27 листопада 2016, 00:29

Заметки по поводу: впечатления недели

Третья годовщина начала Евромайдана

Неделя началась с политической даты – третьей годовщины начала Евромайдана. В такие даты (от Дня независимости до годовщин Оранжевой революции и Революции достоинства), к сожалению, уже традиционны стенания – "все не так", "все пропало". Естественно, говорят и о "третьем Майдане". У нас пессимизм никогда не бывает в дефиците. Конечно же, поводов для недовольства и разочарований у нас хватает, даже с избытком. Но отмечу и позитивные тенденции. Пусть медленно и зигзагами, с ошибками и сбоями, но мы все-таки движемся вперед. Те цели, которые были поставлены в 2004 г., а затем и в 2013-14 гг., остаются для гражданского общества главными политическими ориентирами в развитии страны и на будущее. Что касается "третьего Майдана", то попытки его искусственного приготовления на "политтехнологической кухне" выглядят как очевидный фарс и обречены на неудачу.

Страсти по социологии

Одновременное появление электоральных рейтингов КМИС (Киевского международного института социологии) и Центра Разумкова с весьма разноречивыми данными вызвало массу критики и саркастических комментариев. Вновь заговорили о "продажной девке социологии". Руководитель КМИСа Владимир Паниотто даже вынужден был оправдываться на страницах "Зеркала недели". Честно говоря, горько и обидно за социологов. Конечно же, надо помнить о методических различиях при проведении опросов, о том, что социологические опросы не являются идеально и объективно точным измерителем общественного мнения. Серьезные сбои в социологических прогнозах и оценках мы видели и во время референдума по Brexit в Великобритании, и во время президентских выборов в США. В конце концов, общественное мнение – это субъективная субстанция, которая подвержена изменениям и колебаниям, и которую очень непросто измерять. Межвыборные электоральные рейтинги – это очень условный показатель "политической температуры". Только голосование на выборах дает точную фотографию политических симпатий граждан страны (естественно, при условии, что подсчет голосов проводится честно и корректно). Тем не менее, нашим социологам надо быть поаккуратнее с запросами своих политических заказчиков, чтобы не становиться объектами их манипуляций.

Дерегуляция, рейтинг "Doing business" и экономический рост

23 ноября Кабинет министров по инициативе главы правительства Владимира Гройсмана отменил сразу более 300 нормативных актов, морально устаревших, но создававших серьезные проблемы для ведения бизнеса. На мой взгляд, это правильное решение, способствующее разгребанию бюрократических завалов на пути развития бизнеса и экономики. Здесь в очередной раз проявился стиль Гройсмана, который не склонен растягивать то или иное решение во времени, а стремится выполнить его "одним махом". Правда, возникает вопрос – а что же эти нормативные акты не отменяли раньше? В этой связи я вспомнил историю, которую где-то полтора года назад рассказал Борис Ложкин, тогдашний глава Администрации Президента Украины. Спрашивает он у тогдашнего министра экономики Айвораса Абромавичюса: "сколько времени понадобится на реформу по дерегуляции нашей экономики"? Абромавичюс отвечает: "около трех лет". Ложкин в ответ: "у нас нет столько времени, надо быстрее". Быстрее, увы, тогда не получилось. Историю эту я рассказал для того, чтобы показать, насколько медленно и архаично работает наша система госуправления. Поэтому хотя бы иногда ее надо "подшпоривать" сверху достаточно радикальными административными решениями. По большому счету система госуправления в Украине нуждается в серьезной модернизации, но эта тема для отдельного разговора.

В контексте упомянутого решения Кабмина, обращу внимание еще на одну проблему. На заседании Кабмина, которое состоялось 23 ноября, поставлена амбициозная цель – улучшить сразу на 47 позиций место Украины в мировом рейтинге "Doing business". Собственно, на это и нацелено решение по отмене сразу 367 бюрократических нормативных актов. Нет сомнений в том, что необходимо существенно улучшить позиции Украины в рейтинге "Doing business". Это важно для привлечения в Украину зарубежных инвесторов. Но давайте помнить, что инвестиционный климат в стране характеризуется не только рейтинговыми показателями. Общаясь с зарубежными дипломатами, работающими в Украине, не редко приходится слышать о рейдерских (и не только) атаках на зарубежные компании, работающие в Украине. Я уж не говорю о похожих проблемах для обычных отечественных бизнесменов. Это вопрос не столько к правительству, сколько к правоохранительным органам и фискальной службе. О привлекательности инвестиционного климата в Украине должны заботиться в том числе и они.

Но при всей важности рейтинга "Doing business", он не должен становиться самоцелью. На мой взгляд, сейчас не менее, если не более важно думать об ускорении роста украинской экономики, о ее новых драйверах. Сама по себе дерегуляция это лишь один из таких драйверов. Но одной дерегуляции для ускоренного и стабильного экономического роста будет недостаточно. Мне кажется, в правительстве это понимают, но лишний раз напомнить об этой задаче не помешает.

"Безвиз": надежды и разочарования

24 ноября состоялся саммит Украина-ЕС. Еще в октябре, и даже в начале ноября ожидалось, что к этому саммиту окончательно будет решен вопрос о предоставлении Украине безвизового статуса в отношениях с ЕС. Увы, эти надежды не оправдались. Процесс принятия решения о предоставлении Украине безвизового статуса запущен еще весной. Еврокомиссия еще 20 апреля объявила о предоставлении законодательной позиции Европарламенту и Совету ЕС относительно визовой либерализации для Украины. Однако возникла непредвиденная задержка в связи с тем, что в ЕС решили, что предоставление "безвиза" для Украины и Грузии должно произойти одновременно с принятием механизма о временной приостановке безвизового режима для тех стран, в отношениях с которыми может возникнуть кризисная ситуация с нелегальной миграцией. Еще летом, и даже в сентябре руководители Евросоюза (и глава еврокомиссии Ж.-К.Юнкер, и глава совета ЕС Д.Туск и еврокомиссар Й.Хан) обещали Президенту Украины П.Порошенко и Премьер-министру Украины В.Гройсману, что вопрос будет решен до конца октября. В итоге Украина по процедуре принятия решения о либерализации визового режима с ЕС догнала Грузию, от которой мы немного отставали, но финальная точка в этом процессе так и не поставлена. Механизм о временной приостановке безвизового режима в случае возникновения форс-мажорных ситуаций до сих пор не согласован. Более того, появилась информация, что процесс тормозится некоторыми странами ЕС из-за их внутриполитических проблем. И все-таки на пресс-конференции после саммита в Брюсселе Д.Туск и Ж.-К.Юнкер уверяли журналистов, что одобрение "безвиза" в 2016 году снова стало "реальным сценарием". Таким образом, шансы, соответственно, и надежды на получения "безвиза" сохраняются. Однако, к сожалению, нет и однозначных гарантий решения этого вопроса. Если соответствующее решение не будет принято Евросоюзом в ближайшие полтора-два месяца, это будет означать, что внутренние кризисные процессы в ЕС не только продолжаются, но даже усиливаются. В этой ситуации украинским элитам придется подумать об определенной коррекции стратегии и тактики курса на европейскую интеграцию. Конечно же, не может быть и речи о геополитическом развороте, тем более в сторону путинской России. Полностью сохраняет свою актуальность курс на политико-правовую европеизацию Украины, на модернизацию нашей страны на основе европейских ценностей, демократических, правовых, экономических и социальных стандартов, присущих Европе. Но отношения Украины с ЕС должны стать более прагматичными (без розовых иллюзий и чрезмерных ожиданий), с учетом тех институциональных проблем, которые переживает сейчас Евросоюз.

Зомби-Янукович

В пятницу (25 ноября) должен был состояться видео-допрос экс-президента Виктора Януковича. Еще до его проведения были опасения, что, раз сам В.Янукович и его российские хозяева согласились на этот допрос в форме публичной видео-конференции (да еще по запросу адвокатов "беркутовцев"), значит готовилась громкая пиар-акция и провокация. Видео-допрос В.Януковича не состоялся, но зато Виктор Федорович "потешил" публику большой пресс-конференцией. Судя по этому действу, в ходе видео-допроса Виктор Янукович из "свидетеля" должен был превратиться в "прокурора", в обвинителя Майдана. Уж не знаю, как он сыграл бы эту роль. До Юлии Тимошенко и Олега Ляшко, в плане ораторских талантов, ему ой как далеко. Но похоже, что и сам Янукович и его московские кукловоды все еще лелеют надежду на реванш. Однако политический труп реанимировать невозможно, что в очередной раз стало очевидно в ходе пресс-конференции Януковича. Ничего, кроме отвращения, его откровения не вызывали. Тем не менее, очевидно и другое – российские спецслужбы и пиарщики тщательно подготовили этот "судебный бенефис" Януковича. И это серьезный урок для украинских правоохранителей, в частности для Генпрокуратуры. В отношении Януковича должна быть четкая и последовательная стратегия и тактика процессуальных действий, без каких-либо импровизаций. Бывший президент Виктор Янукович в судебно-правовых действиях на территории Украины должен выступать только в статусе обвиняемого.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...