отборе главы Национальной полиции.

Дело в том, что непосредственный отбор и назначение нового главы состоится уже после Нового года. А согласно переходным положениям закона "О Национальной полиции Украины", требования к главе НПУ до 31 декабря 2016 года и после – отличаются. Так, с 1 января 2017 года к стандартному набору об образовании и стаже работы добавляется два существенных требования: высшее полное юридическое образование и стаж работы в области права не менее семи лет.

На данный момент закон не в мою пользу меня, и до тех пор, пока он действует, его надо выполнять. Отмечу только, что сама эта норма спорна: юридическое образование и опыт в области права НЕ являются критическими требованиями к главе полиции ни в США, ни в большинстве стран ЕС. Это желательно, но не обязательно, что легко проверить в открытых источниках. Такое требование есть только к судьям, адвокатам и прокурорам. В том числе, и к Генеральному.

Тем не менее, у меня пока нет высшего юридического образования и стажа работы в области права. (Сейчас я только заочно учусь на втором курсе юрфака.) Подаваться исключительно ради пиара не стану, это не цирк, и отношусь я к этому серьезно.

В то же время, хотел бы поделиться своим видением отдельных решений и мер, которые бы я предпринял, если бы возглавил Национальную полицию Украины. Для тех, у кого нет времени или терпения, краткую программу я изложил тут "13 шагов нового главы Национальной полиции".

Призываю всех остальных кандидатов на должность главы НПУ обнародовать свое видение и программу действий. Это будет справедливо и по отношению к обществу, и по отношению к самой полиции, а главное – позволит будущему главе НПУ открыто отстаивать свое видение работы.

И отдельно призываю всех, кто по-настоящему "болеет" за работу Национальной полиции и действительно хочет изменить ситуацию к лучшему и чьи кандидатуры отвечают требованиям закона – взять на себя ответственность и подать свою кандидатуру на конкурс главы Национальной полиции Украины.

Из личных бесед я знаю, что многие об этом думают, но сомневаются. Некоторые не уверены в себе, некоторых одолевают страхи, многие сомневаются в справедливости отбора. Каким будет конкурс – покажет время. Уверен, что чем больше кандидатов попробует свои силы, чем будет выше конкуренция – тем больше будет шансов, что отбор будет прозрачным и открытым, а его результаты – справедливыми.



* * * * * 40 ШАГОВ НОВОГО ГЛАВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИЦИИ УКРАИНЫ * * * * *

КАДРЫ

Следует отказаться от разделения полиции на "новую" и "старую". Это вносит конфликт между подразделениями, создает ложный образ "хороших" и "плохих" полицейских, наделяя их разными правами на ошибку. Национальная полиция Украины – единый орган, а ответственность сотрудников за нарушения – персональная, независимо от того, в каком подразделении они служат.

Кадровая подготовка

- Создать на базе одного из подразделений академии внутренних дел действующий прототип полицейской школы, модель которой в дальнейшем заменит всю систему подготовки кадров в полиции.

- Кадровая подготовка должна содержать большое количество коротких, но содержательных курсов, последовательно дающих полицейским новые знания по криминалистике, тактике, юридическим обновлениям, правам человека, медицине и проч.

- Сформировать понятную и прозрачную систему продвижения сотрудников по служб, которая бы исключала коррупционную составляющую и протекционизм при назначениях.

- Весь руководящий состав профильных подразделений НПУ должен проходить все ступени работы полицейского, начиная с патрульной полиции.

- Сотрудники патрульной полиции, желающие перейти в уголовный блок НПУ и отвечающие личностными качествами уже сейчас должны активно привлекаться к дальнейшей переподготовке для работы следователями и оперативниками.

- Все дальнейшие продвижения по кадровой лестнице должны сопровождаться отбором и переподготовкой на соответствующих курсах по конкретному направлению с последующей стажировкой (для чего следует вернуть в органы полиции т.н. "институт наставничества").

Кадровая политика

- Обнародовать результаты последней переаттестации личного состава Национальной полиции. В том числе, списки всех уволенных сотрудников, всех восстановившихся по решениям судов, и всех сотрудников, успешно прошедших аттестацию. (За исключением сотрудников криминальной разведки).

- Обнародовать штатное расписание сотрудников НПУ на всех уровнях (за исключением сотрудников криминальной разведки).

- Начать существенное сокращение админаппарата (штаб, кадровые службы и хозяйственные службы.)

- Отменить принцип ответсвенности руководства за нарушения подчиненных сотрудника, которая является главной причиной круговой поруки, и ввести принцип индивидуальной ответственности сотрудников за совершенные правонарушения.

- Система внутренней безопасности и мониторинга должна быть усилена за счет создания специальных подразделений, напрямую подчиняющихся главе Национальной полиции и имеющих право на проведение внеочередных проверок территориальных органов.

Социальная защита и оплата труда сотрудников полиции

- Среднестатистический сотрудник НПУ – это человек, выбравший стабильность, а не высокую зарплату. Повышение уровня зарплат – это лишь временный механизм предотвращения коррупции в органах НПУ. Во многих, в том числе развитых странах, заработная плата сотрудников полиции ниже средних по стране, что компенсируется высокой социальной защищенностью и уважением общества.

- Отменить систему надбавок и премий и сделать систему заработной платы понятной и прозрачной, снизив материальную зависимость сотрудников от руководящего состава.

- Внедрить систему табелирования и оплаты сверхурочной работы сотрудников НПУ.

- Перенаправить ресурсы НПУ и МВД на создание долгосрочных программ мотивации персонала (в частности, обеспечения жильем для сотрудников, основанной на местных бюджетах).

- Внедрить систему обязательного страхования жизни и здоровья работников полиции.

- Ликвидировать существующую систему ручных профсоюзов и обеспечить формирование независимых структур, обеспечивающей реальную защиту прав сотрудников НПУ.

- Создать эффективную систему правовой помощи сотрудникам и защиты полицейских в судах.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Главным принципом финансовой политики должна стать максимальная открытость и прозрачность на всех уровнях – начиная от центрального аппарата и заканчивая территориальными органами. Только такая политика может дать главе ведомства и Министру внутренних дел требовать и отстаивать повышение бюджетных затрат на содержание Национальной полиции.

- Провести и обнародовать результаты внешнего независимого аудита всего имущества полиции. В дальнейшем сделать такой аудит ежегодным. Результаты аудита связывать с поставленными задачами и их выполнением.

- Обнародовать и обеспечить открытый доступ к бюджету и штатному расписанию Национальной полиции.

- Открыть реестр всех закупок Национальной полиции на центральном уровне и на уровне областей.

- Обеспечить открытую трансляцию всех заседаний тендерного комитета "Центра обслуживания подразделений Национальной полиции Украины" с последующей публикацией стенограмм заседаний.

- Обязать территориальные органы полиции публично отчитываться о своем бюджете и состоянии материально-технической базы перед местными властями.

- Вернуть районным отделениям полиции право на регистрацию юридического лица для взаимоотношений с местными властями и использования ресурсов общины.

КРИМИНАЛЬНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЛОК

- Расформировать департамент защиты экономики и передать его функции профильным органам центральной власти Государственной фискальной службе Украины.

- Форсировать процесс принятия законопроекта "Об уголовных проступках", чтобы уменьшить нагрузку на уголовный блок.

- До принятия закона "Об уголовных проступках" отложить процесс объединения оперативников и следователей в детективы. С учетом кадрового голода и нагрузку на уголовный блок, сейчас это может только ухудшить ситуацию.

- Развивать сеть и карты камер видеонаблюдения, в том числе, и частных, что будет служить не только помощью при раскрытии преступлений, но и для их профилактики.

- Минимизировать и упростить количество форм отчетности и документооборот в следственных и оперативных подразделениях.

- В корне пересмотреть функции, нагрузку, обеспечение и подготовку участковых, которые должны стать мостиком между полицией и населением. Работа участковых должна стать ключевой в работе полиции и направлена на профилактику преступлений и построение доверительных отношений с общиной.

- В кратчайшие сроки закончить формирование и вывести на дорогу дорожную полицию. Максимально привлекать общественность к фиксации и рассмотрению нарушений правил дорожного движения.

ПОСТРОЕНИЕ СЕРВИСНОЙ МОДЕЛИ

Показатели зарегистрированных и раскрытых преступлений не должны и не могут быть единственными (!) критериями оценки эффективности полиции. Наряду с ними ключевым инструментом оценки работы сотрудников НПУ должны стать регулярные независимые опросы а) общественного мнения; б) жертв и свидетелей преступлений; в) представителей бизнеса. Исследования должны проводиться на местном уровне и касаться работы и конкретных подразделений и полиции в целом.

- Обеспечить максимальное общение рядового и руководящего состава НПУ на местах c населением. Руководители полиции, Патрульная полиция, участковые должны выйти из автомобилей и общаться с людьми; это позволит им получить обратную связь и знать о проблемах людей.

- Развивать формы привлечения рядовых граждан к охране общественного порядка, это должно стать общей проблемой и ответственностью всей общины. Человек должен иметь возможность стать частью правоохранительной работы в той степени, в которой ему это удобно – от наблюдателя, готового сообщить о чем-то подозрительном до участника патруля опасной участков города. Дать людям возможность разделить с полицией ответственность за безопасность в том месте, где они живут.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Управление обеспечения прав человека должно стать одним из ключевых в системе органов Национальной полиции. Его работа должна четко описана в алгоритмах действий и результатах, на которые они направлены.

- Создать в рамках управления аналитический отдел, который будет заниматься анализом и оценкой соблюдения права человека в органах полиции, а также давать рекомендации для системных изменений в работе полиции, нормативных актах, регулирующих ее работу, процедурах, кадровых решениях. Подчинить отдел напрямую главе НПУ.

- Внедрить, в целях защиты допрашиваемых и полиции от необоснованных обвинений, специальные комнаты для допросов, с использованием записывающей техники и в присутствии адвоката.

- Открыть доступ правозащитным организациям к отбору сотрудников полиции и оценке их работы; а также к расследованию жалоб на деятельность работников НПУ.

- Инициировать внесение в закон о НПУ изменения, наделяющие сотрудников полномочиями доставлять и содержать под стражей соответствующие категории лиц и таким образом создать легальную базу работы ИВС.

- Довести до конца проект по обеспечению изоляторов временного содержания стандартными пищевыми наборами и провести обязательный тренинг всех работников полиции, в первую очередь ИВС и дежурных частей по оказанию срочной медицинской помощи.

- Обновить парк автозаков. Большинство из них крайне устарели и условия содержания в них нечеловеческие, а люди могут ожидать в них суда часами на жаре или морозе.

Провести полный аудит базы внутренних нормативных актов и минимизировать категории т.н. закрытых документов.

- Разработать и внедрить новый порядок привлечения общественности к расследованию жалоб на полицию. Процедура расследования случаев, связанных с применением оружия, летальным исходом в полиции или от ее действий, дискриминации, пыток и жестокого обращения, должна включать в себя обязательное участие независимого от полиции органа, в состав которого входит общественность. Результаты расследований должны быть публичными.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Чому Трипільська ТЕС не була достатньо захищена та чи вдасться ворогу знищити українську енергосистему

Через втрату Трипільської ТЕС виникло багато питань про ступінь захисту енергетичних об'єктів України від атак ворога. Агентство відновлення захищає лише частину енергетичних об'єктів розподільчої мережі, але далеко не всі...

Проєкти відновлення: зустрічі держави і бізнесу

До кінця листопада плануємо провести чотири великі зустрічі з представниками будівельного ринку прифронтових областей, які найбільше постраждали від воєнних дій...

Нові правила тендерів відновлення

Наприкінці літа Агентство відновлення розпочало перші тендери на проектні та будівельні роботи з відновлення житла та соціальної інфраструктури...

У Ягідному розпочинається відбудова житла: відновлюємо одне з найбільш постраждалих українських сіл

Розбиті й понівечені житлові будинки, зруйнований сільський клуб, спалена військова техніка окупантів на вулицях та школа, яка перетворилася на вʼязницю для 370 людей – таким село Ягідне на Чернігівщині бачили ті, хто приїздив туди після деокупації...

Розпочали відновлювальні роботи у Макарові Київської області

Це один із населених пунктів, який найбільше постраждав через вторгнення російських військ. Відбудова житла у таких містах і селах – один із наших пріоритетів...

Запрошуємо на тендери з відновлення Посад-Покровського 

Агентство відновлення оголосило перші 2 тендери на будівництво 13 житлових будинків у селі Посад-Покровське Херсонської області. Усього буде проведено  9 тендерів – від 5 до 14 будинків у кожному...