7 січня 2018, 14:40

2018: внутриполитические перспективы

В рождественские дни самое время погадать на политической кофейной гуще. Ну а если более серьезно, то в начале года есть повод сформулировать прогнозные оценки возможного развития внутриполитической ситуации в Украине в 2018 г.

Какие факторы и политические игроки будут определять внутриполитические перспективы этого года? Парадокс в том, что его политическая логика в решающей мере определяется событиями будущего (2019) года – президентскими и парламентскими выборами, и, отчасти, незавершенными процессами прошедшего (2017) года. Среди этих незавершенных процессов наиболее значимы активизация антипрезидентской оппозиции во главе с М.Саакашвили, обострение политической борьбы вокруг новых антикоррупционных институтов (прежде всего вокруг НАБУ, а также по поводу создания антикоррупционных судов).

Формально в роли противоборствующих сил будут выступать власть и оппозиция. Но каждый из этих лагерей неоднороден и состоит из отдельных влиятельных игроков со своими специфическими интересами и противоречиями.

Ключевые игроки в лагере власти – Президент П.Порошенко и его партия, "Народный фронт" со своими представителями во власти, Премьер-министр В.Гройсман.

Основополагающие интересы президентской команды в 2018 г. – сохранение хотя бы относительной внутриполитической стабильности и подготовка благоприятных предпосылок для успешной борьбы Петра Порошенко за второй президентский срок. Для этого понадобится решение ряда конкретных задач, в частности – сдерживание и нейтрализация уличной протестной активности антипрезидентской оппозиции; недопущение использования антикоррупционных институтов в борьбе против президентской команды; постепенная концентрация финансовых, медийных и других ресурсов к избирательным кампаниям 2019 г.; формирование достаточно широкой политической коалиции в поддержку второго срока Президента П.Порошенко; реализация масштабных социальных и имиджевых программ, способных поднять рейтинг главы государства; снижение рейтинга Ю.Тимошенко; определение оптимального спарринг-партнера для Петра Порошенко во втором туре президентских выборов.

У "Народного фронта" задачи более приземленные, но и гораздо более сложные. Речь идет о банальном политическом выживании при переходе к новому электоральному циклу. И пока нет определенности в том, как этого добиться. Скорее всего, будут использоваться две тактические линии – 1) политическая реанимация партии "Народный фронт" с перспективой самостоятельного участия как минимум в парламентских выборах, а, возможно, и в выборах Президента Украины; 2) объединение с президентской партией и совместный ребрендинг. Параллельно будет разыгрываться тема конституционной реформы с трансформацией политической системы в парламентскую республику. Сначала может быть использована первая тактическая линия (политическая реанимация партии "Народный фронт") с активной информационной-рекламной раскруткой, демонстрацией самостоятельных политических инициатив, может быть даже частичной, выборочной оппозиционности по отношению к президентской партии. При этом важно не заиграться, потому что раскол правящей коалиции будет чреват для "Народного фронта" самой настоящей политической катастрофой. Если к осени 2018 г. рейтинги Арсения Яценюка и "Народного фронта" не вырастут, а отношения с президентской командой не будут испорчены напрочь, возобладает вторая тактическая линия – объединение с президентской партией. И тогда мы, возможно, увидим официальную "помолвку" между "Блоком Петра Порошенко" и "Народным фронтом", хотя не все "народофронтовцы" присоединятся к этому союзу. Весьма вероятно, что некоторые из лидеров "Народного фронта" могут использовать и самостоятельные стратегии политического выживания. Также отмечу, что для "Народного фронта" не менее, а даже более актуальной, чем для президентской команды, будет задача сдерживания и ограничения активности НАБУ, особенно в тех случаях, когда она будет затрагивать видных представителей этой партии.

В сохранении политического союза между "БПП" и "Народным фронтом" заинтересован Премьер-министр В.Гройсман, поскольку это главное условие сохранения его властного статуса. В нынешних условиях главный политический интерес Владимира Гройсмана банально прост – как можно дольше остаться на посту главы правительства. По этой причине он почти наверняка не будет участвовать в предстоящей президентской гонке. Противоположный сценарий (участие В.Гройсмана в ближайших президентских выборах) будет возможен только в форс-мажорной ситуации (досрочные выборы Президента Украины, увольнение с должности Премьер-министра, неучастие Петра Порошенко в президентских выборах).

В предвыборный год не стоит ожидать новых больших реформ. Общее политическое правило (не только у нас, но и за рубежом) – перед выборами нежелательно проводить институциональные изменения, которые могут неоднозначно восприниматься избирателями и будут использованы в качестве темы для критики со стороны оппозиции. Правительство В.Гройсмана в 2018 г. сосредоточится на практической реализации реформ, принятых осенью 2017 г. И для Президента, и для правительства приоритетными в 2018 г. будут социальные программы. Однако ресурсы для их реализации будут ограничены, прежде всего потому, что в будущем году существенно возрастут выплаты по внешним долгам.

При некризисном развитии событий маловероятно, что в 2018 г. произойдет смена правительства. В парламенте у оппозиции нет голосов даже для инициирования вотума недоверия Кабинету министров. Отношения между Президентом П.Порошенко и Премьер-министром В.Гройсманом нормализовались и даже укрепились. К тому же в наших условиях менять Премьер-министра накануне президентских выборов достаточно рискованно, это может дестабилизировать политическую ситуацию.

Что касается конституционных изменений, предполагающих переход к парламентской республике, то это будет зависеть от двух факторов – поддержки этой инициативы Президентом Порошенко и наличия конституционного большинства (не менее 300 народных депутатов), готового проголосовать за изменения в Основном Законе Украины. Пока и с тем и с другим есть серьезные проблемы. Но если неопределенность исхода президентских выборов будут возрастать, то увеличится и вероятность конституционной коррекции формы правления в Украине. Но что возможно в 2018 г., так это конституционное урезание депутатской неприкосновенности по формуле, предложенной Президентом Украины, т.е., начиная с 2020 г.

На развитие политической ситуации в 2018 г. будут существенно влиять и действия оппозиции. Но намерения оппозиционных сил различаются еще более существенно, чем интересы ключевых игроков внутри власти.

Есть воинствующая антипрезидентская оппозиция во главе с М.Саакашвили, которая заинтересована в досрочных президентских выборах. Почти наверняка этот оппозиционный сегмент возобновит после новогодних праздников уличные протестные акции. Но без присоединения к этим акциям других, более влиятельных оппозиционных сил добиться успеха сторонникам М.Саакашвили будет крайне сложно. "Батькивщина", "Свобода" и другие "майданные" оппозиционные силы скорее всего будут действовать по обстоятельствам и поддержат действия сторонников М.Саакашвили только в случае резкого возрастания масштабов протестного движения или возникновения кризиса внутри власти. Очевидно, что "Батькивщина" сосредоточилась на плановой подготовке к выборам 2019 г. и не хочет тратить ресурсы на уличные авантюры. К тому же и Юлия Тимошенко и другие потенциальные участники президентских выборов из лагеря оппозиции не хотят играть в интересах М.Саакашвили, которого они считают чрезмерно конфликтным и недоговороспособным партнером.

С осени 2018 г., ближе к началу президентской избирательной кампании, актуализируется традиционная дискуссия о целесообразности единого кандидата от оппозиции на пост Президента Украины. Но поскольку у нас очень разнородная и плюралистичная оппозиция, то никакого единого оппозиционного кандидата не будет. Но в отдельных сегментах оппозиции – сторонники Саакашвили, воинствующе патриотический лагерь (националисты, "УКРОП"), новая демократическая волна ("еврооптимисты" и др.) – начнется активный кастинг потенциальных кандидатов на пост главы государства. В этой связи, весьма вероятно, мы увидим некую версию украинских "праймериз". Главное, чтобы это были реальные "первичные" (предварительные) выборы, а не их имитация.

Важным фактором внутриполитического процесса будет деятельность НАБУ и других новых антикоррупционных институтов. Им по-прежнему надо будет показывать весомые результаты своей деятельности, поэтому в 2018 г. нас ожидает много бурных событий в сфере борьбы с коррупцией. У НАБУ и САП будут новые резонансные дела с высокопоставленными фигурантами. Начнутся и судебные процессы по громким антикоррупционным делам ("Насиров", "Мартыненко", "янтарное дело"). Если некоторые суды по этим делам затянутся до начала президентской избирательной кампании, то кого-то из фигурантов резонансных дел придется принести в жертву, чтобы показать конкретные результаты борьбы с коррупцией. Однако продолжится и острая политическая борьба вокруг новых антикоррупционных институтов. НАБУ и САП ожидают серьезные вызовы в 2018 г. – внешний аудит их деятельности, а также проверка качества их расследований в судах. Если в ходе публичных судебных разбирательств будут проявлены слабость доказательной базы, собранной детективами НАБУ, и серьезные процессуальные нарушения, допущенные с их стороны, это может стать весомым аргументом для новой политической атаки на руководство НАБУ и САП. Но я не ожидаю увольнения руководителей этих органов, поскольку в их защиту будут выступать западные партнеры Украины и с этим придется считаться.

И здесь мы подходим к роли внешних игроков, влияющих на внутриполитическую ситуацию в Украине. Этих игроков не так много, но они весьма значимы, это – США, Евросоюз, МВФ и Россия.

Наши западные партнеры будут сосредоточены на поддержке деятельности новых антикоррупционных институтов и дальнейшем продвижении антикоррупционных реформ, в частности, на создании антикоррупционных судов. Президентский закон об антикоррупционном суде будет принят, но вызовет немало критики со стороны оппозиции и части общественных организаций, хотя некоторые из их замечаний и предложений будут учтены. Тема антикоррупционных судов перейдет в плоскость долгоиграющих бюрократических процедур. Пока будет окончательно принят соответствующий закон, пока начнется и завершится конкурс по формированию состава этого суда, пройдет немало времени. Судя по тому, как долго проходят у нас конкурсы по формированию новых правовых институтов, антикоррупционный суд заработает не ранее 2019 г.

В 2018 г. может зависнуть ситуация в сотрудничестве с МВФ. Международный валютный фонд по-прежнему будет требовать принятия непопулярных социально-экономических решений, что неприемлемо для руководства страны в предвыборный год. Между тем, в 2018-2019 гг. нас ожидает пик выплат по внешним долгам. Какой выход из этой ситуации? Возможны три сценария: 1) компромисс с МВФ и смягчение требований этой организации; 2) очередной выход на рынок внешних заимствований (выпуск облигаций внешнего госзайма); 3) переговоры о частичной реструктуризации внешних долговых выплат на ближайшие годы. Может быть чередование, а также некоторое соединение этих сценариев.

Вопреки распространенным стереотипам не стоит ожидать активного воздействия западных партнеров Украины на предвыборные расклады в нашей стране. Евросоюз, в силу разных причин, вообще к этому не склонен. США традиционно более активно работают с потенциальными фаворитами президентских выборов в Украине и с новыми перспективными политиками. Но в администрации Д.Трампа нет такого системного и постоянного куратора Украины, каким был бывший Вице-президент США Дж.Байден, поэтому со стороны Соединенных Штатов возможен специфический плюрализм в работе с участниками президентской гонки в Украине. Вот что мы наверняка увидим в 2018 г., так это поездки в США потенциальных кандидатов на пост Президента Украины с целью своей самопрезентации перед администрацией Д.Трампа и той частью американского истеблишмента, которая занимается Украиной.

Россия будет влиять на внутриполитическую ситуацию в Украине через военные действия на Донбассе, активность своих спецслужб внутри Украины и неофициальные контакты с пророссийскими политиками и представителями некоторых участников предстоящих президентских выборов в Украине. В этой связи опять возрастет активность В.Медведчука как эксклюзивного посредника в контактах с В.Путиным и его администрацией.

Я не ожидаю каких-либо кардинальных изменений на Донбассе и в 2018 г. Уже есть признаки очередного охлаждения отношений между Западом и Россией (новые санкции США против России, недопуск России к участию в зимних Олимпийских играх-2018). И это все одновременно с президентскими выборами в России, которые должны состояться в марте 2018 г. В этих условиях маловероятно достижение конструктивного компромисса по разрешению конфликта на Донбассе, в том числе и по миротворческой миссии ООН в этом регионе. Напротив, есть опасения, что Владимир Путин, готовящийся легализовать четвертый срок своих президентских полномочий, может вновь поиграть великодержавными мускулами. Но есть и сдерживающий фактор. В июне-июле 2018 г. в России должен пройти чемпионат мира по футболу. Любое серьезное обострение военных действий на Донбассе, либо другие агрессивные действия Кремля могут привести к срыву проведения этого чемпионата в России. Сомневаюсь, что В.Путин пойдет на такой риск, с учетом его пристрастия к глобальным спортивным событиям на территории России. Поэтому до лета 2018 г. ситуация на Донбассе скорее всего останется в нынешнем виде. А вот осенью будущего года может появиться повод для обострения военно-политического положения в этом регионе. В ноябре 2018 г. в марионеточных псевдо-республиках (так называемых "ДНР" и "ЛНР") готовятся провести очередные выборы своего руководства, что будет воспринято в Украине и не только, как грубейшее нарушение Минских соглашений, и негативно повлияет на ход переговорного процесса.

Возможное обострение международной ситуации (в связи с Северной Кореей, Ираном или Сирией) может несколько отвлечь внимание внешних игроков от Украины.

В целом в 2018 г. мы увидим две разные картины внутриполитического процесса. В феврале-апреле 2018 г. возможен новый всплеск противостояния власти и воинствующей оппозиции. Но если политического кризиса удастся избежать, то с осени страна начнет стремительно вкатываться в президентскую избирательную кампанию, начнется карнавальный парад будущих кандидатов на пост Президента Украины. Мы увидим разнообразие политических номинаций среди претендентов на пост главы государства: нескольких "антикоррупционеров" и как минимум двух "антимайданных реваншистов", претендентов на роль "сильной руки" и воинственно патриотичных лидеров, "защитницу" и "защитников" обездоленных. Разумеется, в числе номинаций кандидатов будет и "гарант стабильности". Только к концу будущего года мы узнаем, пойдет ли на президентские выборы Святослав Вакарчук. С осени 2018 г. вокруг потенциальных фаворитов президентских выборов начнут оформляться предвыборные союзы.

Могут ли быть "черные лебеди", которые неожиданно и кардинально изменят траекторию внутриполитической ситуации в 2018 г.? Они всегда возможны, особенно в такой политике, как украинская. Бессмысленно угадывать "черных лебедей". Тем не менее, мы можем принимать во внимание потенциальных "черных лебедей", даже если их вероятность представляется очень неопределенной. В роли таких факторов могут выступать масштабный внутриполитический кризис в Украине, острый международный кризис, масштабные агрессивные действия России против Украины (или, напротив, спонтанный и острый политический кризис в России), уход из политического процесса (по физическим или другим причинам) ключевых фигур, определяющих развитие внутриукраинской ситуации, некие глобальные катастрофические явления. Как такие "черные лебеди" могут повлиять на развитие внутриполитической ситуации в Украине – это предмет отдельного и непубличного анализа. Так или иначе, это будет аномальный сценарий с небольшой или неопределенной вероятностью.

В любом случае нас ожидает нескучный политический год.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...