Политические тенденции января 2019 г.
Благодаря началу президентской избирательной кампании январь 2019 г. оказался политически более насыщенным и активным, чем этот же период в предыдущие годы.
Получение Томоса об автокефалии Православной Церкви Украины. Продолжение церковных баталий
Однако главное общественно-политическое событие января было связано не с выборами. 6 января Вселенский патриарх Варфоломей в Стамбуле передал томос об автокефалии Православной Церкви Украины митрополиту Киевскому и всея Украины Епифанию. Таким образом успешно завершилась эпопея борьбы за получение томоса. Весьма символично, что этот процесс длился почти 9 месяцев. Когда борьба за томос только начиналась, мало кто верил, что это будет возможно, но объединение усилий руководства страны и церковных деятелей позволило достичь необходимый результат. По данным январского опроса соцгруппы "Рейтинг", 51% украинцев поддержали предоставление томоса об автокефалии Православной Церкви Украины (28% – однозначно, 23% – скорее). Доля противников автокефалии остается стабильной – 21%. Томос поддержали не только православные, но и неверующие, а особенно – греко-католики (даже более активно чем прихожане УПЦ Киевского патриархата). Это говорит именно о политической, а не религиозно-конфессиональной поддержке томоса.
Однако 6 января тема томоса не была закрыта, она играла почти весь месяц, и в СМИ, и на торжествах в Киеве, и в рамках так называемого томос-тура, который стал, с одной стороны, инструментом наглядной агитации и продвижения позиций Православной церкви Украины, с другой стороны, был использован и в предвыборных интересах Президента Порошенко.
Томос получен, но не закончились церковные баталии внутри украинского православия. В январе продолжился процесс перехода отдельных общин Украинской православной церкви (УПЦ) Московского патриархата (МП) в состав Православной церкви Украины (ПЦУ). К началу февраля из УПЦ (МП) в ПЦУ перешли 204 общины, т.е. почти 2% от общего числа общин, состоявших в УПЦ (МП). Вроде бы немного, но и немало, с учетом того, что ПЦУ была создана всего полтора месяца назад, и УПЦ (МП) жестко борется за сохранение своих позиций. Процесс перехода церковных общин из УПЦ (МП) в ПЦУ скорее всего будет постепенным. Но потенциал для такого перехода есть. По данным январского опроса соцгруппы "Рейтинг", 28% прихожан УПЦ (МП) подержали предоставление томоса об автокефалии (14% – однозначно, 14% – скорее поддержали). Проблема будет в другом – в усилении поляризации в украинском православии и в чрезмерной политизации церковных отношений.
Для правового регулирования процесса перехода общин из одной церкви в другую Верховная Рада 17 января приняла соответствующий закон, который в конце месяца был подписан Президентом Украины. Пока что процесс перехода церковных общин из УПЦ (МП) в ПЦУ происходит относительно неконфликтно.
Тенденции президентской избирательной кампании
Весь январь (и до 3 февраля включительно) продолжался этап выдвижения кандидатур для участия в президентских выборах. За этот период 89 человек обратились в Центральную избирательную комиссию с заявкой на участие в президентских выборах, но 22 лицам в январе было отказано в регистрации. 1 февраля 2019 г. был установлен рекорд по числу зарегистрированных кандидатов в президенты. Центризбирком зарегистрировал 28 кандидатов на пост Президента Украины, что стало новым рекордом в истории президентских выборов в Украине. Предыдущий рекорд по числу зарегистрированных кандидатов в президенты (26 человек) был установлен на президентских выборах 2004 г. Процесс регистрации кандидатов еще продолжается. Окончательная планка нового рекорда будет зафиксирована 8 февраля.
Процесс выдвижения кандидатов происходил очень по-разному. Громкие, масштабные и пафосные форумы по выдвижению Ю.Тимошенко и Президента П.Порошенко контрастировали с неформальным съездом партии В.Зеленского, выдвижение которого произошло под пиццу и кофе. А кандидаты-самовыдвиженцы просто приносили документы в Центризбирком.
Главная тенденция президентской избирательной кампании в январе – рейтинговый прорыв Вдадимира Зеленского. По данным различных социологических опросов, прошедших во второй половине января, он вышел на первое место в предвыборной гонке. Его рейтинг по сравнению с декабрем подскочил сразу на 5% (по данным опроса соцгруппы "Рейтинг"). Благодаря своему громкому новогоднему выдвижению и яркой вирусной кампании в январе, он смог привлечь на свою сторону избирателей из различных протестных групп, особенно тех, кто не доверяет всем политикам вообще.
Вторая примечательная тенденция – существенно прибавил по сравнению с декабрем (около 3%, по данным опроса соцгруппы "Рейтинг") Президент П.Порошенко. Это произошло благодаря томосу и масштабной агитационной кампании, включая и так называемый томос-тур. По данным соцгруппы "Рейтинг" П.Порошенко закрепился на третьем месте. По опросу "СОЦИСа" он даже вышел на второе место. Но следует учитывать, что "СОЦИС" связывают с главным политтехнологом Президента Порошенко Игорем Грынивым.
Юлия Тимошенко остается одним из лидеров предвыборной гонки. По сравнению с декабрем ее рейтинг от общего числа респондентов остался неизменным (около 13%), а вот среди активных избирателей, определившихся с выбором, ее рейтинг по сравнению с декабрем снизился на 2%. Это связано с сокращением числа неопределившихся избирателей.
В январе произошло четкое разделение всех участников предвыборной гонки на несколько групп. На выход во второй тур президентских выборов теперь претендует лишь "большая тройка" – В.Зеленский, Ю.Тимошенко и П.Порошенко. Ближайшая группа преследователей (Ю.Бойко, А.Гриценко и О.Ляшко) отстает от второго места на 8-11%. Задача представителей второй тройки – показать высокий личный рейтинг, который затем можно будет конвертировать в успешный результат своей партии на парламентских выборах. Третья группа – твердые середняки (Е.Мураев, А.Шевченко, А.Садовый и А.Вилкул), чьи рейтинги в диапазоне от 2,5% до 4%. Их задача – максимально приблизиться к рубежу в 5%, чтобы показать, что их партия имеет шансы преодолеть избирательный барьер на парламентских выборах. Еще несколько кандидатов будут бороться за то, чтобы показать результат выше 1%, а себя – в качестве заметного политического деятеля. Все остальные – аутсайдеры и технические кандидаты, чьи рейтинги будут существенно ниже символической линии в 1%.
Отношения в "треугольнике власти"
Начало президентской избирательной кампании очень по-разному повлияло на деятельность руководителей страны и отношения в треугольнике власти.
Президент П.Порошенко, естественно, сосредоточился на своей избирательной кампании, а в первой половине январе еще и на церковной тематике, что опять-таки было связано и с его предвыборными интересами. Уже традиционно Президент Украины посетил Глобальный экономический форум в Давосе, где он также засветился преимущественно в предвыборном контексте. Внешнеполитическая активность главы государства помимо Давоса ограничилась визитом в Израиль.
Премьер-министр В.Гройсман сконцентрировался на текущей деятельности правительства. Наиболее резонансным решением Кабинета министров стала монетизация субсидий, что должно стать важным инструментом стимулирования энергосбережения. Правительство планировало сделать это в течение года, но, с подачи Администрации Президента Украины, этот процесс был ускорен, так чтобы "обналичивание субсидий" произошло еще до первого тура президентских выборов. Следует отметить, что уровень партнерских отношений между Премьер-министром и Президентом поднялся едва ли не на высшую точку за последние два года. В частности, это проявилось и в публичной поддержке В.Гройсманом кандидатуры Петра Порошенко на президентских выборах.
А вот "третий угол" в "треугольнике власти" – "Народный фронт" – отчетливо проявил свою внутреннюю неоднородность именно в предвыборном контексте. Секретарь СНБО А.Турчинов и председатель Верховной Рады А.Парубий присутствовали на форуме по выдвижению П.Порошенко для участия в президентских выборах, и поддержали его кандидатуру. А вот лидер партии А.Яценюк и министр внутренних дел А.Аваков подчеркнуто дистанцировались от Президента П.Порошенко, проигнорировав форум по его выдвижению. Но и в конфликт с партнером по коалиции они вступать не стали, что проявилось на съезде "Народного фронта" 2 февраля. "Фронтовики" не выдвинули своего кандидата для участия в президентских выборах и сосредоточились на подготовке к парламентским выборам. Такое решение было обусловлено необходимостью обеспечения внутрипартийного баланса интересов и неопределенностью исхода предстоящих президентских выборов.
Отбор кандидатов в Антикоррупционный суд
Не очень заметной, но важной политической тенденцией января стал отбор кандидатов в состав Высшего антикоррупционного суда.
В начале января группа общественных антикоррупционных организаций заявила о том, что 55 из 113 кандидатов в состав Высшего антикоррупционного суда имеют сомнительную репутацию и не отвечают критериям добропорядочности. К каждому из сомнительных кандидатов были предъявлены конкретные претензии.
К большинству из этих замечаний прислушались. По результатам январских заседаний Общественного совета международных экспертов и Высшей квалификационной комиссии судей были отклонены 42 кандидатуры. В конкурсе остался 71 кандидат на 39 должностей в составе Высшего антикоррупционного суда.
Находясь в Давосе, Президент Петр Порошенко пообещал, что формирование Высшего антикоррупционного суда завершится в феврале. Скорее всего, речь идет о завершении самих процедур конкурсного отбора. Заработает же Антикоррупционный суд уже после президентских выборов.
Приговор по делу о государственной измене В.Януковича
24 января Оболонский районный суд признал экс-президента Виктора Януковича виновным в государственной измене и пособничестве в агрессивной войне и назначил ему окончательное наказание в виде 13 лет лишения свободы. На что следует обратить внимание в данном случае? Во-первых, создан прецедент осуждения бывшего главы государства. И что-то мне подсказывает, "продолжение будет". Во-вторых, заработал механизм заочного правосудия в отношении высокопоставленных беглецов. В-третьих, суд по делу о госизмене В.Януковича длился почти два года. Последнее обстоятельство следует учитывать, оценивая перспективы других резонансных судебных процессов.
Скандал с увольнением З.Аласании с должности руководителя Общественного телевидения
Одним из скандальных событий января стало досрочное увольнение Зураба Аласании с должности председателя правления Национальной общественной телерадиокомпании Украины. Не вдаваясь в подробный анализ всей этой неоднозначной ситуации, отмечу лишь наиболее показательные тенденции, проявившиеся в этой истории. Прежде всего, это – глубокий системный кризис, который переживает институт общественного телевидения в Украине. И, думается, проблема заключается не только в личности З.Аласании и его менеджерских талантах (или их отсутствии). Во-вторых, увольнение руководителя Общественного телевидения произошло во время президентской избирательной кампании, что сразу же породило подозрения и обвинения в цензуре. Решение Наблюдательного совета Национальной общественной телерадиокомпании Украины не разрешило системный кризис, который переживает институт общественного телевидения, а скорее его усугубило.
Вряд ли из этого кризиса удастся выйти во время президентской избирательной кампании, когда общество разделено на различные политические лагеря. Для преодоления сложившегося кризиса, скорее всего, понадобится качественная перезагрузка самой модели развития Общественного телевидения, а не только точечные кадровые решения.
Очередное "недоперемирие" на Донбассе
В январе на Донбассе было очередное "недоперемирие". В большинство дней первого месяца года фиксировались единичные нарушения режима прекращения огня. Тем не менее, были и погибшие (трое за месяц) и раненые (более двух десятков), что говорит о продолжении снайперской войны. Некоторый всплеск обстрелов украинских позиций произошел в середине месяца (с 13 по 20 января). В эти дни интенсивность обстрелов украинских позиций колебалась от 9 до 16 обстрелов за сутки.
Переговоры о мониторинге Керченского пролива
В январе Германия и Франция попытались организовать международный мониторинг судоходства в Керченском проливе. Президент РФ В.Путин вроде бы пообещал канцлеру ФРГ А.Меркель такую возможность. Но в очередной раз западные участники переговоров столкнулись с манипулятивными действиями российской стороны. Оказалось, что речь идет только о разовом посещении акватории пролива для демонстрации "хорошей картинки". При этом россияне пытаются заманить западных дипломатов на оккупированные территории. В конце января заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин заявил, что ни о какой постоянной международной миссии по мониторингу судоходства в Керченском проливе не может быть речи. К тому же и Украина, и Германия вместе с Францией, настаивают на том, что мониторинг судоходства в Керченском проливе должен осуществляться с обязательным участием украинской стороны. И проблема судоходства в Керченском проливе, и вопрос о международном мониторинге Керченского пролива становятся дополнительной и крайне актуальной темой переговоров в Нормандском формате
План Сайдика
В январе в переговорном процессе по Донбассу и в дискуссиях по Минским соглашениям появилась новая тема – план Сайдика. Спецпредставитель ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе Мартин Сайдик написал этот план по своей инициативе и представил его в декабре прошлого года на саммите ОБСЕ. В публичную плоскость эта тема перешла именно в январе, после того как сам М.Сайдик рассказал об этом плане в интервью австрийской газете Kleine Zeitung.
Судя по содержанию этого плана, он является обновленной и дополненной версией Минских соглашений, соединяющей их с предложениями по миротворческой миссии ООН.
Можно предположить, что М.Сайдик предложил этот план для того, чтобы вывести из тупика переговоры и в Минске и в Нормандском формате. Естественно, план Сайдика это лишь предложения, по которым необходимо искать компромиссные позиции между всеми участниками переговоров. В этой связи заслуживает внимания реакция на этот план участников переговоров. Парадокс ситуации в том, что и в России и в Украине к плану Сайдика отнеслись критично-скептично.
Спецпредставитель России в Трехсторонней контактной группе Б.Грызлов выразил удивление по поводу плана Сайдика и недовольство идеей привлечения ООН к урегулированию конфликта на Донбассе. Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, близкий к В.Суркову, назвал план Сайдика "пустышкой".
Скепсис и непрямую критику в адрес этого плана высказали и в Киеве. Президент Порошенко, комментируя план Сайдика, сказал, что "миротворцы ООН не будут эскорт-сервисом для наблюдателей ОБСЕ". Министр иностранных дел Украины П.Климкин заявил, что план спецпредставителя ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе Мартина Сайдика не содержит принципиально новых предложений: "те же яйца, только в профиль".
Похоже, что обе стороны конфликта на данный момент не готовы к поиску нового компромисса, хотя и по разным причинам. В России ждут окончания президентских выборов в Украине, и все еще пытаются навязать свой сценарий урегулирования конфликта на Донбассе. А в команде Президента Порошенко до завершения президентской избирательной кампании не могут позволить себе публичной поддержки каких-либо компромиссных идей по Донбассу, так как используют риторику воинствующего патриотизма в качестве инструмента предвыборного позиционирования.
Значит ли это, что план Сайдика обречен? Думаю, что пока рано делать такой вывод. Обращу внимание на то, что большой интерес к плану Сайдика проявили Германия, Франция, а также США. Они видят в этом плане конструктивный потенциал, а значит – предложения Сайдика могут быть востребованы, но уже после завершения президентских выборов в Украине. К тому же после этих выборов может несколько поменяться переговорная позиция и Украины, и России.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.