Володимир Огризко Міністр закордонних справ України (2007 - 2009 рр.)

Два різних народи

18 серпня 2012, 15:55

Днями колега переслав мені статтю одного, як пише російська Вікіпедія, "публіциста, націоналіста, неоязичника". Оскільки цю людину особисто не знаю, від коментарів утримаюся. Але, прочитавши публікацію О. Широпаєва, подумав, що в Росії все ж таки не все ще втрачено зявляються, слава Богу, протимні люди. Хотілося б, звичайно, що їх було по-більше і вони на щось там впливали.

Статтю написано ще у лютому, але від цього вона жодним чином не втратила своєї актуальності. Пропоную вам її найбільш цікаві фрагменти.

Алексей Широпаев – О двух разных народах

"Украина и Белоруссия являются главными геополитическими союзниками России. Наша внешняя политика должна быть максим направлена на интеграцию с Украиной и Белоруссией... Фактически мы один и тот же народ... Мы должны усиливать интеграцию", – эти слова Алексея Навального, сказанные им на днях для украинского телевидения, вызвали заметный сетевой резонанс. В Украине реакция вполне определенная: "Росоппозиционер Навальный оказался обычным имперским шовинистом".

Нет сомнений, что отношение к тезису о "триедином народе" является безошибочным тестом на имперское мышление. Приходится констатировать, что для Навального данный тест оказался, увы, провальным. Впечатление становится еще более удручающим, если вспомнить, что не так давно Борис Немцов решительно отверг идею парламентской республики как несоответствующую "прообразу России". Итак, один из знаковых лидеров протеста по-имперски, "по-москальски" считает украинцев "малороссами", другой является сторонником президентской монархии – согласитесь, есть повод для невеселых мыслей: а кто же еще из постоянных ораторов протестных митингов считает, что целью "белой революции" является всего лишь замена одного путина другим путиным?...

Моя позиция по украинскому вопросу изложена ниже.

Все-таки в отношении русских к украинцам, к Украине таится что-то ключевое, судьбоносное – для нас, русских. Для украинцев Россия тоже значима, но только как точка отталкивания, помогающая осознанию своей, украинской, инаковости. Для русских же Украина, напротив, точка постоянного притяжения, ревнивого внимания, объект поглощения как чего-то "исконно своего" и переделки по собственному образу и подобию. Ничто так не раздражает русских, как очевидные различия с украинцами в языке, менталитете, культуре, историческом опыте. Если русские и признают эти различия, то лишь на уровне различий, скажем, между Владимирщиной и Рязаньщиной, но никак не на уровне отношений двух разных народов.

Известно мнение, что Россия без Украины в имперском плане ущербна. Что-то в этом же духе говорил Бжезинский, да и не только он. Эта мысль верна. Но дело даже не столько в экономическом и геополитическом значении Украины для Москвы. Дело прежде всего в том, что на традиционном русском отношении к Украине, по сути, держится русское имперское сознание, благодаря которому российская империя, пусть и в урезанном виде, все еще существует. Подчеркиваю: именно отношение к Украине – не к Балтии, не к Кавказу – является определяющим для русского имперского сознания. Как только русские откроют для себя, что украинцы это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО другой народ – российский имперский миф рухнет, а с ним неизбежно кончится и империя.

Надо сказать, что на словах русские всегда готовы признать, что украинцы – народ, но – внимание! – "братский народ". За этой лукавой формулой кроется твердое убеждение, что мы – русские и украинцы – ОДИН народ, призванный жить в одном государстве со столицей в Москве. Говоря о "братском украинском народе", большинство русских воспринимают украинский язык и само украинство как досадное историческое недоразумение, исторический вывих, возникший благодаря зловредному влиянию Литвы и Польши. И при этом русские не задаются вопросом: а может, вывихом-то являются они сами?

Исторически вывихнуты как раз-то мы, русские. Нас вывихнула татарщина. Еще в ХIII веке наметились два противоположных исторических вектора, определивших дальнейшее формирование украинского и русского народов. Первый вектор – борьба с Ордой в союзе с Европой, второй – борьба с Европой в союзе с Ордой. Персонифицировались они соответственно в личностях Даниила Галицкого и Александра Невского. Первый вектор – естественен и логичен в культурно-историческом плане. Второй вектор – глубочайшее извращение с далеко идущими последствиями: культурными, государственными, историческими, психологическими, нравственными. И если король Даниил – знаковая фигура Украины, то приемный ханский сын Александр Невский – знаковая фигура России, ее "имя". Таков исток нынешних русско-украинских отношений. Уже после этого говорить о "двух братских народах" не приходится. Цивилизационная вражда предопределена уже этими двумя историческими личностями.

Их можно назвать народообразующими. Насколько Даниил Галицкий непохож на Александра Невского, настолько украинцы непохожи на русских – в своем отношении к праву, свободе, собственности. Если украинское самосознание исторически тяготеет к Европе, то традиционное русское самосознание воспринимает Европу с большей или меньшей степенью враждебности, недоверья и зависти, оборотной стороной которой выступает мессианская кичливость и обличительный пафос в отношении "прогнившего Запада". Европа для русских – это "потерянный рай", откуда их вырвали татарским арканом. Именно конфликт между изначальной европейской природой и навязанным азиатизмом истории и государственности определил русский психотип, все его комплексы и фобии. Все русские неврозы – от пьянства до большевизма – отсюда. Утратив Европу, русские захотели ее не просто забыть – они решили ее возненавидеть, возлюбив при этом свое историческое несчастье, весь этот навязанный им судьбой азиатизм. Это психологическое и умственное извращение называется русским патриотизмом. Украина же, благодаря Литве и – да, да!- Речи Посполитой, сохранила в себе причастность к Европе, сохранилась как Русь в подлинном смысле этого понятия. А мы переродились в Московию, утратив исконную цивилизационную идентичность. И вот это-то и является предметом нашей русской, точнее московитской ревности, определяющей наше отношение к Украине.

Еще на Переяславской раде (1654), на пресловутом "воссоединении", надо сказать, весьма вынужденном со стороны казаков, встретились два разных народа, говорившие на языках разных культур. Мало кто знает, что в Переяславле казаки, соглашаясь дать присягу московскому царю, настаивали, чтобы и он, в свою очередь, присягнул казакам в соблюдении их вольностей. То есть казаки заявляли себя носителями типично ЗАПАДНОЙ правовой культуры. Разумеется, это вызвало негодование московской стороны, заявившей, что "у нас не повелось, чтобы цари давали подданным присягу, а вольности ваши Государем соблюдены будут". Видать, веры Москве у казаков особой не было: четыре полка царю в Переяславле так и не присягнули...

Как Россия "соблюла" казачьи вольности, хорошо известно: всеми силами она старалась устранить украинское "историческое недоразумение". Уже вскоре после Переяславской рады началась московизация Украины: насаждение воевод, сворачивание городского самоуправления, притеснение казачества, поощрение доносительства и т.д. В 1662 году был создан Малороссийский приказ, находившийся в непосредственном подчинении у царя. Через него царь утверждал претендентов на гетманство, сажал воевод по украинским городам, строил крепости в Украине, направлял действия московских и казацких войск. Кроме того, это ведомство надзирало за деятельностью гетмана и контролировало все контакты украинцев с Московией. О Переяславских соглашениях в кремле уже и не вспоминали.

Потом был показательный геноцид в Батурине (1708) – ответ Петра Первого на попытку гетмана Мазепы отстоять остатки суверенитета Украины. Потом последовали два уничтожения Запорожской Сечи – Петром и, окончательное, Екатериной. Потом было превращение Украины в набор типовых губерний, царская политика русификации и, наконец, сталинский Голодомор как средство подавления украинского национально-освободительного сопротивления. А совсем недавно, во времена Виктора Ющенко, мы видели, как Москва боролась с украинским "историческим недоразумением" путем манипуляций с газпромовскими заглушками.

Конечно, казакам в ХVII веке не стоило вступать в столь острую конфронтацию с поляками, которые в цивилизационном плане были гораздо ближе казачеству, чем московиты, несмотря на их православие. В свою очередь и гордым полякам надо было понимать, что от их конфликта с казачеством выиграет только Москва. Конечно, требовалась федеративная и правовая реформа Речи Посполитой, состоявшей лишь из двух субъектов – Польши и Литвы. Требовалось признать третий субъект – Украину (Русь). Так и произошло при заключении Гадячской унии (1658). Но, увы, поздно: ненависть казаков к "ляхам" была уже слишком велика, и проект провалился. Возникни он пораньше – и у Украины были бы все шансы существовать сегодня в качестве полноценного европейского государства. Да и наша, русская, судьба сложилась бы иначе, поскольку без Украины Россия вряд ли превратилась бы в монструозную империю, в конце концов разродившуюся большевизмом. Московия неизбежно вошла бы в состав более цивилизованного и сильного соседа. И мы, русские, жили бы сейчас в Европе, не имея за спиной ГУЛАГа и прочего гнусного исторического опыта. И сама история Европы была бы иной...

Итак, "два братских народа". Но, как видим, в конечном счете культурно-исторические генезисы русских и украинцев совершенно различны, даже противоположны. Мы, русские, конечно, братья украинцам, но братья, подвергшиеся некой неприятной мутации. Мы опасны, как будто несем в себе какую-то разрушительную заразу, и потому нас инстинктивно сторонятся все, кто живет западнее: украинцы, прибалты, а теперь и белорусы. Зато Китай приваливается к нам все плотнее...

Что ж, подытожим. Нам, русским, пора осознать, что обретение Украиной независимости глубоко закономерно. Это историческая справедливость, с которой необходимо не просто смириться – нам надо ее понять и принять. Понимание, что Украина действительно другая страна, настоящая заграница – вот ключ к нашему самопознанию, самокритике и самоосвобождению, предпосылка зарождения новой русской ментальности без имперских и антизападных стереотипов. Если это произойдет, все наше видение истории и мира изменится. Украина как бы ставит перед нами, русскими, зеркало. Надо честно и бесстрашно вглядеться в него. И, как сказано в нашей же, русской, поговорке, "на зеркало неча пенять...".


А влада мовний "закон" приймає – таке собі чергове свідчення власної малоросійської недалекоглядності. І сумно, і смішно одночасно.

Хоча, може, це й непогано. Бо правду кажуть: чим смішніша влада, тим вона слабша.

В. Огризко, кандидат у народні депутати України від Української платформи Собор

Коментарі — 100
меч _ 18.10.2012 08:44
IP: 178.137.105.---
_Меч – nexoxol_ А "Лі" це корейське прізвише:) Вікіпедія як остання інстанція:):):) О. це суперово наукове джерело:)
Dmitrii Lee _ 23.09.2012 13:51
IP: 178.150.177.---
Тупой сайт
Меч – nexoxol
Меч – nexoxol 2 чистейших украинофобов.) Униженные и приниженные вы наши ничтожества.)

А вот это называется доказательство, которое опровергает любое быдло-блеение ваше:
h t t p: / / r u. w i k i p e d i a. o r g / w i k i / %D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B4_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD#.D0.9F.D1.80.D0.B0.D1.80.D0.BE.D0.B4.D0.B8.D0.BD.D0.B0_.D1.81.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D1.8F.D0.BD_.D0.BF.D0.BE_.D0.B3.D0.B5.D0.BD.D0.B5.D1.82.D0.B8.D1.87.D0.B5.D1.81.D0.BA.D0.B8.D0.BC_.D0.B4.D0.B0.D0.BD.D0.BD.D1.8B.D0.BC
(для тех кто в танке – без пробелов)
Dmitrii Lee _ 23.09.2012 13:50
IP: 178.150.177.---
Dmitrii Lee:
Меч – nexoxol
Меч – nexoxol
Dmitrii Lee _ 23.09.2012 13:49
IP: 178.150.177.---
Dmitrii Lee:
Меч – nexoxol
Меч – nexoxol
Dmitrii Lee _ 23.09.2012 13:49
IP: 178.150.177.---
Dmitrii Lee:
Меч – nexoxol
Меч – nexoxol
Dmitrii Lee _ 23.09.2012 13:48
IP: 178.150.177.---
Dmitrii Lee:
Меч – nexoxol
Меч – nexoxol
Dmitrii Lee _ 23.09.2012 13:47
IP: 178.150.177.---
Меч – nexoxol
Dmitrii Lee _ 23.09.2012 13:46
IP: 178.150.177.---
Меч – nexoxol
меч _ 21.08.2012 04:45
IP: 178.137.105.---
.
меч _ 21.08.2012 04:43
IP: 178.137.105.---
для arsenal6_ти так раптом стурбувавсь_ А я тебе, мудрила, знаю?. Якщо ні то й якого хєра ти до мене на "ти" звертаєшся?:)
меч _ 21.08.2012 04:40
IP: 178.137.105.---
проименовались, ...". Говоря об украино-черкесских связях, Ригельман опирался не только на исторические летописные свидетельства о переселении черкесов в Поднепровье, он подчеркивал сходство этнонимии, материальной культуры, антропологического типа и обычаев. Ригельман основывался в том числе и на собственных наблюдениях, поскольку бывал на Северном Кавказе и был знаком с культурой и бытом черкесов.

Чернявость, брахикефальность (короткая, но широкая голова, в отличие от преобладающего в России европейского типа длинной головы), слабая бородка (в отличие от российских крестьянских и боярских бород до пояса!!!) – это типичный признак тюркских народностей, а по совместительству и украинского народа.
меч _ 21.08.2012 04:39
IP: 178.137.105.---
Автор XVIII в. – Ал. Ригельман, анализируя этноним "черкас" по отношению к украинцам, отмечал: "... а если вести им (украинцам) имя особое, то следовало б называться черкесами, по пришедшим потомкам в Украину из Черкасской Кабарды черкасам, которые смешавшись с украинцами вообще, проименовались тем именем, коим и доныне еще именуются. Притом доказывает и то, что сходство лица, одежда и несколько жительство (т. е. быт). обычай и во многом обряды, равные с черкесами имеют". Появление черкесов на Украине Ригельман относит к XIV веку, когда ими и был основан город Черкассы: "в XIV столетии, когда черкесы в здешние места из Кабарды пришли властью татар, собравши множество сброда, слободы населили и воровством промышляли, но для многих на них жалоб татарским баскаком на Днепр переведены и город Черкасы они построили, который доныне на том же месте и тем же званием именуется, состоящий на правой стороне реки оной, ниже города Канева, почему все казачество и вся Малороссия потом черкасами
меч _ 21.08.2012 04:38
IP: 178.137.105.---
"ТЕПЕРЬ К УКРАИНСКОЙ ТОПОНИМИКЕ.

Что означают "типично славянские" названия населенных пунктов центральной и западной Украины??? КАГАРЛЫК, ДЫМЕР, БУЧА, УЗИН- (Киевская область), УМАНЬ, КОРСУНЬ, КУТ, ЧИГИРИН, ЧЕРКАССЫ- (Черкасская область), БУЧАЧ- (Тернопольская обл.), ТУРКА, САМБОР, – (Львовская обл.), БАХМАЧ, ИЧНЯ- (Черниговская обл.), БУРШТЫН, КУТЫ, КАЛУШ – (Ивано-франк.оюл.), ХУСТ- (Прикарпатская обл.),ТУРИЙСК- (Волынская обл.), АХТЫРКА, БУРЫНЬ - (Сумская обл.), РОМОДАН - (Полтавская обл. названия сел Абазiвка, Обезiвка на Полтавщине, происходят от черкесского прозвища Абаза), КОДЫМА, ГАЙСАН - (Винницкая обл.), САВРАНЬ - (Кировоградская обл.), ИЗМАИЛ, ТАТАРБУНАРЫ, АРЦИЗ и еще огромное кол-во? В России тоже есть тюрские названия поселений, но русские заселяли чужие земли на Урале, в Сибири, на Севере и естественно оставляли чужие уже имеющиеся названия. А у нас то откуда, если не наши собственные?"
vsegda1 _ 20.08.2012 23:57
IP: 46.201.146.---
если мне память не изменяет, Тарас Шевченко был выкуплен из украинского рабства именно российскими интеллигентами за сумашедшие бабки. Жить и помирать поэт-патриот Украины выбрал столицу ненавистной москальской империи, а уж как умру – то поховайте на Днепре)))))

действительно два разных народа: Росияне хохла выкупают, а он на Россию клевещет, но домой возвращаться не хоцца)
arsenal6 _ 20.08.2012 14:20
IP: 195.29.156.---
меч:
_Москавія – то і є орда, зупинена на кордоні України._М.С. Грушевский. Очерк истории украинского народа. Киев "Либiдь"1991г.
"...Территории вокруг Киева опустели в 12-13 вв, слишком часто разоряемые кочевниками, и были заселены в значительной степени тюркскими военными колонистами..." стр.67 – То й як це тюрські військові зупинили орду на кордоні України?:)
Куди переселился ті воєнниє колоністи згодом, бо не вміли на землі працювати й виживати, чому не пишеш? Невже до Москви подалися? Що хочеш правду приховати?
arsenal6 _ 20.08.2012 14:16
IP: 195.29.156.---
меч:
для hoop_ наші "брати" перестануть_ Ну наприклад американці аж ніяк століттями поряд з іракцями та афганцями не жили. що їм не перешкодило "потурбуватися" про вищезазначені народи.:) Тому, така практика цілком прийнята зараз. А ось наприклад згадаємо ЄС і французську та британську авіацію яка вправно бомбувала Лівію. А чого ж це вони так затурбувалися?:)
А чого це ти так раптом стурбувавсь? Риг?
volga _ 20.08.2012 14:09
IP: 81.23.16.---
nexoxol _ 20.08.2012 11:28IP: 46.98.67.--
Тит:
Умник, а кто продавал селян татарам на ясырь??
Кто вёл рабов украинцев в рабство на подарок султану и был пойман отоманом Сирко??
Не главный ли хохоль всея украины будущий гетьман Мазепа??))

Почему русские по отношению к другим политикам ставят требования, быть идеально чистыми.
А не вырезал ли Новгород Иван IV? Так что, он не был русским царем?
А не продавали ли русские помещики в 19-м веке своих рабов? И это в 19-м! Но не в 17-м.
Какие ограниченные познания в использовании исторических инструментов!
Феодальный период был феодальным. Но Мазепа, как феодал, хотел сохранить свом подвласным рабам другие права, чем они были у русских. В украинцев не было такого темного рабства как у русских.
И Ющенко не требовал такого рабства от подданых как это требует царь азиатской Руси Путин. Не требовал. Да ему и не дали бы: степень ощущения рабства другая.
arsenal6 _ 20.08.2012 13:34
IP: 195.29.156.---
marie7777777:
Правильно. А все тому, що українці – слов"яни, а росіяни – угро-фіни.
:)
arsenal6 _ 20.08.2012 13:33
IP: 195.29.156.---
меч:
_Москавія – то і є орда, зупинена на кордоні України._М.С. Грушевский. Очерк истории украинского народа. Киев "Либiдь"1991г.
"...Территории вокруг Киева опустели в 12-13 вв, слишком часто разоряемые кочевниками, и были заселены в значительной степени тюркскими военными колонистами..." стр.67 – То й як це тюрські військові зупинили орду на кордоні України?:)
А отак і зупинили. Що ти не зрозумів?
arsenal6 _ 20.08.2012 13:32
IP: 195.29.156.---
меч:
_російських слів є насправді татарськими_ "В УКРАИНСКОЙ МОВЕ БОЛЕЕ 4000 ТЮРКСКИХ СЛОВ!!!

(ЕНЦИКЛОПЕДІЯ "УКРАЇНСЬКА МОВА" ТЮРКІЗМ. В укр. мові налічується бл. 4 000 Тюрк. слов (без урахування власних назв)."
Мова йде про російську, ти помилився?
nexoxol _ 20.08.2012 11:28
IP: 46.98.67.---
Тит:
Умник, а кто продавал селян татарам на ясырь??
Кто вёл рабов украинцев в рабство на подарок султану и был пойман отоманом Сирко??
Не главный ли хохоль всея украины будущий гетьман Мазепа??))
nexoxol _ 20.08.2012 11:21
IP: 46.98.67.---
marie7777777:
Правильно. А все тому, що українці – слов"яни, а росіяни – угро-фіни.
а ктож тогда бывшие торки. печенеги, берендеи, половцы и прочие карие очи чорние брови??))
У каво национальный герой Козак Мамай!! сидит по турецки в шароварах и смажит люльку з тютюном??)))
Тит _ 20.08.2012 11:19
IP: 194.50.169.---
"У Московщині панує найогидніше рабство. Там немає і бути не може нічого власного, бо все є власністю царя. Московські бояри титулують себе "рабами царськими". Увесь народ московський є рабом. У Московщині продають людей на базарі, як у нас худобу. Приєднатися до такого народу – це гірше, як скочити живим у вогонь" – полковник Іван Богун Богдану Хмельницькому на Переяславській Раді.
Тит _ 20.08.2012 11:13
IP: 194.50.169.---
Чудова стаття! Дякую, Володимире за перепост.
меч _ 20.08.2012 10:51
IP: 178.137.105.---
для Ivan Sulima _ "Брат" Меч, чому ти такий злий, ну як собака..._ Мене вже "дістали до печінки" ці "шарманки" про укроарійців-словян та фіно-угрів -росіян". Тобто – за 20 років досягнень практичних нуль той починається "укроарійський"трьоп". так склалося, що росіяни та українці вже століттями разом живуть Мільйони спільних шлюбів. мільйони укро-російських діточок. І тут "здоровеньки були" – Українці це "словянобоги", а росіяни "фіночорти". А хо-хо не хо-хо?:) Це з якого дива я буду вважати Руслану Лижичко -смагляву з темним волоссям, та темними очима – чистою словянкою, а Волочкову зі шкірою світлою та світлими очима – несловянкою?:)
Корупція910 Україна та Європа817 Мовне питання169 Aтака Путіна1062 Рада 201492
ОСТАННІ ЗАПИСИ
Олексій Рябчин

Когда государство заставит Фирташа платить за газораспределительные сети?

15
Дмитро Добродомов

''Подєльнік'' Насірова пішов до суду...

24
Віктор Уколов

Чому антикорупціонерам варто заповнювати Е-декларації

Тарас Шевченко

Підсумки четвертого пленарного тижня шостої сесії: аналіз РПР

Ольга Богомолець

Чому не можна різати курку, яка несе золоті яйця

20
Арсен Аваков

''Нове обличчя кордону'' – ми дали старт чергового етапу великої реформи. Держприкордонслужба оголошує конкурсний набір нових співробітників!

Віталій Шабунін

Epic Fail Холодницького: САП допоміг Фірташу узаконитися на ЗТМК

3
Єгор Фірсов

Как "смотрящий" Олег Недава довел до ручки государственное предприятие "Артемсоль"

25
Арсен Аваков

Солдат резерву Євген Тельнов (позивний Усач). Герой України (посмертно). Історія доблесті, честі і вірності обов'язку!

Арсен Аваков

Поліція Києва звільнила Валерія Людмирського, якого викрадачі 8 місяців утримували в заручниках заради викупу 10 мільйонів євро (ФОТО, ВІДЕО)

АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter   Вконтакте