24 лютого 2018, 23:10

''Идиотизация'' отдельными политиками граждан

На днях в одной из украинских политических программ услышала от одного оппозиционного политика, а затем и от других там же, что Запад, мол, отвернулся от Украины, украинская власть находится чуть ли не в изоляции, и это все прямо чувствовалось на Мюнхенской конференции по безопасности.

Вспомнились сразу же слова президента Петра Порошенко из выступления на Украинском ланче в рамках Мюнхенской конференции (который, к слову, был довольно представительным): "Мы едины тут в Мюнхене, но не едины внутри нашей страны... Внутри страны у нас ведется политическая борьба".

Ну и приведу недавние слова посла Евросоюза Хью Мингарелли в отношении восприятия процессов в Украине: "Мы не сомневаемся в том, я не буду сейчас перечислять список реформ, которые были внедрены в очень трудных условиях, однако, если вы этого не видите – вы или идиоты, или люди с ограниченной точкой зрения".

Это я все к тому, что вот в упор не пойму, зачем оппозиционные политики так настойчиво пытаются навязать искусственное мнение о том, что Запад отвернулся от Украины? Ну, разве что, из-за мотива их личной политической выгоды накануне выборов в 2019 году, но какой ценой? Ведь ровно этот же тезис который год навязывается российской пропагандой. И не просто навязывается – а является предметом всяческих усилий со стороны российской власти, заинтересованной в дискредитации Украины и в постепенном снятии санкций с РФ. Понятно, что Кремль не заинтересован в своем выходе из ОРДЛО и, соответственно, разоружении и старте реального мирного процесса на Донбассе до 2019 года, когда в Украине состоятся и президентские, и парламентские выборы. Ведь тот, кто заставит оккупанта покинуть украинские территории и таким образом принесет мир, объективно будет иметь поддержку в обществе. Поэтому в условиях, когда российская власть не может сейчас навязать Украине свои требования под давлением военного шантажа, видимо, она исходит из варианта замораживания конфликта, до лучших (как, возможно, думают в Кремле) времен. И эти времена строятся на двух ожиданиях: 1). когда к власти в Украине придут реваншисты, и тогда России удастся навязать Украине вариант капитуляции; 2). когда изменится внешняя конъюнктура и давление мирового сообщества на РФ ослабнет.

Украинская оппозиция, думаю, прекрасно понимает расчет российской власти. И, тем не менее, это понимание не мешает очень часто спекулировать на вопросах национальной безопасности. В этом смысле применительно к теме безопасности гораздо больше вопросов возникает к высказываниям и действиям оппозиции, а не власти. Вот, скажем, лидер одной оппозиционной фракции в конце 2017 года вовсю обвиняла власть в том, что она, якобы, затягивает рассмотрение во втором чтении законопроекта о деоккупации/реинтеграции Донбасса. А потом, когда этот законопроект, как и предполагалось, голосовался в ВР в первую же сессионную неделю 2018 года, этого политика почему-то вообще не было в зале. А дальше мы и вовсе увидели милое общение этого политика с послом России в Германии в кулуарах Мюнхенской конференции. Или еще один пример – представитель другой оппозиционной партии на полном серьезе в одной из программ заявила, что Петру Порошенко нужна миротворческая миссия на Донбассе, чтобы "эти территории контролировал Ринат Ахметов" (вы только вдумайтесь!). Также я услышала, что партии "Самопоміч" и "Батьківщина" давно разработали и предлагали закон о реинтеграции Донбасса, но закон сознательно не вносился, пока власть не разработала и не подала свой законопроект. И ни слова о том, что главная и единственная претензия к законопроекту "Самопомочі" была в том, что он фактические предлагал отрезать, а не освобождать/возвращать оккупированные территории. Тот, кто читал этот законопроект, знает, что там не было ни одного пункта о том, как вернуть ОРДЛО под контроль Украины, и, более того предлагался режим "таможенной и государственной границы". То есть, предлагалось, по сути, добровольно перенести нашу границу, что не только недопустимо с точки зрения отказа от территорий, но и поставило бы под сомнение необходимость продления санкций против РФ вообще (зачем их продлевать, если Украина сама добровольно отрезает свои территории?).

И это вдвойне странно выглядит, с учетом того, что Россия уже проиграла битву за Европу (кандидаты, которых Кремль поддерживал на выборах в Нидерландах, Франции, Германии не получили ожидаемого результата). А расчет на пакт с США с президентством Дональда Трампа тоже не оправдал себя. И вот сейчас, когда: 1). санкции против России не только сняты, но и усиливаются; 2). Украина подала иски против РФ в Международный суд ООН; 3). есть решение США о поставках оборонного летального оружия; 4). у Запада и Украины применительно к России сформирована общая позиция (вначале безопасность, потом политика), в том числе по возможной миротворческой миссии; 5). все понимают важность того, чтобы внутренние и внешние инструменты реагирования на агрессию РФ работали в единой логике – мы вдруг наблюдаем, что отдельные украинские оппозиционные политики, осознанно или не осознанно, работают в информационной рамке, заданной Россией. А ведь одна из важных составляющих нашей победы – это неуязвимость, в том числе на уровне политических рисков, когда российская власть поймет, что она не может ни на что обменять/использовать созданный ею же военный конфликт на Донбассе в своих целях. Собственно, Курт Волкер, выступая на Украинском ланче, сказал, и с ним сложно не согласиться, что вторжение России в Украину привело к результату, противоположному тому, на который рассчитывала российская власть: "Если вы ничего от этого не получаете и платите очень большую цену (траты на военный конфликт, жертвы, экономические потери от санкций), то это ни к чему хорошему не приведет".

Ну а что касается Мюнхенской конференции в целом, то, может, Украина и реже упоминалась в самых разных выступлениях. Но практически все говорили о новых "гибридных" вызовах и форматах новых войн, о том, насколько существующие международные институции не/готовы к таким вызовам. И в этом смысле агрессия России против Украины уже не воспринимается локально, исключительно как риск для самой Украины (как это было, скажем, еще до середины 2016 года), но как риски и вызовы для Европы и мировой системы в целом. Также все, кто был на конференции, не могли не заметить, что одной из тем, активно обсуждаемых на встречах разного уровня, была тема миротворческой миссии (в том числе "план Расмуссена).

А внутренние процессы в Украине, в отношении которых у Запада есть как критика, так и акцентирование на позитивах, – это совместная ответственность и власти, и оппозиции. Ведь, согласитесь, что очень странно выглядит, когда одни и те же политики одновременно возмущаются тем, что Украина, скажем, не выполняет те или иные требования МВФ (в частности, в социально-экономической сфере), а потом, в случае их выполнения, – преподносят это как "зраду". Слова Мингарелли о том, что реформ не видят "или идиоты, или люди с ограниченной точкой зрения", думаю, касаются, прежде всего, популистов, сознательно спекулирующих на реально существующих проблемах и меняющих свою позицию каждый раз под ситуацию. В этом смысле три вызова, когда-то сформулированных применительно к Украине – внешняя агрессия, коррупция, популизм – сохраняют свою актуальность и сегодня.

За прошедшие годы нам не удалось выгнать Россию с наших территорий, как и темп реформ, возможно, не такой быстрый, как хотелось бы. Но Украина избежала больших рисков (полномасштабной войны и мира ценой капитуляции), и стратегически мы движемся в правильном направлении и ставим правильные цели – восстановление территориальной целостности и построение современного сильного государства. И еще, если мы говорим о внутреннем консенсусе, то за эти годы, на мой субъективный взгляд, сформировалась позиция, что отрезать украинские территории никто из политиков просто не имеет права.

В этом смысле 2018 год очень важен для Украины, с точки зрения долгосрочных процессов. И потому что в России в марте состоятся выборы – не исключено, что после выборов курс России или еще больше усилится в сторону изоляционизма, или, наоборот, российские элиты под давлением санкций начнут искать вариант "отползания" с сохранением лица. И потому что 2018 год – это год перед выборами в Украине. Понятно, что чем ближе к 2019 году, тем больше политики будут уходить исключительно в логику рейтингов. Но для общества, на мой взгляд, куда важнее, чтобы за этот предвыборный год были реализованы те или иные законодательные инициативы, создающие предпосылки для развития институтов государства, и ориентированные на создание новых правил для всех, качественное, а не количественное обновление политэлит на выборах в 2019 году.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Хто кому "дасть в морду" (про передпереговорчий етап)

Скажем так. Не прийняти рішення щодо зняття заборони на використання Україною далекобійних ракет по рос цілях на цьому етапі Захід уже не міг...

Про європейське лідерство

Тема європейського лідерства назріла давно, безвідносно до ризику президентства Дональда Трампа, одним із напрямків політики якого може бути скорочення трансатлантичної єдності та співпраці...

А завтра після виборів

В МЗС Росіі, реагуючи на результат Дональда Трампа на виборах, заявили, що працюватимуть з новою американською адміністрацією, "жорстко відстоюючи російські національні інтереси і досягаючи всіх поставлених цілей у війні"...

Між угодою та нерішучістю (в контексті виборів у США)

У ході передвиборчої кампанії Дональд Трамп в одному з інтерв'ю пожурив навіть Лінкольна, за те, що той допустив Громадянську війну. Замість досягнення угоди з південними штатами, які виступали проти скасування рабства...

Про заяву Сікорського щодо Криму

Маю на увазі слова міністра закордонних справ Польщі Радослава Сікорського щодо такого варіанту по Криму: мандат ООН на 20 років і тоді референдум...

Чи можна "заморозити" війну без руху до сталого миру

По суті, Олаф Щольц пропонує (маю на увазі його пропозиції, про які пише La Repubblika) варіант замороження війни. Мабуть, виходячи із того, що за умов крайніх позицій сторін можливо говорити про варіанти зменшення активності – і бажано не за рахунок країни, на яку здійснено напад, а за рахунок країни, яка цей напад здійснила...