Политические тенденции мая 2018 г.
Майские праздники – площадка политико-идеологических противостояний
Все последние годы (после событий 2014 г. и закона о декоммунизации) майские праздники (1-е и 9-е мая) стали поводом и площадкой для острых политико-идеологических противостояний в Украине. Два полюса этих противостояний: с одной стороны – левые и пророссийские организации, ностальгирующие по СССР, с другой – праворадикалы, агрессивно реагирующие на все символические проявления советского прошлого Украины. На этот раз политические конфликты во время и по поводу этих праздничных дат были менее острыми, чем год назад. Эпизодические стычки были, но обошлось без масштабных силовых столкновений. Возможно, правоохранительные органы сделали надлежащие выводы после событий прошлого года.
Эпопея с законопроектом об Антикоррупционном суде: финал уж близок?
Во второй половине мая Верховная Рада Украины работала в пленарном режиме. Ожидалось рассмотрение целого ряда очень значимых решений – от утверждения нового состава Центризбиркома до принятия Избирательного кодекса (с открытыми региональными списками на парламентских выборах) и закона об Антикоррупционном суде. Однако, несмотря на шумную, правда не очень многочисленную акцию общественных активистов, проект Избирательного кодекса не рассматривался. По данным парламентских источников, голосов за его принятие нет, и перспектива его рассмотрения остается весьма неопределенной. По вопросу о новом составе Центризбиркома возникла другая интрига. У части депутатов (прежде всего, от "Народного" фронта, а также у некоторых сторонников Премьер-министра В.Гройсмана) возникли опасения, что утверждение новых членов Центральной избирательной комиссии может спровоцировать активные действия по реализации сценария досрочных парламентских выборов. Это давняя парламентская примета – новый состав Центризбиркома утверждают под выборы. Кстати, и не утверждали его последние два года именно по этой причине, хотя у большинства членов Центральной избирательной комиссии давно истекли сроки их полномочий. Но поскольку фантом досрочных парламентских выборов все еще витает над Верховной Радой, часть депутатов решили не рисковать. По сведениям информированных парламентских источников, рассмотрение этого вопроса перенесено на конец июня. С одной стороны, под занавес парламентской сессии вряд ли удастся спровоцировать политический кризис, который мог бы привести к досрочным выборам Верховной Рады. С другой стороны, в середине июля должен состояться саммит Украина-ЕС. И наши европейские партнеры дали понять, что ожидают от украинских властей утверждение нового состава Центризбиркома. Наконец, не будем забывать, что в конце года стартуют президентские выборы и их организацией должен заниматься обновленный и легитимный состав Центральной избирательной комиссии.
Политическим хитом парламентского мая должен был стать закон об антикоррупционном суде. Все вроде бы шло к его принятию, несмотря на почти 2000 поправок и очевидное затягивание с его рассмотрением в профильном парламентском комитете. Председатель Верховной Рады А.Парубий клятвенно пообещал, что этот законопроект будет принят в мае. В Украину на заседание профильного парламентского комитета срочно прилетели уполномоченные представители Венецианской комиссии Совета Европы, которые ранее давали довольно критичный отзыв на законопроект об Антикоррупционном суде. Появились слухи, что вроде бы все самые сложные дискуссионные нормы этого законопроекта согласованы с МВФ. Почти по всем проблемным моментам данного законопроекта действительно удалось найти компромиссы с участием представителей Венецианской комиссии. Несогласованным остался главный и самый проблемный вопрос – о полномочиях международного совета экспертов при отборе судей Антикоррупционного суда. Некоторые наши зарубежные партнеры, а также антикоррупционные активисты настаивают на том, чтобы у международного совета экспертов было абсолютное право вето по кандидатам в состав Антикоррупционного суда. Их оппоненты в украинском парламенте возражают против этого, утверждая, что в таком случае будет нарушен суверенитет Украины и данная норма закона может быть обжалована и отменена в Конституционном суде. В ходе обсуждений в профильном комитете парламента с участием представителей Венецианской комиссии были предложены несколько компромиссных вариантов разрешения этой проблемы, но окончательного согласования этой нормы пока не произошло.
Тем не менее, Верховная Рада приступила к рассмотрению законопроекта об Антикоррупционном суде в режиме "конвейерного" отклонения многочисленных поправок. Согласно парламентским приметам последних двух лет, если правящая коалиция все-таки решилась поставить на рассмотрение в пленарном зале важный, хотя и проблемный законопроект, значит есть определенная уверенность в его принятии. По данным парламентских источников, вроде де бы принятие этого закона должно произойти на текущей пленарной неделе (ориентировочно в четверг, 7 июня). Но до сих остаются открытыми два главных вопроса: удастся ли найти компромисс по вопросу о полномочиях международного совета экспертов?; найдется ли необходимое большинство голосов для утверждения этого закона?
Президентская избирательная кампания: предстартовые разборки
В мае появились первые прямые признаки начала избирательной кампании некоторыми потенциальными фаворитами предстоящей в 2019 г. борьбы за пост Президента Украины. В качестве таких "опознавательных знаков" можно рассматривать прямую персональную рекламу отдельных кандидатов на пост Президента, информационные контр-кампании против некоторых из потенциальных фаворитов будущей президентской гонки, а также другие действия в логике избирательной кампании.
Итак, кто же стартовал?
Прежде всего, следует отметить, что начала свою рекламную кампанию Юлия Тимошенко. На улицах Киева и других крупных украинских городов появились билл-борды с ее изображением. А это главный и вернейший признак начала предвыборной рекламной кампании. Также началась масштабная рекламная кампания Юлии Тимошенко в Интернете и социальных сетях, в частности, рекламируются ее ютуб-канал, отдельные интервью и выступления. В этой связи возникает вопрос – не рано ли? Практика предыдущих выборов говорит о том, что те кандидаты и партии, которые начинали свою кампанию за 9 месяцев до выборов, сначала повышали свой рейтинг, но в ходе самой избирательной кампании резко проседали и в итоге проигрывали.
Другой фаворит предстоящих президентских выборов – Анатолий Гриценко – приступил к переговорам с различными оппозиционными деятелями о поддержке своей кандидатуры в качестве единого оппозиционного кандидата, хотя на самом деле речь идет о роли единого кандидата для тех оппозиционных сил и оппозиционно настроенных избирателей, которые не хотят поддерживать на президентских выборах Юлию Тимошенко, Олега Ляшко и уже тем более бывших регионалов вкупе с Вадимом Рабиновичем. Однако в поддержку Анатолия Гриценко пока высказались всего несколько политиков третьего эшелона, не имеющих реальных шансов на самостоятельный успех ни на президентских, ни на парламентских выборах.
Тем не менее, другие потенциальные фавориты явно опасаются Анатолия Гриценко, который во втором туре, по данным социологов, выигрывает у всех остальных возможных кандидатов на пост Президента Украины, в том числе у Юлии Тимошенко, являющейся лидером рейтингов первого тура президентских выборов. По этой причине против А.Гриценко уже начинаются негативные информкампании. Еще одним популярным объектом таких кампаний в мае стал Святослав Вакарчук, которого успели заклеймить и как "проект Сороса" и как "кандидата от Пинчука". Показательно, что для выброса негативной информации против отдельных фаворитов будущих выборов стали использовать западные издания. Вряд ли в данном случае речь идет о банальной "джинсе", скорее для этого используют опытных западных лоббистов, умеющих работать с известными западными изданиями и журналистами.
Среди стартовавших можно уже назвать и Романа Безсмертного, который заявил о своем намерении баллотироваться на пост Президента Украины. Но его пока можно отнести скорее к аутсайдерам предстоящих выборов, нежели к фаворитам.
И все-таки пока речь идет только о предстартовых разборках потенциальных кандидатов на пост Президента. В их активизации "виноваты" социологи. Президентские рейтинги, оглашенные различными социологическими центрами в апреле и начале мая, спровоцировали повышенную активность ряда потенциальных фаворитов будущей президентской гонки. Но полноценная избирательная кампания начнется тогда, когда большинство основных кандидатов, прежде всего действующий Президент, заявят о своем участии в выборах и начнут свою прямую рекламу.
Триллер, этика и политика вокруг Аркадия Бабченко
Трагическое известие про убийство в Киеве российского журналиста Аркадия Бабченко, а затем и его чудесное "воскрешение" на брифинге председателя СБУ, вызвали бурю противоречивых эмоций и политических заявлений. Все жанры смешались в этой истории: триллер, некролог, детектив, драма, фарс, патриотическая и оппозиционная публицистика. Но важно обратить внимание и на политические тенденции, которые проявила вся эта ситуация.
Во-первых, следует отметить, что в данном случае логика спецоперации правоохранительных органов вступила в определенное противоречие с классическими журналистскими стандартами. С одной стороны, благодаря эффективным действиям Службы безопасности Украины удалось спасти жизнь журналиста и сорвать спецоперацию российских спецслужб, включая ее пропагандистскую составляющую. С другой стороны, инсценирование "убийства", вызванное логикой этой спецоперации, вызвало преимущественно критичную реакцию журналистского сообщества и ряда международных организаций. Стало очевидным, что при планировании подобных спецопераций нельзя игнорировать то, как она будет восприниматься журналистами, представителями международных организаций, нашими зарубежными партнерами. Поэтому возникла необходимость в дополнительном и содержательном объяснении необходимости инсценировании убийства Аркадия Бабченко в условиях, когда готовилось покушение на его убийство. Урок на будущее для СБУ – при планировании подобных операций в будущем надо учитывать журналистские, этические и общедемократические стандарты, не играться "правдой факта". С другой стороны, и журналисты должны принимать во внимание специфику гибридной войны и логику подобных спецопераций. Нельзя все сводить только к логике "новостей". Нельзя называть "фейковой новостью" инсценировку в рамках спецоперации, о которой честно сообщается через 20 часов. Иначе сами журналисты своими эмоциональными оценками будут продуцировать "новостной релятивизм". В этой связи опять о стандартах, на этот раз журналистских организаций. Было очень странно, что на осуждение в России украинского журналиста Романа Сущенко не последовало такой же бурной и резкой реакции со стороны "Репортеров без границ" и других международных журналистских организаций, как на историю с "воскрешением" Аркадия Бабченко. Как-то это попахивает двойными стандартами.
Во-вторых, в истории с Аркадием Бабченко вновь очень сильно проявилась проблема доверия. Для украинской политики это уже традиционная ситуация. Значительная часть населения давно никому не верит. Оппозиционные политики и их сторонники тотально не доверяют руководителям правоохранительных органов и при первой возможности подвергают их уничижительной критике. В оценке деятельности правоохранительных органов часто доминируют политические интересы и эмоции, а не рациональные позиции. Попытка СБУ перебить эти негативные эмоции театральными эффектами с воскрешением "убитого" Бабченко воспринималась очень эффектно, но в итоге вызвала эффект недоверия у журналистов и части международной общественности. Я не думаю, что это будет иметь катастрофические последствия, но теперь правоохранительным органам придется более тщательно и убедительно приводить доказательства и по делу о покушении на А.Бабченко и по другим подобным делам. Каждая информация и заявления наших правоохранителей будут теперь тщательно перепроверяться. Может это и к лучшему.
Политические игры министра финансов А.Данилюка
Одно из наиболее заметных и поучительных (с точки зрения политических тенденций) событий мая – демарши министра финансов Александра Данилюка.
Демарш Данилюка – это не перепалка с Премьер-министром на закрытой части заседания правительства, это – прямое обращение министра в МВФ, Европейскую комиссию, к послам "Большой семерки" в Украине. Именно в этом состоит главная тенденция данной истории. Министр пожаловался международным партнерам на Премьер-министра и на Президента, по квоте партии которого он оказался в правительстве. По сути, он лишь повторил то, что уже делали до него некоторые политические и общественные активисты, продвигая через западных партнеров Украины свои оценки и предложения по отдельным реформам. Но одно дело, когда к таким методам прибегают оппозиционеры, и совсем другое, когда нечто подобное делает член правительства. Внутри Кабинета министров действует совсем другая логика – субординации, политических коалиционных отношений (поскольку нынешнее правительство – коалиционное), особого порядка подготовки и принятия решений. Возможно, А.Данилюк решил, что он министр по квоте МВФ, а не БПП, и может действовать через голову Премьер-министра. Но у нас такой "квоты" нет и вряд ли она появится. Фактически министр финансов решил легитимизировать такую систему отношений между украинским руководством и международными партнерами Украины, которую некоторые политологи и журналисты называют "внешним управлением". Однако на самом деле он только дискредитирует особый характер отношений между Украиной и МВФ, Украиной и ЕС, создает дополнительные проблемы в переговорах с нашими международными партнерами, дает железные аргументы разным популистам для критики таких отношений Украины с ЕС и МВФ. В этой связи обращу особое внимание на то, что некоторые фавориты предстоящих президентских выборов уже используют риторику в стиле Орбана и заявляют о "борьбе с международной финансовой олигархией".
Вторая тенденция, проявившаяся в истории с А.Данилюком, – это проявление банальной борьбы за контроль над ресурсами, отдельными ведомствами, кадровой политикой и процедурой принятия решения. Это происходило во всех предыдущих правительствах, будет происходить и далее. Различия будут только в формах, методах, остроте и масштабах этой борьбы. Но вот что стоит иметь в виду и А.Данилюку и всем министрам, испытывающим искушение расширить сферу своего влияния. В одиночку, без влиятельных союзников (Президента, Премьера, партии, являющейся членом правительственной коалиции) добиться этого практически невозможно.
Третья тенденция состоит в том, что на этот конфликт повлияло приближение президентских выборов. Возрастает общее политическое напряжение, что провоцирует и разнообразные политические конфликты. Во-вторых, в условиях преобладающего недоверия к традиционным политическим лидерам возрастают амбиции новых политиков и политиков второго и третьего эшелона. Очень похоже на то, что демарш А.Данилюка – это старт его самостоятельной политической карьеры в роли "реформатора-оппозиционера". Во всяком случае, его письмо к депутатам парламента с призывом принять закон об антикоррупционном суде, это уже политический пиар, выходящий за рамки борьбы за полномочия. Вполне возможно, что А.Данилюк решил попробовать себя в роли "украинского Макрона".
Голодовка Олега Сенцова. Начало международной кампании в поддержку освобождения политзаключенных-украинцев из заключения в России
Украинский режиссер Олег Сенцов, находящийся как политзаключенный в российской тюрьме, объявил голодовку, начиная с 14 мая. Единственным условием ее прекращения он объявил освобождение всех украинских политзаключенных, находящихся на территории РФ. В конце мая к этой акции присоединился и Александр Кольченко, также находящийся в заключении в России. В знак солидарности с О.Сенцовым объявили голодовку и несколько российских оппозиционеров.
Президент Украины, МИД Украины, различные общественные организации призвали международное сообщество поддержать требование о немедленном освобождении Олега Сенцова и других украинцев-политзаключенных, лишенных свободы в России.
Международная кампания в поддержку Олега Сенцова и других украинских политзаключенных, находящихся на территории РФ, постепенно набирает обороты. Вопрос об освобождении Олега Сенцова поднимали на встречах с Президентом России В.Путиным канцлер ФРГ А.Меркель и Президент Франции Э.Макрон. Вряд ли стоит ожидать быстрого решения этой проблемы. Практика предыдущих подобных ситуаций показывает, что освобождению украинских политзаключенных из российского плена предшествуют сложные переговоры и участие различных международных посредников.
Тревожный май на Донбассе
В мае продолжилась и даже несколько усилилась тенденция постепенной эскалации обстрелов и других военных действий на Донбассе. По оценке первого заместителя главы Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ Александра Хуга, в середине мая военная обстановка на Донбассе "была худшей за этот год с точки зрения многих показателей", в том числе и по числу нарушений режима прекращения огня, и по использованию в обстрелах тяжелого вооружения. В мае возросло и число потерь, как среди военнослужащих, так и среди мирного населения.
В мае возобновились переговоры участников Нормандского формата, но в режиме отдельного общения лидеров Германии и Франции сначала с Президентом Украины Петром Порошенко, а затем с Владимиром Путиным, вновь вступившим в должность Президента РФ. Правда, визиты лидеров Германии и Франции в Россию не принесли подвижек в поиске компромисса по миротворческой миссии ООН на Донбассе. Единственное чего удалось добиться – это договоренности о проведении встречи министров иностранных дел стран Нормандского формата 11 июня в Берлине. Следует также отметить, что в конце мая Украину посетили друг за другом Президент ФРГ Ф.В.Штайнмайер и новый министр иностранных дел ФРГ Х.Маас. Это подтвердило, что Украина остается одним из главных приоритетов внешнеполитических приоритетов Германии.
Среди событий мая, относящихся к проблематике конфликта на Донбассе, особое значение имеет то, что 24 мая Международная следственная группа официально пришла к выводу, что малайзийский авиалайнер МН-17 был сбит зенитно-ракетным комплексом "Бук" из 53-й бригады ПВО ВС РФ, который базируется в российском городе Курск и был доставлен в зону боевых действий на Донбассе с территории России, а после того, как им был сбит пассажирский самолет, этот зенитно-ракетный комплекс транспортировали обратно в Россию. И хотя российское руководство не признает данных этого расследования, доказательств прямого участия России в военных действиях на Донбассе и ответственности за теракт против малайзийского пассажирского авиалайнера становится все больше.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.