Кому нужен этот IPO
Как же красиво смотрятся графики на экране телевизора и как красиво рассказывают о деньгах молодые люди в галстуках, как завораживающе звучать слова: IPO, номадо, роуд-шоу, листинг, котировка. Чего только стоит эта тирада, когда молодые люди в конце презентации, задают владельцу бизнеса сакральный вопрос: "Как Вы считаете, сколько стоит Ваш бизнес?". "Ну, наверное, миллионов сто" – с натянутой улыбкой и немного стыдясь заоблачной суммы, отвечает собственник. Но, в ответ он слышит слова экспертов, в духе Остапа Бендера: "Ну, что Вы, что Вы. Вас явно обманули, Ваша компании стоит не менее миллиарда". Как после таких слов не захочется вывести предприятие на IPO?
Как же красиво смотрятся графики на экране телевизора и как красиво рассказывают о деньгах молодые люди в галстуках, как завораживающе звучать слова: IPO, номадо, роуд-шоу, листинг, котировка. Чего только стоит эта тирада, когда молодые люди в конце презентации, задают владельцу бизнеса сакральный вопрос: "Как Вы считаете, сколько стоит Ваш бизнес?". "Ну, наверное, миллионов сто" – с натянутой улыбкой и немного стыдясь заоблачной суммы, отвечает собственник. Но, в ответ он слышит слова экспертов, в духе Остапа Бендера: "Ну, что Вы, что Вы. Вас явно обманули, Ваша компании стоит не менее миллиарда". Как после таких слов не захочется вывести предприятие на IPO?
Сама по себе мысль продажи части бизнеса через механизм IPO это очень перспективное и выгодное мероприятие. В отличие от любого кредита и облигаций IPO это не привлечении долгов, которые надо отдавать, а продажа бизнеса и получение реальных денег за бизнес, которые уже отдавать не надо. Если удачно провести роуд-шоу и продать свои акции в Лондоне или, на худой конец, в Варшаве, можно реально получить миллионы реальных долларов, которые не надо отдавать. Кроме этого, продажа акций на IPO открывает возможность привлекать долговые деньги на международных рынках. Так как многие зарубежные инвесторы при предоставлении средств требуют наличие доли участия в капитале компании зарубежного бизнеса. История украинского бизнеса знает целый ряд успешных размещений на IPO, когда сумма полученных денег была огромной. Но, еще больше украинский бизнес знает примеров не удачного опыта реализации проекта IPO, когда вместо привлечения денег на зарубежных рынках, бизнесмены имели только затраты на подготовку к IPO и не приятный осадок от бесцельно истраченных денег. Почему так происходит? Потому что мало кто в разговорах говорит о сложностях выхода компании на IPO в условиях украинской экономики и о "подводных камнях" этого процесса.
Что забывают сказать об IPO во время презентации?
Перед выходом на IPO нужно "высветить" реального собственника. Ни какие водители и дальние родственники любовниц не пройдут. Нужен реальный собственник компании с понятной биографией, когда и где он разбогател. Но это не самое сложное. Куда сложнее для украинского менталитета принять, тот факт, что после размещения части акций на IPO в наблюдательный совет придется ввести людей "с улицы" и теперь перед этими людьми реально отчитываться о своих действиях. Теперь даже самые простые решения об изменении должностных инструкций, перегруппировки топ-менеджером, изменения штатного расписания и многое другое, нужно будет согласовывать с "чужаками", и не важно, что они согласятся с Вашими предложениями. Тем более без их разрешения не можно будет инициировать увеличение уставного фонда компании, создать дочерние структуры, и тем более перевести активы на другую компанию, чтобы эту обанкротить. Достаточно только несколько процентов своих акций разместить на IPO чтобы понять, что теперь все изменилось и изменилось на всегда.
IPO любит "белый баланс". Иными словами – "выбелить" весь бизнес и самое главное налоговый учет. Как результат, резко вырастут затрата бизнеса. В этих условиях будет сложнее конкурировать с другими компаниями. На радость налоговой службы увеличатся налоговые отчисления, но, к сожалению, останутся проблемы по выплата "неофициальных платежей" для контролирующих органов. Так, что хорошо, если можно будет себе позволить иметь дело с толковыми проверяющими, а если придется "решать проблемы", то может оказаться, что все деньги заработанные от продажи акций на IPO уйдут на решение этих проблем.
IPO – это дорогая игрушка. Оплата услуг международных аудиторов, номадо, брокеров, консультантов на первый взгляд не дорого. Но, в этом и проблема, что это действительно очень дорого. Разместив акций на IPO, нельзя отказаться от их услуг, поэтому платить приходится всегда. Но, мало того, что их услуги дорогие, но их требования к балансу и ведению бизнеса очень часто противоречат логики ведения бизнеса в Украины. Ибо на IPO важна привлекательность бизнеса для иностранных инвесторов. Здесь никого уже не интересуют "просьбы отдельных лиц из администрации". В результате приходится всегда играть в две игры и против двух противников. Выигрывают только отдельные лица.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.