10 червня 2016, 02:46

О предложениях мимо Минска в интересах Кремля

Какими бы несовершенными ни были Минские соглашения, хочу напомнить, что: 1.Санкции по отношению к РФ привязаны именно к Минским соглашениям; 2. Тема "Новороссии" закончилась ОРДО и ОРЛО, то есть отдельными регионами Донецкой о Луганской областей, которые, согласно всем канонам международного права сейчас оккупированы Россией (имею в виду захват украинско-российской границы, где РФ контактирует с образованиями, которые сама же в юридическом смысле не признает); 3.РФ – субъект переговоров и сторона конфликта (Нормандский формат – Украина, Россия, Германия, Франция; Минская контактная группа – Украина, Россия, ОБСЕ; представители ОРДЛО принимают участие только на уровне подгрупп); 4. Мы выиграли время для создания армии.

Это не значит, что Минские соглашения являются панацеей. Параллельно, конечно же, стоит напоминать/говорить и о нарушении Россией Будапештского меморандума, и о Женевском формате (а именно он декларировался как возможный по Крыму), и о других возможных площадках, которые будут способствовать принуждению РФ к миру. Но эти предложения точно не должны обессмысливать позитивные для Украины результаты Минска, в частности, переводить конфликт из внешнего и "гибридного" во "внутренний", чего, собственно, и добивается Кремль. Как и не должны носить политически спекулятивный характер – скажем, чтобы Украина взяла и вышла в одностороннем порядке из Минского формата, не имея реальной альтернативы (такие предложения от отдельных украинских политиков тоже поступают). Особенно, когда они звучат накануне решения вопроса о продлении санкций по отношению к РФ и немного позже (сейчас все внимание сконцентрировано на референдуме в Британии) – вопроса предоставления Украине безвизового режима.

Россия очень заинтересована в не выполнении и срыве Минских соглашений. Отсюда – такие "гибридные предложения", как прямой диалог с Захарченко и Плотницким. Или – назначить какие-то согласованные фигуры (ранее озвученная идея Медведчука), минуя процесс выборов, прописанный в Минских соглашениях (предполагающий демилитаризацию, украинские законы, украинские СМИ, участие перемещенных лиц, стандарты ОБСЕ и т.д.).

В Кремле, видимо, рассчитывали, что внутри Украины все быстрее перессорятся из-за политической части Минских соглашений, чем произойдет принуждение России к деоккупации через санкции. А если вдруг не перессорятся, то мы скажем, что это не те изменения (приблизительно такой была реакция на первое чтение изменений в Конституцию).

В этом смысле отдельным украинским политикам не стоит пугать общество возможными выборами на оккупированных территориях. ОРДЛО и Кремль их сами сорвут – если бы ОРДО и ОРЛО хотели больших полномочий, согласно принятого еще в 2014 году закона об особенностях самоуправления в отдельных регионах Донецкой и Луганской областей (а этот закон вступает в силу после выборов), то есть просто претендовали бы на какую-то обособленность в рамках Украины, а не рассматривались Кремлем как инструмент по ослаблению/развалу украинской государственности, то они бы их провели, и получили эти полномочия в рамках украинского закондательства. Но та процедура, которая прописана в Минских соглашениях, означает реинтеграцию в правовое поле Украины и возврат границы под контроль Украины. Тогда зачем Кремль вообще ввязался в Донбасс? Зачем сбитый Боинг, зачем война? И т.д. Если на оккупированных территориях когда-либо состоятся выборы, то они будут проведены согласно всем прописанным условиям, и будут означать де-факто процесс возврата в украинское политическое, информационное, правовое пространства, и никак иначе.

Для нас же тема выборов сегодня – это, прежде всего, полицейская миссия (никакие выборы нельзя проводить, когда есть риск безопасности для граждан, и когда вы не знаете, где заканчиваются избирательные округа – в Ростове или в Москве). Полицейская миссия, в свою очередь, – это доступ к территории и возможность реального мониторинга происходящего. Именно поэтому российские власти так и упираются. России, которая там "шифруется" и продолжает поставлять оружие (фото- и видеоподтверждения Украина направляет нашим западным партнерам), как минимум, придется – либо уйти, либо признаться в своей агрессии. Риск эскалации ситуации в краткосрочной перспективе, даже при продлении санкций, сохраняется. Но в долгосрочной перспективе Россия уже проиграла (я к тому, что военный шантаж не переводим в геополитическую победу), реализовать план "насильственной федерализации Украины" не получится. Ошибка она и есть ошибка. Сильное государство в 21 веке, претендующее на статус лидера, даже регионального – это, прежде всего, сильная экономика, а не танки и грады.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Поворотний момент Заходу, який не відчуває РФ

Тут Дмітрій Мєдвєдєв знову пустився берегів. Взявся розмірковувати про американських "дідуль" (Владімір Путін свого часу вважав дотепними жарти про "бабуль")...

Як повернутися до "принципу багатосторонності"

У 2018 році, коли Дональд Трамп часів свого першого президентського терміну був присутній на саміті G7, організованому Канадою, він говорив про необхідність повернення Росії на майбутні саміти, а після відʼїзду написав, що США виходять із погодженого комюніке...

Про "Атом" у 21 столітті

Інколи, щоб зрозуміти вектор руху процесів, варто подивитись на них ретроспективно. Зокрема, на основи міжнародного порядку, створеного у поствоєнній половині 20 століття, і їх руйнацію зараз...

Системність завжди виграє у авантюри: протистояння вдовгу РФ та Європи, і якою буде роль США

Свого часу Дуайт Ейзенхауер, складаючи президентські повноваження, сказав, що "він дуже хотів дати Землі мир, однак виявився спроможним лише на те, що разом з іншими завести її в глухий кут"...

Про переговори: публічні та непублічні цілі сторін

Переговори як процес тривають постійно (з окремих питань, гуманітарних, зокрема). Переговори ж саме як припинення війни (через небажання РФ) засвідчують різні цілі у сторін та учасників...

Стамбульский транзит

Щодо переговорів у Стамбулі. 1. Не можна не відзначити парадокс абсолютно різних делегацій з боку РФ – та, яка була на зустрічах з американцями, і та, яка заявлена зараз на переговорах у Стамбулі...