Театр, Кино (2). Гурченко, сыграй Гамлета! (+Олег Вергелис (ЗН) о лучшей роли Гурченко 2000-х)
С интересом прочитал в последнем "Зеркале недели" статью Олега Вергилиса о Людмиле Гурченко.
Я и сам всегда недоумевал – вот Гурченко писала, что ее 15 с чем-то лет (видимо, лучших!) не снимали, что она занималась всякой поденщиной – лишь бы остаться в профессии.
А ведь и вправду – снимали! О чем и пишет Олег Вергелис.
Именно тогда снял ее легендарный Иван Кавалеридзе в фильме по роману Панаса Мирного "Повія", именно тогда она сыграла в фильме "Роман и Франческа" (фильм – так себе и даже хуже, зато там звучит гениальная песня Билаша "Впали роси на покоси"). Ну и много сложных – именно драматических и трагических – ролей.
Кстати, ее героиня в "Карнавальной ночи", принесшая мега-популярность, мне казалась всегда какой-то не соответствующей образу. Это типа если б Гамлета заставили играть Снегурочку в Доме культуры железнодорожников или вести корпоратив для обрюзгших подонков.
Гурченко имеет широкое амплуа: тут и комедия, и музкомедия, и фарс, и гротеск, и трагикомедия, и трагедия, и психодрама. Хорошо Олег Вергелис сказал: она создала целое амплуа под названием "Людмила Гурченко".
Но ее уникальность для советской и постсоветской российской культуры в том, что она проявлена прежде всего в амплуа ТРАГИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИ.
Трагических артистов вообще мало.
В отличие от комических, для трагедии нужны очень точные и выверенные интонации.
Особенно в современном театре и кино, в современном культурном контексте, где даже небольшой перебор кажется неадекватным ложноэпическим пафосом. Это в старом классическом театре трагедия могла играться на полном драйве и на одном актере-трагике. Теперь, в эпоху карнавала и постмодерна, изменилось понимание трагичного. И, соответственно, изменились средства его выражения.
Возможно, она в ряду таких актрис, как Мария Ермолова, Алла Тарасова, Верико Анджапаридзе, Алиса Коонен, из современниц, возможно, Алла Демидова и Татьяна Доронина.
Поэтому очень прав Олег Вергелис, назвавший лучшей ролью Гурченко 2000-х клип на песню Земфиры "Хочешь". В начале этого клипа, казалось: это прикол, пародия с типа- ангелом – типа как Кобзон с репером Децилом. Но вот уже почти 10 лет, как он появился, и, кажется, его особо и не крутили больше, а это чувство жути, трагической бездны без катарсиса я помню по сию пору – словно это было сегодня ночью. И безмолвный юноша-ангел – это, конечно же, ее трагически погибший внук Марк.
И, кажется, я понял – причем, только сейчас, когда ей исполнилось сколько-то там лет. ДА, ГУРЧЕНКО ДОЛЖНА БЫЛА СЫГРАТЬ ГАМЛЕТА!
Сейчас, пока не поздно!
Гамлета и еще раз Гамлета!
Помню, совсем давно с друзьями был на премьере "Гамлета" в театре Кургиняна "На досках". Это была такая специфическая авангардная постановка – с песнями Виктора Цоя и с актуальными политическими аллюзиями.
И вот после премьеры подходит к Кургиняну какой-то известный театральный критик (не помню, кто) и говорит: "Селгей Елвандович! Вот вы вспомните мое слово: та девочка, котолая иглала Голацио, должна на самом деле иглать Гамлета!".
В отношении той авангардной постановки критик, пожалуй, был прав.
Но вот Гурченко должна сыграть Гамлета именно в классической сценографии и в средневековых декорациях, которые имел в виду Шекспир. Но не как Высоцкий, не как Смоктуновский, не как Лоуренс Оливье, не как Кеннет Брана, не как сотни иных Гамлетов.
И это должен быть не прикол, не постмодерн, а глубокая и печальная роль – со знакомыми нам еще с "Карнавальной ночи" неповторимыми гурченковскими интонациями...
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.