Политические тенденции ноября 2019 года
Скандально-нервный ноябрь 2019 года
Ноябрь 2019 г. в украинской политике выдался нервным и скандальным, но без каких-то кардинально новых политических тенденций. Политический процесс развивался в рамках повестки, заданной в сентябре-октябре текущего года.
Ноябрьские приоритеты Президента Зеленского
В ноябре Президент Зеленский сосредоточился на вопросах внутренней политики и на подготовке к саммиту лидеров стран Нормандского формата.
В последний месяц осени 2019 г. он назначил сразу 8 руководителей областных государственных администраций. Предыдущий раз такие масштабы обновления губернаторского корпуса демонстрировались еще в июле.
В начале ноября Президент Зеленский провел очередное совещание с руководством правительства и парламента, на котором раздал поручения большинству министров, а также обозначил задачи и в сфере законодательной работы. Такие совещания – это уже не просто тенденция, это новый управленческий механизм президентской системы правления. Еще один такой механизм – президентские указы. Так, 9 ноября Президент Зеленский подписал указ о неотложных мерах по проведению реформ, направленных на стимулирование экономического роста и укрепление государства. Несколько раз глава государства "наставлял на путь истинный" правительство по социально чувствительным вопросам. К примеру, 26 ноября Президент Зеленский потребовал от Кабмина погасить долги перед учителями и врачами, а 30 ноября напомнил руководству правительства о необходимости снижения коммунальных тарифов. Прямое воздействие Президента потребовалось и для законодательного продвижения в парламенте земельной реформы. Зеленский лично убеждал депутатов своей фракции поддержать соответствующие законопроекты, что в итоге положительно сказалось на результатах голосования.
Одним из главных приоритетов Президента Зеленского остается точечная работа с потенциальными инвесторами. В ноябре он встречался с основателем компании Alibaba Group Джеком Ма, с исполнительным председателем компании Orascom Investment Holding Нагибом Онси Савирисом, участвовал в Киевском экономическом форуме.
Заслуживает внимания и то, что все чаще стали появляться видеоблоги Зеленского на социально-экономические темы. Это говорит о том, что данная проблематика становится все более значимой и актуальной для него.
Во внешней политике Президента Зеленского главным приоритетом ноября стала работа над подготовкой саммита лидеров стран Нормандского формата. В начале ноября согласовывалась сама возможность этого саммита. 15 ноября дата саммита была определена на 9 декабря 2019 г. Сам факт договоренности о проведении саммита лидеров стран Нормандского формата стал политическим успехом Владимира Зеленского, который добивался этой встречи с первых дней своего президентства.
Вслед за этим началась активная переговорная подготовка встречи лидеров стран Нормандского формата. Состоялись телефонные переговоры Президента Зеленского с Президентом РФ Путиным, Канцлером ФРГ Меркель и Президентом Франции Макроном. 18-19 ноября Украину посетил министр иностранных дел Германии Г.Маас.
Среди внешнеполитических событий ноября необходимо отметить и визит Президента Зеленского в страны Балтии (Эстонию и Литву). Этот визит подтвердил сохранение и развитие партнерских отношений Украины со странами Балтии.
Кабмин: переговоры с МВФ
Главная тенденция в деятельности Кабмина А.Гончарука в ноябре 2019 г. – подготовка предпосылок для достижения соглашения с Международным валютным фондом (МВФ). Именно с этой целью было форсировано продвижение через парламент земельной реформы и утверждение бюджета на 2020 г. Следует отметить, что бюджет будущего года был утвержден в рекордные сроки.
В середине ноября Киев посетила миссия МВФ. По словам ее руководителя, миссия МВФ отдала должное существенному прогрессу, который был достигнут в последние несколько месяцев на пути развития реформ и соблюдения взвешенной экономической политики. Вечером 7 декабря, по итогам разговора Президента Зеленского с директором-распорядителем МВФ Кристалиной Георгиевой стало известно, что МВФ достиг договоренности с украинским правительством о новой трехлетней программе расширенного финансирования EFF на 4 млрд специальных прав заимствования (SDR) – около 5,52 млрд долларов.
Верховная Рада: земельная реформа, бюджет, обострение политической борьбы
В пленарном режиме Верховная Рада работала лишь в первой половине ноября, но этот период (особенно середина ноября) оказался ударным. Подстраиваясь под график переговоров правительства с МВФ, парламент принял в первом чтении законопроекты о земельной реформе и бюджет на 2020-й год.
Вокруг земельной реформы развернулась острейшая политическая борьба. Аграрии, выступавшие против снятия моратория на куплю-продажу сельскохозяйственной земли, перекрывали дороги в нескольких областях, шумно протестовали возле самой Верховной Рады. Против земельной реформы выступили четыре парламентские фракции (ОПЗЖ, "Батькивщина", "Европейская солидарность" и "Голос"), а также депутатская группа "За будущее". Впервые в этом созыве парламента состоялась попытка блокирования трибуны и президиума Верховной Рады. Но фракции "Слуга народа" при поддержке ряда внефракционных депутатов все-таки удалось принять законопроекты по земельной реформе, хотя и с заметным напряжением сил. Тем не менее, противостояние вокруг земельной реформы не закончилась. В борьбе против этой реформы стал использоваться традиционный парламентский метод – многочисленные поправки. По состоянию на начало декабря к законопроектам по земельной реформе было зарегистрировано более трех тысяч поправок. Окончательная схватка по вопросу о приватизации сельскохозяйственной земли в Украине состоится, судя по всему, в середине декабря.
А вот за бюджет-2020, а перед этим и за изменения в Бюджетном кодексе, Верховная Рада проголосовала достаточно спокойно, без особого напряжения и традиционных ранее ночных бдений. При этом, как уже отмечалось, бюджет будущего года был принят в рекордные сроки.
Неоднозначная ситуация во фракции "Слуга народа"
Результативность работы нынешней Верховной Рады в значительной мере зависит от ситуации во фракции мнобольшинства. В ноябре 2019 г. политические процессы, которые развивались внутри и вокруг фракции "Слуга народа" выглядели очень неоднозначно.
С одной стороны, фракция столкнулась с новой волной скандалов и конфликтов. Выяснилось (явно не без участия политических оппонентов), что некоторые из депутатов имеют темные пятна в биографии, в том числе и судимости (хотя и закрытые). Само возникновение таких проблем стало следствием поспешности и отсутствия тщательного отбора при формировании депутатского корпуса президентской партии. Также стало очевидно, что некоторые из депутатов открыто противопоставили себя фракции и отказались следовать политическим установкам Президента. В результате, трех депутатов исключили из состава фракции партии "Слуга народа".
С другой стороны, в ноябре в партии "Слуга народа" и ее парламентской фракции проявились и позитивные тенденции. Началось реальное строительство партии. 10 ноября состоялся съезд партии "Слуга народа", на котором произошло обновление партийного руководства. Руководителем президентской партии стал Александр Корниенко, который руководил избирательным штабом партии "Слуга народа" на парламентских выборах 2019 г., а затем стал первым заместителем руководителя парламентской фракции "Слуга народа". Во фракции стали более предметно заниматься согласованием позиций депутатов перед голосованием по принципиально важным законопроектам. Как следствие – удалось осуществить успешную мобилизацию абсолютного большинства депутатов фракции для результативного голосования по наиболее значимым законопроектам. К примеру, за законопроект об открытии в Украине рынка земли проголосовали 227 депутатов фракции, за бюджет-2020 – 240 представителей фракции "Слуга народа". И в целом дисциплина голосований в президентской фракции в ноябре (по сравнению с октябрем и концом сентября) заметно улучшилась.
Очевидно, что во фракции "Слуга народа" сохраняются достаточно серьезные проблемы, есть и небольшая внутренняя оппозиция. Но что показательно, это скорее оппозиция руководству и части коллег по фракции, но не Президенту Зеленскому. Даже депутаты-фрондеры в "Слуге народа" не выступают с прямой и открытой критикой Президента. Это дает основания для вывода, что внутри президентской парламентской фракции нет кризиса, а тем более раскола. Однако, с учетом идеологической неоднородности фракции "Слуга народа" и внешних влияний на отдельных ее депутатов, риски кризисных проявлений сохраняются.
Спецоперации по продуцированию компромата как метод политической борьбы
В октябре-ноябре произошла заметная и явно искусственная скандализация внутриполитических процессов. Большая часть политических скандалов возникла не спонтанно, а в результате целенаправленных спецопераций по продуцированию компромата. Это и переписка пранкера "Джокера" от имени якобы Генпрокурора Украины с отдельными депутатами парламента, это и записи разговоров (или переписки в мессенджерах) отдельных депутатов Верховной Рады, высокопоставленных чиновников и даже самого руководителя Госбюро расследований. Для слива добытого компромата стали использовать анонимные телеграм-каналы, а также социальные сети. Добавлю к этому и целенаправленные информационные кампании (преимущественно в традиционной стилистике) против отдельных высокопоставленных чиновников и политиков, например, против Генпрокурора Р.Рябошапки, помощника Президента Украины А.Ермака, главы парламентской фракции "Слуга народа" Д.Арахамии. В ряде случаев в таких кампаниях использовались явно сфабрикованные материалы.
Во всей этой истории проявляются две тенденции.
Во-первых, в политической борьбе стали массированно использоваться методы спецопераций. Нечто подобное происходило и ранее. Можно вспомнить скандал с пленками Мельниченко, который в свое время спровоцировал острый политический кризис в стране и даже некоторые внешнеполитические проблемы. Но сейчас используются новые методы, в том числе действия пранкеров в мессенджерах и социальных сетях. В подготовке и проведении таких спецопераций явно задействованы бывшие (а возможно и нынешние) работники спецслужб, а также солидные финансовые и организационно-технические ресурсы.
Во-вторых, с помощью таких информационно-политических спецопераций оппозиция пытается дискредитировать команду Президента Зеленского, ослабить новые украинские власти. Это информационно-политическая атака оппонентов Зеленского на фоне объективного снижения рейтингов нового главы украинского государства. Косвенно это говорит о том, что оппозиция отошла от поражения на президентских и парламентских выборах, и пытается переходить в локальные контратаки.
Инициативы о "стандартах новостей", борьбе с фейками, полемика о свободе слова
Специфической тенденцией ноября стала обостренная полемика о "стандартах новостей" и свободе слова. Эта полемика началась 6 ноября на парламентских слушаниях относительно безопасности журналистов. Председатель комитета Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики Александр Ткаченко поднял вопрос о фейковых новостях, сознательной дезинформация, журналистских стандартах, языке ненависти и попустительстве агрессии врага. В этот же день Президент Владимир Зеленский создал совет по вопросам свободы слова и защиты журналистов как консультативно-совещательный орган при президенте. 9 ноября Президент Владимир Зеленский поручил Кабинету министров до конца 2019 года разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект по урегулированию деятельности медиа в Украине, в котором необходимо предусмотреть, в частности, стандарты новостей. Инициатором этой идеи посчитали министра В.Бородянского. 21 ноября на встрече с представителями СМИ были представлены основные положения готовящегося законопроекта о регулировании СМИ, в том числе и в онлайн-сфере. Естественно, эти инициативы вызвали неоднозначную реакцию, в том числе и резкую критику в журналистской среде.
Почему возникли инициативы о регулировании СМИ и обостренная дискуссия вокруг них? Во-первых, это происходит не только у нас, а во всем мире, в том числе в развитых демократиях. Появление Интернета, социальных сетей, широкое распространение онлайн-изданий, резкое обострение проблемы "фейковых" (лживых) новостей, возникновение эпохи "постправды" резко обострило вопрос о новых стандартах регулирования масс-медиа, особенно в онлайн-сфере. Так что, это проблема глобальная, а не только украинская. Во-вторых, достаточно жесткие ограничения в сфере масс-медиа у нас уже вводились против российских СМИ, что было связано с противодействием российской информационной агрессии и пропаганде в рамках гибридного военно-политического конфликта между Украиной и Россией. Но оказалось, что российская пропаганда может действовать и через некоторые украинские СМИ. С конца августа 2018 г. возникла полемика о телеканалах В.Медведчука, и необходимости реагирования на скрытое и непрямое проникновение российской пропаганды в информационное пространство Украины. В-третьих, неформальным поводом для инициатив по регулированию СМИ стали активные информационные кампании по дискредитации отдельных представителей новой власти и парламентской фракции "Слуга народа", для чего использовались онлайн-медиа, социальные сети и анонимные телеграм-каналы.
Поэтому вся эта история является очень закономерной. Появление нового законодательного акта о регулировании СМИ представляется неизбежным. Главное при этом не бросаться в крайности, избегая, в том числе, рисков ограничения базовых стандартов свободы слова. Принятию такого закона должна предшествовать открытая профессиональная дискуссия о стандартах регулирования СМИ в новую информационную эпоху с учетом современных международных практик в этой сфере.
Переход "Батькивщины" в полную оппозицию Президенту Зеленскому
Примечательной внутриполитической тенденцией ноября стал окончательный переход парламентской фракции "Батькивщины" в оппозицию Президенту Зеленскому. Как отмечалось в предыдущих обзорах политических тенденций, это было лишь вопросом времени и конкретных обстоятельств. И до этого по ряду вопросов, прежде всего социально-экономической политики, партийная фракция Юлия Тимошенко оппонировала "Слуге народа" и, прежде всего, Кабинету министров А.Гончарука. А вот по отношению к Президенту Зеленскому сохранялась внешняя лояльность. Однако жесткое парламентское противостояние вокруг земельной реформы прервало эту двойственность, а после персональной критики Президента Зеленского в адрес Юлии Тимошенко и ядовитого ответа лидера "Батькивщины" резкий эмоциональный разрыв произошел и в отношениях В.Зеленского и Ю.Тимошенко.
Активность правоохранительных органов
Повышенная активность правоохранительных органов продолжилась и в ноябре, но ее акценты несколько сместились.
Новой тенденцией стали резонансные банковские дела (дело экс-владельца VAB-банка О.Бахматюка и бывшего первого заместителя главы Нацбанка А.Писарука; дело главы Укрэксимбанка А.Гриценко). И, думаю, это только начало. Подозрений о махинациях в банковском секторе (особенно в процессе санации банковского сектора) высказывалось и высказывается очень много. Есть и очевидный общественный и политический запрос (причем со стороны разных политических и бизнес-игроков) на расследования преступлений в банковском секторе. И это может политизировать, соответственно и деформировать, некоторые из таких расследований. Еще одним побочным эффектом таких расследований может стать их негативное влияние на работу Нацбанка Украины и ситуацию в банковской сфере.
Но самым громким в "политико-экономической" сфере стало дело "крестного отца контрабанды", одесского бизнесмена В.Альперина. Это был самый настоящий мини-сериал, продолжение которого нас еще ожидает. Вначале Президент Зеленский на своей фейсбук-странице призвал граждан помочь в поимке сбежавшего контрабандиста и пообещал ценный подарок за такую помощь. Но уже на следующий день В.Альперин сам пришел на допрос в Специализированную антикоррупционную прокуратуру (САП), где его и задержали детективы НАБУ. Ну а далее уже традиционный сюжет – мера пресечения в виде денежного залога в 70 млн. грн. (почти $4 млн.). Но это только начало громкого контрабандного дела, и, скорее всего, не одного, а целого ряда расследований по контрабанде.
В сфере борьбы с коррупцией достаточно громким стало задержание за взятку в $150 тыс. директора департамента обеспечения доступа к публичной информации Офиса Gрезидента Светланы Кондзели и ее сообщницы – экс-замминистра культуры В.Лисничей.
Не забывали правоохранительные и судебные органы и про известных политиков. 7 ноября правоохранители направили в суд обвинительный акт в отношении бывшего главы Министерства энергетики И.Насалика, подозреваемого во внесении недостоверных сведений в декларацию. В этот же день Апелляционная палата Высшего антикоррупционного суда определила для народного депутата Я.Дубневича меру пресечения в виде содержания под стражей с альтернативой залога 90 миллионов гривен. 8 ноября Высший антикоррупционный суд провел первое подготовительное заседание по делу экс-главы Государственной фискальной службы Р.Насирова, а 19 ноября в этом суде зачитали обвинительный акт по делу Р.Насирова, который ранее (в Шевченковском суде Киева) читали два года подряд. Также 19 ноября бывшему народному депутату Д.Дзензерскому сообщили о подозрении в недекларировании 4,7 млрд гривен финансовых обязательств. Еще один бывший депутат Верховной Рады Д. Святаш объявлен в розыск, о чем стало известно 16 ноября. 29 ноября Печерский районный суд Киева принял решение о продлении до 29 января 2020 года меры пресечения в виде содержания под стражей без права внесения залога бывшему народному депутату С.Пашинскому, которого подозревают в нанесении гражданину тяжкого телесного повреждения.
Но самым известным фигурантом в сфере активности правоохранителей в ноябре оказался экс-президент Петр Порошенко. 18 ноября следователи центрального аппарата Государственного бюро расследований (ГБР) направили в Генеральную прокуратуру проект сообщения о подозрении пятому президенту Украины П.Порошенко. Проект подозрения подготовлен и направлен в прокуратуру в рамках досудебного расследования уголовного производства в отношении возможного неправомерного влияния на проведение конкурса по отбору кандидатов для назначения членов Высшего совета правосудия в марте-мае 2019 г. Одновременно следователи ГБР направили в прокуратуру проект представления в Верховную Раду о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности П.Порошенко, который является действующим народным депутатом. Генпрокурор Руслан Рябошапка в этой связи сообщил журналистам, что эти материалы ГБР "отрабатываются", при этом он не исключил, что в эти документы могут внести определенные правки. Возможно, что вопрос о снятии депутатской неприкосновенности с П.Порошенко будет рассматриваться перед Новым годом, но могут дождаться и начала 2020 г., когда институт депутатского иммунитета прекратит свое существование.
Самым неожиданным фигурантом активности правоохранителей в ноябре оказался мэр Львова Андрей Садовый. 21 ноября САП объявила о подозрении в злоупотреблении властью мэру Львова А.Садовому. Мэру Львова вменили неправомерное решение о выделении земельного участка под строительство индустриального парка. Это расследование началось еще в 2016 г., но подозрение А.Садовому предъявили только сейчас. 27 ноября Высший антикоррупционный суд избрал А.Садовому меру пресечения в виде залога 1 миллион гривен. В связи с делом А.Садового выскажу экстравагантное предположение о начале конкуренции между правоохранительными органами по делам, фигурантами которых являются известные политики.
И в заключении о необычной, но, наверное, уже закономерной тенденции – это дела по "политическому хулиганству": дело о нападении О.Ляшко на А.Геруса, дело народного депутата С.Федыны и ее подруги М.Зверобой (об угрозах в адрес Президента Зеленского). Я не вижу в этих делах особой криминальной перспективы (суровых судебных приговоров), но зато ожидаю появления новых подобных дел, с учетом нарастания числа скандально эпатажных политических конфликтов.
Коломойский против МВФ
В середине ноября Игорь Коломойский шокировал всех (от простых украинцев до западных политиков и аналитиков) своими заявлениями в интервью "Нью-Йорк Таймс" о развороте в сторону России, о российских танках возле Кракова и Варшавы, о готовности взять 100 млрд. долларов у россиян. Офис Президента Украины вынужден был заявить, что "Игорь Коломойский не является представителем власти и команды Владимира Зеленского, он не имеет полномочий говорить что-то от имени Украины или Офиса президента, с ним не обсуждаются позиции по решению государственных дел". На заявления Коломойского вынужден был отреагировать и сам Президент Зеленский. На брифинге во время визита в Эстонию он заявил, что геополитический вектор страны относительно сближения с Европой или Россией определяет народ, а не олигарх Игорь Коломойский.
Что означает эта очередная вспышка эпатажной информационно-политической активности Коломойского? Во-первых, это явно эмоциональная реакция Коломойского (возможно даже под градусом) на предельно жесткую позицию МВФ о недопустимости возврата Приватбанка бывшим владельцам, и вообще каких-либо компенсационных сделок с Коломойским по Приватбанку. Во-вторых, это специфический, крайне агрессивный стиль Коломойского, его склонность к эпатажно конфликтным заявлениям. В-третьих, это своеобразная "психическая атака" Коломойского на МВФ и других своих оппонентов на Западе и в Украине. Это не решение о геополитическом развороте в сторону России, это шантаж западных партнеров Украины. Коломойский как-бы говорит им: отцепитесь от меня и от Приватбанка. Но отцепиться не получиться. Слишком много средств потрачено на спасение Приватбанка от банкротства, да и долгов структур Коломойского перед Приватбанком также достаточно много. И вряд ли новое украинское руководство сможет отказаться от сотрудничества с МВФ в условиях пиковых выплат по внешним долгам. В "нелюбовном треугольнике" Зеленский-Коломойский-МВФ не может быть мирного сосуществования или мирового соглашения.
Своими эпатажными заявлениями и войной с МВФ Коломойский сознательно или невольно создает политические проблемы для Президента Зеленского и для своих отношений с президентской командой. Обе стороны не готовы к разрыву, но Коломойский своими действиями и заявлениями все сильнее отталкивает от себя Зе-команду.
Кульминация противостояния между Коломойским и МВФ ожидается в декабре. Олигарх из Днепра надеется взять реванш за утрату Приватбанка в Шестом Апелляционном суде Киева, заседание которого должно состояться 19 декабря. Кабмин Украины, Нацбанк и МВФ хотят нейтрализовать реваншистские амбиции Коломойского через принятие специального законопроекта, который запрещает возвращать национализированные банки бывшим собственникам.
Тенденции общественного мнения
Ноябрьские исследования общественного мнения, проведенные различными социологическими центрами, показали очень парадоксальную картину. Все опросы показывают постепенное нарастание критичных настроений в обществе, в том числе по отношению к новой власти. Так у нас было всегда, особенно после окончания "медового месяца" новой власти. Это абсолютно закономерная ситуация, что отмечалось и в предыдущем обзоре политических тенденций. При этом, как это ни парадоксально, партийно-политические симпатии украинцев почти не меняются (по данным опроса Соцгруппы "Рейтинг", проведенного 20-24 ноября 2019 г., и, косвенно, по данным опроса Фонда "Демократические инициативы" и Киевского международного института социологии (КМИС), проведенного 4-19 ноября 2019 г.). Снова проявляется типичная для украинцев амбивалентность (неоднозначность, противоречивость) социально-политических позиций и установок. Что подтверждают все опросы? Абсолютное большинство украинцев поддерживают миротворческие действия Президента Зеленского (75% по данным опроса Фонда "Демократические инициативы" и КМИС), более позитивно воспринимают его политические действия и решения, и более критично – действия в сфере социально-экономической политики (особенно относительно земельной реформы и большой приватизации). Именно со вторым обстоятельством будут связаны главные рейтинговые риски для команды Зеленского в предстоящий зимний период и второе полугодие его президентства.
Военно-политическая ситуация на Донбассе: разведение войск в районе Золотого и Петровского
Военная ситуация в зоне конфликта на Донбассе в ноябре по сравнению с октябрем существенно не изменилась. Однако следует отметить некоторое снижение интенсивности ежесуточного числа обстрелов украинских позиций (в 20-х числах ноября – менее 10 в среднем за сутки). Число погибших украинских военнослужащих по сравнению с октябрем несколько снизилось (в ноябре погибли 6 украинских военнослужащих, еще двое скончались от ран; в октябре погибли 10 человек), а вот число раненых несколько возросло (в ноябре – 35, в октябре -27).
Главным военно-политическим событием ноября в зоне конфликта стало разведение войск в районе Золотого (завершилось 1 ноября) и Петровского (9-11 ноября). Вслед за разведением войск начался процесс разминирования демилитаризованных территорий. Это было сделано как условие подготовки и проведения саммита лидеров стран Нормандского формата. Следует отметить, что эти действия сопровождались провокациями (как, например, приезд в Золотое депутата Госдумы РФ), а также срывом запланированных сроков разведения войск (что в районе Петровского происходило дважды).
Среди провокационных действий сепаратистов необходимо отметить решение "Народного совета" (псевдопарламента) так называемой "ДНР" об установлении "государственной границы" с Украиной, с включением в состав "ДНР" всей территории Донецкой области. Эти решения абсолютно никчемны в правовом и политическом смысле. Однако эти действия противоречат духу и букве Минских соглашений и явно были нацелены на создание проблем в переговорах в Нормандском формате.
Позитивным событием ноября в зоне конфликта на Донбассе стало открытие пешеходного моста в Станице Луганской. Это стало возможным в результате разведения войск в этом районе.
Тактическая борьба вокруг саммита лидеров стран "Нормандского формата"
Весь ноябрь происходила активная и сложная тактическая борьба между Украиной и Россией относительно проведения саммита лидеров стран Нормандского формата.
Вначале это была борьба за саму возможность проведения саммита "нормандской четверки" в Париже. Разведение войск в районе Золотого и Петровского создало предпосылки для встречи лидеров Германии, России, Украины и Франции. Однако российское руководство под надуманными предлогами затягивало с согласием на проведение саммита "нормандской четверки" на высшем уровне. 11 ноября Путину позвонила канцлер ФРГ А.Меркель, призывая его быстрее определиться в этом вопросе.
Подготовку к саммиту в Париже едва не запутало заявление первого Президента Казахстана Н.Назарбаева о возможности личной встречи Президента России и Президента Украины в Казахстане. Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко подтвердил сам факт такого предложения Н.Назарбаева, но отметил, что оно не содержало конкретики, и вероятность такой встречи в Астане не очень велика. Вслед за этим Президент России Владимир Путин исключил возможность встречи с президентом Владимиром Зеленским до встречи в "нормандском формате".
15 ноября стало известно, что лидеры стран "нормандской четверки" встретятся в Париже 9 декабря. Правда в Москве некоторое время не подтверждали этой даты, но это было лишь традиционным тактическим приемом Кремля.
Тактическая игра России проявилась даже в вопросе о возвращении украинских кораблей, захваченных 25 ноября 2018 г. Этого требовал Президент Зеленский, на этом настаивали Германия и Франция. 15 ноября (в день, когда стало известно, что "нормандская четверка" встретится 9 декабря) российские СМИ сообщили, что Россия вернет захваченные корабли до встречи в Париже. Однако на следующий день в российском МИД заявили, что не увязывают передачу Украине кораблей, захваченных в Керченском проливе, с предстоящим саммитом в "нормандском формате". Тем не менее, 17 ноября стало известно, что захваченные украинские корабли все-таки выводят из Керчи для их передачи Украине. 20 ноября захваченные корабли вернулись на территорию Украины, но в мародерски разграбленном виде. История с возвратом захваченных кораблей еще раз показала тактические особенности действий России в переговорном процессе. Сначала в процессе закрытых переговоров достигается некое решение. Об этом появляется утечка в СМИ, затем российские официальные лица опровергают эту информацию. В ряде случаев достигнутые договоренности могут срываться (иногда по нескольку раз). Но затем согласованное на переговорах решение все-таки выполняется, но с дополнительными условиями или в оскорбительной для Украины форме.
Во второй половине ноября тактическая борьба вокруг саммита "нормандской четверки" не прекратилась, а перешла на новый уровень. Главным предметом острых дискуссий стала повестка дня предстоящего саммита и содержание итогового документа. Параллельно происходил обмен публичными заявлениями о дальнейшем развитии мирного процесса на Донбассе. Как уже отмечалось, 18-19 ноября Украину посетил министр иностранных дел Германии Г.Маас. По неофициальным данным он привез в Киев информацию о позиции российской стороны по ключевым вопросам предстоящего саммита. Была задействована и телефонная дипломатия. 18 ноября состоялись телефонные переговоры Президента Франции Макрона и Президента РФ Путина. 25 ноября Президент Украины Зеленский провел телефонные переговоры с Президентом РФ Путиным, а 28 ноября – с канцлером ФРГ Меркель.
Следует отметить, что главные оппоненты на предстоящих переговорах – президенты Зеленский и Путин – публично обозначили свои переговорные позиции и пытаются навязать свою повестку саммита в Париже. Путин акцентировал внимание на необходимости обсуждения с Зеленским газового вопроса, и на недопустимости пересмотра Минских соглашений. Судя по всему, российская позиция на переговорах в Нормандском формате вряд ли изменится существенно. А вот Президент Зеленский явно везет в Париж целый пакет новых инициатив: о децентрализации для всей Украины, а не только об "особом статусе" для отдельных районов Донецкой и Луганской областей; об участии в переговорах в Минске представителей всех районов Донецкой и Луганской областей, в том числе находящихся под контролем Украины, а также беженцев из конфликтного региона; о поэтапной передаче Украине контроля над украино-российской границей в зоне конфликта; и по ряду других вопросов. Вряд ли по всем этим предложениям будут приняты конкретные решения. Но для Зеленского и украинской делегации очень важно будет повлиять на дальнейшую повестку переговоров в Нормандском формате. Фактически, для Зеленского встреча в Париже будет "разведкой боем", стартом мирного переговорного процесса, на который он выходит со своей собственной позицией.
Характер и результат саммита в Париже во многом будет зависеть от позиции лидеров Германии и Франции. В этой связи стали появляться спекуляции, что, якобы, на этих переговорах Зеленский будет в одиночку противостоять трем остальным участникам саммита. Такая оценка не соответствует действительности. На самом деле все гораздо сложнее. Да, есть очевидное заигрывание Макрона с Путиным. Но такую тактику Макрона не приветствуют в Берлине. Все серьезные европейские эксперты отмечают существенные различия в позициях Меркель и Макрона, и не только по отношению к России. И такая ситуация существенно осложнит ход переговоров в Париже. В этой связи очень многое будет зависеть от позиции и активности канцлера ФРГ Ангелы Меркель.
Каких результатов можно ожидать от саммита в Париже? Не будет какого-либо радикального прорыва в переговорах (в том числе и никакой "капитуляции"), но не будет и провала. Мирный переговорный процесс сдвинется с мертвой точки, в которой он оказался в конце 2016 г. Можно ожидать договоренностей о прекращении огня, обмене пленными, продлении действия закона "Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей", о продолжении процесса разведения войск в зоне конфликта (но без конкретизации). Также возможно возобновление работы над Дорожной картой реализации Минских соглашений.
Активизация газовых переговоров между Украиной и Россией
В ноябре резко активизировались газовые переговоры между Украиной и Россией, которые к тому же приобрели обостренное политическое значение. С окончанием газового контракта между Украиной и Россией возникает риск новой газовой войны между двумя странами, что создаст некоторые проблемы и для стран Евросоюза. Правда, и в Украине и в ЕС к такому сценарию подготовились, закачав в свои хранилища дополнительные объемы газа. Военно-политический конфликт между Украиной и Россией, возникший в 2014 г., создал дополнительное напряжение и в переговорах по газу. Украина вот уже четыре года как отказалась от импорта российского газа. И сейчас в Украине немало противников возобновления прямых закупок российского газа. Дополнительная политическая интрига возникла в связи с тем, что тема нового соглашения между Украиной и Россией по инициативе Президента РФ Путина будет обсуждаться на его встрече с Президентом Украины Зеленским во время саммита "нормандской четверки" в Париже. Собственно, переговоры на эту тему между президентами Путиным и Зеленским уже начались во время их телефонного разговора 25 ноября.
Россия в переговорах традиционно использует тактику "кнута и пряника" – грозит перекрыть газ с 1 января 2020 г., но одновременно предлагает покупать свой газ по более низкой цене. Причем и "страшилки" и предложения озвучивал сам Президент Путин. Украина атакует через Стокгольмский арбитраж. 3 ноября НАК "Нафтогаз Украины" подал в Стокгольмский арбитраж очередной иск к российскому "Газпрому", а 27 ноября выиграл суд по апелляции Газпрома. Россия, в свою очередь, настаивает на отказе Украины от решений Стокгольмского арбитража как главном условии нового газового соглашения. Именно эта проблема может стать главным препятствием на пути к новому газовому соглашению между Украиной и Россией.
В качестве новой тенденции (впервые, после многолетнего перерыва) можно отметить факт прямых переговоров профильных министров энергетики Украины и России, которые состоялись 28 ноября в Вене. Ранее газовые переговоры велись в трехстороннем формате – между НАК "Нафтогаз Украины" и российским Газпромом с участием представителей Еврокомиссии.
Очевидно, что Украина заинтересована в новом соглашении о транзите российского газа в Европу. Об этом заявляют и Президент Зеленский и Премьер-министр Украины Гончарук. Но, как и в переговорах по Донбассу, речь должна идти о взаимоприемлемом компромиссе, это не может быть соглашение только на российских условиях.
Украина выигрывает в международных судах против России
Позитивной внешнеполитической тенденцией ноября 2019 г. стали победы Украины в международных судах в правовых конфликтах с Россией. И пусть речь идет пока о процедурных решениях, важен сам факт таких побед.
8 ноября Международный суд ООН признал приемлемой жалобу в деле Украины против РФ о нарушении Россией Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Суд отклонил возражения России, которая требовала от суда закрыть это дело. Таким образом, в дальнейшем Суд ООН может перейти к рассмотрению этого дела по существу.
В этот же день Международный суд ООН отклонил аргументы РФ в отношении жалобы Украины о нарушении Россией Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Рассмотрение этого дела по существу будет продолжено.
В контексте крымской проблемы отмечу, что 14 ноября Третий комитет Генассамблеи ООН принял проект резолюции о защите прав человека в Крыму в условиях российской оккупации.
27 ноября НАК "Нафтогаз Украины" выиграл апелляцию по первой жалобе российского "Газпрома" на решение Стокгольмского арбитража, который удовлетворил требования украинской компании о компенсации за недопоставленные Газпромом объемы газа для транзита. Апелляционный суд округа Свеа согласился с решением Стокгольмского арбитража по спору Газпрома с Нафтогазом по поводу контракта на поставку газа.
Все эти решения говорят о прочности международно-правовых позиций Украины в противостоянии с Россией.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.