5 серпня 2016, 23:16

Политические тенденции июля 2016 г.

Июль оказался трагическим и нервным месяцем как во внутренней, так и в международной политике. Кровавое убийство 14 июля в Ницце 84 человек, неудачная попытка военного переворота в Турции (в ночь с 15 на 16 июля), в ходе которого погибло 265 человек, ряд терактов в различных странах мира. Несколько десятков человек погибло в июле в ходе обстрелов и боестолкновений на Донбассе. 20 июля в центре Киева был убит известный журналист Павел Шеремет. Еще одна трагедия напомнила о себе из прошлого, но с нервозной политизацией в настоящем. Сенат и Сейм Польши приняли резолюции, в которых назвали трагические события на Волыни в 1943-44 гг. геноцидом поляков от рук украинских националистов, что, естественно, вызвало эмоциональную реакцию и в Украине. Но повышенная нервозность проявлялась и по многим другим поводам. В зоне конфликта на Донбассе обе стороны ожидали наступления противника, которое так и не состоялось. В парламенте "Самопомощь" пугала всех тем, что 14 июля в Верховной Раде якобы будет проголосован закон о выборах на оккупированных территориях Донбасса. Но и эти истерические пророчества оказались пустышкой (либо намеренным обманом). Еще более нервозной была ситуация вокруг тарифной темы. Платежек с новыми коммунальными тарифами еще не было, а эмоции политиков по этой проблеме уже зашкаливали. Чрезмерная нервозность некоторых наших политиков проявилась и в сомнительных попытках спроецировать конспирологическую версию турецкого военного переворота применительно к украинской политической ситуации. Апофеозом тревожного ожидания стало повышенное политическое напряжение вокруг крестного хода УПЦ-МП. Но, как это часто бывает в украинской политике, завышенные ожидания (даже если они тревожные) не оправдываются. В данном случае этому можно было только порадоваться, а заодно отметить надежную работу правоохранительных органов по нейтрализации потенциальных рисков.

Теперь об отдельных политических тенденциях июля.

Увеличение числа жертв в зоне конфликта на Донбассе

Напряжение в зоне конфликта сохраняется, с тенденцией к вялотекущей эскалации. Интенсивность обстрелов украинских позиций (по официальной статистике) возросла незначительно, а вот число жертв заметно выросло, в том числе и среди мирного населения. По оценкам военных экспертов, преимущественно это было связано с более целенаправленными обстрелами. В первой половине июля каждый день были погибшие среди украинских военнослужащих в зоне конфликта. 18 июля был установлен печальный рекорд за последние месяцы – 7 погибших и 14 раненых за сутки. Большие потери были и 23 июля (6 погибших и 13 раненых). Но в конце июля потери среди украинских военных сократились, хотя интенсивность обстрелов осталась на прежнем уровне. Вероятно, были усилены меры безопасности.

Минский мирный процесс: много переговоров и ничего на выходе

Ситуация в июле с переговорами о реализации Минских договоренностей была почти идентичной тому, что было в июне: переговоров было много, а результат – почти нулевой. В начале июля были ожидания по поводу встречи лидеров стран "Нормандского формата", но они быстро рассеялись. Вместо этого состоялась серия телефонных переговоров, но в зауженном формате "2+1" (канцлер ФРГ А.Меркель и Президент Франции Ф.Олланд отдельно разговаривали с Президентом РФ В.Путиным и Президентом Украины П.Порошенко). Владимир Путин также пытался воздействовать в телефонном режиме на Президента США Б.Обаму. Активно общался с российским и украинским коллегами Госсекретарь США Дж.Керри. Но на реализации Минских соглашений это никак не сказалось. Ожидалось, что в середине июля в Минске будет подписано Соглашение о разведении сил в зоне конфликта, но эта работа не завершена и по сей день. В итоге все отложено на осень. Но не повторится ли ситуация августа прошлого года, когда через активизацию военных действий на Донбассе Россия попыталась "стимулировать" переговорный процесс по Минску-2?

Повышенная внешнеполитическая активность

Первая половина и середина июля были отмечены повышенной внешнеполитической активностью. 7 июля Киев посетил Госсекретарь США Дж.Керри. 11-12 июля в Киеве побывали Премьер-министр Канады Джастин Трюдо и Еврокомиссар по вопросам политики соседства Йоханнес Хан. 14 июля состоялся официальный визит Президента Порошенко в Азербайджан. 19-20 июля Премьер-министр Украины Владимир Гройсман посетил с рабочим визитом Брюссель по приглашению руководства Евросоюза. Кульминацией этой активности стало участие Президента Порошенко и украинской делегации в Варшавском саммите НАТО 8-9 июля. В рамках саммита было проведено заседание специальной Комиссии Украина-НАТО и был принят Пакет всеобъемлющей помощи Украине, прошли переговоры с лидерами 5 стран "Большой семерки" (США, Великобритания, Германия, Италия и Франция). На полях саммита также состоялся ряд двусторонних встреч Президента Порошенко с руководителями различных стран (Великобритании, Италии, Нидерландов, Польши, Турции и Финляндии). Все эти июльские визиты и встречи дают достаточно полное представление о приоритетах внешней политики Украины. Ключевые темы переговоров, как и раньше, – вопросы евроатлантической и европейской интеграции Украины, реализация Минских соглашений и урегулирование конфликта на Донбассе, содействие Украине в осуществлении структурных реформ. Но появляются и новые сквозные темы. Во время визита в Азербайджан Президенты П.Порошенко и И.Алиев договорились о возобновлении проекта трубопровода Одесса-Броды. Затем эту тему продолжил (уже в переговорах с руководителями Еврокомиссии) Премьер-министр В.Гройсман во время своего визита в Брюссель.

100 дней правительства В.Гройсмана

23 июля правительство В.Гройсмана прошло рубеж первой стодневки своей деятельности. Оценки работы нового правительства за этот период, естественно, прозвучали очень разные, в том числе и с моей стороны (см.: http://blogs.pravda.com.ua/authors/fesenko/5793d2edd6f6a/), поэтому не буду повторяться. Но отмечу одну интересную тенденцию. Первые два месяца своей работы Премьер-министр В.Гройсман избегал публичных политических конфликтов. А в июле он, пожалуй, впервые выступил с достаточно резкой критикой по газовой теме в адрес Юлии Тимошенко. Что это – ответная эмоциональная реакция в адрес лидера "Батькивщины", которая "достала" Владимира Гройсмана своими обвинениями, или это продуманная тактика контрпозиционирования? Если это так, насколько она оправдана и даст ли результат? Думаю, хотя бы приблизительные ответы на эти вопросы мы получим осенью.

Продолжение повышенной активности правоохранительных органов

В июле продолжилась повышенная активность правоохранительных органов. Начало июля было отмечено снятием депутатской неприкосновенности с Александра Онищенко, середина июля – задержанием руководителей Одесского припортового завода, конец июля – арестом Александра Ефремова. Это самые значимые факты, но было и много другого. Очевидно, что речь идет не о кратковременной вспышке активности, а о более долговременных и масштабных действиях правоохранительных органов. Но отмечу и настораживающие тенденции. В июле публично проявилось определенное напряжение в отношениях между руководством НАБУ и САП (Специализированной Антикоррупционной Прокуратуры), с одной стороны, и руководством Генпрокуратуры и ряда других правоохранительных органов, с другой. Вряд ли это пойдет на пользу антикоррупционной борьбе. Приведу конкретный пример. Уведомление о подозрении народному депутату Украины Александру Онищенко готовилось три недели. За это время А.Онищенко успел засветиться в Лондоне и заявил о своих контрдействиях. Вряд ли руководству Генпрокуратуры стоит играть в "воспитательные" игры по столь значимым и резонансным делам. В итоге от этого межведомственного выяснения отношений выиграл только Александр Онищенко. Последние события (обыск в НАБУ 5 августа), к сожалению, подтверждают дальнейшее развитие отмеченной тенденции.

Репетиция "тарифной войны"

С 1 июля подорожали услуги по централизованному горячему водоснабжению и отоплению. Это стало поводом для очередной актуализации "тарифной проблемы", вокруг которой возник новый виток политической борьбы. 6 июля в центре Киева провели свою акцию протеста против повышения коммунальных тарифов профсоюзы. Ряд местных советов наложили "мораторий" на повышение коммунальных тарифов. Одновременно в Верховной Раде "Батькивщина" и Радикальная партия попытались заблокировать пленарные заседания парламента. Чуть позднее в "Оппозиционном блоке" пригрозили сложить свои депутатские мандаты. Вновь заговорили о политическом кризисе и досрочных парламентских выборах. Но в Украине в разгар лета и накануне парламентских каникул политические кризисы не возникают. Более логично это назвать "репетицией политического кризиса" и "тарифной войны". Сам же кризис попытаются "сыграть" осенью, когда "тарифная проблема" из виртуальной станет реальной.

Новые политические проекты

Интерес к теме новых политических проектов возник в конце июня в связи с анонсированием создания новых политических проектов: с одной стороны, – соратниками М.Саакашвили, с другой, – группой народных депутатов из Блока Порошенко (Светлана Залищук, Мустафа Найем и Сергей Лещенко) и партией "Демократический Альянс". В июле эта тенденция получила закрепление и развитие. Соратники М.Саакашвили выбрали для себя рабочее название – партия "Хвыля" ("Волна") и стала создавать инициативные группы в регионах. "Демальянс" провел свой съезд, на котором в состав партии приняли трех вышеназванных народных депутатов (их сразу же ввели в руководство партии) и ряд общественных активистов.

Но в июле проявилась и другая тенденция развития новых политических проектов – через успешное участие в выборах. Одними из победителей промежуточных выборов народных депутатов стали партии "УКРОП" ("Украинское объединение патриотов") и "Наш край". Эти же партии были и среди победителей местных выборов осенью прошлого года. "Наш край" к тому же активно занимается партийным строительством.

Какая из двух моделей развития новых политических проектов – медийно-презентационная или электоральная – окажется более успешной, мы узнаем на следующих парламентских выборах.

Репетиция досрочных парламентских выборов на промежуточных выборах народных депутатов

Уже упомянутые промежуточные выборы народных депутатов, состоявшиеся 17 июля в 7 территориальных округах, стали одним из главных событий июля. Об особенностях этих выборов и их результатах я уже писал (см.: http://blogs.pravda.com.ua/authors/fesenko/579b282e7de69/). Главная тенденция – боевая ничья власти и оппозиции. Эти выборы многие рассматривали как своеобразную репетицию досрочных парламентских выборов. Что ж, неоднозначные результаты этих выборов могут сыграть против возможности проведения досрочных парламентских выборов. Число парламентских партий, которым эти выборы покажутся невыгодными, может увеличиться. Также неизбежен новый виток дискуссии об изменении избирательной системы. На выборах 17 июля в большинстве случаев победили матерые политики и бизнесмены. Партийный фактор в мажоритарных округах оказался менее значимым и никак не помог кандидатам как минимум половины парламентских партий. Но как изменить избирательную систему, если половину состава парламента составляют депутаты-мажоритарщики? Ответа на этот вопрос пока нет.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...