8 квітня 2010, 13:55

После голосования за "донецкий" Кодекс о рабстве Симоненко должен уйти из политики, а КПУ самораспуститься

Партия регионов вводит в Украине рабство

Сергей Климович, RUpor


Любая новая политическая сила у руля страны пытается как можно быстрее подмять под себя все сферы существования общества. И трудовая – одна из самых главных для власть предержащих.

Особенно, если победителем является партия крупного капитала.

КзОТ для олигархов

Многие ожидали, что новая "донецкая" власть начнёт с первых дней гнуть свою линию. Однако то, что представители Партии регионов Украины и их союзники успели сделать за без малого полтора месяца после инаугурации Виктора Януковича, удивило даже самых бывалых аналитиков.

Рассмотрение во втором чтении и вцелом, самого несмешного законопроекта последнего времени, который непосредственно касается любого простого украинца было назначено на 1 апреля. Речь идёт о печально известном ультранеолиберальном проекте N1108 (http://rada.gov.ua/zakon/new/WR/WR300310.htm).

Из-за акций протеста слушания перенесены на пленарную неделю 13-16 апреля.

6-9 апреля проект может быть повторно рассмотрен парламентским Комитетом по вопросам социальной политики и труда.

Почему мы говорим "ультранеолиберальном"? Потому что именно либеральный фундаментализм исходит из того, что люди друг другу волки. Поэтому всё решается на уровне договора между работником и работодателем, поэтому никакие специальные гарантии со стороны государства – тот же КЗОТ – не нужны.



В принципе, ничего удивительного в том, что крупные промышленники и фабриканты пытаются протянуть через Верховную Раду этот, по оценкам юристов, позорнейший законопроект, нет. Слухи о том, что в недрах "донецких" think tanks было написано что-то подобное, ходили уже достаточно давно.

Кто же считается создателем этого Кодекса? "Я не знаю. Думаю, он прячется", – саркастично комментирует ситуацию Игорь Луценко, советник министра экономики. "Если серьезно, то публичный лоббист – профсоюз Хары (Федерация профсоюзов Украины, возглавляемая нардепом от ПР Василием Харой, – Прим. Авт.), к которому всегда была масса вопросов по поводу его ангажированности и связей с крупным бизнесом".

Историю немного приоткрыл другой наблюдатель. "Украина получила грант на приблизительно 3 миллиона долларов от правительств США и ФРГ, а также от Международной организации труда на разработку нового Кодекса, – рассказывает глава Киевской ячейки ВМОО "Фундация Региональных Инициатив" (ФРИ) Михаил Лебедь. – Где-то в 2007-м инициативу вместе с деньгами перехватили некоторые депутаты Партии регионов. Теперь имеем кабальный законопроект".

По его словам, идейные вдохновители – народные депутаты Василий Хара, Александр Стоян, Ярослав Сухой и Михаил Папиев. Все из Партии регионов. "После каждой громкой критики они устраивали круглые столы, звали международных экспертов и суммировали, суммировали, суммировали мнения, – грустно резюмирует эксперт. – Сумма всегда выходила не в пользу простых людей. Короче, это стандартная технология лоббистов".

В контексте ситуации возникает вопрос, а нужен ли вообще Украине новый Кодекс законов о труде? "Изменения нужны всегда и во всем. Совершенных документов нет, даже Бог дал сначала Ветхий завет, а потом Новый", – говорит Луценко. Он считает, что менять естественно нужно, хотя бы из-за того, что сейчас нормы КЗоТ вообще часто игнорируют. Постоянно растет теневая экономика. Потому, к примеру, стране необходимы нормы, более эффективно легализирующие работу без договора, чтобы люди, работающие нелегально с точки зрения законодательства, были более защищены.

С ним согласен и Лебедь: "Нужно, ибо и он не идеален. Но не так, как предлагают власть имущие".

Ужас юристов

Что же плохого в новом законе?

По словам главы профсоюза "Народная солидарность" Алексея Кляшторного, статья 143 проекта нового Трудового кодекса (ТКУ) даёт возможность установки фактически неограниченной длительности рабочего дня и недели ("Максимальная длительность ежедневной работы по суммированному учету рабочего времени не должна превышать 12 часов. При наличии письменного согласия работника допускается введение большей длительности ежедневной работы"). Думается, от такого права ни один владелец завода не откажется.

Юрист профсоюза "Защита труда" Виталий Дудин рассказывает, что проект (ч. 2 ст. 13) даёт право издавать обязательные для работников "нормативные акты работодателя" (НАР). Эта норма фактически прямо поощряет работодателя уклоняться от подписания коллективного договора, поскольку НАР можно принять в одностороннем порядке и за их нарушение ответственность не предусмотрена.

Процедура согласования с профсоюзом увольнения в течение одного дня (статьи 121-122) фактически нереальна и невыгодна профсоюзу. К тому же, на заседаниях профкома теперь будет иметь право сидеть представитель работодателя, что фактически будет нивелировать смысл заседаний и сам принцип деятельности организации трудового класса. К тому же, из проекта ТКУ полностью исключили раздел XVI нынешнего КзОТ.

К тому же Хара сделал для своей организации лазейку – проект ТКУ делит отечественные организации на две неравноправные категории: "репрезентативные" и "нерепрезентативные".

"Новые независимые профсоюзы будут объявляться "нерепрезентативными"... Трудящиеся будут вынуждены обратиться к "массовым" профсоюзам, которые давно утратили доверие", – отмечает Дудин. Все положения об ответственности работодателя внесены были в новый Кодекс под давлением МОТ. Зато, дисциплинарная и материальная ответственность работников описаны в 8 (!) раз большим объёмом.

К тому же, в проекте сохранили целый раздел, прямо дискриминирующий работника по месту работы. По словам Виталия Дудина, гипотетически работодатель сможет дробить своё предприятие, чтобы уходить от ответственности. Кроме того, сводится на нет роль комиссий по трудовым спорам. Каким образом? Просто! Их решения должны приниматься ЕДИНОГЛАСНО...

Помимо этого, работодатель может теперь не вносить в трудовую книжку работника все сведения о его наградах. Впрочем, в нынешних рыночных условиях труда, эта норма не очень актуальна

Мрачное будущее

Кто же лоббирует отмену процесса принятия ТКУ?

"Сейчас фактически существует две коалиции, – говорит Михаил Лебедь. – "Радикальная" и "либеральная". Различия, в основном, в подходе к решению проблемы. Одни больше умеют акции проводить, другие – вести переговоры. В обе коалиции входят общественные организации и профсоюзы".

"Против нас только верхушка ФПУ, профессионального союза, оставшегося с советских времен. – продолжает он. – Так получилось, что его председатель, депутат Партии регионов – это и есть соавтор законопроекта (Василий Хаара – Прим. Авт.) ".

По словам Игоря Луценко, законопроект 1108 скорее примут, чем нет.

Несогласные в ответ на это готовы "бастовать, митинговать и обращаться в Конституционный Суд".

Самое грустное, что за проект ТКУ в первом чтение голосовала и КПУ – единственная партия в ВРУ, декларирующая левые идеалы. "КПУ и коммунисты часто – две большие разницы", – констатирует Лебедь. С ним согласен и Луценко: "Потому что КПУ – весьма современная, вполне толерантно относящаяся к рыночным реалиям партия... а не какой-нибудь ВЧК-ОГПУ".

"А, может, они хотят заострить классовую борьбу?", – задаётся он риторическим вопросом.

"На эксплуатации коммунистической риторики и бренда Симоненко в течение длительного времени собирал весомую идеологическую "ренту", – развивает эту тему российский политолог Андрей Окара. – В итоге, жадность его сгубила: после голосования за ТАКОЙ трудовой кодекс КПУ должно заявить о самороспуске. Думаю, их избиратели не забудут такого предательства".

В условиях мирового кризиса и колоссальной безработицы в Украине, считает эксперт, жители моногородов и работники больших заводов превращаются в заложников работодателей, фактически – в рабов.


Сергей Климович, RUpor

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.