Политические тенденции октября 2018 г.
Интродукция автокефалии для украинского православия
11 октября Священный Синод Вселенского патриархата огласил свое решение по церковному делу Украины, которым подтвердил, что "Вселенский Патриархат приступил к предоставлению автокефалии Церкви Украины", восстановил каноническое присутствие Вселенского патриархата на территории Украины, отменил обязательства Синодального письма 1686 г., которое временно передавало контроль над Киевской митрополией Московскому патриарху, снял анафему с патриарха Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и предстоятеля Украинской православной автокефальной церкви Макария и признал их каноническими (восстановил их в епископском или священническом сане). Это означало, что Вселенский патриархат возвращал свой канонический контроль над украинским православием (тем самым отбирая его у Московской патриархии).
Для Русской православной церкви (РПЦ) это стало "красной линией". Тут уже не до "томоса". У Московской патриархии отобрали Украину и без всякого томоса. В ответ синод РПЦ на своем заседании в Минске 15 октября пошел на открытый раскол, объявив "о полном разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом". По сути, это было объявление холодной войны Константинопольскому патриархату и провоцирование раскола в мировом православии. В этих условиях крайне маловероятно, что в Константинополе пойдут на попятную.
И теперь судьба автокефалии для украинского православия в руках самих украинцев. К сожалению, стало очевидно, что на завершающем этапе этого процесса возможны конфликты интересов. Не вдаваясь в детали дискуссий о формальных процедурах, отмечу главное противоречие. Руководство Украинской православной церкви Киевского патриархата понимает процесс создания Поместной православной церкви в Украине как процесс "поглощения" остальных православных церквей в Украине Киевским патриархатом. Сторонники автокефалии в УАПЦ (Украинской автокефальной православной церкви) и в Московском патриархате выступают за более равноправную модель объединения украинского православия. Разруливать эти противоречия придется, скорее всего, Вселенскому патриархату и его экзархам в Киеве, при определенном содействии украинских властей.
Повышение цены на газ: диалектика экономической, социальной и электоральной политики
19 октября Кабинет министров Украины принял решение о том, что с 1 ноября цена на газ для населения в Украине вырастет на 23,5%. Косвенно это означало, что достигнут компромисс с МВФ о выделении очередного льготного займа, что и подтвердилось вечером того же дня. Стало известно, что Международный валютный фонд и Украина достигли соглашения о новой 14-месячной программе поддержки экономической политики stand-by (SBA), которая заменит программу расширенного финансирования (EFF), истекающую в марте 2019 года. В рамках этой программы МВФ должен выделить $3,9 млрд. Но это соглашение еще подлежит одобрению менеджментом и советом директоров фонда. Для этого от Украины также понадобится принятие бюджета-2019 в параметрах, согласованных с МВФ.
Выравнивание цены на газ для населения и промышленных потребителей имеет свою экономическую логику, но с точки зрения социальной и политической логики, это – так называемое "непопулярное решение". Как показывает наш собственный опыт, повышение цены на газ, а вслед за этим и коммунальных тарифов, ведет к росту социального напряжения, политических рисков для руководителей страны, а также к дополнительной нагрузке на бюджет страны (по выплатам субсидий). При других обстоятельствах правительство вряд ли пошло на такое решение, тем более накануне президентских выборов, и за год до парламентских выборов. Но у руководства страны был выбор из двух зол – либо повышать цену на газ, либо оказаться в ситуации дефолта по внешним долгам с риском галопирующей девальвации гривны. Как говорится, "хрен редьки не слаще". МВФ настаивал на 60%-ном повышении цены на газ. Правительству удалось договориться о поэтапном повышении, и только на 23,5% (с 1 ноября). Это стало минимально приемлемым компромиссом для обеих сторон.
Повышение цены на газ конечно же стало прекрасным поводом для оппозиции начать атаку на правительство и Президента. Первые попытки оппозиционных сил организовать протестные акции по "газовому поводу" оказались не очень впечатляющими. Но в ноябре и декабре мы наверняка увидим их продолжение.
А вот у правительства заботы будут совсем другие. Необходимо будет нейтрализовать рост социального напряжения через коррекцию системы социальных субсидий, в том числе через некоторое расширение числа получателей субсидий. Это также потребует перерасчета соответствующих бюджетных статей.
Тенденции президентской гонки
Постепенно набирает обороты президентская гонка.
Лидирует по-прежнему Юлия Тимошенко. Ей удается сохранять заметный рейтинговый отрыв от остальных конкурентов. При этом она уже сейчас ведет полноценную избирательную кампанию, которая включает и поездки по регионам, и предвыборную рекламу, и специальные события. В частности, в октябре она провела еще один форум по новому курсу, на этот раз посвященный новой стратегии мира и безопасности. Также она начинает политическую атаку на руководство страны по теме повышения цены на газ.
На второе место в рейтинговой гонке неожиданно для многих вышел Владимир Зеленский. Он не ведет предвыборной кампании в классическом ее понимании. Однако и реклама нового сезона сериала "Слуга народа", и шутливое обыгрывание в телевизионных представлениях и в социальных сетях темы своего возможного участия в президентских выборах, весьма эффективно работают на повышение рейтингов В.Зеленского. Очевидно, что для части избирателей поддержка В.Зеленского является формой протеста против нынешних политических элит, персонифицированной заменой голосования "против всех".
В тройку лидеров президентской гонки входит и Президент Порошенко, который постепенно наращивает свою политическую активность. По данным опроса четырех социологических центров (Центр "Социальный мониторинг", Украинский институт социальных исследований имени А.Яременко, Киевский международный институт социологии и Социологическая группа "Рейтинг"), который был проведен в первой половине октября, одинаковые рейтинги с П.Порошенко также имеют А.Гриценко и Ю.Бойко. Однако следует учитывать, что "Оппозиционный блок" до сих пор не определился со своим кандидатом, и рейтинги Ю.Бойко очень сильно колеблются по данным разных опросов.
В группу лидеров, имеющих шансы побороться за выход во второй тур президентских выборов, также входят Олег Ляшко и Святослав Вакарчук. С. Вакарчук пытается поддерживать ожидания своих потенциальных сторонников, не давая внятного ответа относительно своего участия в президентских выборах. И это начинает играть против него. По сравнению с весной рейтинги С.Вакарчука несколько просели, скорее всего, именно вследствие неудовлетворенности чрезмерно разогретых ожиданий его сторонников.
Судя по последним социологическим опросам, от группы фаворитов президентской гонки стал отставать В.Рабинович. Против лидера партии "За жизнь" может сыграть и политическая активизация его бывшего партнера Е.Мураева.
В октябре включился в президентскую гонку и мэр Львова А.Садовый. Правда по рейтингам он существенно отстает от фаворитов и на данный момент не имеет шансов на выход во второй тур президентских выборов.
А вот председатель ВО "Свобода" О.Тягнибок отказался от участия в президентских выборах. Его партия выдвинула кандидатуру Р.Кошулинского, бывшего заместителя председателя Верховной Рады Украины. Но, скорее всего, это лишь первый ход в переговорах о выдвижении единого кандидата на пост Президента Украины от группы националистических партий.
Определенный интерес представляют рейтинговые тенденции во втором эшелоне президентского пелетона (среди кандидатов с рейтингами 1%+). Кандидат от партии "УКРОП" А.Шевченко еще несколько месяцев назад достаточно неожиданно вышел на рейтинговый уровень около 2% (прежде всего, благодаря интенсивной рекламе на телеканале "1+1"), но на этом рост и прекратился. А вот Сергею Таруте несколько волн масштабной рекламной кампании помогли достичь только однопроцентного рейтинга. Такой же рейтинг, и без всяких рекламных кампаний, имеет Роман Бессмертный. Это неплохая стартовая точка, позволяющая надеяться на электоральные перспективы. Но без активной и эффективной рекламной кампании вряд ли можно рассчитывать на позитивную рейтинговую динамику. И это относится ко всем потенциальным кандидатам на пост Президента Украины.
Парламентские тенденции
В октябре Верховная Рада Украины две недели работала в пленарном режиме. Наиболее важными законодательными решениями этого периода стали продление действия закона об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО и принятие в первом чтении бюджета-2019. Причем оба эти решения были приняты весьма спокойно и без особых конфликтов. В первом случае (законе об ОРДЛО) на голосование депутатов в немалой мере повлияла позиция международных партнеров Украины (в первую очередь, США и Германии), и привязка поддержки этого закона к продлению санкций против России (в случае прекращения действия этого закона, в Евросоюзе было бы очень сложно обеспечить консенсус по продлению санкций против России). К тому же, за прошедший год стало очевидно, что данный закон не легализует ЛНР и ДНР и реально будет работать только в случае выполнения украинских условий по проведению выборов на Донбассе. Ну а по бюджетному процессу самое сложное и интересное нас ожидает перед вторым чтением – это согласование предвыборных депутатских "хотелок" с финансовыми возможностями государства.
Новой специфической тенденцией в действиях украинских парламентариев в октябре стал отказ Генпрокурору в лишении неприкосновенности двух депутатов "Оппозиционного блока". Сами парламентарии (в том числе из коалиции большинства) объясняли это юридической слабостью и недостаточной аргументированностью представлений Генпрокурора. Но, вполне возможно, что у депутатов все сильнее работают коллективные инстинкты самосохранения. Они больше не хотят снимать неприкосновенность даже с оппозиционных коллег, чтобы не создавать негативный прецедент. Это означает, что снижается вероятность и полной отмены депутатской неприкосновенности через соответствующие изменения в Конституции Украины.
"Грабли" взрывов на складах боеприпасов
Одним из наиболее громких (в прямом и переносном смысле) событий октября стали взрывы на складах боеприпасов возле населенного пункта Ичня Черниговской области, которые подтвердили одну крайне негативную тенденцию в сфере национальной безопасности – это уже третий подобный случай за период менее, чем два года. Все эти инциденты затронули половину из складов стратегического значения. Обороноспособности страны нанесен существенный ущерб. Во всех трех случаях главной версией причин взрывов считается диверсия. Очевидно, что наличных мер безопасности оказалось недостаточно. Было бы несправедливо говорить, что ничего не делалось после предыдущих подобных ситуаций. Но также ясно, что меры безопасности на оставшихся арсеналах стратегического значения должны быть многократно усилены, как и объем ресурсов, выделяемых на эти цели. И те руководители в Министерстве обороны и спецслужбах, которые отвечали (отвечают) за обеспечение безопасности на складах боеприпасов должны нести прямую персональную ответственность за выполнение своих должностных обязанностей. Иначе отмеченная негативная тенденция может продолжиться.
Контраст по отношению к Минским соглашениям
В октябре очень наглядно и контрастно проявилась ситуация по выполнению Минских соглашений.
Верховная Рада Украины продлила действие закона об особом порядке местного самоуправления в ОРДЛО, несмотря на острые противоречия по этому вопросу внутри украинского парламента. Тем самым Украина подтвердила выполнение своих обязательств по Минским соглашениям. А вот Россия и сепаратисты не отказались от проведения выборов руководства самопровозглашенных "республик" на Донбассе, что прямо противоречит Минским соглашениям. Причем даже для самих сепаратистов стало очевидным, что псевдо-выборы жестко регулируются из Москвы.
В переговорном процессе подтвердилась тенденция, проявившаяся летом и в сентябре. Россия фактически блокирует переговоры в "нормандском формате".
На переговорах в Минске единственным заметным событием в октябре стал уход Леонида Кучмы из состава Трехсторонней контактной группы (ТКГ). Пока что его в роли представителя Украины сменил Руслан Демченко, опытный дипломат, который и до этого участвовал в работе ТКГ, помогая Леониду Даниловичу. На ход переговоров это существенно не повлияло. Особенности переговорного процесса в Минске определяются не личностями переговорщиков, а принципиальными противоречиями в позициях Украины и России в трактовке Минских соглашений.
В зоне боевых действий на Донбассе в октябре сохранялась относительная стабильность.
Успешное противостояние с Россией в ПАСЕ и ООН
Примечательной тенденцией октября стало успешное противостояние с Россией на площадках международных организаций – в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) и Совете безопасности ООН.
В начале октября на сессии ПАСЕ должны были рассматривать вопрос об изменении санкционной процедуры, фактически о ее ликвидации, что позволило бы руководству Совета Европы вернуть Россию для участия в работе ПАСЕ. Благодаря активным действиям парламентской делегации Украины в ПАСЕ, наших дипломатических представителей в Совете Европы, и союзников Украины в ПАСЕ (особенно делегаций Великобритании и Литвы) попытку латентной реабилитации России в ПАСЕ удалось предотвратить.
В конце октября по инициативе Украины и при поддержке наших международных партнеров ("группы друзей Украины") удалось провести заседание Совета безопасности ООН, посвященное ситуации на Донбассе, в Крыму и Азовском море. На этом заседании большинство участников (за исключением России) осудили проведение сепаратистами при поддержке России незаконных выборов на Донбассе, а также агрессивные действия России в Азовском море. Украина также привлекла внимание Совета безопасности ООН к проблеме милитаризации Россией оккупированного Крыма. Заседание Совета безопасности ООН показало солидарную международную поддержку позиции Украины и дипломатическую изоляцию России по вопросам обеспечения безопасности на Донбассе, в Крыму и Азовском море.
Усилия по нормализации украино-венгерских отношений
Может быть не очень заметная, но важная внешнеполитическая тенденция октября – усилия по нормализации отношений с Венгрией. В середине октября министр иностранных дел Украины Павел Климкин посетил Закарпатье и встретился с представителями венгерского национального меньшинства, проживающими в этом регионе. Это стало подтверждением предметного диалога с венгерским национальным меньшинством. При этом неизменной осталась позиция руководства Украины в принципиальных вопросах: недопустимость работы в государственных органах лиц с двойным гражданством, стремление принести "больше Украины" на Закарпатье.
24 октября в Варшаве состоялась встреча главы МИД Украины Павла Климкина с главой МИД Венгрии Петером Сийярто. Была достигнута договоренность об изменении названия должности венгерского правительственного уполномоченного в Закарпатье, что ранее вызвало дипломатический конфликт между двумя странами. Был предоставлен агреман новому послу Венгрии в Украине. Конечно же, в двусторонних отношениях остаются очень серьезные проблемы и противоречия, венгерская сторона продолжает использовать тактику давления на Украину через международные организации. Но принципиальная и, одновременно, гибкая позиция украинской стороны приводит Венгрию к пониманию того, что путь диалога более продуктивен. По словам П.Сийярто, "по пути к восстановлению доверия между двумя странами нужно идти небольшими шагами". Поэтому на 7 декабря запланирована новая встреча министров иностранных дел Украины и Венгрии.
Укрепление добрососедских отношений Украины и Беларуси
25-26 октября в Гомеле состоялся Первый Форум регионов Беларуси и Украины, в котором приняли участие президенты обеих стран. И сам факт проведения этого форума, и очередная встреча президентов Украины и Беларуси, и ряд подписанных соглашений, в том числе контракты на 101 миллион долларов, а также позитивная динамика торгово-экономических отношений (за первые 7 месяцев 2018 г. товарооборот между двумя странами возрос почти на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) являются проявлением тенденции укрепления добрососедских отношений Украины и Беларуси. И это несмотря на очень серьезные политико-идеологические и ценностные различия между двумя странами, а также на ряд тревожных инцидентов, связанных с задержанием нескольких украинских граждан в Беларуси. Помимо необходимости развития нормальных добрососедских отношений, что в интересах обеих стран, президенты Украины и Беларуси учитывают и специфический российский фактор. Беларусь имеет союзные отношения с Россией, но при этом Президент А.Лукашенко стремится держать безопасную политическую дистанцию от Москвы и пытается играть роль миротворца на постсоветском пространстве. Отношения с Украиной при этом выступают для "бацьки" Лукашенко в качестве одного из важных противовесов в сложной политической игре с Кремлем и в нормализации отношений с Западом. А для Украины лучше иметь на своих северных границах доброго соседа (при всех его особенностях), чем врага.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.