6 березня 2018, 11:12

Что на самом деле произошло в субботу под Верховной радой

У меня есть все основания полагать, что действия сотрудников Национальной полиции в субботу у Верховной рады были сомнительны с точки зрения законности, непропорциональны, нецелесообразны и выходили за рамки принятой международной практики. Я готов это доказать, и это не война с Национальной полицией. Мы начинали реформу с двух простых слов "Моя поліція", и сейчас мы отстаиваем именно это – чтобы полиция оставалась НАШЕЙ, а не цементировалась круговой порукой, становясь удобным инструментом в руках власти, чья бы фамилия ее не олицетворяла.

Я не стану комментировать ответ министерства внутренних дел. Будем считать, что это была непродуманная реакция и желание защитить своих, а не искреннее убеждение, что ставить на колени – это норма. Мне не все равно, что происходит с Национальной полицией, мы не можем ставить крест на целой институции из-за несознательности и непонимания отдельных ее сотрудников.

По сути произошедшего.

Во-первых, сам факт задержания людей в субботу не имел под собой никакого юридического обоснования. На фото решение суда, на основании которого действовали сотрудники НПУ в субботу под Верховной радой. Согласно документу, известный судья Белоцерковец дал следователям разрешение на осмотр помещения и другого имущества в палаточном городке с целью найти причастных к нападению на полицейских двумя днями ранее, а также предметов, которыми это было совершено.





При этом в определении суда четко указывается, что осмотр помещения должно проводится по нормам ст. 237 УПК Украины.

Во-первых, ни вышеуказанная статья Кодекса, ни какие-либо другие правила обыска и осмотра не предполагают снос помещения или имущества.

Во-вторых, задержание граждан в ходе обыска возможна лишь при исключительном перечне обстоятельств, предусмотренных ст. 208 УПК, а именно: если лицо застали при покушении или совершении преступления, либо непосредственно после совершения преступления, предусматривающего наказание в виде лишения воли. В этих случаях полицейские должны были зафиксировать эти факты, и не позднее чем через 24 часа прокурор или следователь обязаны были внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований.

Согласно официальным данным в субботу было задержано 111 человек и составлено всего 4 протокола об административных (!) правонарушениях. Поскольку другие производств до сих пор не начаты, очевидно, что у полиции нет доказательств совершения других преступлений.

Из чего вытекает, что все задержания были противозаконными и единственный статус, который могли иметь задержанные на коленях – это свидетели. Но в законодательстве нет ни одной нормы, которая бы давала право правоохранительным органам задерживать свидетелей происшествия.

И уже тем более очевидно, что у полиции нет доказательств реальной угрозы со стороны тех. кого ставили на колени достаточных для уголовного производства.

И самое главное. Ключевым понятием всех без исключения международных стандартов применения сотрудниками полиции силы и спецсредств является пропорциональность и целесообразность.

Учитывая время которое прошло непосредственно после задержания, количество сотрудников полиции, окружавших граждан на коленях, их очевидное преимущество в силах и средствах и – что очень важно! – нерегистрация в дальнейшем конкретных производств, в том числе по правонарушениям предусмотренным ст. 345 УКУ "Угроза или насилие в отношении работника правоохранительного органа", можно сделать логичный вывод: содержание граждан на коленях не было ни пропорциональным, ни необходимым.

К неправомерно задержанным лицам применили "тактические приемы"которые не отражали реальную угрозу, заставив стоять на коленях в снегу в центре города при температуре -7. Согласно практике ЕСПЧ, жестоким и унижающим достоинство человека считается обращение, "порождающее у потерпевшего чувство страха или унижения, мучения и неполноценности".

За двое суток я говорил со многим сотрудниками полиции на разных уровнях, и независимо от своего отношения к самому протесту и его лидерам, подавляющее большинство из них негативно отнеслись к тем нашумевшим кадрам. Даже те, кто в силу профессиональной деформации были склонны оправдать действия коллег, признавали, что этого можно было избежать.

ЧТО МЫ С ЭТИМ БУДЕМ ДЕЛАТЬ

1. Анонимность порождает безнаказанность. Мы будем добиваться принятия закона об идентификации полицейских N5700 и военнослужащих Нацгвардии N5701. Сотрудник, уверенный, что впоследствии его смогут идентифицировать будет куда менее склонен нарушать закон и превышать полномочия.

2. Добиваться принятия международных норм работы сотрудников полиции на уровне внутренних документов МВД и Нацполиции, в том числе Устава Нацполиции и Инструкции по охране порядка во время массовых мероприятий.

3. Добиваться результатов расследования действия сотрудников полиции и рассмотрения этого вопрос на заседании профильного комитета Верховной рады.

4. Инициируем подготовку универсальных пособий с указанием прав участников массовых акций и норм работы сотрудников полиции.

Еще раз хочу подчеркнуть. Это не война с Национальной полицией. Это отстаивание НАШЕЙ ПОЛИЦИИ.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Чому Трипільська ТЕС не була достатньо захищена та чи вдасться ворогу знищити українську енергосистему

Через втрату Трипільської ТЕС виникло багато питань про ступінь захисту енергетичних об'єктів України від атак ворога. Агентство відновлення захищає лише частину енергетичних об'єктів розподільчої мережі, але далеко не всі...

Проєкти відновлення: зустрічі держави і бізнесу

До кінця листопада плануємо провести чотири великі зустрічі з представниками будівельного ринку прифронтових областей, які найбільше постраждали від воєнних дій...

Нові правила тендерів відновлення

Наприкінці літа Агентство відновлення розпочало перші тендери на проектні та будівельні роботи з відновлення житла та соціальної інфраструктури...

У Ягідному розпочинається відбудова житла: відновлюємо одне з найбільш постраждалих українських сіл

Розбиті й понівечені житлові будинки, зруйнований сільський клуб, спалена військова техніка окупантів на вулицях та школа, яка перетворилася на вʼязницю для 370 людей – таким село Ягідне на Чернігівщині бачили ті, хто приїздив туди після деокупації...

Розпочали відновлювальні роботи у Макарові Київської області

Це один із населених пунктів, який найбільше постраждав через вторгнення російських військ. Відбудова житла у таких містах і селах – один із наших пріоритетів...

Запрошуємо на тендери з відновлення Посад-Покровського 

Агентство відновлення оголосило перші 2 тендери на будівництво 13 житлових будинків у селі Посад-Покровське Херсонської області. Усього буде проведено  9 тендерів – від 5 до 14 будинків у кожному...