07.11.2008 18:19 _ Андрей Окара
Битва за Полтавскую битву: кассетная бомба от РТР
Вчера вечером посмотрел по телеканалу "Россия" (РТР) новый документальный фильм "Полтавская баталия: 300 лет спустя" (автор – Алексей Денисов). Похоже, именно тот случай, когда не приходится печалиться о прекращении трансляции этого канала в Украине. Нет желания подробно разбирать увиденное – как с точки зрения исторической достоверности, так и с точки зрения теории и практики пропаганды. Сделано всё в лучших традициях РТР – альтернативных точек зрения нет и близко, дискуссии – нет, есть только идеологически "правильные" синхроны и надерганные действительно не очень адекватные цитаты – из украинского школьного учебника истории для какого-то класса, из книги некоего автора-москвофоба да из "шедевра" Юрия Ильенко "Молитва за гетьмана Мазепу", которые по мысли создателей фильма должны вызвать предельное возмущение зрителей (но мало ли на свете сомнительных, неадекватных и даже безумных книг?). И дальше весь фильм – заочная дискуссия с воображаемым оппонентом – коллективным "Мазепо-ющенком".
Даже мимолетное участие в фильме одной умной и хорошо известной в Украине дамы из СПбГУ Татьяны Яковлевой не добавило фильму диалогичности. (По поводу Т.Г. Яковлевой стоит сказать отдельно: в предпоследнем "Зеркале" есть с ней интересное интервью, в 2007 году в серии ЖЗЛ вышла ее книга о Мазепе и именно она нашла тот самый Батуринский архив, который Меншиков ровно 300 лет – почти день-в-день! – вывез из сожженного города. Но, разумеется, об этом архиве и участии Мазепы в строительстве Российской империи в фильме ничего не сказано – есть лишь оговорка: да, мол, натуральный подонок – посылал козаков на строительство Санкт-Петербурга. Зато со священным трепетом показали шляпу-треуголку, в которой Петр был на поле Полтавской битвы и куда попала шведская пуля. В фильме есть лишь один синхрон Т.Г. Яковлевой – о том, что уничтожение жителей Батурина – не уникальное явление для своего времени, что подобное делали и поляки с украинцами во время революции 1648 года – это, разумеется, чистая правда, о чем знают все историки-медиевисты.)
День города в Полтаве 23 сентября с.г. показан так, как будто Полтава – это концлагерь, в котором собраны генетические дегенераты, недочеловеки, пи***сы, уё***ки, умеющие только гадить на памятники "русскому оружию". Ну и вся эта "дружба" на экране – под музычку, кажется, "Ти ж мене підманула".
В одном месте авторы дали сбой и проговорились – таки-сказали о тактике "выжженной земли", которую придумал использовать Петр I по отношению к Украине (еще до уничтожения Батурина). Ну а потом они сокрушаются – почему, мол, гетман-злодей предал православного государя? Да, в самом деле, это сложнейший вопрос – один из самых сложных и роковых для всей украинской истории. Он требует комментариев исследователей с самыми разными взглядами. Если, разумеется, речь идет о поиске истины и преодолении тяжелых страниц "совместной истории". Но мы видим на экране не процесс поиска истины, а пропаганду перед уже обращенными.
Лично мне этот фильм показался предпоследним гвоздем в саркофаг российско-украинского гуманитарного диалога.
Со стороны официальной России подобный диалог становится немыслим: есть только монолог, причем, монолог технологически улучшенный, ведущийся на современном языке (в том же фильме о Полтавской битве было немного малобюджетной компьютерной графики). Но исключается даже намек на диалог.
Авторы фильма сокрушаются – мол, теперь поле Полтавской битвы находится в "другом государстве". Поэтому находчивые реконструкторы нашли выход – проводить военно-исторические шоу не под "вражеской" Полтавой, а в селе Великое Ярославской области, в бывшем имении петровского сподвижника Аникиты Ивановича Репнина.
Идея абсолютно креативная – за ней может последовать также "перенос" из "предательской" мазепинско-бандеровско-ющенковской Украины в петровско-сталинско-путинскую Россию Крещения Древней Руси, Крымской войны, Брусиловского прорыва и битвы за Киев. Ведь надо на чем-то тренировать телепатриотизм...
Adriano _ 11.11.2008 19:53
вже давно у мене не викликало сумніву що російська влада взяла курс на знищення української держави, але офіційний курс і ставлення народу різні речі. проте нещодавно почув як людина з українським корінням висловилася:"нет никакой украинской "мовы" есть диалект российского языка, а ваша государственность просто недоразумение, если Путин немного наберётся храбрости вам хана как и Грузии, и вообще скоро мы выйдем на прежние границы и дадим...лей Америке" справа в тому що Росія проводить потужну, єдину інформаційну політику стосовно іниших держав, а ми не в змозі відповісти.
Хархама _ 10.11.2008 10:45
Не читал, но осуждаю.
Собственно, чему удивляться. Любой вопрос, посвященный общей истории, превращен в инструмент идеологической борьбы. А поскольку создание нового исторического мифа является делом не историков, а политинформаторов, диалог невозможен в принципе. А история уже давно все рассудила, просто книжки никто читать не хочет. К тому же, само Полтавское сражение в лучшем случае не имеет к украинскому историческому мифу вообще никакого отношения. Герой обороны Полтавы полковник Келлин – российский оккупант:)))
Ares _ 08.11.2008 18:02
Читай Н. Белинский "Страна моксель или возникновение россии".
Татарам скажите спасибо, что государство помогли построить.
Ares _ 08.11.2008 17:59
А вообще кого Мазепа предал?
Петра, а кто он для Украины и Мазепы.
Кто вообще кто такой пётр1, шизофреник убивший своего сына и взявший в жены бабу из окоп солдатских.
Чудак он, и пьяница. Единственно, что хоть сделал в московии, чумаходов подстриг, и сопливые бороды заставил сбрить. Да присвоил стране моксель название россия, и москалей стал называть русскими, и то с 1720 годов. Похитил все книги в Украине, и потом переписывали их, а Катя 2, дописала лже историю. Так может провести современную проверку бумаги и чернил на "древних рукописях", так в москве всираютс... от этого.
Ares _ 08.11.2008 17:45
В Полтаве власть у БЮТ, мер Матковский тоже БЮТ.
А в БЮТ все псевдопатриоты.
Поэтому в Полтаве улицы Фурмана, Розы Моисеевны Люксенбург, Ленина, Калинина, Луначарского- (Баилих- Мандельштам), Свердлов (Янкель Нахамкес) и т.д.
А что Кульчинский бывший крановщик, так может это лучше чем бывший начальник налоговой.
zvuk _ 08.11.2008 14:39
Пётр 1 – шизофреник и содомит, это общеизвестный факт. Именно он, на мой взгляд, навсегда перевёл рельсы развития России на гибельный путь поиска "третьего пути" и всякой белиберды, которую перегавкивают фсбшные шестёрки. Бородатым кацапам-псевдопатриотам, а также немытым Историчкам, от которых на 20м несёт потом – стоит вспомнить петровские "всешутейшие соборы", надругательства над православной обрядностью, публичные унижения и порки дворян, уважаемых бояр и т.д.
Историчка _ 08.11.2008 09:51
07.11.2008 18:50___ Владислав Синяговський -----Цього року я надіслав лист з проханням... Не відгукнувся жодний.
Похоже, что предатель интересен только заевшим его вшам. Согласно легендам, Мазепа был буквально заеден вшами, отчего и умер. Кстати его подельник, Карл XII, тоже страдал от специфический болезни – тараканов в голове. Пять лет он просидел в Бендерах, забыв про родную Швецию.
azone _ 08.11.2008 04:11
Спасибо автору за интересную тему. Сегодня другой автор писал о значении октябрской революции для Украины, чем вызвал массу критики. На мой взгляд, Украина заразилась у России страхом перед историей. В зависимости от коньюнктуры история подается как версия, поддерживающая мнение власти, а не как исследование фактов направленное на понимание прошлого и извлечения ошибок из него. О нашей истории Шевченко писал:
Прочитайте знову
Тую славу. Та читайте
Од слова до слова,
Не минайте ані титли,
Ніже тії коми,
Все розберіть... та й спитайте
Тойді себе: що ми?...
К сожалению, из-за коньюнктуры и догм нам вдалбливают то о многовековой братской дружбе, то о такой же многовековой ненависти, то мы-придаток великого русского народа, то об основатели всех цивилизаций начиная со скифов и Триполья. Как бы добиться открытых и непредвзятых исторических исследований?
gulya _ 08.11.2008 00:48
07.11.2008 23:32___ Alex_N
"в Полтаве живут люди гораздо порядочнее Вас."
Порядочный я или не порядочный будет решать моя жена. Если в диалоге или в полемике по поводу сухих фактов, без оценок, оппонент сбивается на личностные характеристики или оскорбления, то это свидетельствует или об отсутствии аргументов, или отсутствии культуры. Не сомневаюсь, при этом, что Вас это абсолютно не беспокоит. Сочувствую, Ваша жизнь пройдет без настоящих восторгов и открытий. Для Вас все понятно и ничто Вас не удивит. Эта потеря намного серьезней, чем Вам это сейчас кажется.
Alex_N _ 07.11.2008 23:43
07.11.2008 23:04___ Владислав Синяговский
Як на мене, то Мазепа не був ані народним героєм, ані зрадником. Він був сином свого часу і своєї землі. Думаю, що так скажуть і про Ющенка через 300 років. Але хто про нього тоді згадає...
Это Вы правильно сказали. И "в историю вошел" только благодаря своему предательству. Так Вы, что теперь про каждого "лузера" и неудачника будете теперь снимать фильмы и возводить их в ранг нацинальных героев? Может лучше найти более приемлемые личности?
Alex_N _ 07.11.2008 23:32
07.11.2008 22:44___ gulya
ДЛЯ АЛЕКСА N
На Полтавщині немає жодної вулиці Мазепи чи Петлюри
Правильно. О чем же я и говорю, что в Полтаве живут люди гораздо порядочнее Вас. Вы бы поменьше в носу ковыряли и повнимательнее читали бы мои посты. Был от "оранжевых " идиотов такой вариант переименования, но городским властям было предложено и такое –
читай тут.
07.11.2008 20:49___ Григорий_из_Одессы
Ми зверталися до усіх кого знали: від Секретаріату Президента до Держкінематографії, від народних обранців до ненародних олігархів, від мерій до облрад, від приватних підприємців до непривітливих держслужбовців. Це був такий собі тест. Не зацікавило нікого. Мазепа і сьогодні – занадто політизована і чутлива тема. Такий я для себе зробив висновок. А шкода. Як на мене, то Мазепа не був ані народним героєм, ані зрадником. Він був сином свого часу і своєї землі. Думаю, що так скажуть і про Ющенка через 300 років. Але хто про нього тоді згадає, якщо сьогодні, і через 300 років, бояться досліджувати і дискутувати про Мазепу? Легше жити в системі штампів і симулякрів, ніж думати і шукати:- (
corbie _ 07.11.2008 22:48
О"Кара, а ти ж наче з москалів будеш?
gulya _ 07.11.2008 22:44
ДЛЯ АЛЕКСА N
На Полтавщині немає жодної вулиці Мазепи чи Петлюри
На cьогодні в Полтавській області налічується 256 вулиць Володимира Леніна.
Як передає кореспондент УНІАН, про це повідомила представник прес-центру Управління у справах преси та інформації облдержадміністрації Наталія ОЧКАНЬ.
За її словами, такі дані були оприлюднені на засіданні круглого столу в облдержадміністрації "Топоніміка: засіб формування духовної культури чи наслідок політичної кон'юнктури".
"Топоніми – це назви населених пунктів, вулиць площ, парків тощо. Природно, коли громадяни держави проживають у середовищі, яке відображає їхню національну історію та культуру. Нині ж багато видатних імен нашого краю не відображені в топоніміці, а натомість у назвах вулиць та пам'ятників "уславлені" діячі тоталітарного режиму, причетні до організації в Україні різних актів зневаги до українства", – сказала Н.ОЧКАНЬ.
За її словами, "на Полтавщині не побачиш вулиць Мазепи, Міхновського, Петлюри, Липинського, Стешенка, Мартоса і т.д. Проте наразі в області нараховують 256 вулиць Леніна, 58 – Кірова, 56 – Щорса, 53 – Чапаєва, 52 – Калініна, 46 – Фрунзе т.д", – заявила Н.ОЧКАНЬ.
Alex_N _ 07.11.2008 21:15
Да. Как все таки заразно галицкое холуйство. Окара, как истинный евроатлантист, конечно был бы в рядах мазепинцев (петлюровцев, бандеровцев, "поліціянтів" и т.д.). Только полтавчане оказались, почему-то, гораздо порядочнее всех этих "бабок Парасок от политологии" и отказались переименовывать улицу Пушкина в улицу Мазепы, т.к. расценили это как плевок им в лицо. Как все таки мудр украинский народ когда сказал, что "не будет из хама пана".
Историчка _ 07.11.2008 21:00
07.11.2008 18:19___Андрій Окара -------Вчера вечером посмотрел по телеканалу "Россия" (РТР)
Уважаемый Андрій Окара, напрасно волнуетесь за земляков, нам этот телеканал уже обрезали. Думаю, скоро обрежут и Вас – чтобы народ спокойно спал.
Григорий_из_Одессы _ 07.11.2008 20:49
07.11.2008 18:50___ Владислав Синяговський
Вы можете перечислить тех, кому писали?
gulya _ 07.11.2008 19:59
Пане Андрію, все визначається різницею між росіянами та українцями (безумовно, вони рівні, але різні). Ця різниця проста, але фундаментальна. Росіяни вірять у прокляття, а українці – у благословіння.
Болт _ 07.11.2008 19:52
Было бы пол беды, если "патриотическая" пропаганда была уделом только нынешней российской псевдоидеологии.
У нас она находит опору в лицах и демагогии тех, кто принимает эту технологию и действует в зеркальном варианте.
Эти силы подпитывают друг друга, не взирая на границы и мораль.
Выход – один. Он в агрессивном продвижении научного мнения.
Впервую очередь необходимо не валить хронологию и фактаж в одну кучу с комментариями, их надо подавать отдельно.
Это подрежет язычки тем, кто манипулирует фактами под прикрытием субъективных комментариев.
Коментарии же давать в изложении спорных мнений ученных, а не политиков.
Человек должен сам сравнивать и осмысливать. Все остальное манипуляция с использование монопольного, часто должностного, права на СМИ и т.п.
Пропаганде ради конфликтов, надо противопоставить информирование ради исторического опыта, как залога от повторения трагедий.
Наши же деятели плача и критикуя, только подливают масло в костер, на котором пытаются сжечь истину. Потому, что и в России и в Украине много "ястребов", которые от эного костра греются.
Давайте не дули крутить в сторону закомплексованого и зашоренного соседа, а демонстрировать ему новое мышление, истенно европейский, а может быть даже и опережающий Европу по актуальности и научности подход.
Для этого истенным патриотам следует не стонать, а вносить в мозги нашей вынужденной "элиты" новое мышление отличное как от Жириновских, так и от Тягнибоков.
Да науке!!!
ATTIK _ 07.11.2008 19:47
Росii не вистачае 140 000 000 таких громадян як Андрiй Окара.Завжди з цiкавiстю дивлюсь,слухаю,читаю.
ганна-ахметова _ 07.11.2008 19:39
07.11.2008 18:50___ Владислав Синяговський
якщо хтось з тих 50 достойників – пінчук, коломойський чи ахметов..., то чекати від них підтримки у такій справі байдуже, бо для цих нуворишів історія України річ незрозуміла, далека як і її мова... Оце й горе наше, що буржуа національних на кшталт Ханенків, Терешенків немає, а є совкі, що казково розбагатіли на зневаженому народі. Вони щиро підтримають єврейську чи татарську ідею, або якусь руськоязичну, УКраїну вони у душі бояться як кожен вихований на ідеях леніна-троцького. КИнуть якусь копійчину на "батури н" чи "мистецький арсенал", щоб купити благоволеніє ПРезидента а на додачу стежку до "стабфонду" чи бюджетних потоків
Ares _ 07.11.2008 19:37
// поиске истины //
Не ищите истину в исторических событиях с русскими, а особенно с москалями, бесполезное дело.
А насчет 50 богатых людей Украины, что не заинтересовались помочь в создании интересного исторического сценария. Так все они лже патриоты Украины.
Я думаю, что из тех 50 мало украинцев, примерно можно догадаться кто эти люди. Им лучше делать шоу, когда бедных людей заставляют на веду всего государства танцевать, что бы спасти своих детей, и близких. Кощунство.
Вельможам и прислуге в шоу бизнесе, уж надо запустить проект, танцы с животными, и участвовать лично.
Трехсот летие нечего праздновать, а отдать дань погибшим козакам, запорожским козакам, атаману войска Кости Гордиенко, Мазепе, Орлику, боровшимся против закрепачивания москалями Украины.
olemer _ 07.11.2008 19:35
Согласен савтором.У наших политиков синдром шовинизма.Причина этого огромные природные богатства,которые разведали и освоили все народы нашей страны до1990 года,ажульнически приватизировала кучка людей,живущих преимущественно вМоскве.Теперь,используя свои СМИ они обосновываю это.
Безработный _ 07.11.2008 19:10
Предательство и зависть, зависть и предательство, а еще высокомерие – альфа и омега всего сущего Территории.
Окара – верный сын неньки...
Лицар _ 07.11.2008 19:08
Поэтому находчивые реконструкторы нашли выход – проводить военно-исторические шоу не под "вражеской" Полтавой, а в селе Великое Ярославской области,
"""""""""""""
Хай туди і всі свої пам"ятники позабирають Лненіну, Кетру, Катьці-сучці і т.д. Бесплатно.
vrb _ 07.11.2008 19:08
Ничего необычного не пороизошло. Россия не жалея сил и средств проводит патриотическое воспитание собственного и сочувствующего на сопредельных территориях населения. Ваше возмущение справедливо и понятно. То же, но на более высоком, исторически достоверном уровне могли бы делать и Украинские историки-медиевисты при заинтересованности в конечном результате правительства. К сожалению, наше правительство не интересуют проблемы не приносящие личного дохода. А тем более воспитательного характера. Знающими, думающими людьми сложно манипулировать.
Шановний Андрію!
Цього року я надіслав лист з проханням про допомогу у створенні фільму про україно-шведський союз "Остання виправа Гетьмана Мазепи" близько 50 заможним людям та чиновникам. Не відгукнувся жодний. Ми написали цікавий історіографічний сценарій, відзняли багато цікавого відео, яке і є основою фільму.
Але завершити роботу поки не вдається.
Я не скаржусь. Фільм ми завершимо. Просто стає трохи ніяково, що усі ті 50, які теоритичо мали б сприяти, навіть не відповіли на мій лист з проханням про допомогу.
Автором сценарію виступив великий шанувальник епохи Орлика і Мазепи – А Квятковський
От тут можна почитати одну з його статей, які присвячені тому часу – http://zgroup.com.ua/article.php?articleid=1635