4 червня 2010, 13:57

Back to УССР. За 100 дней Янукович изменил Украину до неузнаваемости (Московский комсомолец)

BACK to the УССР

За 100 дней Янукович изменил Украину до неузнаваемости



Первые 100 дней президентства Виктора Януковича различные эксперты и аналитики оценивают по-разному: кому-то происходящие процессы кажутся триумфом кремлевской политики и пророссийских сил, кому-то – ликвидацией государственного суверенитета Украины. Однако при этом все сходятся в одном: за три с небольшим месяца страна радикально изменилась, и той Украины, которая была при Кравчуке, Кучме и Ющенко, больше нет, а есть формально независимая страна, напоминающая то ли дореволюционную Малороссию, то ли советскую УССР. Не случайно одним из несомненных гуманитарно-символических достижений этих 100 дней стал установленный в Запорожье памятник Сталину.

Сам Янукович не раз выявлял симпатию к современной российской политической системе: за эти три с лишним месяца из нее было взято всё лучшее (по его разумению) – монополизм верховной власти, механизмы маргинализации оппозиции, идея выстроить "вертикаль власти" исключительно из однопартийцев, технология переведения свободы слова в "конструктивное русло", желание "приручить" суд и ограничить свободу собраний и митингов (в Верховной Раде на днях уже во втором чтении будет рассматриваться соответствующий законопроект). А всякий "порожняк" (опять-таки, в их фразеологии) – вроде модернизации, технополисов, высоких технологий и инновационного развития – был оставлен без внимания – об этом в Украине не говорит ни власть, ни остатки оппозиции.





Большинство политологов сходилось на том, что Украина выгодно отличается от России конструкцией своей политической системы (наличие политической конкуренции, выборов, сменяемости власти и т.д.), при этом Россия декларирует свое желание стать "государством развития", в котором инновационная модернизация была бы мейнстримом. Украина Януковича лишилась преимуществ прежней политической системы, но не обрела ни белорусской социальной политики, ни российской воли к модернизации.

Главными выгодоприобретателями новой политической ситуации стали олигархи, поэтому вполне логично, что налоговое бремя перекладывается с крупного бизнеса на малый и средний. Тем не менее, несколько крупных промышленных предприятий (например, металлургический комбинат им. Ильича, "Запорожсталь") загадочным образом вроде бы поменяли хозяев – на оффшорные кампании, за которыми маячат яркие фигуры российского олигархата.

За 100 дней наиболее четко видна трансформация политической системы. Так, если во времена президентства Ющенко существовала полиархия – с рассосредоточением политических возможностей между различными кланами, группировками и политическими партиями, что обеспечивало реальную политическую конкуренцию, то за последние месяцы практически вся власть сосредоточилась в руках Партии регионов и "донецкого" клана – тимошенковская, проющенковская и прочая оппозиции маргинализированы и устранены от влияния на принятие политических решений (стоит отметить, что в большинстве случаев это происходит из-за их собственной неэффективности). Если для описания нового режима политологи нередко употребляют сравнение с фильмом "Холодное лето пятьдесят третьего", намекая на криминальное прошлое некоторых ярких представителей власти, то для описания оппозиции, пожалуй, подошел бы фильм Эльдара Рязанова "Старые клячи".

Многим российским наблюдателям симпатична культурно-языковая политика нового режима, связанная с расширением сферы употребления русского литературного языка, еще большей маргинализацией украинского и общей деукраинизацией культурной, образовательной, судебной и делопроизводственной сфер. Однако, как известно, в украинской политике дискуссии по языковым, культурным и "голодоморным" вопросам возникают именно тогда, когда власть пытается "заболтать" реальные проблемы – снижение уровня жизни, рост безработицы, повышение тарифов ЖКХ, падение роста ВВП, снижение уровня жизни, провалы и неудачи во внешней политике.

Также у нас с нескрываемым удовлетворением восприняли заявления украинских руководителей о том, что Украина больше не стремится в НАТО. Однако это продажа воздуха в шикарной упаковке с бантиком – с той же убедительностью можно было бы заявить, что Украина, скажем, не примет участия в строительстве тоннеля от Бомбея до Лондона или отказывается от своих претензий на колониальные владения на Луне. Вопрос о вступлении в НАТО и так уже давно не стоит на повестке дня – для этого нет ни поддержки населения Украины, ни воли руководства самого НАТО, ни достаточных средств для модернизации украинской армии и ВПК.

Впервые за все годы существования независимой Украины угроза раскола страны стала восприниматься как реальность. По крайней мере, наиболее активные фронтмены правящей партии стараются не сглаживать углы, а посыпают раны своей страны (язык, Голодомор, "бандеровская", "сталинская" и прочие темы) солью и перцем. Например, тот же министр образования и науки Дмитрий Табачник известен не только своими инициативами по деукраинизации образования, но и фактически расистскими высказываниями в адрес жителей Западной Украины.

Особо чувствительные граждане, склонные к разгадке "знаков Судьбы", полагают, что Януковича преследует злой рок: накануне инаугурации развалился памятник легендарным основателям Киева, во время инаугурации перед ним захлопнулись двери, по дороге в аэропорт, чтобы лететь в Харьков на памятную встречу с Дмитрием Медведевым, машина из президентского кортежа насмерть сбила человека, не говоря уже о венке, упавшем на Виктора Федоровича во время торжественной церемонии у вечного огня.

Особенность нынешней украинской власти в том, что для большинства ее представителей независимая Украина является случайным образованием – ошибкой истории. Поэтому у них нет и быть не может никакой проектности по отношению к стране, которую им довелось возглавить, – отсюда тотальная реставрация советской политической стилистики. У Ющенко свой проект страны был (хотя нравился он немногим), у Кравчука – был, даже у Кучмы была какая-то стратегия многовекторного балансирования. Нынешняя беспроектность облегчила превращение страны в "Ukraine-Ltd" – государство-корпорацию, существующее не для "общей пользы", а для извлечения максимально прибыли ее хозяевами.

И если Россия – это государство-корпорация с почти двадцатилетней историей, то Украина становится таковой буквально на глазах, поэтому в ней еще идет борьба за контрольный пакет акций – между "донецкой" и "кремлевской" группами акционеров.



МК, 4 июня 2010 г.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.