30 березня 2016, 09:16

Принуждение России к деоккупации

Перспектива досрочных парламентских выборов, на приближение которой, так или иначе, будут работать отдельные парламентские партии, даже после переформатирования правительства, неизбежно будет приводить к росту популизма. Одна из наиболее благодатных тем для популизма – это Донбасс. Стандартный набор "зрад" – тайные договоренности с Путиным, захарченки-плотницкие-гиви-моторолы – чуть ли не в Верховной Раде, Запад "сливает" Украину, США обменяли Украину на Сирию и т.д. Между тем, из двух возможных вариантов реализации Минских соглашений – 1. совместная линия Украины и Запада по принуждению России к деоккупации и 2. уступки Запад под давлением России и "гибридизации" ситуации в целом – реализовывается именно первый варинт.

Во-первых, во время трехсторонней встречи 1 февраля в Берлине Украина-Германия-Франция (Порошенко-Меркель-Одибер) удалось достичь важнейших результатов по вырабатыванию совместной линии Украины с западными партнерами в вопросе Донбасса, а затем и наработать согласованный план во время встречи 17 марта. Такой подход обусловлен тем, что Россия воспринимается как сторона, которая не стремится к реальному урегулированию ситуации на Донбассе и возврату Киеву контроля над границей, но при этом предпринимает усилия по снятию санкций, в том числе через торг в одних вопросах в обмен на уступки по другим (Украина и Сирия). Как мы знаем, после встречи 17 марта лидеры Германии и Франции еще раз заявили, что санкции по отношению к РФ будут сняты только после полного выполнения Минска-2.

Во-вторых, вопрос безопасности (начиная от выполнения "военной части" Минских соглашений, первых трех пунктов, и заканчивая контролем над границей) – ключевой в урегулировании конфликта. В этом смысле решение Украины отложить голосование за изменения в Конституцию является вполне логичным и понятым Западом. Поскольку "ДНР/ЛНР"/Россия воспринимают "политическую часть" Минских соглашений как инструмент для разжигания конфликтов в Украине. Голосование за изменения в Конституцию в конце августа 2015-го в первом чтении спровоцировало конфликт в обществе и политикуме, и в то же время на уровне оценок в "ДНР/ЛНР"/России получило следующие интерпретации: "Это не те изменения, они ни с кем не согласованы". То есть, "политическая часть" Минска не имеет смысла, если не решен вопрос безопасности на всех уровнях. Отсюда, кстати, и все "гибридные варианты" о переходном правительстве, озвученные Виктором Медведчуком, от нежелания возврата Киеву контроля над границей и реальной, а не под контролем РФ, реинтеграции оккупированной части Донбасса.

В-третьих, основной акцент в политическом регулировании смещен с вопроса изменений в Конституцию к вопросу выборов в ОРДО/ОРЛО. Для Киева выборы могут стать поводом для реального регулирования, через международный полицейский контингент. Насколько известно, во время встречи 17 марта в Брюсселе удалось договориться в трехстороннем формате (Украина-Германия-Франция) о дорожной карте "политической части" Минска, с четким перечнем действий и сроков их выполнения. Украинская сторона предложила план получения контроля над границей в три этапа, выделив девять болевых точек в этом процессе. Если меры по восстановлению безопасности принимаются и реализовываются (а Киев ставит, в том числе вопрос о полицейской миссии ОБСЕ под выборы), дальше вместе с западными партнерами и с учетом переговоров в подгруппах в Минске нарабатывается закон о местных выборах. Как вариант, это может быть формулировка об особенностях применения уже существующего закона о выборах. В любом случае, эти особенности обязательно включают все те условия, что прописаны в Минских соглашениях – безопасность, украинское законодательство, доступ украинских СМИ, участие в выборах перемещенных лиц и т.д. Дальше оценочная миссия ОБСЕ еще до выборов должна дать свой вердикт относительно соблюдения/не соблюдения всех прописанных условий, равно как и после выборов – оценку хода избирательной кампании. То есть, предполагается, что ОБСЕ будет полностью сопровождать процесс – до, во время и после выборов. Если будут соблюдены все условия (демилитаризация, возврат границы, честные выборы), только потом может идти речь об изменениях в Конституцию. Понятно, что такой подход будет вызывать/уже вызывает всяческое сопротивление со стороны "ДНР/ЛНР"/России. Более того, боевики могут даже провести фейковые выборы в апреле, как это было анонсировано ранее, и попытаться сделать их предметом шантажа. Однако другого алгоритма, кроме как вырабатывание согласованного плана Украины и западных партнеров по урегулированию ситуации на Донбассе и принуждения России к принятию этого плана, то есть деоккупации, сегодня нет. Украина, кстати, каждый день передает Германии и Франции как переговорным сторонам "нормандской четверки" видео- и фотоматериалы нарушений Россией украинско-российской границы и доказательства поставок оружия с начала текущего года. В случае дальнейшего саботирования Россией Минска-2 Украина вместе с западными партнерами будет ставить вопрос об усилении санкций.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Поворотний момент Заходу, який не відчуває РФ

Тут Дмітрій Мєдвєдєв знову пустився берегів. Взявся розмірковувати про американських "дідуль" (Владімір Путін свого часу вважав дотепними жарти про "бабуль")...

Як повернутися до "принципу багатосторонності"

У 2018 році, коли Дональд Трамп часів свого першого президентського терміну був присутній на саміті G7, організованому Канадою, він говорив про необхідність повернення Росії на майбутні саміти, а після відʼїзду написав, що США виходять із погодженого комюніке...

Про "Атом" у 21 столітті

Інколи, щоб зрозуміти вектор руху процесів, варто подивитись на них ретроспективно. Зокрема, на основи міжнародного порядку, створеного у поствоєнній половині 20 століття, і їх руйнацію зараз...

Системність завжди виграє у авантюри: протистояння вдовгу РФ та Європи, і якою буде роль США

Свого часу Дуайт Ейзенхауер, складаючи президентські повноваження, сказав, що "він дуже хотів дати Землі мир, однак виявився спроможним лише на те, що разом з іншими завести її в глухий кут"...

Про переговори: публічні та непублічні цілі сторін

Переговори як процес тривають постійно (з окремих питань, гуманітарних, зокрема). Переговори ж саме як припинення війни (через небажання РФ) засвідчують різні цілі у сторін та учасників...

Стамбульский транзит

Щодо переговорів у Стамбулі. 1. Не можна не відзначити парадокс абсолютно різних делегацій з боку РФ – та, яка була на зустрічах з американцями, і та, яка заявлена зараз на переговорах у Стамбулі...