31 жовтня 2010, 12:45

In Memoriam. Московский алхимик и неоплатоник Евгений Головин

Я знаю, что говорить по смерти православного человека.

Но я теряюсь – как надобно напутствовать в Последний Путь неоплатоника, алхимика и гностика.

Ведь для неоплатоника и гностика физическая смерть – это лишь избавление от оков телесности, это побег души из темницы тела...

Евгений Всеволодович Головин (1938-2010) был человеком, который еще в 1960-х радикально изменил интеллектуальный ландшафт Москвы. Благодаря его усилиям, а также усилиям Юрия Стефанова, Юрия Мамлеева, отчасти Гейдара Джемаля в интеллектуальном дискурсе появилась Традиция, традиционализм, Генон, Эвола и далее по списку.

Ощущая собственную духовную ничтожность и душевное несовершенство, я боялся быть знакомым с Головиным слишком близко. Но благодаря ему многое изменилось и во мне, и в моем духовном пути.

Ниже – несколько некрологов и статей о Евгении Всеволодовиче Головине.


_____________________________________

Сергей Шиптенко

http://shiptenko.livejournal.com/328805.html

29 октября 2010 не стало Евгения Головина, алхимика, поэта и метафизика, который был самым несовременным человеком в глубоко чуждом ему современном мире. Мысль Головина была направлена не просто в прошлое: он писал о вечном, о забытом блеске золотого века. В его текстах оживают идеи отвергнутых современным рационализмом алхимиков и мистиков, открываются с совершенно невообразимой стороны знакомые герои мифов и сказок и возрождается тот магический одушевленный мир, который, казалось бы, навсегда был уничтожен эпохой техники, капитала и расчетливого прагматизма. Евгений Головин был великим ученым, существовавший в параллельном измерении по отношению к тому, что сегодня называется наукой.



Как ученый он открыл русскому читателю последних великих мыслителей Европы – традиционалистов Рене Генона, Юлиуса Эволу, Титуса Буркхардта, Фритьофа Шуона, алхимиков Фулканелли и Эжена Канселье. Головин также был поэтом и тонким знатоком литературы, одним из тех избранных, кто способен почувствовать подлинную силу символа и мифа. Исполнитель оригинальных музыкальных произведений, Евгений Головин стал известен как автор текстов рок-групп "Центр", Ва-Банкъ" и Вячеслава Бутусова с музыкантами группы "Кино".

В советские времена он был "диссидентом среди диссидентов", презиравшим хрущевскую эпоху и ностальгировавшим по сталинским временам. Как духовный лидер "Южинского кружка" в 60-80 годы, Евгений Головин шокировал советскую либеральную интеллигенцию пугающей эстетикой "мистического фашизма".

Суета современной жизни, вечная спешка и стремление "успевать" вызывали у него отстраненное презрение, естественное чувство человека, пребывающего вне времени – в вечности. Общество было для Головина внешней формой, уничтожающей своим давлением внутреннюю форму индивида, то есть подлинное человеческое "Я". Унифицирующему характеру социальных норм и обезличивающему характеру "обучения" и "образования" Головин противопоставлял индивидуальный и неповторимый поиск собственного "Я", осуществляемый в виде рискованного и непредсказуемого путешествия, символической внутренней одиссеи через владения драконов, циклопов и сирен. Отношение Головина к обычной жизни кратко и ёмко выражается в одной цитате: "Мы видим, как живут осы и пчёлы, но жить нам так не хочется". В муравьиной спешке мира мегаполисов, застроенных домами-уляьми, где всё работает на то, чтобы превратить человека в насекомое, Евгений Головин смог добиться почти невозможного: он был самим собой.

_____________________________________

Аркадий Малер о Евгении Головине

http://arkadiy-maler.livejournal.com/

Существовало два Евгения Головина – Головин-сам-по-себе, или, лучше сказать, Головин-в-себе, по аналогии с одним из переводов cosa in se, и Головин для нас, или лучше сказать Головин-не-в-себе.

Головин сам по себе был русским интеллигентом советского времени, которому очень не нравилась окружающая его реальность, и он решил не влиять на эту реальность, а уйти из нее в мир наиболее маргинальной оккультно-декадентской литературы, так называемой традиции "проклятых поэтов", где чувствовал себя наилучшим образом. При этом, абсолютным "метафизическим бомжом" он не был, – он закончил филологический факультет МГУ и столь успешно начинал академическую карьеру, что даже написал статьи ("Оккультизм", "Теософия" и др.) в знаменитую пятитомную Философскую энциклопедию, изданную Институтом философии АН СССР (1960-70 гг.), о чем мало кто знает из его фанатов. Но отвращение к миру и любовь к Бахусу возобладали в нем. В дальнейшем он писал множество культурософских эссе, выходивших в гипермаргинальных изданиях, а также красивенькие песенки в жанре богемного шансона, прославившиеся в исполнении Скляра и Бутусова.

Однако смысл и стиль его текстов был настолько своеобразным для позднесоветской культуры, что его непосредственные ученики из "Южинского круга" как бы писателя Юрия Мамлева, среди которых первый, – А.Г.Дугин, – сделали ему огромный пиар, в котором сам он совершенно не нуждался. И так появился Головин-для-нас, не реальный человек, а полувыдуманный образ, коего его поклонники преподносили как аватару Абсолюта. Причины того обаяния, которое производили его тексты на незрелые умы молодых людей обоих полов, коренились в их экстравагантных, на грани эпатажа, содержании и форме.

Первая причина – это нарочито вычурный, можно сказать, "барочный" стиль его текстов, производящий завораживающее впечатление на любого эстетствующего юношу, не успевшего открыть для себя литературные изыски Серебряного века. Если убрать этот стиль, то Головин вообще не был бы замечен никем и никогда, потому что сам он – поэт и только поэт, и интересен именно в этом качестве. Стилистическое обаяние его текстов, наполненных весьма специальными и нередко неточными цитациями, не позволяло многим читателям трезво проверить их научную и концептуальную состоятельность.

Вторая причина – это его специфичная анархическая онтология, неуклонно проповедуемая почти в каждом тексте. Манера Головина расплываться мыслью по древу и превращать литературоведческие, на первый взгляд, статьи в чисто поэтические эссе, отражала его мировоззренческую доктрину, которая у него все же была. Во всяком случае, мне очень хочется думать, что она у него была, дабы относиться к нему хоть немного серьезно. Это чисто языческая доктрина радикального пантеизма, где все элементы бытия являются бесконечно текучими и изменяющимися частями единого материального мира, лишенного общего центра и пребывающего в самых разных состояниях: здесь нет границы между божественным и небожественным, духовным и материальным, причиной и следствием: "всё во всем" и "всё течет". Именно поэтому Головина особенно интересовали наиболее хаотические мистические учения типа герметической алхимии и магии, а академическое чувство вкуса не позволяло ему смешивать их с различного рода восточными эзотериками, как это делали другие "южинцы". Кстати, это очень важное наблюдение для понимания его эстетической позиции – Головин был западник и только западник, но не в современном, а скорее, в досовременном, "антично-ренессансном" смысле. Мне приходилось слышать его эпатажные заявления о русском патриотизме так, что лучше их не повторять и могу сказать одно: к нашей патриотии он никакого отношения не имел. Более того, в отличие от своих учеников, он вообще не имел никакого отношения к политике и не собирался иметь.

Из его онтологии, принципиально безличностной и хаотичной, следовал неизбежный интерес к различного рода язычествам и откровенное презрение к христианству, которое для него было не более, чем очередным вариантом авраамического креационизма – его главного метафизического врага. В этом отношении он был на редкость последовательным и цельным автором, насколько можно быть цельным, проповедуя хаос. Посредством дугинского пиара его имя стало сверхпопулярно в кругах "консервативно-революционной" молодежи 1990-2000-х годов и мало кто задавался вопросом, почему главным гуру "православного единоверца" является откровенный язычник и антихристианин.

Как поэт Головин оставил после себя достаточно красивые и непритязательные песенки, в которых его поклонники все время ищут сверхъестественные эзотерические смыслы. Я сам не против слушать эти песенки, когда их вдруг передают по радио, но каждый раз я вспоминаю, какую огромную роль их автор сыграл в том, что очень многие, незрелые и впечатлительные люди, начитавшись его волшебного делирия, так и не приняли Христа или отвернулись от Господа. И вот это уже серьезно. Головин-в-себе был опасен только для самого себя. Головин-для-нас сыграл зловещую роль ненавязчивого Мефистофеля, которого всячески навязывали его незваные импресарио. Впрочем, весь Южинский переулок вел куда угодно, но только не к Храму.



_____________________________________

Некролог Евгению Головину на сайте кредо.ру

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=80545

Известный поэт, переводчик, знаток литературы и европейской мистической традиции Евгений Всеволодович Головин скончался в ночь с 28 на 29 октября на 73 году жизни, сообщает корреспондент "Портала-Credo.Ru"

Евгений Головин считался крупнейшим неоплатоником в России конца 20 века, по крайней мере, после смерти Алексея Федоровича Лосева. В отличие от Лосева, Евгений Головин никогда не позиционировал себя в качестве верующего христианина. Он неоднократно говорил о своем неоднозначном отношении к христианству. К иудаизму выдающийся мыслитель относился довольно прохладно, несмотря на свое еврейское происхождение, считая себя носителем российской культуры.

Был автором многочисленных песен, которые исполнялись популярными группами. Самая известная его песня под названием "Эльдорадо" была исполнена группой "Ва-Банкъ". Ряд его песен исполняла известная российская рок-группа "Ю-Питер".

Евгений Головин не был академическим ученым, большая часть его произведений была написана в свободной манере эссе и лекций, хотя многие представители академической науки, в частности, историки и литературоведы, высоко оценивали его творчество.

Головин является автором нескольких книг и статей об алхимии, музыке, эзотерике и литературе. Среди его работ – книга "Сентиментальное бешенство рок-н-ролла", статьи "Артюр Рембо и неоплатоническая традиция", "Вокруг да около неистинных горизонтов" и другие.

"Евгений Всеволодович – первый человек в Москве и в России, который открыл течение европейского традиционализма, совершенно неизвестное до этого как в официальных (что естественно), так и в подпольных кругах, интересовавшихся оккультизмом и мистикой. Благодаря ему уже с начала 60-х годов такие имена, как Рене Генон, Юлиус Эвола, Титус Буркхардт, Фритьоф Шуон, а также Фульканелли и Канселье, стали известны среди некоторых московских закрытых групп, интересующихся эзотеризмом", – говорится на сайте библиотеки трудов Головина.



_____________________________________

СПРАВКА ИЗ ВИКИПЕДИИ

Биография

Евге́ний Все́володович Голови́н (26 августа 1938 – 29 октября 2010) – русский писатель, поэт, переводчик, литературовед, филолог, культуролог, оккультист, специалист по эзотерике, знаток алхимии, мистик, автор песен.

С Юрием Мамлеевым, Гейдаром Джемалем и Александром Дугиным входил в т. н. "Южинский кружок" – круг общения, собиравшийся в Южинском переулке в Москве, в квартире Мамлеева.

Исследователь традиционалистских доктрин, лидер "московского мистического подполья" 1960-80-х годов. Был главным редактором журнал "Splendor Solis", куратором книжной серии "Гарфанг" (литература беспокойного присутствия).

Песни на тексты Евгения Головина исполняли Василий Шумов с группой "Центр", Александр Ф. Скляр с группой "Ва-банкъ", Вячеслав Бутусов с музыкантами группы "Кино" (альбом "Звёздный падл"). В 1990-х годах Головин принимал участие в группе "Центр" и написал большой труд, посвящённый этой группе – книгу "Сентиментальное бешенство рок-н-ролла".

В книге Константина Сереброва "Мистический андеграунд" был выписан в образе Адмирала.

Читал лекции по алхимии и эзотерике в "Новом Университете" Александра Дугина.

Неполный список работ

Труды (на официальном сайте Головина).

* "Артюр Рембо и неоплатоническая традиция"

* "Франсуа Рабле: алхимический вояж к Дионису"

* "Чёрные птицы Густава Майринка"

* "Муравьиный лик" (Якоб Бёме о грехопадении)

* "Артюр Рембо и открытая герметика"

* "Вокруг да около неистинных горизонтов"

* "Ослепительный мрак язычества"

* "Правда и ложь бессмертия"

* "Mannerism"

* "Алхимия в современном мире: возрождение или профанация?"

* "Джон Ди и конец магического мира"

* "Антарктида: синоним бездны"

* "Сентиментальное бешенство рок-н-ролла"

* "Георг Тракль. Гипотеза N1"

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.