15 квітня 2017, 22:02

Парадоксы правительства Гройсмана: год спустя

14 апреля 2017 г. исполнился год с момента утверждения правительства В.Гройсмана. Вот уже вторую неделю звучат различные оценки по поводу итогов его деятельности. Попробую проанализировать эту тему в несколько ином ракурсе. Год назад, накануне утверждения Владимира Гройсмана на должность Премьер-министра, я написал на "УП" блог о политических парадоксах В.Гройсмана. Так вот, отмеченные тогда парадоксы продолжают действовать, хотя и несколько иначе. Более того, число политических парадоксов, связанных с этим правительством и его деятельностью, даже увеличилось.

В упомянутом тексте год назад я скептически оценивал миф о Гройсмане как "марионетке Порошенко", утверждал, что "Гройсмана недооценивают и он будет достаточно самостоятельным Премьером", "Гройсман не будет оппонентом и конкурентом Президенту Порошенко, скорее он готов быть конструктивным партнером", что "он явно не собирается выполнять роль пассивного исполнителя чужой воли и будет претендовать на широкую автономию в процессе принятия решений". Что мы видим сейчас? Пожалуй, только Юлия Тимошенко продолжает утверждать, что "у нас есть тень президента, премьер-министр Гройсман, который выполняет все его прихоти". Но ей выгодно продвигать именно этот тезис, поскольку для нее главным электоральным противником является Президент Порошенко. Остальные наблюдатели за этот год увидели, что отношения Премьер-министра В.Гройсмана с президентской командой стали и более противоречивыми, и более парадоксальными. Да, Владимир Гройсман был выдвинут на пост главы правительства именно президентской командой. Да, Гройсман остается конструктивным политическим партнером для Президента Порошенко и регулярно демонстрирует ему свою лояльность. Но для всех внимательных и объективных наблюдателей не секрет, что в президентской команде не очень довольны чрезмерной самостоятельностью Премьера В.Гройсмана. Более того, где-то с конца января пошли слухи и утечки информации о том, что часть окружения Президента Порошенко предлагает заменить Владимира Гройсмана на посту Премьер-министра своим человеком (Юрием Луценко или кем-то еще). Очевидное сближение Владимира Гройсмана с Арсением Яценюком также усилило напряжение в отношениях Премьер-министра с президентской командой. Тем не менее, несмотря на все противоречия и взаимные подозрения Президенту Порошенко и Премьер-министру В.Гройсману целесообразнее сохранить свой политический союз. Премьер В.Гройсман зависит от коалиции парламентского большинства и без поддержки Президента Порошенко и коалиции не сможет продвигать через парламент законопроекты правительства. А для президентской команды уж лучше строптивый, но лояльный В.Гройсман на посту главы правительства, чем огромные риски неконтролируемого политического кризиса в случае попытки очередной замены Премьер-министра.

Второй парадокс, который я тогда отметил, был связан с его восприятием и как политического чиновника и как реформатора. На посту Премьер-министра Украины Владимир Гройсман проявил себя скорее, как прагматик-стабилизатор, а не как яркий реформатор. И в этом проявилась не столько его политическая сущность, сколько потребность (пусть и не очень явно выраженная) в социально-экономической стабилизации, которую В.Гройсман интуитивно уловил. Справедливости ради отметим, что В.Гройсман продолжил реформы, начатые при премьерстве А.Яценюка (кардинальные изменения ценообразования в энергетическом секторе, внедрение системы "Прозорро" в государственных закупках и др.). Двойное повышение минимальной заработной платы по сути является первым этапом реформы системы оплаты труда. Свой реформаторский потенциал Владимир Гройсман может проявить на втором году премьерства. На 2017 г. его правительство анонсировало начало проведения сразу 5 масштабных реформ – пенсионной реформы, реформы системы здравоохранения, реформы системы образования, создание рынка сельскохозяйственной земли и приватизация неэффективных государственных активов. Но на этом пути правительство В.Гройсмана явно столкнется с мощным политическим сопротивлением, и не только в парламенте. Для результативного проведения хотя бы некоторых из этих реформ потребуется консолидация действий правительства, Президента, сторонников соответствующих реформ в парламенте и обществе, гибкая политическая тактика продвижения этих реформ, масштабная и эффективная коммуникационная и разъяснительная кампания. В первый год своего премьерства В.Гройсман показал, что он не боится рискованных решений. Но в случае с запланированными реформами ему понадобится не только решительность, но и умение взаимодействовать с различными социальными и политическими группами.

Третий парадокс был связан с заниженными и даже скептическими ожиданиями по поводу правительства В.Гройсмана. Но именно это сработало в его пользу. Дело в том, что в украинской политике действует феномен эмоциональных качелей. Если на старте деятельность того или иного государственного деятеля или политического лидера сопровождают завышенные ожидания, то довольно быстро эти позитивные ожидания сменяются сильным разочарованием. Правительству В.Гройсмана эта опасность не грозила. Но зато оно столкнулось с другой проблемой – низким уровнем общественной поддержки, что существенно ограничивает его реформаторские интенции и действия.

А теперь о новых парадоксах, которые проявились уже в период деятельности этого правительства.

По сравнению со вторым правительством Яценюка, в котором заметную роль играли министры-иностранцы и технократы-реформаторы, правительство Гройсмана выглядело не столь ярко, скорее даже блекло. Но в итоге оно оказалось и более устойчивым, и более результативным. Главный результат его деятельности – возобновление экономического роста. Конечно, рост ВВП в 2,3% за 2016 г. многим кажется недостаточным, но это однозначно позитивная тенденция после двухлетнего падения отечественной экономики (почти на 10% ежегодно). Возобновился и рост социальных стандартов – повышение вдвое минимальной заработной платы, увеличение оплаты труда учителей и медиков.

По своему составу правительство Гройсмана очень неоднородно, и не только в партийно-политическом измерении (все-таки это коалиционное правительство), но и в профессиональном плане, и с точки зрения восприятия деятельности отдельных министров. Постоянно идут разговоры о возможности и даже о целесообразности замены отдельных министров. Но парадокс кадрового вопроса в правительстве Гройсмана заключается в том, что даже точечные изменения в составе этого Кабинета министров провести крайне сложно, если вообще возможно. И в руководстве страны, и внутри коалиции парламентского большинства нет консенсуса относительно возможных кадровых изменений. В этой связи отмечу лишь одну, но наиболее показательно-парадоксальную ситуацию. Уже давно пора утвердить в должности исполняющую обязанности министра здравоохранения Ульяну Супрун. Ее назначение поддерживает Премьер-министр В.Гройсман. Кандидатура У.Супрун положительно воспринимается даже оппозиционной фракцией "Самопомощь", однако встречает прохладно скептическое отношение целого ряда депутатов коалиции, в том числе из фракции "Блока Петра Порошенко".

В заключение отмечу парадокс, который касается отношения к правительству В.Гройсмана в Верховной Раде. При голосовании в парламенте может не хватить голосов за утверждение отчета правительства и новой программы Кабинета министров (что гарантировало бы ему еще год иммунитета от отставки), но в Верховной Раде нет и голосов не только за отставку этого правительства, но даже за инициирование вотума недоверия правительству (для этого требуется не менее 150 подписей народных депутатов). Этот парадокс объясняется довольно просто – значительная часть оппозиционных депутатов против отставки правительства, поскольку в этом случае велик риск досрочных парламентских выборов, которых они не хотят. К тому же, к Владимиру Гройсману у большинства депутатов парламента нет того агрессивно критичного отношения, которое проявлялось год назад к Арсению Яценюку.

В итоге, правительство В.Гройсмана с высокой вероятностью продолжит свою работу и далее. Но во второй год своей деятельности оно столкнется с гораздо более сложными вызовами. Ключевая проблема – как совместить проведение запланированных масштабных реформ, которые неоднозначно воспринимаются обществом и политиками, с обеспечением социально-экономической и политической стабильности. От решения этой проблемы будет зависеть дальнейшая перспектива этого правительства.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...