Политические тенденции мая 2019 г.
Май 2019 г. оказался чрезвычайно насыщенным на важные политические события и новые политические тенденции. Последний месяц весны оказался переломным и в трансформации политического режима. Закончилось президентство Петра Порошенко, началось, и весьма бурно, правление Владимира Зеленского.
Переходный период в украинской власти
Как уже отмечалось в Обзоре политических тенденций за апрель 2019 г., после президентских выборов, завершившихся 21 апреля, начался переходный период в трансформации украинской власти. Этот этап смены (точнее, обновления) власти в Украине занял практически весь май. Формально малый переходный период завершился инаугурацией нового Президента Украины, состоявшейся 20 мая, а де-факто – кадровыми назначениями, инициированными новым главой украинского государства Владимиром Зеленским. Большой переходный период завершится только после парламентских выборов, формирования новой коалиции парламентского большинства и нового состава Кабинета министров.
Процесс кадрового обновления хотя и стартовал, далек от своего завершения. Прежние руководители вроде бы уходят, хотя и не все, а новые только назначены, либо еще не появились. По многим кадровым позициям, особенно там, где требуется утверждение Верховной Рады или согласованные действия с Кабмином, сохраняется неопределенность. После того, как в парламенте не поддержали инициативы Президента В.Зеленского по изменению избирательного законодательства, в команде нового главы государства отложили свои кадровые инициативы, требующие депутатского утверждения, до появления нового состава Верховной Рады, в котором они будут иметь весомые позиции. Поэтому пока остается прежний Генпрокурор. Министры иностранных дел и обороны, а также глава СБУ, написали заявления об отставке, но их просьба не была удовлетворена парламентом. Это убедительно показало, что между нынешней Верховной Радой и новым Президентом не будет конструктивного взаимодействия по кадровым вопросам. В СБУ назначен новый первый заместитель главы ведомства (И.Баканов), который будет своеобразным "политическим комиссаром" и "супервайзером" над Службой от Президента В.Зеленского. Но очевидно, что это временный вариант. Вообще многие кадровые назначения нового Президента представляются временными. Своих доверенных кадров намного меньше, чем позиций, по которым требуется провести назначения. По этой причине (а также в связи с охлаждением отношений с Кабмином В.Гройсмана) пока нет назначений на должности руководителей облгосадминистраций.
Переходный период в системе украинской власти спровоцировал конфликт и смену руководства в Конституционном Суде Украины. Сам конфликт назревал давно, стал выходить в публичную сферу еще пару месяцев назад, однако обострился и разрешился (хотя бы внешне и формально) только после президентских выборов. Но, возможно, еще рано ставить точку в конфликтных процессах внутри и вокруг Конституционного суда. Бывший председатель Конституционного Суда С.Шевчук судится за восстановление в прежней должности, и вообще в составе Конституционного Суда. У новой руководительницы этого института – Натальи Шапталы – полномочия заканчиваются уже в сентябре. Поводом для нового обострения борьбы внутри Конституционного Суда Украины может стать обращение народных депутатов по поводу конституционности указа Президента Украины В.Зеленского о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины. Конфликтная смена руководства Конституционного суда еще раз показала наличие серьезных, кризисных проблем в системе конституционного правосудия в Украине.
Парад наград и назначений от уходящего Президента П.Порошенко
В первой половине мая мы увидели настоящий парад наград и назначений от уходящего Президента П.Порошенко. В основном это были знаки благодарности членам своей команды, а также тем политикам и чиновникам, которые оказали особые слуги Петру Порошенко. Поток наград для своих от уходящего Президента – это уже традиционное явление, которое наблюдалось в последний период пребывания у власти Леонида Кучмы, Виктора Ющенко, а теперь и Петра Порошенко. Такая ситуация вызывает много критики, так как большинство награждений в этот период считается политически мотивированными и не вполне заслуженными. Соответственно возникают предложения упорядочить процедуру награждений, так чтобы она в меньшей степени зависела от личных симпатий и интересов главы государства.
Часть назначений, состоявшихся в этот период, также были актом благодарности Петра Порошенко некоторым членам своей команды, но одновременно выполняли функцию расстановки своих людей в различные государственные институты на период, когда к власти придет новый Президент. Остальные назначения (особенно по судьям) носили скорее функционально-процедурный характер, но даже они вызвали немало подозрений. В этой связи заслуживают внимания предложения о том, чтобы ограничить полномочия Президента, который покидает свою должность после президентских выборов, по назначению высокопоставленных чиновников и должностных лиц в этот период.
Тактическая борьба вокруг даты инаугурации нового Президента и проблемы досрочных парламентских выборов
В первой половине и середине мая наблюдалась активная тактическая борьба вокруг даты инаугурации нового Президента и проблемы досрочных парламентских выборов. Было очевидно, что и руководство парламента и часть руководителей депутатских фракций и групп сознательно затягивали решение вопроса о дате инаугурации, стремясь отложить ее на конец мая или, даже, на начало июня, чтобы тем самым нейтрализовать возможность роспуска Верховной Рады новым Президентом. Это, естественно, вызывало резкую критику со стороны Владимира Зеленского и его команды, которые настаивали на том, чтобы инаугурация нового Президента состоялась 19 мая. Оппоненты В.Зеленского заявляли, что это день памяти жертв политических репрессий, и было бы неэтично проводить инаугурацию именно в эту дату. Хотя в этот же день в Украине отмечался день Европы.
Тем не менее, 16 мая депутаты проголосовали за компромиссный вариант – 20 мая. Это сразу же породило волну слухов о том, что внутри парламента якобы возник консенсус относительно готовности к досрочным парламентским выборам. На самом деле, как оказалось, полного консенсуса по этому вопросу не было. Скорее сказались настойчивые обращения международных партнеров Украины о необходимости быстрейшего урегулирования вопроса о дате инаугурации нового Президента. Да и сама ситуация вокруг этой проблемы стала выглядеть ненормальной.
Однако политические силы, которые опасались досрочных парламентских выборов (прежде всего "Народный фронт"), решили подстраховаться. 17 мая фракция "Народного фронта" вышла из состава парламентской коалиции. Председатель парламента А.Парубий сразу же огласил о прекращении деятельности коалиции парламентского большинства. По Конституции Украины на создание новой парламентской коалиции дается один месяц. Только если в течение этого срока в Верховной Раде не создана новая коалиция, Президент Украины может распустить парламент и назначить досрочные выборы. Однако полномочия Верховной Рады не могут быть досрочно прекращены в последние полгода ее полномочий. По самым смелым экспертным оценкам, полномочия нынешнего состава украинского парламента должны закончиться не позже 16 декабря 2019 г. Соответственно и распустить Верховную Раду Президент Украины может не позже 16 июня. А до 17 июня еще можно создавать новую парламентскую коалицию. Казалось бы, "Народный фронт" своими действиями наглухо заблокировал возможность роспуска парламента.
Однако Президент В.Зеленский не стал играть в казуистические игры с толкованием Конституции Украины. Уже в инаугурационной речи он заявил о роспуске Верховной Рады и разрубил "гордиев узел" коалиционной проблемы своим указом о роспуске парламента. В тексте указа он ссылается на статьи Конституции Украины, в которых говорится о праве Президента Украины на роспуск парламента в случае отсутствия парламентской коалиции. Никакой дополнительной аргументации относительно времени прекращения существования парламентской коалиции в указе Президента Украины не давалось. Публично представители нового Президента Украины заявляют о том, что коалиции в нынешней Верховной Раде не существует с 2016 г.
Не удивительно, что противники досрочных парламентских выборов решили оспорить указ Президента В.Зеленского о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины. 62 народных депутата обратились в Конституционный Суд Украины с просьбой проверить, соответствует ли Конституции указ президента Владимира Зеленского о роспуске Верховной Рады. Авторы представления просили признать его неотложным и рассмотреть его в месячный срок. Среди подписавшихся под представлением – представители фракций "Народного фронта", Радикальной партии, Блока Петра Порошенко, внефракционные народные депутаты. Авторы этого обращения могут делать ставку не только на то, чтобы заблокировать досрочные парламентские выборы (очередные парламентские выборы все равно должны состояться через 5 месяцев), но и на то, чтобы признать действия нового Президента антиконституционными. В будущем это может пригодиться политическим оппонентам Президента В.Зеленского для его дискредитации, и даже, при возможности, для инициирования процедуры его импичмента.
Сейчас уже известно, что Конституционный Суд (КС) рассмотрит обращение депутатов 11 июня. Пока неясно каким именно будет его вердикт. Но с высокой вероятностью можно предполагать, что это будет еще одно политико-правовое решение. Достаточно сильные юридические аргументы есть в наличии и у сторонников, и у противников указа Президента о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады. Также очевидно, что любое однозначное решение (за или против конституционности указа Президента) вызовет резкую критику, и даже может спровоцировать очередной конфликт внутри Конституционного суда. С политической точки зрения для членов КС это выбор между демонстрацией лояльности новому Президенту, которого сейчас поддерживает абсолютное большинство граждан страны, и существующими связями с уходящими и, по сути, уже проигравшими политическими силами, которые пока еще сохраняют влияние и в системе власти и на значительную часть членов Конституционного суда. Надо также учитывать, что признание неконституционным указа Президента о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады с высокой вероятностью спровоцирует острый политический кризис, который ударит и по легитимности самого Конституционного суда, а также создаст целый ряд правовых коллизий, которые невозможно будет разрешить в существующем законодательном поле. Ведь избирательный процесс уже стартовал и у нас не было прецедентов его прерывания или приостановки. Поэтому Конституционному суду целесообразно искать "соломоново решение", которое бы минимизировало риски и для него самого, и для политической стабильности в стране.
Первые тенденции в деятельности нового Президента В.Зеленского и его Администрации
Первые недели пребывания Владимира Зеленского на посту Президента Украины дают нам не так много материала для полноценной оценки того, каким главой государства он будет. Но первые тенденции уже проявляются.
Что наиболее очевидно, так это новый политический стиль нового главы государства. Прежде всего, это стремление быть другим Президентом, отличным от своих предшественников, – непафосным и ближе к народу. Это проявилось и во время инаугурации (приход, а не приезд в Верховную Раду; прямой эмоциональный контакт с людьми, собравшимися у парламента; демонстративная "антипортретность"), и в его первых публичных действиях (поездки на линию фронта на Донбасс, и на шахту в Львовской области, где погибли двое горняков; появление на концерте своих бывших коллег в Октябрьском дворце; выступление на IT-форуме), использование бытовой и сленговой лексики ("чуваки") в публичных выступлениях, и даже в пристрастии к пресловутой шаурме. Ничто так не роднит Президента с городским обывателем постсоветской эпохи, как эта уличная еда. Ну и, конечно же, совсем другой внешний облик – на большинстве даже официальных встреч мы видим нового Президента без пиджака и галстука, в сорочке с закатанными рукавами. Еще одна характерная черта политического стиля нового Президента – сочетание действия и эмоции. Перед нами – не политический манекен, и не административный символ, а живой человек. Правда, в этой показательной десакрализации Президента кроется и большая потенциальная опасность для Владимира Зеленского. Стирание границы, разрушение формальных барьеров между носителем высшей власти и простыми гражданами может вызвать непонимание, неприятие и неуважение элит, чреватое резким снижением уровня дисциплины в их отношениях с Президентом, а также панибратство и даже проявление агрессивного неуважения со стороны части простых обывателей. Давайте не забывать и про сильные анархистские архетипы в украинском социуме.
Исходя из ряда косвенных признаков, рискну высказать одно предположение – нашего нового Президента несколько тяготит масса разнообразных ограничений и формальных обязанностей в его новом статусе. Похоже, что еще больше его тяготит пребывание в большом кабинете на Банковой, в этой позолоченной бюрократической клетке. "Слуга народа" рвется на волю, в "open space", в открытое пространство, не только в офисном плане, но и в буквальном смысле этого словосочетания. Уж очень сильно изменился образ жизни Владимира Зеленского. Наверняка похожие ощущения и у большинства его друзей и партнеров, перешедших из "Квартала" в Администрацию Президента. Поэтому с "клеткой" все-таки что-то будут делать. Возможно, возникнет параллельный офис – привычный для них "open space". И выходы в народ будут не церемониальной обязанностью, а отдушиной от бюрократических регламентов.
Деятельность нового Президента и его Администрации отличают решительность, жесткость и прямолинейность, даже этакая бесшабашность. Они действуют по принципу – "вижу цель, не вижу препятствий". Заметно, что для главы Администрации Президента А.Богдана политическая быстрота важнее, чем юридическая красота и обоснованность принимаемых решений. Президент В. Зеленский и его команда сознательно идут на ломку существующих правил, стандартов и традиций украинской политической системы. В отношениях с нынешними парламентом и правительством они сознательно избрали конфликтную линию, может быть и чересчур рискованную с тактической точки зрения. В этом плане можно говорить о том, что новый глава государства и его команда действуют антисистемно. На президентских выборах победил антисистемный кандидат, а теперь мы видим появление антисистемного Президента. В плане рейтингов это несомненно работает в пользу В.Зеленского. По данным опроса соцгруппы "Рейтинг", проведенного 29 мая – 3 июня 2019 г. (опрошено 2000 респондентов в возрасте от 18 лет и старше; выборка репрезентативна по возрасту, полу, регионам и типу поселения) половина опрошенных довольны деятельностью новоизбранного Президента В.Зеленского. Однако институционально напряжение в отношениях с парламентом и правительством создает и проблемы и потенциальные риски.
Проявились первые тенденции и кадровой политики нового Президента. Ядро нового руководства Администрации Президента Украины составили ближайшие друзья Владимира Зеленского и его партнеры по компании "Квартал-95", которым он более всего доверяет. Подтверждается предположение, что решение о походе в политику, скорее всего, было их совместным решением. Но возглавил Администрацию Президента Андрей Богдан, который был одним из руководителей избирательного штаба В.Зеленского. Этот выбор был предопределен тем, что в отличие от "квартальцев" А.Богдан имел опыт работы в системе госуправления, понимал, как работает украинская государственная машина, кроме того, он сочетал качества политического коммуникатора и сильного юриста. Другого такого управленца с подобным набором профессиональных качеств в ближайшем окружении В.Зеленского просто не было. Было бы большим упрощением считать А.Богдана марионеткой и ставленником И.Коломойского. Тесные связи между ними, несомненно, есть, но, судя по информации из разных источников, новый глава Администрации Президента – это человек с большими политическими амбициями, который стремится стать самостоятельной фигурой влияния. На значимые позиции назначены и представители либерального крыла в окружении В.Зеленского: А.Данилюк стал секретарем Совета национальной безопасности и обороны, Р.Рябошапка – заместителем главы Администрации Президента, Р.Стефанчук – представителем Президента в Верховной Раде Украины. Таким образом можно говорить об определенном балансе интересов различных групп влияния в первых кадровых решениях Президента В.Зеленского. Также очевидно и привлечение опытных профессионалов, которые ранее не входили в команду В.Зеленского (назначение кадрового дипломата В.Пристайко заместителем главы Администрации Президента по вопросам внешней политики, А.Гончарука – заместителем главы Администрации Президента, генерала Р.Хомчака – начальником Генерального штаба).
Еще одна тенденция, о которой уже шла речь выше (в разделе "Переходный период") – отложенные кадровые решения по тем позициям, где требуется согласование с парламентом и правительством.
Кадровая проблема становится одним из главных вызовов для нового Президента. Резервы претендентов на высокие должности в команде В.Зеленского почти исчерпаны, а потребности в новых назначениях становятся все более острыми и масштабными. И здесь будет недостаточно сотрудничества с HR-агентствами. А в таких сферах как дипломатия, оборона, национальная безопасность придется искать не столько "новые лица", сколько кадры с особой профессиональной компетенцией.
Изменение политического позиционирования Премьер-министра В.Гройсмана
Одной из примечательных тенденций мая стало изменение политического позиционирования Премьер-министра В.Гройсмана. В первой половине месяца было заметно (и по заявлениям самого главы правительства, и по другим косвенным признакам), что глава Кабинета министров готов к конструктивному сотрудничеству с новым Президентом Украины. Однако после резкой критики в адрес правительства в инаугурационной речи Президента В.Зеленского ситуация существенно поменялась. Премьер-министр В.Гройсман после этого написал заявление об отставке. С одной стороны, он таким образом показал, что не боится отставки. С другой стороны, это был явный политический демарш, вызов новому Президенту. Мол, я могу уйти, но попробуй замени мое правительство. Ведь новое правительство может сформировать только новая парламентская коалиция. И произойдет это, почти наверняка, лишь после парламентских выборов. В итоге Верховная Рада не приняла отставку Премьер-министра. Это было достаточно закономерное решение. Во-первых, отставка Кабинета министров и его дальнейшая работа в статусе "исполняющих обязанности" ограничила бы полномочия и возможности правительства, что негативно сказалось бы на деятельности системы госуправления в нынешней непростой социально-экономической ситуации. Во-вторых, многие депутаты в этом символическом противостоянии явно были не на стороне Президента. В-третьих, в нынешней Верховной Раде легче провалить, чем принять какое-либо решение.
В Гройсман получил некую политическую сатисфакцию. Он показал Президенту, что его нельзя уволить одним росчерком пера. Заодно заручился пусть косвенной, но поддержкой парламента, хотя одновременно получил и большую порцию критики.
Премьер-министр не пошел на прямой конфликт с новым Президентом. Однако теперь вряд ли можно будет говорить о возможности партнерских отношений между ними.
Самый главный шаг в новом политическом позиционировании был сделан Владимиром Гройсманом в конце мая. Он окончательно определился с тем, что идет на парламентские выборы самостоятельно. 26 мая он сообщил, что на парламентские выборы намерен идти со своей политической силой "Украинская стратегия", не объединяясь ни с кем.
Верховная Рада: колебания депутатских настроений
В середине и конце мая Верховная Рада две недели работала в пленарном режиме. Самое значимое решение, которое было принято в этот период, – определение даты инаугурации нового Президента Украины. Важным событием стала и сама инаугурация, которая состоялась 20 мая. Существенное значение имели и голосования, которые не принесли результата – по изменению избирательного законодательства и по отставке Премьер-министра В.Гройсмана.
В течение мая очень заметно колебались настроения депутатского корпуса. Почти всю первую половину мая большая часть депутатов фактически находилась на неформальных каникулах. Однако 4 мая и руководство Верховной Рады и представители депутатских фракций и групп встретились с новоизбранным Президентом В.Зеленским и его официальными представителями. Уже тогда стало очевидным, что и руководители Верховной Рады и часть парламентских сил опасаются роспуска парламента и склонны оттягивать дату инаугурации. Тем не менее, 16 мая более 300 народных депутатов проголосовали за то, чтобы инаугурация Президента В.Зеленского состоялась уже 20 мая. Одновременно появились упорные слухи, что БПП и целый ряд других парламентских сил стали поддерживать идею досрочных парламентских выборов, поэтому и проголосовали за такую дату инаугурации. А вот "Народный фронт", напротив, предпринял активные действия (выход из парламентской коалиции), чтобы не допустить роспуска парламента. В то же время Юлия Тимошенко, по неофициальной информации, проводила активные неформальные консультации по формированию новой парламентской коалиции, которая могла бы конструктивно взаимодействовать с Президентом В.Зеленским и взять на себя ответственность за переходный период между президентскими и парламентскими выборами. Это детали, которые показывают, насколько противоречивыми были настроения в депутатском корпусе накануне инаугурации Президента В.Зеленского.
Инаугурационная речь нового Президента Украины, в которой доминировала критическая и конфликтная риторика по отношению к парламенту и правительству, а также прозвучало заявление Президента В.Зеленского о роспуске Верховной Рады, стала своеобразным рубиконом в отношениях нового главы государства с парламентом. После этого в Верховной Раде стали преобладать фрондерские настроения по отношению к Президенту В.Зеленскому, что было подтверждено и провалом голосований по законодательным инициативам Президента на внеочередном заседании парламента 22 мая. Главными парламентскими оппонентами Президента В.Зеленского стали фракции "Народного фронта", БПП и Радикальной партии О.Ляшко. А вот в роли конструктивного партнера наиболее активно выступала Юлия Тимошенко.
В конце мая стало очевидно, что значительная часть народных депутатов теряет интерес к парламентской работе и переключает свое внимание на подготовку к выборам или к поиску нового места работы. Верховная Рада еще может принимать решения (к примеру, 30 мая было 19 результативных голосований), но большинство таких голосований касались или процедурных вопросов или политически нейтральных действий.
Начало парламентской избирательной кампании
20 мая Президент В.Зеленский в своей инаугурационной речи заявил о роспуске Верховной Рады и досрочных парламентских выборах. Таким образом, де-факто стартовала новая избирательная кампания. 22 мая появился соответствующий указ Президента Украины, а 24 мая избирательная кампания началась и де-юре.
О первой и пока доминирующей тенденции речь уже шла – это борьба за и против досрочных парламентских выборов. Причем противники этих выборов в своем противодействии их проведению стремятся использовать не только обращение в Конституционный суд, но и нормативные проблемы с публичными закупками во время избирательного процесса, и юридические шероховатости со сменой руководителя партии "Слуга народа". В парламентских кулуарах обсуждаются и компромиссные варианты, например, – перенос досрочных парламентских выборов на начало сентября. Чем закончится эта тактическая борьба, мы узнаем в июне, скорее всего в ближайшие две недели.
Еще одна показательная тенденция – неудачная попытка изменить избирательное законодательство. Администрация Президента В.Зеленского в характерном для себя стиле политического блицкрига попыталась добиться проведения парламентских выборов только по партийным спискам (в обмен на снижение избирательного барьера до 3%, что должно было стать стимулом для депутатов-мажоритарщиков). Но народные депутаты эту инициативу не подержали. Почему? Во-первых, это был ответ на решение о роспуске Верховной Рады и чрезмерно жесткую, неуважительную (по мнению депутатов) риторику нового Президента по отношению к парламенту. Это была и демонстрация оппозиционности по отношению к Президенту В.Зеленскому. Во-вторых, депутаты-мажоритарщики все-таки решили не отказываться от мажоритарки. Депутатские группы "Возрождение" и "Воля народа", состоящие из мажоритарщиков, не дали ни одного голоса за включение вопроса об изменении избирательной системы в повестку парламентской сессии. К тому же большинство депутатов-мажоритарщиков просто проигнорировали внеочередное заседание парламента. В-третьих, сработали опасения, что в случае выборов только по партийным спискам партия "Слуга народа" может получить абсолютное большинство мандатов в новом составе Верховной Рады. За несколько часов до голосования в парламенте, были оглашены данные опроса социологической службы "Рейтинг", согласно которым за партию В.Зеленского готовы проголосовать 43,8% тех респондентов, кто намерен голосовать и определился с симпатиями. С таким результатом при голосовании только по партийным спискам партия нового Президента Украины получила бы более половины депутатских мандатов в следующем составе Верховной Рады Украины. Естественно, такая ситуация не устраивает и политических оппонентов Владимира Зеленского, да и большинство ведущих политических сил.
В мае стало известно, что в парламентских выборах примут участие, причем в статусе потенциальных фаворитов, целый ряд новых политических партий. В первую очередь это партия нового Президента В.Зеленского – "Слуга народа". 16 мая презентовал свою партию "Голос" Святослав Вакарчук. Еще одна новая политическая сила – партия Премьер-министра В.Гройсмана – "Украинская стратегия".
А вот партия бывшего Президента Украины Петра Порошенко в мае осуществила ребрендинг, и теперь будет называться "Европейская солидарность". По неофициальной информации, в мае возобновились переговоры относительно объединения "Оппозиционной платформы "За жизнь" и "Оппозиционного блока". Однако, как стало известно в последние дни, они завершились провалом.
Некоторые из политических партий, в частности, "Слуга народа", "Европейская солидарность", "Сила и честь" уже заявили о формировании своих избирательных штабов, анонсировали проведение съездов, на которых будут утверждаться списки кандидатов в народные депутаты. Это также говорит о реальном начале избирательной кампании.
Судя по данным социологических опросов, прошедших в мае, главным фаворитом предстоящих выборов является партия "Слуга народа". За политическую силу Президента В.Зеленского готовы проголосовать (по данным различных исследований) от трети до почти половины избирателей, которые будут участвовать в голосовании и определились со своим выбором. Позитивная рейтинговая динамика партии "Слуга народа" в мае скорее всего была обусловлена высоким уровнем поддержки деятельности Президента В.Зеленского, прежде всего его решения о роспуске Верховной Рады.
Еще три партии уверенно преодолевают пятипроцентный барьер – "Оппозиционная платформа "За жизнь", "Европейская солидарность" Петра Порошенко и "Батькивщина" во главе с Юлией Тимошенко. Партии С.Вакарчука и И.Смешко имеют рейтинги около 5%. При этом партия "Голос" имеет позитивную рейтинговую динамику. Пока еще не начинал активную раскрутку своей партии Владимир Гройсман.
По оценкам многих экспертов предстоящие парламентские выборы фактически станут продолжением выборов президентских, их символическим "третьим туром". Рейтинговая инерция и политическая логика прошедших президентских выборов в решающей мере будет определять и характер парламентской избирательной кампании.
Скандалы вокруг несостоявшегося визита в Украину Р.Джулиани
Скандал мая – несостоявшийся визит в Украину Рудольфа Джулиани, адвоката и советника Президента Трампа, и весь информационно-политический трэш, связанный с этой темой. Первоначально это касалось треугольника Р.Джулиани – Ю.Луценко – С.Лещенко. Но затем число скандальных фигурантов этой темы расширилось – в список конфликтующих сторон включились Игорь Коломойский, и такие малоизвестные персонажи как Игорь Фруман и Лев Парнас.
Какие тенденции проявились в этой истории?
Прежде всего, следует отметить саму скандальность этой ситуации. Почему несостоявшийся визит в Украину Рудольфа Джулиани, а также информационный контекст этой истории, приобрели такой бурно-скандальный характер? Во-первых, потому, что разные люди (и в США, и в Украине) пытались решать политические вопросы неофициально, путем тайных и конфликтных интриг. Если тайные интриги приводят к неоднозначным публичным проявлениям, то неизбежен скандал (диссонанс тайных намерений и публичного проявления и восприятия; тайные конфликты интересов, становясь публичными, приобретают взрывной характер). Во-вторых, скандальный ореол этой истории придают ее основные персонажи. И.Коломойский и Ю.Луценко – это просто ходячие скандалы. Значительная часть их информационно-политических проявлений просто неизбежно генерирует скандалы. На скандально-конфликтную орбиту уже давно втянут и С.Лещенко.
Самая неприятная и потенциально опасная тенденция этого скандала – стремление втянуть украинских политиков и новое руководство страны во внутриполитические разборки в США. О том, что это контрпродуктивно для национальных интересов Украины я уже писал в обзоре политических тенденций за март 2019 г.
Повышенная активность Игоря Коломойского
Самая интригующая тенденция мая – повышенная информационно-политическая активность Игоря Коломойского. В течение последнего месяца весны он дал целую серию интервью с разнообразными и резонансными, иногда едва ли не эпатажными заявлениями и предложениями. 16 мая он вернулся в Украину и сразу же включился в политический процесс, если не прямо, то косвенно.
Прежде всего, о чем может говорить информационная гипер-активность И.Коломойского? Думаю, что это более психологический, чем политический феномен. В израильской "ссылке" ему было банально скучно. Его темпераментная натура требовала бурного проявления. Победа В.Зеленского на президентских выборах резко активизировала интерес журналистов и персоне Коломойского. Тем более, как оказалось, он достаточно открыт для общения и может быть очень резонансным ньюсмейкером. Журналистский спрос на Коломойского резко возрос. А дальше уже он начал выдавать все, что у него накопилось. И тут, как говорится, "Остапа понесло". Этот психологический феномен косвенно раскрыл сам Игорь Валерьевич, отвечая на вопрос журналистов "Украинской правды". Когда его спросили – "что в жизни важнее – деньги или власть?", он, не задумываясь, ответил: "слава". Грех тщеславия не чужд и олигархам.
Второй важный момент – публичные советы Президенту Зеленскому косвенно говорят о том, что Коломойский не может их высказывать напрямую, либо к ним не очень прислушиваются (при передаче через посредников). Но эффект таких публичных советов может оказаться прямо противоположным. Они либо вызывают прямое и официальное отвержение (как с печально известной идеей дефолта), либо непубличное и сильное раздражение, и желание еще сильнее дистанцироваться от бывшего бизнес-партнера. Чрезмерная информационная активность Коломойского стала создавать имиджевые и политические проблемы для Президента Зеленского и его команды. Также стало очевидно, что по целому ряду вопросов позиции И.Коломойского и Президента Зеленского (и/или его команды) принципиально отличаются.
Третий важный фактор – это то, что называют "синдромом Березовского", стремление публично представлять себя как "кингмейкера" ("делателя королей", "создателя президентов"). Конечно же, Коломойский не Березовский, и вряд ли хочет повторять его судьбу. Да и Зеленский не Путин. Тем не менее, Коломойскому не стоит повторять ошибки Березовского.
Четвертое важное обстоятельство. Судя по заявлениям Коломойского, на украинскую политику он будет влиять не только через некоторых людей в команде нового Президента, а и через ряд других политиков и политических сил, в том числе на парламентских выборах.
Противоречивые тенденции в отношениях с Россией и переговорах по Донбассу
Переходный период в украинской власти обусловил продолжение зависания в переговорном процессе по Донбассу. В связи со сменой власти в Украине прекратились даже переговоры в Трехсторонней контактной группе в Минске. 19 мая ушел с должности представителя Украины в Трехсторонней контактной группы (ТКГ) Евгений Марчук. Затем в Администрации нового Президента Украины В.Зеленского заявили, что из переговоров в Минске будет выведен Виктор Медведчук. Обиженный Медведчук заявил, что уйдет сам. В Кремле по этому поводу высказали сожаление. Возобновление минских переговоров и обновление украинской делегации в ТКГ произошло в июне, о чем речь пойдет уже в следующем обзоре.
В своей инаугурационной речи Президент В.Зеленский подчеркнул, что его "первостепенная задача -прекращение огня на Донбассе". Он также заявил о готовности к диалогу для прекращения конфликта на востоке Украины и о том, что "прекрасным первым шагом для начала этого диалога, станет возвращение всех украинских пленных". Это был явный пас Москве, прозрачный намек на необходимость жеста доброй воли со стороны России. Увы, этого не произошло. Более того, Кремль отказался выполнять решение Морского трибунала ООН о немедленном освобождении украинских кораблей и моряков, захваченных 25 ноября прошлого года. Это стало еще одним косвенным доказательством того, что не стоит ждать какого-то положительного прорыва в отношениях между Россией и Украиной.
Тем не менее, надежда на возобновление переговоров с Россией по конфликтным вопросам сохраняется. Эта тема поднималась на встречах Президента В.Зеленского с иностранными делегациями в день инаугурации нового Президента Украины. В частности, состоялась встреча со спецпредставителем США по украинским вопросам К.Волкером. 30 мая Киев посетили главы МИД Германии Хайко Маас и Франции Жан-Ив Ле Дриан. Министры встретились с Президентом В.Зеленским. Таким образом можно говорить о возобновлении переговоров в нормандском формате, теперь уже с участием нового главы украинского государства. Пока это только подготовительная фаза. Диалог возобновляется в привычном режиме – Германия и Франция все еще ведут диалог отдельно с Украиной и Россией. В частности, 22 мая Президент РФ В.Путин общался с канцлером ФРГ А.Меркель и Президентом Франции Э.Макроном по телефону. Но тема встречи лидеров стран нормандского формата на высшем уровне становится все более актуальной. Скорее всего, такая встреча состоится уже после парламентских выборов в Украине. Москва показывает, что не хочет форсировать переговорный процесс. Это традиционная тактика Кремля.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.