Вспоминаем любимые фильмы о войне
Сегодня день Победы – звучит много песен времен войны и о войне.
По телевизору – все фильмы тоже только о войне.
Предлагаю читателям этого блога и хозяевам соседних блогов УП написать о своих любимых фильмах о войне (2 мировой // ВОВ) – как военного времени, так и послевоенных, как советских / постсоветских, так и иностранных.
По всем опросам и рейтингам на постсоветском пространстве с большим отрывом лидирует фильм "В бой идут одни старики" Леонида Быкова к/с им. Довженко.
Я понимаю, в чем уникальность и гениальность этого фильма – в отсутствии советского соцреалистического пафоса, в сугубо украинском лиризме, в личности Леонида Быкова, который, как и многие украинцы, оказавшиеся в России, мечтал вернуться в Украину. И когда мечта осуществилась, всё самое гадкое, что есть в украинском "коллективном бессознательном", обрушилось на его голову. В результате такого крупного и талантливого (а, может, и гениального) актера и режиссера просто растоптали, смешали с дерьмом и уничтожили, а на фильм "В бой идут..." даже не выделили цветной пленки, так что его пришлось раскрашивать (кстати, лично мне раскраска именно этого фильма кажется уместной и удачной – в отличие от Штирлица).
Мне нравится много фильмов о войне. Но в моем личном рейтинге на верхних позициях два других.
"Летят журавли" (1957) (Михаила Калатозова по пьесе Виктора Розова "Вечно живые") – единственный призер Каннского фестиваля из советских фильмов.
"Крылья" (1966) – к сожалению, почти забытый фильм Ларисы Шепитько.
"Летят журавли" – фильм эпохи Оттепели, в нем есть новое дыхание жизни и времени, в нем есть сугубо винематографические новации (например, кадры смерти главного героя, сыгранного Алексеем Баталовым), хоть сама пьеса – из предыдущей эпохи. Мне один раз довелось общаться с Виктором Сергеевичем Розовым – он человек, как мне кажется, еще сталинских времен – по своему художественному почерку. В его драматургии много бытовых подробностей, "сниженных" деталей (например, в пьесе и фильме "Летят журавли" – это белка с орехами), несколько театральных монологов.
Но это совершенно гениальный фильм – вспомните построение кадра, вспомните монтаж, вспомните глаза Татьяны Самойловой в сцене ухода на фронт и в конце фильма, когда она дарит цветы совершенно незнакомым людям. В результате военная мелодрама превращается в высокое символическое искусство.
Ну а "Крылья" – это вообще психодрама, режиссерское кино, один из примеров поиска нового киноязыка и новых принципов самораскрытия героев режиссерами-шестидесятниками. Героиня Майи Булгаковой пытается жить как бы по течению – встроиться в обыденную мирную жизнь. Но это у нее не получается – в ее жизни был экзистенциальный опыт как бы абсолютного существования (во время войны), и теперь всё остальное кажется ненастоящим и банальным.
Этот фильм редко показывают, к сожалению.
ПОСМОТРЕТЬ В ИНТЕРНЕТЕ МОЖНО ТУТ
Если фильмы о войне сталинской эпохи – это либо эпические полотна, либо почти комедии ("Беспокойное хозяйство"), если современные фильмы – это либо гламур ("Звезда" с Игорем Петренко), либо кровавое месиво, либо кич для "ликующей гопоты" ("Мы из будущего-1, 2), либо психотриллеры ("В августе 44-го"), если фильмы брежневской эпохи – это чаще всего достаточно нудное зрелище – под стать "застойной" эпохе (даже "Военно-полевой роман", хотя это очень хороший фильм или гениальный "Штирлиц"), то лучшие фильмы 1960-х – это всегда обостренный психологизм и субъективная манера повествования – вспомним хотя бы "Иваново детство" Тарковского. Ну или сцену с явлением погибшего отца в фильме "Мне 20 лет" ("Застава Ильича").
Я вспомнил о своих любимых фильмах.
А что ВЫ расскажите о своих?
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.