30 листопада 2008, 12:29

О значимых деталях "машины власти"

К сожалению, не смог в оперативном режиме ответить на вопросы и замечания по первому блогу. Попробую отреагировать хотя бы на часть вопросов, поднятых в обсуждении, в обобщенном виде.

Текст о коалиции был намеренной интеллектуальной провокацией. Если не работают традиционные способы решения проблем, надо искать нестандартные решения. Именно это имелось в виду в случае с коалицией. Кстати, в европейской практике институт коалиции существует, как правило, именно в политической, а не юридической, форме. Кто формирует правительство? Парламентские фракции. Иногда и в европейских странах этот процесс происходит не менее сложно, чем у нас. Не так давно в Бельгии, например, он растянулся больше чем на полгода. Но там коалиция не самоцель, как у нас, а инструмент формирования правительства и законодательной поддержки его деятельности. Не более того. А нас это еще и "топор", который подвешивают над парламентом и правительством. Предусмотрена "там" и ситуация, когда действующее правительство утрачивает поддержку парламентского большинства. Ничего страшного. Если парламентарии не хотят идти на досрочные выборы, кабинет министров может функционировать в статусе правительства меньшинства. Главное, чтобы система – "машина власти" – продолжала нормально функционировать.

Почему важен разговор в том числе о деталях "машины власти"? Потому что дьявол, как известно, скрывается именно в деталях. Если в механизме не работает одна важная деталь, то не будет работать и сама машина. В 2004 году, когда проводили конституционную реформу, то намеренно (или по благоглупости) заложили в текст изменений Основного Закона целый ряд норм, которые могут блокировать нормальную работу "машины власти", стали минами замедленного действия в теле политической системы.

По отношению к нашей системе власти я использую такую аналогию. С виду она напоминает иномарку, хотя и подержанную. Но механизмы ее – еще советского производства, весьма изношенные, уже не один раз проходившие капитальный ремонт. Главная проблема заключается в том, что у руля находятся два возбужденных субъекта, каждый из которых тянет руль в свою сторону. А сзади – третий субъект, который не хочет быть простым пассажиром. Он тоже тянется к рулю. Вот так и едем. От одного ДТП к следующему, с большим риском разбиться вдребезги. Спасает только то, что едем не на очень большой скорости. Увы, дорога пошла под уклон и виражи становятся все круче.

И что же делать? Не ищите простых и легких рецептов. Их просто нет. Отталкиваясь от вышеизложенной аналогии, предлагается следующий алгоритм действий. Для начала нашему экипажу желательно на время остановиться и прекратить глупые разборки на краю пропасти. Надо четко разделить роли и функции. Один – водитель (Премьер-министр), второй – штурман, следящий за маршрутом (в условиях парламентско-президентской системы в этой роли находится Президент страны). Третий член экипажа (в наших условиях это оппозиция) – запасной водитель. Если первый водитель устал, потерял форму, плохо справляется со своими обязанностями, его заменяет запасной водитель. Экипажу, кстати, желательно определиться и с маршрутом. Мы на развилке, и при любом варианте дальнейшего движения придется ехать по правилам, установленным не нами.

Если экипаж перегрызся до такой степени, что не в состоянии нормально вести машину дальше, то его придется менять. Но эту простую мысль должны осознать не только 5-10% пассажиров, влияющих на выбор экипажа, а хотя бы их половина.

Мало, однако, решить проблему с экипажем. Неизбежно придется менять и машину. Нужна более современная, лучше управляемая и комфортная для пассажиров модель. Но в политике не как в обыденной жизни. Новую машину не купишь в автосалоне, ее придется делать самим, помня при этом, что каждая деталь имеет значение.

Об отдельных значимых деталях этой машины (избирательная система, форма правления, "техническое правительство" и др.) поговорим в следующий раз.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...