Становление международных финансовых институтов. Реформы в Эквадоре.
Причины мирового кризиса. Часть 3.
Читайте также: Часть 1. "Как строилась мировая экономическая система".
Читайте также: Часть 2. "Механизмы сохранения влияния".
План Маршалла был одной из важных вех в формировании мировой экономической системы, а также становлении американского лидерства. Ключевые цели – стимулировать объединительные процессы в Европе в качестве противовеса СССР и стабилизировать капиталистическую систему. США было важно обеспечить сбыт собственной продукции на вновь созданный западноевропейский рынок. Важно, что на гранты и кредиты закупались преимущественно американские товары – от сельхозпродукции до средств производства. Взамен к европейским странам выдвигалось множество требований, в том числе политических. Например, недопущение в правительства представителей компартий.
Своя роль отводилась странам Латинской Америки. На конференции государств Западного полушария в феврале 45-го Вашингтон выдвинул "Экономическую хартию обеих Америк", которая должна была искоренить экономический национализм "во всех его формах". Как отмечает американский публицист Ноам Хомский, документы Госдепартамента предупреждали, что латиноамериканцы предпочитают "политику, направленную на подъем уровня жизни масс". Это было неприемлемо для США: от ресурсов этих стран больше всего должны были выигрывать американские инвесторы.
Международные "стабилизаторы".
МВФ и Всемирный банк стали ключевыми организациями, созданными после Второй мировой для построения нового международного экономического порядка. Ключевой мотив – защитить мир от кризисов типа Великой депрессии. Официальная цель МВФ – стабильность системы: способствовать международной торговле, равновесию платежных балансов, стабильности национальных валют. Через Всемирный банк, который создавался для помощи бедным странам, в первые годы шла львиная доля финансирования в рамках плана Маршалла. Первой в 1947-ом кредит получила Франция, согласившись на неучастие в правительстве коммунистов.
Формально МВФ возглавляет представитель Европы, а ВБ – США. Известный американский экономист и политолог Уильям Энгдаль писал, что структура МВФ была первоначально разработана Вашингтоном, и с тех пор контроль над процессом голосования находился у США и их союзника Великобритании. Это была часть секретного на тот момент проекта "War & Peace Studies", финансировавшегося Фондом Рокфеллера с 1939 г., в рамках которого разрабатывались планы американского послевоенного господства. По словам Энгдаля, с тех пор при большинстве американских президентов на ключевых постах доминировали люди Рокфеллера, а его семья после Второй мировой стала, возможно, самой сильной на планете. Их контроль над американскими СМИ, мозговыми центрами, университетскими исследованиями и внешней политикой позволил им сформировать то, что издатель "Time" Генри Льюс в своей передовице за 1941 г, назвал как "Американское столетие".
Интересно, что в орбиту Рокфеллеров входят и основатели инвесткомании "Блэкстоун Групп". Она недавно стала советником правительства Тимошенко. За советы о том, как правильно потратить кредит МВФ, украинское правительство, по подсчетам СМИ, обязалось заплатить ей до 30 млн. евро.
Но вернемся к истории. В 70-х вследствие двух нефтяных кризисов, ударивших по развивающимся странам, роль МВФ и ВБ заметно возросла. Многие связывают это также с фигурой политического тяжеловеса, бывшего министра обороны и главного идеолога кровавой Вьетнамской войны Роберта Макнамары. Как отмечает американский журналист Мэтт Тайбби, под руководством Макнамары Всемирный банк кардинально увеличил число и размеры предоставляемых кредитов. МВФ следовал примеру.
Макнамара утверждал, что главная угроза западному капиталу – не война, а нищета. Мол, чем меньше бедных, тем меньше вероятность, что граждане восстанут против своих правительств. Тезис "меньше бедности – больше стабильности" в дальнейшем повторяли все руководители ВБ. Макнамара создал революционную кредитную систему, названную позже "структурным регулированием". К моменту развала Советского Союза МВФ разработал схему "расширенного кредитования", которая до последнего времени действовала примерно в 80-ти странах.
Влияние еще увеличилось, когда их кредиты стали основным показателем платежеспособности стран-заемщиков: отказал МВФ, можете не рассчитывать на частных инвесторов. А поскольку ВБ и МВФ ссужали деньгами по дешевке, очень немногие бедные страны отказывались от кредита. Процессы, которые стимулировали эти организации, позже назовут глобализацией. Все руководители Всемирного банка были связаны с ее спонсорами – банками с "Уолт-Стрит". Элден Клозен – был президентом "Bank of America". Льюис Престон – банка "JP Morgan". Кстати, его отец был партнером в знаменитой нефтяной компании Джона Рокфеллера "Standard Oil" (позднее – "Exxon-Mobil"). Джеймс Вулфенсон – возглавлял инвестбанк "Саломон Бразерс" (в 98-ом этот банк влился в "Ситигруп"). Пол Вулфовиц – представитель команды ястребов, автор идей о гегемонии США, много лет работал в Госдепе и Пентагоне. При Буше-старшем – был замминистра обороны Чейни, а при Буше-младшем – Рамсфельда.
Сегодняшний президент Всемирного банка Роберт Зеллик – работал в Минфине, замом госсекретаря, в академии ВМС США и старшим советником инвестбанка "Голдман Сакс". Сотрудничал со скандально известной корпорацией "Энрон". В 1998 публично призывал Клинтона начать войну с Ираком. Продавливал интересы США через ВТО в торговом споре с ЕС по допуску на европейский рынок генно-модифицированных продуктов.
В своей книге "Исповедь экономического убийцы" Джон Перкинс, бывший финансовый консультант, много лет работавший в рамках программ Всемирного банка, рассказывает, что был завербован Агентством национальной безопасности США: "Моя работа... заключалась в убеждении мировых лидеров становиться частью обширной сети продвижения американских коммерческих интересов. В конце концов, эти лидеры должны оказаться пойманными в ловушку паутины долгов, которая гарантирует их лояльность... В свою очередь, они укрепят свои политические позиции тем, что дадут своему населению технопарки, электростанции и аэропорты. А владельцы американских компаний станут баснословно богаты".
Перкинс рассказывает о своей многолетней работе в Панаме, Эквадоре, Колумбии, Саудовской Аравии. "Обманами, взятками, сознательно ошибочными рекомендациями, а зачастую терактами и убийствами, связанные с правительством США финансовые и промышленные корпорации заставляли правительства развивающихся стран брать огромные, раздутые ложными расчетами, кредиты", – утверждает Перкинс. Эти средства якобы направлялись на рыночные реформы. В реальности заявленные финансовыми "консультантами" экономические цели, как правило, не достигались.
По данным Перкинса, за последние 40 лет долг третьего мира вырос до $1,5 трлн., а стоимость его обслуживания – до $375 млрд. в год (в 2004) – это больше, чем все расходы третьего мира на здравоохранение и образование, и в 20 раз больше того, что развивающиеся страны получают ежегодно в виде иностранной помощи. В результате более половины людей в мире существуют на сумму менее $2 в день, а 1% семей третьего мира владеет 70-90% всего капитала и недвижимости в своих странах. Бывший глава ВБ Вулфенсон, подтверждая статистику Перкинса, в защиту правильности своего курса приводит другие цифры: "с 1980 по 2001 доля бедных в населении развивающихся стран сократилась в два раза".
Эквадор.
Перкинс заявляет, что президенты Эквадора Рольдос и Панамы Торрихос были убиты американскими спецслужбами, т.к. не соглашались на его рецепты. Критики утверждают, что Перкинс фантазирует, чтобы его книги лучше продавались. Но для нас важно, что события последних десятилетий в Эквадоре повторяются с той или иной вариацией в разных странах и напоминают события в Украине.
В 1972 началась эксплуатация богатых залежей нефти; с ростом мировых цен на нефть возросли доходы. C помощью кредитов правительство Родригеса Лары провело аграрные реформы и направило большую часть "нефтяных" доходов на развитие промышленности. Результат – рост экономики в течение 70-х (примерно как у нас 2003-2004). Развитие промышленности потребовало значительного увеличения ввоза оборудования, а быстрый рост доходов приводил к инфляции и росту импорта товаров потребления, часто контрабандного (почти как у нас). Вследствие этого внешний долг Эквадора, долгое время не вызывавший опасений на фоне огромных доходов от нефти, достиг угрожающего уровня.
В 79-ом лидер левоцентристов Хайме Рольдос Агилера был избран президентом, пообещав социальные и экономические реформы. В 81-ом он погиб в авиакатастрофе. Из-за бремени внешнего долга и падения спроса на нефть 80-е стали десятилетием экономического застоя. Внешний долг Эквадора вырос с $600 млн. в 1979 до почти $17 млрд. к концу века. Это ярчайший пример, как страна, которая могла, воспользовавшись своими природными ресурсами, войти в "золотой миллиард", осталась бедной и зависимой. В 1999 Эквадор объявил дефолт. Вскоре американский доллар заменил сукре в качестве национальной валюты. Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, достигла 70%. При этом в рамках соглашений с МВФ практически все доходы от нефти стали идти на погашение внешнего долга. Не имея средств на развитие отрасли, государство уступило своё место иностранным компаниям. По словам Перкинса, с каждых $100 сырой нефти, взятой из эквадорских лесов, ТНК получают $75. Из оставшихся средств три четверти идет на выплату внешнего долга.
В 2003 президент Гутьеррес согласился на размещение в стране американских военных баз. Все это сопровождалось массовыми протестами населения. Одна из волн была вызвана повышением цен на бытовой газ (стандартное требование МВФ). По словам американского журналиста Грега Паласта, обычно МВФ и правительства стран-заемщиков подписывают секретные протоколы с "непопулярными" условиями. Паласт утверждает, что в протоколе, который ему удалось получить, правительство Эквадора обязывалось с 1 ноября 2008-го поднять цены на газ для населения на 80%. Кроме этого в документе якобы говорится о сокращении 26 тыс. рабочих мест и уменьшении оставшимся рабочим реальной зарплаты на 50%. Также правительство обязывалось продать водопроводную систему иностранным операторам и способствовать компании "Arco-ВР" в строительстве нефтепровода через Анды. По мнению Паласта, "это выглядит не столько как план помощи, а как план финансового переворота".
Подобное соглашение, по утверждению многих, было подписано и правительством Тимошенко. Украина не Эквадор – у нас мало собственных нефти и газа. Но в прошлом году мы стали одним из крупнейших заемщиков МВФ. И нам есть о чем задуматься. Например, как сделать так, чтобы власть учла ошибки других стран, объединилась вокруг системных и продуманных реформ, а страна смогла таки расплатиться с долгами.
Продолжение следует.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.