Политические тенденции июня 2019 г.
Президент Зеленский: освоение инструментов власти
Основная тенденция в деятельности Президента В.Зеленского в июне – освоение инструментов власти и им самим и его Администрацией. Применительно к Администрации Президента, которая, по сути, является главным инструментом управления для главы государства, сделана заявка на переделку и модернизацию. В конце июня на базе Администрации Президента Украины создан Офис Президента Украины. В данном случае речь идет не только о переименовании, а о стремлении к управленческой оптимизации этой структуры. Но в этом решении есть и символическая составляющая – разрыв с прошлым. На это же направлено и оглашение конкретных планов по переезду Офиса Президента в новое помещение (в Украинском доме). Еще одно решение в этом символическом ряду разрыва с прошлым – отмена устаревших указов предыдущих президентов.
Большой резонанс вызвала встреча Президента В.Зеленского с представителями бизнеса, состоявшаяся 20 июня. Было очевидно, что общение с бизнесом для Владимира Зеленского является более комфортным и приятным, чем протокольное взаимодействие с большими государственными чиновниками. На этой встрече Президент В.Зеленский заявил о своем стремлении подтолкнуть украинских олигархов к участию в общественно значимых проектах, в первую очередь по Донбассу. Двое – Р.Ахметов и В.Пинчук – уже откликнулись (по словам В.Зеленского) на этот призыв. Как это ни парадоксально, но в этом плане у Президента В.Зеленского сложнее складываются отношения с давним знакомым – И.Коломойским. Похоже, что оба пока не нашли новой взаимоприемлемой тональности в общении, с учетом нового статуса Владимира Зеленского.
В июне президентской команде стало окончательно понятно, что не удастся выстроить хотя бы минимально конструктивные отношения с парламентом. Большая часть народных депутатов, прежде всего фракции "Блока Петра Порошенко" и "Народного фронта" демонстрировали Президенту В.Зеленскому откровенную фронду, завалив все законодательные инициативы нового главы государства и заблокировав кадровые решения по обновлению институтов власти. В частности, Верховная Рада демонстративно не поддержала заявления об отставке министров иностранных дел и обороны. В этой связи команде Зеленского, судя по всему, пришлось скорректировать анонсированный ранее план 100 дней и перенести часть запланированных действий на период после парламентских выборов.
В отношениях с правительством хотя и возникло с самого начала некое напряжение, явных конфликтов не было. Это позволило Президенту начать в июне обновление губернаторского корпуса. В ряде регионов были назначены новые руководители облгосадминистраций (ОГА), в некоторых – исполняющие обязанности глав ОГА. В СМИ и социальных сетях была высказана неоднозначная оценка ряда кадровых решений по областным руководителям. Но насколько удачными (или проблемными) станут эти назначения, мы поймем только в процессе практической деятельности новых "губернаторов".
Также следует отметить массовую чистку руководства Службы безопасности Украины (СБУ). Фактический руководитель Службы И.Баканов явно стремится поставить СБУ под свой и президентский контроль.
При всех возникших проблемах Президенту Зеленскому и его команде удалось решить главный вопрос – внеочередные парламентские выборы все-таки состоятся 21 июля. Конституционный суд не решился пойти на конфликт с главой государства и общественным мнением.
Уже в первый месяц своего президентства В.Зеленский совершил три значимых зарубежных визита – в Брюссель (4 июня), Париж (17 июня) и Берлин (18 июня). Главные цели этих визитов – установление прямого личного контакта с руководством ЕС и лидерами ключевых европейских стран, публичная демонстрация неизменности проевропейского внешнеполитического курса Украины, активизация переговорного процесса по Донбассу и освобождению украинских моряков. Первый внешнеполитический "блин" не вышел комом, хотя было очевидно, что новый Президент Украины только осваивает сложный дипломатический инструментарий. Также было заметно, что он быстро учится.
Но с освоением дипломатического инструментария у Президента В.Зеленского возникли и определенные проблемы. Публичная эмоциональная перепалка между Президентом Украины и министром иностранных дел П.Климкиным относительно ноты МИД Украины в адрес РФ показала, что между Офисом Президента Украины и МИД Украины нет должной координации действий. Очевидно, что для Президента В.Зеленского проблема освобождения украинских моряков из российского плена является одной из приоритетных. Быстро это сделать не получается, прежде всего из-за позиции российского руководства, которое манипулирует этой темой, шантажируя украинских руководителей и провоцируя противоречия между ними. Отсюда и всплески эмоций у В.Зеленского. Это не самый хороший способ реагирования на возникающие проблемы. Поэтому для эффективного решения проблемы освобождения моряков, как и других внешнеполитических вопросов, необходимо более тесное взаимодействие Офиса Президента Украины и МИД Украины.
Важной тенденцией в деятельности Президента В.Зеленского в июне стала активизация переговорного процесса по урегулированию конфликта на Донбассе (см. соответствующий раздел ниже).
Премьер-министр Гройсман: особенности политического позиционирования в предвыборный период
В июне Премьер-министр В.Гройсман активно включился в предвыборную борьбу, помогая своей партии "Украинская стратегия". При этом в середине и второй половине июня он продемонстрировал информационно-политическую гиперактивность, регулярно участвуя в различных предвыборных телепрограммах, и реагируя на все значимые общественно-политические события. В своей электоральной активности В.Гройсман использовал и правительственные инструменты, инициировав программу "Честная платежка", которая установила предельные тарифы на отопление и горячую воду. И хотя это решение вызвало критику и несогласие некоторых членов правительства и ряда экспертов, очевидно, что Премьер-министр В.Гройсман таким образом пытается отреагировать на тарифную проблему, волнующую миллионы украинцев, и тем самым способствовать повышению популярности своей партии.
В середине июня произошел публичный политический разрыв Премьер-министра В.Гройсмана с экс-президентом П.Порошенко. Владимир Гройсман заявил, что партии П.Порошенко и Ю.Тимошенко являются старыми и "должны отойти в прошлое". Но если полемика В.Гройсмана с Ю.Тимошенко идет давно и в июне она резко обострилась, то такой резкой критики в адрес бывшего политического партнера Премьер-министр ранее себе не позволял. Разрыв с П.Порошенко объясняется просто – обостряется борьба за избирателей, которые симпатизируют одновременно и В.Гройсману и П.Порошенко. Критикуя "старые политические силы", Премьер-министр также пытается подчеркнуть новизну своей партии.
Заслуживает внимания и другое – после напряжения, которое возникло в конце мая в отношениях главы правительства с новым Президентом Украины, В.Гройсман не пошел на открытый и острый конфликт с главой государства. Скорее наоборот, в июне он демонстрировал гибкость и неконфликтность по отношению к Президенту Зеленскому. В частности, это проявилось во взаимодействии с Офисом Президента в процессе назначения новых руководителей областных государственных администраций.
Верховная Рада: пассивное противостояние с Президентом Зеленским и тактическое зависание на Избирательном Кодексе
Верховная Рада Украины в июне дважды работала в пленарном режиме (4-7 июня и 18-21 июня). Главная тенденция в работе украинского парламента в этот период – демонстрация фронды и пассивного противостояния с Президентом В.Зеленским. На открытый и острый конфликт с главой государства парламентарии не пошли, но с удовольствием завалили первые законодательные инициативы Президента В.Зеленского и отказались увольнять тех государственных руководителей, которые были в свое время назначены Президентом П.Порошенко. Заодно был проголосован законопроект "О временных следственных комиссиях и временных специальных комиссиях Верховной Рады Украины", в котором прописана процедуры импичмента Президента Украины. При этом соответствующий законопроект Президента В.Зеленского был отклонен. Это был еще один символический "укол" парламента в адрес главы государства.
На вечернем пленарном заседании Верховной Рады Украины 6 июня 2019 г. началось рассмотрение поправок к проекту Избирательного кодекса. в рамках процедуры второго чтения. Поскольку таких поправок набралась 4568, парламент прочно "засел" в этом процессе, который продолжается и по сей день. Для большинства народных депутатов это очень выгодный формат работы, который позволяет им безболезненно участвовать в избирательной кампании.
Соломоново решение Конституционного суда Украины
20 июня Конституционный Суд (КС) признал конституционным указ президента Владимира Зеленского о роспуске Верховной Рады 8-го созыва.
Как и прогнозировалось в "Политических тенденциях мая 2019 г.", в Конституционном суде решили не рисковать и нашли компромиссное решение, приняв то самое "соломоново решение", о целесообразности которого писал ранее автор этих строк. Собственно, в этом и заключается главная тенденция, связанная с этим решением. По неофициальным данным, еще за день до принятия окончательного решения, не было необходимого большинства голосов (10 из 17) ни за конституционность указа Президента о роспуске Верховной Рады, ни за признание этого указа неконституционным. Однако отсутствие вердикта Конституционного суда по этому вопросу могло быть воспринято как проявление несостоятельности органа конституционного правосудия. И то, что членам КС удалось достаточно быстро найти взаимоприемлемый компромисс, также является симптоматичной тенденцией. Еще более показательно, что Конституционный суд назвал главного арбитра в подобных конституционных спорах между парламентом и главой государства, – это народ, который в соответствие с частью второй статьи 5 Конституции Украины, является "источником власти". Не исключено, что подобная методика решения спорных общественно-политических вопросов будет использована и в дальнейшем. Апелляция к народу для решения конституционного конфликта появилась явно не случайно. В Конституционном суде наверняка учитывали общественные настроения, почти тотальную поддержку идеи досрочных парламентских выборов.
Тенденции парламентской избирательной кампании
В июне завершился процесс выдвижения и регистрации кандидатов в народные депутаты, началась рекламная и агитационная кампания. Параллельно решился и вопрос о судьбе самих досрочных парламентских выборах. Исходя их решения Конституционного суда, внеочередные парламентские выборы, как и зафиксировано в указе Президента В.Зеленского, состоятся 21 июля 2019 г.
Более подробно о парламентской избирательной кампании я пишу в "Дневнике парламентских выборов-2019", поэтому отмечу сейчас лишь основные тенденции избирательной кампании, проявившиеся в июне.
В июне сформировалась явно выраженная пятерка лидеров, уверенно преодолевающая пятипроцентный избирательный барьер: партии "Слуга народа", "Оппозиционная платформа "За жизнь", "Европейская солидарность", "Батькивщина" и "Голос". По-прежнему с большим отрывом лидирует "Слуга народа". Однако, в течение июня рейтинг президентской партии немного просел. Вторая позиция сохраняется за "Оппозиционной платформой "За жизнь". А вот за третье место идет острая борьба между "Батькивщиной", "Голосом" и партией экс-президента П.Порошенко. "Голос" в июне, особенно в первой половине, существенно прибавил. Близка к пятипроцентному барьеру партия И.Смешко "Сила и честь", но ее рейтинговые тенденции очень неоднозначны. В июне очень активно стартовала партия В.Гройсмана "Украинская стратегия", что обеспечило ей позитивную рейтинговую динамику и шансы побороться за преодоление пятипроцентного избирательного барьера.
Один из главных трендов избирательной кампании в июне – наступление новых политических сил. В роли новых позиционируют себя, главным образом, "Слуга и народа" и "Голос", но также "Сила и честь" И.Смешко и "Украинская стратегия" В.Гройсмана. "Слуга и народа" и "Голос" акцентировали свою новизну составом своих партийных списков, в которые не включили ни одного из действующих народных депутатов. Судя по всему, нас ожидает самое масштабное обновление депутатского корпуса парламента за всю историю независимой Украины.
Еще одна показательная тенденция – целый ряд политических сил заявили о том, что выдвигают своих лидеров на пост Премьер-министра: "Батькивщина" – Юлию Тимошенко, "Оппозиционная платформа "За жизнь" – Юрия Бойко, "Сила и честь" – Игоря Смешко, "Украинская стратегия" – Владимира Гройсмана, "Самопомощь" – Андрея Садового. Судя по данным социологов, наибольшими симпатиями в этой номинации пользуются Ю.Бойко, Ю.Тимошенко и В.Гройсман.
Специфической тенденцией нынешних парламентских выборов стало нашествие кандидатов-клонов. Собственно, это далеко не новая технология, ранее она нередко применялась на выборах в мажоритарных округах, в борьбе за должности мэров городов, и даже на президентских выборах (против Юлии Тимошенко выставляли ее однофамильца). Немало однофамильцев фаворитов в мажоритарных округах баллотируются и на нынешних выборах. Но главная "фишка" технологии электоральных клонов на нынешних парламентских выборах связана с феноменом популярности Владимира Зеленского. На выборах в Верховную Раду в разных одномандатных округах зарегистрированы 8 кандидатов с фамилией Зеленский. Однако главным ноу-хау в технологии электорального клонирования стало использование бренда "Слуга народа" различными кандидатами в мажоритарных округах. Поскольку именно так называется партия нового Президента Украины, целый ряд предприимчивых дельцов решили мимикрировать под популярный бренд. В итоге на выборах во многих одномандатных округах появились кандидаты, которые представляют общественные организации, благотворительные фонды, общества с ограниченной ответственностью и частные предприятия со схожим названием.
Самой скандальной тенденцией избирательной кампании в июне стали судебные разборки по поводу регистрации/не регистрации для участия в выборах отдельных политических сил и ряда кандидатов в народные депутаты. В первую очередь это касалось "политэмигрантов", которые изъявили желание вернуться и в Украину, и в украинскую политику в ходе парламентских выборов, хотя согласно Конституции Украины, народным депутатом может быть избран гражданин Украины, который проживал на ее территории последние 5 лет перед выборами. Неоднозначные решения судов по этому вопросу создали большие проблемы для Центральной избирательной комиссии, вызвали бурю эмоций и большой общественно-политический резонанс.
"Медведчукизация" информационно-политического телепространства Украины
В июне телеимперия В.Медведчука пополнилась телеканалом "ZIK". Формальным владельцем вновь стал Т.Козак, давний соратник и порученец В.Медведчука. Поползли упорные слухи о том, что на очереди – приобретение В.Медведчуком телеканалов "Прямой", "Пятый", и возможно одного из больших тереканалов (говорят и об "Интере", и об одном из пинчуковских телеканалов). В контексте всей этой истории с телеканалами В.Медведчука симптоматичны даже слухи, поэтому я их и упомянул.
Какие тенденции проявились в данном случае?
Возобновилась, причем в разгар парламентской избирательной кампании, "медведчукизация" информационно-политического телепространства Украины. Можно уверенно говорить о том, что Виктор Медведчук стал еще одним украинским олигархом (как владелец нескольких телеканалов, совладелец одной из ведущих политических сил, крупный теневой делец на постсоветском рынке).
С учетом того, в чьих интересах действует В.Медведчук, расширение его телеимперии становится серьезным вызовом для национальной безопасности Украины.
Народный депутат Т.Козак, бывший госслужащий, приобретает уже третий телеканал подряд. Вопрос – за счет каких доходов, или за чьи деньги он скупает телеканалы? Нет ли здесь "российского следа"? Это вопросы и к Службе безопасности Украины, и к антикоррупционным органам.
"Охота" Портнова на экс-президента Порошенко
Одной из самых неоднозначных и показательных тенденций июня стало начало судебно-правовой "охоты" Андрея Портнова (бывшего заместителя главы Администрации Президента В.Януковича) на экс-президента Петра Порошенко. А.Портнов в конце мая вернулся в Украину и после своего возвращения успел подать в Государственное бюро расследований (ГБР) сразу несколько заявлений против бывшего Президента Украины П.Порошенко. Всего на конец июня в ГБР было зарегистрировано 8 криминальных производств против экс-президента Украины.
В этой связи, казалось бы, логично говорить о реванше "бывших". На самом деле все гораздо сложнее и противоречивее.
При президентстве П.Порошенко были попытки открыть криминальные производства против самого А.Портнова. Все они закончились пшиком, как и криминальные производства против ряда других видных соратников В.Януковича, например, против бывшей коллеги А.Портнова по Администрации Президента – Е.Лукаш. Против многих соратников В.Януковича уголовных дел вообще не открывали. Большинство этих людей остались в Украине, некоторые стали народными депутатами. Судьи и работники правоохранительных органов, которых в свое время расставлял на разные должности А.Портнов, остались на своих местах, а некоторые даже пошли на повышение. Команда П.Порошенко, наверное, пыталась использовать их в своих интересах. Но теперь их используют уже против самого Порошенко. "Бомба", которую не разминировали при Порошенко, теперь может подорвать самого экс-президента. Вот такая злая ирония политической фортуны.
Конечно же, со стороны А.Портнова – это акт личной мести Петру Порошенко, проявление огромной ненависти к бывшему руководителю страны. Но, как оказалось, такие же чувства питают к экс-президенту очень многие люди – от представителей государства на разных должностях и в разных статусах до миллионов рядовых граждан страны. Именно поэтому так велики риски для Петра Алексеевича. С другой стороны, эта "охота" на П.Порошенко действительно может восприниматься как одно из проявлений реванша и мести бывших, в том числе мести за Майдан. В итоге, предстоящие судебно-правовые разбирательства наверняка приобретут огромный и очень противоречивый общественно-политический резонанс.
"Дела Трубы": неоднозначные последствия сомнительных кадровых решений
В судебно-правовой охоте А.Портнова против П.Порошенко неожиданно активную роль стало играть Государственное бюро расследований (ГБР). Не берусь оценивать личные мотивы руководителей ГБР в этой ситуации ("судебно-правовой охоте А.Портнова против П.Порошенко"), обращу внимание на другое. Руководители ГБР – это не назначенцы Портнова. Они были назначены на конкурсной основе, но, по разным данным, при активном содействии различных групп влияния в тогдашнем руководстве страны. Результаты конкурса по руководству ГБР вызвали много вопросов и сомнений. Но, возможно, как и в случае с "судьями Портнова и Кивалова", ставка делалась на их управляемость. А вот результат оказался прямо противоположным. Поменялась политическая конъюнктура, поменялись и мотивы действий руководителей этого нового института. И это очень типичная ситуация для украинской политики и системы государственного управления.
Активизация переговорного процесса по Донбассу
В июне с подачи Президента В.Зеленского активизировался переговорный процесс по Донбассу. В первую очередь это касалось переговоров в Минске. 3 июня Президент Украины вернул экс-президента Л.Кучму в качестве представителя Украины на Минских переговорах и провел встречу с обновленным составом украинской делегации в Трехсторонней контактной группе (ТКГ), чего давно не происходило при предыдущем главе государства. 5 июня в Минске состоялась очередная встреча ТКГ. По оценке Л.Кучмы, впервые заседания рабочих групп ТКГ прошли достаточно конструктивно. Стороны договорились объявить режим тишины в Станице Луганской с 10 июня. Но добиться этого удалось только к концу июня, после очередного заседания ТКГ, которое состоялось 19 июня. Были надежды на договоренности об очередном перемирии. Но сепаратисты отказались от полного прекращения огня.
Проявилась еще одна проблема. Попытка заявить новые компромиссные подходы для обеспечения режима прекращения огня в зоне конфликта встретила резкую критику внутри страны. Воинствующие патриоты и сторонники экс-президента П.Порошенко провели шумную акцию протеста под Администрацией Президента Украины.
Визиты Президента В.Зеленского в Париж и Берлин в середине июня способствовали активизации переговоров в Нормандском формате. В июле должна состояться встреча помощников лидеров стран Нормандского формата, в том числе для подготовки встречи на высшем уровне.
Однако в переговорном процессе очевидны и существенные проблемы. Позиция России ни на йоту не смягчилась. В заявлениях Президента РФ В.Путина и других официальных лиц по-прежнему звучат ультимативные нотки, требования о "прямых переговорах с Донецком и Луганском", что является неприемлемым для украинской стороны и противоречит Минским соглашениям. Деструктивной остается и позиция России по вопросу освобождения украинских моряков.
Военная ситуация на Донбассе: противоречивые тенденции
Военная ситуация в зоне конфликта на Донбассе заметно изменилась. Она стала менее стабильной и более напряженной, проявляя подчас прямо противоположные тенденции.
В начале июня произошел всплеск военных действий (прежде всего в так называемой "серой зоне"), в течение месяца наблюдалось увеличение интенсивности обстрелов, в том числе с использованием тяжелой артиллерии. Запрещенное оружие применялось сепаратистами почти каждый день.
Однако в конце июня в районе Станицы Луганской удалось удержать в течение недели режим полного прекращения огня, что позволило осуществить в этом районе отвод сил и средств с обеих сторон. Но одновременно с этим, во второй половине июня возросла интенсивность обстрелов украинских позиций, особенно в пригородах Донецка и на Светлодарской дуге. Следует отметить, что интенсивность обстрелов украинских позиций возрастала накануне и/или во время переговоров в Минске, а также во время визитов Президента В.Зеленского в Брюссель, Париж и Берлин. Это в очередной раз подтверждает, что Россия и подконтрольные ей сепаратисты используют военные действия на Донбассе как инструмент давления на переговорный процесс и внешнюю политику Украины.
Возвращение российской делегации в ПАСЕ: внешние и внутренние тенденции
В конце июня было реализовано решение о возвращении российской делегации в Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ). Это событие вызвало очень сильный и негативный политический резонанс в Украине.
О каких тенденциях можно говорить в данном случае?
Политическое решение о возвращении российской делегации в ПАСЕ было принято не спонтанно и не в конце июня 2019 г., а намного раньше. Руководство Совета Европы (СЕ) и ПАСЕ стремилось к этому последние два года, так как хотело вернуть российские деньги в бюджет в этих организаций. "Деньги важнее принципов" – так можно охарактеризовать действия различных руководителей СЕ и ПАСЕ, которые стремились вернуть россиян в ПАСЕ. Довольно долго украинской делегации и ее союзникам в ПАСЕ удавалось сдерживать эти действия, и нейтрализовывать все попытки вернуть россиян в ПАСЕ. Но в конце 2018 г. – начале 2019 г. ситуация существенно поменялась. Идею о возвращении россиян в ПАСЕ решили поддержать Германия и Франция. Вновь (далеко не в первый раз) проявилась оппортунистическая и конъюнктурная позиция части западных элит по российскому вопросу. Суть этой позиции в том, что лучше сохранять диалог с Россией, "умиротворять" агрессора, чем идти на риски новой холодной войны с Россией.
Следует также отметить, что отмена инструмента санкций в ПАСЕ и возвращение России означают политическое самоубийство ПАСЕ. Этот орган теперь сохраняет значение только как дискуссионная площадка. Но это не означает, что от него нужно полностью отказаться. Полный выход из СЕ и ПАСЕ был бы контрпродуктивным шагом и означал резкое ослабление наших позиций. Нельзя оставлять поле боя, необходимо противостоять россиянам в ПАСЕ, максимально осложняя их пребывание в стенах Парламентской Ассамблеи Совета Европы, одновременно защищая и продвигая украинские интересы.
Внутри страны уже традиционно проявилось доминирование эмоций в оценке новой ситуации в ПАСЕ. Вопли о "предательстве" и апокалиптические оценки в стиле "все пропало" стали доминировать не только в украинском сегменте Фейсбука, но и в политических дискуссиях, в том числе и в стенах парламента. Межу тем, нам необходима рациональная реакция, выработка четкой и последовательной тактики дальнейших действий в ПАСЕ, усиление координации действий с союзниками в ПАСЕ и даже теми, кто колеблется. Также очевидна потребность в более плотной координации действий между Офисом Президента Украины, МИД Украины и новой парламентской делегацией Украины в ПАСЕ.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.