17 жовтня 2010, 12:55

На каких условиях Донецко-Криворожская республика присоединилась в 1918 г. к Союзу обороны Южно-Русских республик, который потом стали называть Украинской Федеративной республикой. Из доклада Корнилова по этому поводу следует, что Андрухович-то прав!

В пятницу в Одессе состоялась конференция, посвященная федерализации Украины. Организаторы – партия "Родина" (Игорь Марков) и Институт стран СНГ.

Было много очень интересных и замечательных докладов. Особо выделялся среди них доклад Владимира Корнилова (надеюсь, его представлять не надо, вы, нацыки, его сами, не сомневаюсь, сейчас в комментариях представите читающей публике). Приведенные в нем факты наглядно демонстрируют, как территории, которые нам известны, как "Восточная Украина" во время Гражданской войны стали частью Украины. Так что не все тогда хотели быть Украиной, слишком мы разные были и тогда, и сейчас.

Из этого следует, что только Федерация еще может спасти Украину от дезинтеграционных процессов.

Итак, читаем тезисы доклада...



Исторические предпосылки украинского федерализма



Политический проект "Украина" изначально задумывался его отцами-основателями как федеративный. Не вдаваясь в оценки мотивов создания данного проекта, констатируем непреложный факт: федерализм был его базовой ценностью.

Объяснялось это, в первую очередь, тем, что авторы проекта всегда видели будущее Украины в объединении Малороссии с Галицией (или Галичиной) и при этом понимали, с какими трудностями придется им столкнуться, объединяя группы населения этих регионов, столь различающиеся между собой в ментальном смысле.

Как писал украинский поэт Павел (Павло) Грабовский: "Самой большой бессмыслицей является та, будто Украина была когда-либо единым неделимым телом с точки зрения национальных интересов и борьбы, как хотят заверить нас наши псевдопатриоты, – такой Украины никогда не существовало и не существует".

Активная пропаганда федеративной системы государственного устройства велась еще и потому, что основной целью украинских "автономистов" (ставших в 1917 г. "самостийниками") был перевод России на федеративную модель, в которой Украина становилась бы субъектом федерации. Несмотря на разницу в подходах к внутреннему устройству самой Украины, "автономисты" на протяжении нескольких лет (особенно в период с февраля по октябрь 1917 г.) вынуждены были превозносить преимущества федеративной модели в принципе. Поэтому цитат различных украинских деятелей относительно выгод федерализма для России и для Украины можно набрать на несколько томов.

Один из столпов украинской государственности Вячеслав Липинский писал: "Различные модные теперь у нас попытки механического объединения Украины при помощи "соборных" словесных деклараций только подчеркивают... отличия и закончатся увеличением взаимного недоверия и взаимного непонимания. Еще большей катастрофой может закончиться культурная централизация Украины полицейскими средствами..."

Еще один "столп" Михаил Грушевский: "Мы признаём федеративные формы наиболее совершенным способом государственного союза с интересами свободного и естественного развития национальной жизни". И снова цитата Грушевского: "Будет ли Украинская Республика формально называться федеративной или нет, – фактически она всё равно должна организоваться как федерация своих фактических республик-громад. Всякое навязывание громадам механической унитарности, принудительных связей будет большой ошибкой, которая вызовет только отпор, реакцию, центробежность или же даст основание для новых усобиц".

Эти и другие цитаты деятелей Центральной Рады, Директории, Гетманата и т.д. хорошо известны, обсуждены современными украинскими историками и не нуждаются в дополнительных комментариях. Но современная Украина является официальной правопреемницей УССР, а не УНР. Поэтому исследователей данной проблематики должна интересовать, в первую очередь, позиция создателей Украинской Советской Республики относительно ее внутреннего устройства. А этот вопрос, который в течение долгих десятилетий сводился исключительно к общим фразам о "мудрой ленинской (сталинской) национальной политике", остается и поныне малоизученным.

"Мудрая" же ленинская политика вплоть до конца 1917 г. сводилась к тому, что территория современной Украины (само собой, без Галичины и Закарпатья) рассматривалась большевиками как три различных "края" – Донецко-Криворожская область, Юго-Западная область (в ноябре Свердлов сообщил о том, что партия Ленина не возражает против названия "Украина") и Юг (после долгих попыток втянуть Херсонскую губернию с Одессой и Крымом в большевистский проект "Украина" Смольный дал добро на отдельное от "Украины" существование данного региона). В итоге, как вам известно, на территории нынешней Украины были образованы несколько советских республик: Донецко-Криворожская, Одесская, республика Тавриды и, собственно, Украинская советская республика.

Вплоть до вторжения немцев петроградское советское правительство признавало эти советские республики как отдельные государственные образования, входящие в Советскую Федеративную Россию. Подтверждением этому служит нота Наркомата иностранных дел Советской России от 18 марта 1918 г.: "Протестуя против последовавшего через две недели после подписания мира занятия Одессы германскими войсками и настаивая на немедленном ее очищении, народный Комиссариат надеется, что если, несмотря на то, что Одесса не входит в пределы Украины, ее занятие рассматривается как наступление и занятие украинской территории, Германское правительство не откажет сообщить, в каком виде он представляет границу Украины".

Категорические не признавала себя составной частью Украины (в том числе советской Украины) Донецко-Криворожская республика – а это ни много ни мало территория современных Донецкой, Луганской, Харьковской, Днепропетровской, Сумской, Запорожской, части Херсонской и даже Ростовской областей.

"Отцы-основатели" советской Украины – в первую очередь, Николай Скрыпник, затем ставший идеологом дикой советской украинизации – приложили максимум усилий для того, чтобы правдами и неправдами убедить Донбасс объединиться с ЦИК Украины. На 4-м съезде Советов Донецко-Криворожской области, провозгласившим создание ДКР, Скрыпник, уговаривая не создавать республику, от имени руководства советской Украины торжественно провозгласил: "Выделение Донецкого Бассейна означало бы подрыв Советской власти и усиление Генерального Секретариата. Автономия необходима, но как части, входящей в состав Украинской Федерации".

Мне удалось обнаружить в архиве резолюцию, которую Скрыпник написал собственноручно на этом съезде: "Донецкий бассейн и Криворожский район составляют автономную область южно-русской Украинской Республики, как части Всероссийской Федерации Советских Республик".

Поскольку тот регион, который теперь принято называть Востоком Украины, категорически отказался от вхождения в состав Украины, Скрыпник стал забрасывать Москву жалобами, а Донецко-Криворожских товарищей – обещаниями автономии и федерации в случае их присоединения к Украине. 7 марта 1918 г. Скрыпник присылает в Харьков телеграмму, текст которой в тот же день был в экстренном порядке официально одобрен Центральным Исполкомом Советов Украины. В этой телеграмме Скрыпник от имени советской Украины, убеждая ДКР примкнуть к Украине, торжественно клянется:

"1. Мы никогда не рассматривали Украинскую Советскую Республику как национальную республику, а исключительно как Советскую республику на территории Украины.

2. Мы никогда не стояли на точке зрения полной независимости Украинской Народной Республики, рассматривая ее как более или менее самостоятельное целое, связанное с общероссийской рабоче-крестьянской республикой федеративными узами.

3. Одновременно мы не возражали против образования различных советских объединений, оставляя разрешение вопроса о взаимоотношениях их как с краевой, так и центральной общефедеративной Советской властью, до более подходящего времени".

Эту телеграмму Скрыпник с завидной регулярностью рассылал по всем органам власти (в том числе в Москву) в течение нескольких недель. Именно на этих условиях Донецко-Криворожская республика согласилась присоединиться к союзу, который так и назывался – Союз обороны Южно-Русских республик!

3 апреля 1918 г. руководство советской России, заслушав доклад Скрыпника, официально приветствовало создание Федеративной советской Украины. Все документы главнокомандующий войск Союза Обороны Южных республик Антонов-Овсеенко подписывал как главковерх Федеративной Украины.

Таким образом, можно утверждать, что Украинская советская республика создавалась именно как федеративная! А Донецко-Криворожская республика (то есть нынешний Восток Украина) согласилась войти в состав Украины исключительно на жестких условиях:

1. Украина остается составной частью Советского Союза.

2. Украина не носит характер национальной республики.

3. Украина имеет федеративное устройство.

4. Донецко-Криворожский бассейн имеют внутри этой федерации широкую автономию и сам определяет свой уровень взаимоотношений с Москвой и Киевом.

Мало того, существует немало документов центрального руководства России и советской Украины, обещающей жителям Донецко-Криворожского бассейна и другим регионам референдум по поводу собственного самоопределения. Как вам известно, условия, на которых Донбасс стал частью Украины, не были выполнены, а референдум не состоялся.

Когда речь шла о нарушении первого, основного пункта данных условий (то есть о выходе Украины из СССР), "отцы-основатели" новой самостийной Украины также обещали нам федерализм. Заблуждением является мнение о том, что Вячеслав Черновол, провозгласивший идею федеративной Украины, ограничился лишь речью по этому поводу на Галицкой Ассамблее в 1989 г. Он затем неоднократно возвращался к этой теме и заявил на съезде Великой Рады Народного Руха в октябре 1990 г.: "Я думаю, что в дальнейшем мы придем к идее федеративного устройства Украины. Эта идея не будет работать на развал Украины, потому что речь идет не о федерации национальной... Иначе мы будем иметь замену этого московского опостылевшего нам централизма на киевский централизм. Это будет широкое самоуправление и некоторые проблемы, в том числе и культурно-языковые, будет легче решить в пределах земли федеративной. И много проблем будет снято. И это будет служить, как показывает опыт и США, и ФРГ, только укреплению украинского государства и ее широкому разнообразию".

Знал бы Черновол, что за такие слова через 15 лет в независимой Украине будут возбуждать уголовные дела!

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.