Политические тенденции 2019 г.
Год Владимира Зеленского
2019 год стал годом оглушительной сенсации по имени Владимир Зеленский. В конце января он неожиданно стал фаворитом президентских выборов. В апреле сенсационно выиграл выборы главы украинского государства, хотя еще за полгода до этого никто не прогнозировал именно такой исход президентской гонки. По некоторым данным и сам Владимир Зеленский не ожидал подобного результата. 20 мая он официально стал Президентом Украины, объявил досрочные парламентские выборы, которые выиграла его партия. Уже в конце августа Президент Зеленский сосредоточил в своих руках контроль и над парламентом, и над правительством, что также стало полной неожиданностью. "Слуга народа" стал хозяином страны. С приходом к власти в Украине Владимира Зеленского – самого необычного Президента за 28 лет истории независимой Украины, и самого необычного государственного лидера в современной Европе – в нашей стране стартовал грандиозный политический эксперимент. Главой государства стал человек, который никогда ранее не занимался политикой, не был на государственной службе. Более того, и новый глава правительства – Алексей Гончарук, и 90% членов нового Кабинета министров, почти все руководители Офиса Президента Украины, большинство новоизбранных парламентариев не имели до избрания (назначения) опыта руководящей работы в органах государственного управления и/или публичной политической деятельности. Чем закончится этот политический эксперимент, пока говорить рано. Но то, что правление Владимира Зеленского будет необычным, уже очевидно. Он еще неопытен и во многих вопросах политически наивен, но решителен и настойчив (даже упрям). Он пришел к власти с минимальной командой из партнеров по шоу-бизнесу и тех, кто ему помогал во время президентских выборов. Кадровая политика команды Зеленского была во многом поспешной и хаотичной, с немалым числом ошибочных решений. Но Владимиру Зеленскому не только удалось удержать власть, он сумел ее укрепить и расширить. Президент Зеленский предпочитает тактику блицкригов, но уже понимает, что не все политические и социально-экономические проблемы можно решить быстро, решительным штурмом. Президентская власть будет менять Владимира Зеленского, как меняла всех его предшественников на посту главы государства. Нас наверняка ждет еще немало сюрпризов от Президента Зеленского.
Становление Православной церкви Украины
6 января 2019 г. Православная церковь Украины (ПЦУ), которая была создана в результате объединительных процессов в декабре 2018 г., получила томос об автокефалии. Торжественная церемония вручения томоса состоялась в Константинополе при участии Вселенского патриарха Варфоломея. 30 января ПЦУ получила официальную регистрацию.
3 февраля 2019 г. в соборе Святой Софии в Киеве состоялась интронизация руководителя ПЦУ, Митрополита Киевского и всея Украины Епифания.
Несмотря на смену власти в стране, существенное изменение политической конъюнктуры, попытки ревизии решений Поместного собора, состоявшегося 15 декабря 2018 г. и создавшего ПЦУ, агрессивную фронду Патриарха Филарета, Православная церковь Украины выстояла и укрепилась.
Создание Высшего Антикоррупционного суда Украины
Одним из главных событий 2019 г. стало создание Высшего Антикоррупционного суда Украины. В январе-феврале происходил отбор судей. 6 марта 2019 г. Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС) назвала имена 39 судей, прошедших отбор. 11 апреля Президент Украины подписал указы о назначении 38 судей Высшего Антикоррупционного суда Украины. Свою работу Высший Антикоррупционный суд Украины начал 5 сентября. Большинство его первых решений носили процессуальный характер, в основном касались выбора меры пресечения для лиц, обвиняемых в совершении коррупционных деяний. Рассмотрение по сути наиболее резонансных дел по топ-коррупции только начинается. Не стоит ожидать быстрых приговоров по наиболее резонансным делам. Процессуальная машина украинского правосудия работает, увы, не слишком быстро. Ожидания, связанные с Высшим Антикоррупционным судом Украины, как это часто у нас бывает, явно завышены. Тем не менее, создание этого суда является важным этапом в реализации государственной антикоррупционной политики в Украине.
Приговор экс-президенту Украины – прецедент или начало новой тенденции?
24 января 2019 г. Оболонский суд г. Киева осудил экс-президента Украины В.Януковича на 13 лет за государственную измену. Это событие стало одним из наиболее заметных в картине украинской политики 2019 г. Пусть и заочно, но впервые бывшего главу украинского государства осудили и приговорили к длительному тюремному сроку. Несомненно, что это значимый прецедент. Не станет ли он специфической тенденцией? Ведь в 2019 г. Государственное бюро расследований (ГБР) открыло целый ряд криминальных производств относительно бывшего Президента Украины П.Порошенко, а в ноябре передало в Генпрокуратуру проект подозрения о совершении Петром Порошенко преступлений, связанных с злоупотреблением властью. Ответ на этот вопрос мы узнаем в будущем году.
Аномальные выборы
Президентские и парламентские выборы 2019 г. продемонстрировали целый ряд рекордов. Фактически они стали аномальными с точки зрения привычных (до 2019 г.) закономерностей президентских и парламентских выборов в Украине.
Владимир Зеленский получил рекордный процент голосов среди всех победителей президентских выборов в Украине – 73,22%. Рекордом стало и то, что Владимир Зеленский победил во всех регионах страны, за исключением Львовской области. На предыдущих президентских и парламентских выборах, голосование жителей восточных и западных, русскоязычных и украиноязычных регионов страны существенно различалось. Президентские выборы 2019 г. отличались от предыдущих общенациональных выборов в Украине и существенным снижением активности избирателей в западноукраинских областях, скорее всего, за счет трудовой эмиграции из этих регионов. В итоге произошло относительное выравнивание электоральной активности жителей различных регионов страны.
Внеочередные парламентские выборы-2019 также стали рекордными по целому ряду показателей. Во-первых, рекордным стал результат партии-победительницы по общегосударственному округу. Партия "Слуга народа" получила 43,16%. Во-вторых, впервые одна партия выиграла выборы в абсолютном большинстве одномандатных округов. Особенностью внеочередных парламентских выборов 2019 г. стала рекордно низкая явка избирателей – 49,84% от общего числа зарегистрированных избирателей. Этому антирекорду способствовало проведение выборов в разгар лета, когда значительное число избирателей, находятся в отпусках и на каникулах, покидают постоянное место жительства в целях отдыха.
Электоральные рекорды 2019 г. были обусловлены тремя причинами: 1) беспрецедентным кризисом доверия к традиционным политическим лидерам и элитам; 2) феноменом Владимира Зеленского – поддержкой популярного "неполитического лидера", который стал восприниматься фактически как единственная альтернатива традиционным политическим лидерам и элитам; 3) досрочные парламентские выборы состоялись через три месяца после президентских выборов, стали их "третьим туром", прошли под знаком популярности Владимира Зеленского.
Смена власти в Украине
Президентские выборы, прошедшие в марте-апреле 2019 г., а затем и досрочные парламентские выборы, состоявшиеся 21 июля 2019 г., привели к смене власти в Украине. Был реализован общественный запрос на кардинальное обновление власти и политических элит. Был избран новый Президент Украины, состав Верховной Рады обновился на 80%, появились новая правящая партия и однопартийное парламентское большинство, сформировавшее новое правительство. Состав Кабинета министров обновился почти на 90%. Самое главное, что смена власти в стране произошла цивилизованным демократическим путем.
Формирование нового политического режима
После парламентских выборов, начала работы новой Верховной Рады, формирования нового правительства произошло стремительное формирование нового политического режима, центральной фигурой которого является Президент Владимир Зеленский. Формально юридически Украина остается парламентско-президентской республикой, а де-факто у нас – президентская форма правления (даже не президентско-парламентская). И дело не только в том, что пропрезидентская партия получила абсолютное большинство в Верховной Раде, полностью контролирует Кабинет министров. В отношениях с правительством, парламентом и правоохранительными органами Президент В.Зеленский стал проявлять императивный (фактически приказной) стиль взаимодействия. В парламенте такая практика иногда дает сбой, но в целом это новая политико-управленческая реальность. Однако надо учитывать, что такая система имеет неформальный характер и будет работать до той поры, пока Президент Зеленский сохраняет достаточно высокий уровень популярности и политический, а также личностный контроль над основными институтами власти в стране.
Изменения партийно-политического ландшафта: новые партии, новые лица
Президентские и парламентские выборы 2019 г. существенно изменили партийно-политический ландшафт Украины. Однопартийное большинство в Верховной Раде сформировала пропрезидентская партия "Слуга народа", юридически оформленная в конце 2017 г, а реально создающаяся только сейчас. Еще одна партия, прошедшая в парламент в 2019 г., – "Голос" – была создана только накануне нынешних парламентских выборов.
Еще две партии, имеющие фракции в Верховной Раде 9-го созыва, формально являются новыми, но на самом деле имеют длинную и специфическую предисторию – это "Оппозиционная платформа "За жизнь" (ОПЗЖ) и "Европейская солидарность" во главе с Петром Порошенко.
ОПЗЖ формально была создана в декабре 2018 г., но с 2016 г. по 2018 г. действовала под названием "За жизнь", а с 1999 г. до 2016 г. формально существовала (будучи явным политическим маргиналом) под названием "Всеукраинское объединение "Центр". На самом деле, ОПЗЖ стала политическим альянсом бывших ведущих представителей Партии регионов, а затем "Оппозиционного блока" (Ю.Бойко, С.Левочкин и др.) с группировкой Виктора Медведчука и группой бизнесменов, "абонировавших" места в партийном списке ОПЗЖ.
"Европейская солидарность" Петра Порошенко ведет свою родословную от партии "Солидарность", созданной Петром Порошенко еще в 2000 г. В самом начале своей истории под названием "Партия солидарности Украины" принимала участие в создании Партии регионов, в 2002 г. – блока Виктора Ющенко "Наша Украина". Тем не менее, партия не исчезла, хотя и не демонстрировала самостоятельной политической активности. В 2014 г. партия была воссоздана под названием "Блок Петра Порошенко", а в январе сменила название на "Блок Петра Порошенко "Солидарность". В марте 2019 г. произошел очередной ребрендинг – партия Петра Порошенко стала называться "Европейская солидарность". В ее состав вошли и ряд бывших представителей "Народного фронта".
Предистория ОПЗЖ и "Европейской солидарности" П.Порошенко показывает одну примечательную тенденцию украинской партийной системы – популярность партийного ребрендинга, склонность украинских политиков к конъюнктурно-политтехнологической мимикрии своей партий, и к постоянному обновлению своих политических альянсов.
Из пяти партий, которые преодолели пятипроцентный избирательный барьер на выборах 21 июля 2019 г., только "Батькивщина" имеет солидную историю с неизменным названием. Партия Юлии Тимошенко была создана 20 лет назад и все эти годы успешно участвовала в парламентских и других выборах, либо напрямую, либо будучи ядром избирательных блоков – Блок Юлии Тимошенко (БЮТ) – в 2002, 2006 и 2007 гг.; "Объединенная оппозиция" в 2012 г.
Говоря об изменениях партийно-политического ландшафта Украины в 2019 г. необходимо отметить, что победитель парламентских выборов 2014 г. – "Народный фронт" – вообще не участвовал в выборах 2019 г. (ни в президентских, ни в парламентских). Еще три партии, прошедшие в Верховную Раду в 2014 г., в 2019 г. не смогли преодолеть пятипроцентный барьер на парламентских выборах, – "Оппозиционный блок", "Самопомощь", Радикальная партия Олега Ляшко.
Заметные изменения партийно-политического ландшафта у нас происходят на каждых парламентских выборах, особенно после очередных президентских выборов. Увы, но наша партийная система очень нестабильна и изменчива. Но в этот раз изменения более существенные, связанные в том числе и с масштабным обновлением политических поколений. Как уже отмечалось, Верховная Рада обновилась на 80%, а Кабинет министров – почти на 90%. И новые лица в политической элите страны – это либо сверстники Владимира Зеленского, либо представители более младшей поколенческой когорты. Средний возраст депутатов парламентской фракции "Слуга народа" – 38 лет, Кабинета министров во главе с А.Гончаруком – 39 лет. Такого омоложения политической элиты у нас не происходило за все 28 лет независимой Украины.
Новые явления украинского парламентаризма
Верховная Рада 9-го созыва подарила нам новые явления украинского парламентаризма -
"однопартийное большинство" (или "моно-большинство") и "Турбо-режим".
В 2019 г. впервые за всю историю независимой Украины одна партия смогла сформировать свое собственное парламентское большинство. Партия "Слуга народа" смогла провести в состав Верховной Рады 254 своих депутатов.
Однопартийное большинство позволило появиться еще одному специфичному парламентскому феномену – Верховная Рада заработала в "турбо-режиме". За первые 50 дней своей работы Верховная Рада рассмотрела 209 законопроектов и приняла 56 законов. Такой темп законопроектной работы наблюдался впервые в истории парламентаризма независимой Украины. Правда, многие наблюдатели оценивали "турбо-режим" очень неоднозначно, критиковали и за излишнюю спешку, и за недостаточное качество принимаемых законопроектов, и за проблемы с соблюдением парламентского регламента. А вот в отчете ЕС о выполнении Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом, опубликованном 13 декабря 2019 г., "турбо-режим" получил скорее положительную оценку: "С началом работы нового правительства и парламента возобновилась стремительная законодательная работа, которая отражает высокий уровень запросов граждан Украины, в частности по экономическим реформам и верховенству права".
Как бы не оценивали наблюдатели феномены однопартийного парламентского большинства и парламентского "турбо-режима", похоже, что они уходят в прошлое. "Турбо-режим" фактически уже прекращен. В Офисе Президента закончились законопроектные заготовки, подготовленные летом. Да и парламентарии, даже во фракции "Слуга народа", хотят более тщательно и основательно работать над законопроектами.
Окончанию "турбо-режима" способствовало также нарастание внутренних проблем и противоречий во фракции "Слуга народа". Еще в октябре произошло заметное обострение внутренних политических дискуссий и даже проявление определенных политико-идеологических и межличностных противоречий внутри фракции "Слуга народа". В ноябре пришлось даже исключить из состава пропрезидентской фракции трех депутатов. Внутри парламентской фракции "Слуга народа" нет кризиса, а тем более раскола. Однако, с учетом идеологической неоднородности фракции "Слуга народа" и внешних влияний на отдельных ее депутатов, риски кризисных проявлений сохраняются. Формально однопартийное большинство сохранится, но, как показала практика парламентских голосований в конце 2019 г., работать оно будет не автоматически и не каждый раз.
Новый всплеск реформ после смены власти в Украине
Смена власти в Украине не остановила процесс реформ. Напротив, реформаторские процессы получили новый импульс. Причем, реформы инициированы в самых разных сферах (конституционные изменения; административно-политическая сфера, экономика, судебная и правоохранительная системы). Как это было и раньше, реформаторские инициативы вызывают очень неоднозначную реакцию, а в ряде случаев и острую политическую борьбу. В ряде случаев критика звучит и со стороны ЕС (по судебной реформе, и по проекту реформы СБУ), но в целом европейские партнеры положительно оценивают активизацию процесса реформ в Украине.
Отмечу некоторые особенности реформ при новой власти в Украине. В абсолютном большинстве случаев главным инициатором и разработчиком реформ выступает Офис Президента Украины. Но в роли конкретных исполнителей-разработчиков могут выступать правительство (отдельные ведомства, как например, министерство экономики – по земельной реформе), либо руководители профильных парламентских комитетов (как, например, Д.Гетманцев, ставший инициатором налоговой реформы). Реформу прокуратуры, Государственного бюро расследований и Национального агентства противодействия коррупции готовил Р.Рябошапка, еще в свою бытность заместителем главы Офиса Президента Украины. А вот подготовкой судебной реформы занималась комиссия по вопросам правовой реформы при Офисе Президента Украины. И, судя по некоторым данным, у этой реформы было много разных "родителей". Отсюда и ее эклектичность. Этот недостаток характерен и для ряда других реформ, в том числе и земельной. Как и ранее, одной из главных проблем в процессе подготовки и реализации реформ является отсутствие системности.
Общественно-политические противоречия вокруг земельной реформы
Самой резонансной реформой, инициированной командой Президента Зеленского, стала отмена моратория на куплю-продажу сельскохозяйственной земли и запуск процесса создания рынка сельскохозяйственной земли в Украине. Процедура законодательного утверждения земельной реформы еще не завершена, так что борьба по поводу ее реализации продолжится и в 2020 г.
Какие политические тенденции проявились в процессе инициирования и продвижения земельной реформы?
Во-первых, Президент Зеленский стал первым государственным руководителем Украины, который проявил волю к такой реформе. Хотя тема создания рынка сельскохозяйственной земли в Украине обсуждается уже около 20 лет, все предыдущие руководители нашей страны не решались это делать из-за критического отношения большинства украинских граждан к приватизации сельскохозяйственной земли. К примеру, и Президент Порошенко и Премьер-министр Гройсман были сторонниками создания рынка сельскохозяйственной земли в Украине, но так и не решились это сделать из-за политических рисков. Решительность Президента Зеленского, и подконтрольное ему однопартийное большинство стали определяющими факторами, которые позволили преодолеть заколдованную патовую ситуацию вокруг земельной реформы в Украине.
Однако, инициирование отмены моратория на куплю-продажу сельскохозяйственной земли и запуск процесса создания рынка сельскохозяйственной земли в Украине ожидаемо вызвали жесткое сопротивление и разнообразные конфликты интересов.
Среди тех, кто наиболее активно выступает против земельной реформы – фермеры и значительная часть малого и среднего аграрного бизнеса. У представителей этого сектора аграрной экономики в большинстве случаев нет средств на выкуп земли, которую они сейчас арендуют, а банковские кредиты очень дороги. Велика вероятность, что стоимость аренды сельскохозяйственной земли после земельной реформы существенно возрастет, что также невыгодно малому и среднему бизнесу в аграрной сфере. По схожим причинам критически относится к созданию рынка сельскохозяйственной земли в Украине и часть крупного бизнеса, особенно та, что использует государственные земли в теневой и коррупционный способ.
Против земельной реформы выступили и разнообразные политические оппоненты Президента Зеленского – от ОПЗЖ и "Батькивщины" до "Голоса". В большинстве случаев это обусловлено конъюнктурными соображениями. Так как большинство украинцев критически относятся к приватизации сельскохозяйственной земли, политически выгодно выступать против земельной реформы. Эта логика подействовала даже на "Голос" и "Европейскую солидарность" П.Порошенко, которые ранее поддерживали приватизацию сельскохозяйственной земли. Но есть политические силы, которые давно и принципиально выступают против приватизации сельскохозяйственной земли, исходя из идеологических соображений, – "Батькивщина" и националистические партии. Оппозиционные силы также надеются, что на теме земельной реформы вырастет их популярность и снизятся рейтинги Президента Зеленского и его партии. Интересно, что в лагере противников земельной реформы появился и такой необычный субъект как олигарх И.Коломойский. Он, вроде бы поддерживает Президента Зеленского, но при этом, как оказалось, финансово и организационно стал содействовать противникам земельной реформы. На это публично обратил внимание даже Президент Зеленский. Этот парадокс объясняется просто – Коломойский ведет войну с МВФ и либералами в окружении Президента Зеленского, поэтому надеется, что срыв земельной реформы приведет и к прекращению сотрудничества Украины с МВФ.
Негативная реакция общественного мнения на приватизацию сельскохозяйственной земли (по данным социологов такие настроения характерны для абсолютного большинства украинцев) обусловлена одновременно несколькими причинами: 1) сакральным отношением к земле, традиционно характерным для культуры такой земледельческой нации как украинцы; 2) постсоциалистическими негативными стереотипами (опасениями, что украинскую землю скупят иностранцы и крупный капитал); 3) негативным опытом приватизации 1990-х гг., которая была воспринята как "прихватизация", хищническое и несправедливое присвоение отдельными людьми общенародного достояния. Но при этом надо учитывать, что для горожан, которые составляют большинство населения страны, земельная проблема является абстрактной и не касается напрямую их непосредственных социальных интересов (в отличие, например, от тарифной проблемы). Поэтому не стоит ожидать, что широкие массы городского населения поднимутся на новый Майдан из-за земельной реформы.
Проблемы с законодательным продвижением земельной реформы во многом были обусловлены и тем, что соответствующие законопроекты, поданные в Верховную Раду, недостаточно учитывали специфические интересы фермеров, содержали завышенные нормы приватизации сельскохозяйственной земли в одни руки. Реализация компромиссных подходов к земельной реформе может снять часть существующих проблем. Негативные стереотипы большей части украинцев по отношению к приватизации сельскохозяйственной земли это не изменит, но может помочь законодательному утверждению земельной реформы в парламенте.
Сохранение приоритетов внешней политики Украины
Самой значимой тенденцией 2019 г. во внешней политике стало сохранение ее приоритетов, несмотря на кардинальную смену власти в Украине. Во время президентских выборов весной 2019 г. звучало немало апокалиптических "страшилок" об отказе от политики европейской и евроатлантической интеграции, о развороте в сторону России, в случае избрания Президентом Украины Владимира Зеленского. Ничего этого не произошло. Первым заграничным визитом Президента Зеленского стало посещение Брюсселя, встречи с руководством Евросоюза и НАТО, подтверждение неизменности внешнеполитического курса страны, выбранного в 2014 г. Таким образом стало очевидно, что приоритеты внешней политики Украины определяются не просто интересами и желаниями отдельных политиков, приходящих к власти в Украине, а ценностным выбором абсолютного большинства украинцев.
Украинская тема в предвыборном политическом противостоянии в США
В 2019 г. в США резко обострилось внутриполитическое противостояние, в значительной мере спровоцированное приближением президентских выборов, которые должны состояться в начале ноября 2020 г. Дело даже дошло до инициирования нижней палатой Конгресса США процедуры импичмента Президента США Д.Трампа. К сожалению, в эпицентре этого скандального конфликта оказалась украинская тематика. Окружение Президента Д.Трампа, особенно его адвокат Р.Джулиани, начали активный поиск компромата, преимущественно в Украине, на бывшего вице-президента США Дж.Байдена, который считается потенциальным конкурентом Д.Трампа на предстоящих президентских выборах. В свою очередь конгрессмены из Демократической партии США заявили о злоупотреблении Президентом Д.Трампом своими полномочиями и неправомерном давлении на Президента Украины В.Зеленского. Следует признать, что некоторые украинские политики и бывшие госчиновники также способствовали втягиванию Украины в этот скандальный конфликт.
Конечно же, внутриполитическое противостояние в США по украинской теме осложняет двусторонние отношения между Украиной и США. Для нашей страны возникают как имиджевые, так и некоторые политические проблемы. Ушел со своей должности спецпредставителя США по Украине К.Волкер, к которому с симпатией относились в нашей стране. Фактически ликвидирована и сама должность спецпредставителя США по Украине, что существенно снизило уровень участия США в переговорах по Донбассу. До сих пор не решен вопрос о полноценной замене посла США в Украине. Тем не менее, и США и Украина не заинтересованы в отказе от партнерских отношений друг с другом. После возникшего в США скандала, еще большую актуальность приобрела потребность в выстраивании гибкой и сбалансированной позиции Украины по отношению к предвыборному конфликту в США. Очевидно, что национальный интерес Украины состоит в сохранении двухпартийной поддержки нашей страны в США. Следовательно, украинскому руководству необходимо избегать втягивания в предвыборную борьбу между республиканцами и демократами, сохраняя хотя бы относительный нейтралитет в их предвыборном противостоянии.
Послевыборная активизация правоохранительных органов
Смена власти в Украине обусловила смену руководства в большинстве правоохранительных структур, а также способствовала их послевыборной активизации. Однако проявлялась она очень неоднозначно. С одной стороны, появилась целая серия резонансных криминальных производств, в том числе по экс-президенту П.Порошенко, миллиардеру К.Жеваго, мультимиллионеру О.Бахматюку, депутату Верховной Рады Я.Дубневичу, экс-главе НАПК (Национального агентства противодействия коррупции) Н.Корчак, экс-зам.секретаря СНБО О.Гладковскому, экс-нардепам В.Ищенко, М.Микитасю, С.Пашинскому, Д.Святашу. Большинству из названных лиц предъявили подозрения в конкретных преступлениях или правонарушениях, некоторых взяли под стражу, другие вышли под крупный денежный залог, кое-кто скрывается за границей. Освобождение подозреваемых в коррупции и других экономических преступлениях вызывает все больше критики, хотя эта процедура предусмотрена криминально-процессуальным кодексом. Криминальные производства по экс-президенту П.Порошенко большей частью были инициированы А.Портновым, и скорее напоминали "мыльную оперу" с элементами фарса, чем серьезное криминальное преследование. Громкие расследования по "Роттердам+" и Окружному административному суду г.Киева заглохли, и, по слухам, находятся в полуразваленном состоянии. Задержание подозреваемых по убийству П.Шеремета и пресс-конференция по этому поводу министра внутренних дел А.Авакова и руководства Нацполиции вызвали очень неоднозначную реакцию.
Активность большинства правоохранительных структур осложняется процессом их реформирования, масштабной сменой руководства, некоторыми внутренними проблемами. Но общественный запрос на справедливость, на наказание коррумпированных представителей политических элит и прочих высокопоставленных нарушителей закона остается актуальным.
Рейтинговые качели украинской политики
Президентские, а затем и парламентские выборы 2019 г. обусловили резкие изменения общественных настроений, что отразили социологические исследования общественного мнения.
С точки зрения влияния на общественные настроения главный эффект президентских и парламентских выборов 2019 г. заключался в том, что они сняли негативное политическое напряжение, существовавшее в стране последние годы. Перед началом президентской избирательной кампании 2019 г. подавляющее большинство украинцев (от 2/3 до ¾, по данным разных соцопросов) не доверяли высшим органам государственной власти, считали, что страна развивается в неправильном направлении. После выборов ситуация с доверием к высшим органам власти резко улучшилась, хотя, скорее всего, только на некоторое время.
В декабре 2018 г. (перед официальным началом президентской избирательной кампании) 70% украинцев (по данным опросов Соцгруппы "Рейтинг" и Фонда "Демократические инициативы" совместно с Центром Разумкова), считали, что их страна развивается в неправильном направлении. Лишь 16% (по данным Соцгруппы "Рейтинг") и 18% (по данным Фонда "Демократические инициативы" и Центра Разумкова) придерживались противоположной точки зрения.
В ходе президентской избирательной кампании позитивные настроения постепенно возрастали, а уже после президентских выборов произошел перелом в их пользу. Фонд "Демократические инициативы" вместе с Центром Разумкова зафиксировали это в июне 2019 г. По их данным 41% украинцев считали, что их страна развивается в правильном направлении, 35,5% – в неправильном направлении. Соцгруппа "Рейтинг" зафиксировала такую же тенденцию в середине июля 2019 г.: 41% считали, что Украина развивается в правильном направлении, 37% – в неправильном.
Перелом в пользу позитивных оценок направления развития страны произошел впервые с 2005 г. Рекордный пик таких позитивных настроений был зафиксирован в августе-сентябре 2019 г. По данным опроса Фонда "Демократические инициативы" и Центра Разумкова в августе 2019 г. половина украинцев считали, что их страна развивается в правильном направлении, 23% – в неправильном направлении. По данным опроса Соцгруппы "Рейтинг" в начале сентября 2019 г. 55% считали, что Украина развивается в правильном направлении, 19% – в неправильном. Схожие данные дал и опрос Центра Разумкова в этот же период: 57% – в правильном направлении, 17% – в неправильном направлении.
К концу 2019 г. ситуация в оценках направления развития страны вновь выровнялась. По данным опроса Соцгруппы "Рейтинг" в середине декабря 2019 г. 40% считали, что Украина развивается в правильном направлении, 38% – в неправильном. Декабрьский опрос Фонда "Демократические инициативы" и Центра Разумкова показал, что 44% респондентов убеждены в правильности направления развития страны, 36% придерживались противоположной точки зрения.
Определяющим фактором в кардинальном изменении общественно-политических настроений в стране стала смена Президента страны. В декабре 2018 г. по данным Киевского международного института социологии (КМИС) Президенту П.Порошенко доверяли 16% респондентов, не доверяли – 70%. Кстати, эти данные почти полностью совпадали с вышеприведенными оценками правильности/неправильности направления развития страны в тот период. Опрос Соцгруппы "Рейтинг" в декабре 2018 г. показал, что деятельность Президента П.Порошенко поддерживали 17% опрошенных, не поддерживали – 77%. После избрания Президентом Украины Владимира Зеленского отношение к главе государства резко поменялось. По данным опроса КМИС в конце июня – начале июля 2019 г. к Президенту Зеленскому позитивно относились 68% респондентов, негативно – 8%. Опрос Соцгруппы "Рейтинг" в начале июля 2019 г. показал, что Президенту Зеленскому доверяли 65%, не доверяли – 27%.
Пик поддержки Президента Зеленского был зафиксирован в августе-сентябре 2019 г. (также, как и пик оптимистичных настроений украинцев). По данным опросов КМИС, а также Фонда "Демократические инициативы" и Центра Разумкова, в августе 2019 г. Президенту Зеленскому доверяли 70% респондентов. Опрос Соцгруппы "Рейтинг" в начале сентября 2019 г. зафиксировал, что 71% украинцев удовлетворены деятельностью Президента Зеленского. А по данным Центра Разумкова Президенту Украины в начале сентября 2019 г. доверяли 79% опрошенных.
Это были рекордные пики доверия (поддержки деятельности, позитивного отношения) Президенту Украины за все время регулярных социологических исследований в независимой Украине. Рекордные показатели доверия и поддержки деятельности были зафиксированы социологами и по отношению к новому составу Верховной Рады Украины и новому Кабинету министров. Но эти показатели отражали политико-психологическую ситуацию "медового месяца" новой власти, настроения послевыборной эйфории, позитивно-романтического отношения рядовых граждан к новой власти. Как показывает и международная, и украинская политическая практика, "медовый месяц" новой власти длится недолго – примерно 3-5 месяцев. После этого, рейтинги новой власти начинают снижаться, что произошло и у нас в октябре-ноябре 2019 г. При этом, как это ни парадоксально, партийно-политические симпатии украинцев в последние месяцы 2019 г. (по данным социологов) почти не изменились. Кредит доверия к Президенту Зеленскому и его партии у относительного большинства украинцев все еще сохраняется. Ни одна из оппозиционных партий пока не смогла заявить себя в качестве действенной альтернативы новой власти. Этому способствует и политико-идеологическая раздробленность оппозиции в Украине.
Итоговые социологические исследования, проведенные в декабре 2019 г., показали, что рейтинги Президента Зеленского в конце года стабилизировались, а по данным Соцгруппы "Рейтинг" даже несколько выросли после саммита в Париже лидеров стран Нормандского формата. Декабрьский (2019 г.) опрос Фонда "Демократические инициативы" и Центра Разумкова показал, что Президенту Зеленскому доверяют 62% украинцев (не доверяют – 31%). По данным опроса Соцгруппы "Рейтинг" работой Президента Зеленского удовлетворены 62% опрошенных, не удовлетворены – 25%.
Постепенное снижение рейтингов нового Президента – это традиционная закономерность украинской политики. Однако, в конечном итоге на отношение к главе государства будут влиять результаты его работы.
Возобновление протестного движения в Украине
В первой половине 2019 г. в Украине практически прекратилось протестное движение. Те протестные и просто критические настроения по отношению к власти, которые были широко представлены в украинском обществе, нашли вой выход в ходе избирательной кампании и результатах президентских, а затем и парламентских выборов. Собственно, голосование на выборах – это одна из самых эффективных форм протеста. Не случайно, сенсационную победу Владимира Зеленского на президентских выборах назвали электоральным Майданом.
Однако осенью 2019 г. протестное движение в Украине возобновилось. Два его главных направления – движение "Нет капитуляции" (по сути, это протест против реализации Минских соглашений как таковых, и вообще против любых компромиссов с Россией) и протесты против земельной реформы. С высокой вероятностью можно прогнозировать, что эти направления протестного движения продолжат свое действие и в 2020 г. Как это часто у нас бывает, могут появиться и новые поводы для протестов. В возобновлении протестного движения нет ничего необычного. Напротив, это возврат к нашей политической норме. Для украинской политики удивительно отсутствие протестов по тем или иным поводам, а не их наличие.
Проблема Коломойского
Главной звездой второго плана в украинской политике 2019 г. стал Игорь Коломойский. Сначала скандальным олигархом пугали в ходе президентской избирательной кампании. Затем он сам стал эпатировать публику своими многочисленными интервью и комментариями. Ему понравилось быть в центре внимания масс-медиа. Оказалось, что Игорь Валерьевич весьма тщеславен. Но его скандальные заявления и политические предложения стали становиться проблемой для Президента Зеленского. И чем дальше, тем больше. Взаимной проблемой друг для друга стали МВФ и Коломойский. МВФ, а также ЕС и другие западные партнеры Украины, выступали категорически против возвращения И.Коломойскому Приватбанка, и вообще против любых уступок Коломойскому в конфликте по Приватбанку. Это вызвало страшное раздражение днепропетровского олигарха, и он начал ответную войну против МВФ и всех своих критиков на Западе и в Украине (особенно против Нацбанка Украины). Это только усилило его проблемность для Президента Зеленского. Для нового главы украинского государства возникла "дилемма Коломойского" – он и партнер и проблема одновременно. Ссориться и конфликтовать с ним не хочется, но и нельзя поддерживать его в споре о Приватбанке, а также в многочисленных эпатажных предложениях. Приходится дистанцироваться от него, публично опровергать его заявления. Но решение "проблемы Коломойского" пока отложено.
Ротация послов ведущих западных стран
В 2019 г. произошла массовая ротация послов стран "Большой семерки" (США, Канада, Япония, Великобритания, Франция, Германия), многих стран ЕС (Швеция, Польша, Венгрия, Финляндия и ряд др.), а также представительства ЕС в Украине. В случае с США этот процесс еще не завершен. После отъезда М.Йованович, временным поверенным стал Уильям Тейлор, ранее работавший послом США в Украине в 2006-2009 гг. Новый посол США появится в Украине уже в будущем году. Украину покинули послы, работавшие в драматически сложный постмайданный период. Эта ротация носила естественный, процедурный характер (закончилась официальная каденция послов, некоторые даже несколько переработали свой срок). Но символично и закономерно, что ротация послов ведущих западных стран в Украине произошла в период смены власти в нашей стране.
Возобновление переговорного процесса по Донбассу в Нормандском формате
2019 г. ознаменовался возобновлением (после трехлетней паузы) переговорного процесса по Донбассу в Нормандском формате. Владимир Зеленский с первых дней своего президентства добивался проведения саммита лидеров стран Нормандского формата для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки мирный процесс на Донбассе. После долгих и сложных согласований встреча лидеров стран Нормандского формата все-таки состоялась в Париже 9 декабря 2019 г. Ее результаты, как и ожидалось, были ограниченными – в виде договоренностей об обмене пленными, прекращении огня и дальнейшем разведении войск еще на трех участках в зоне конфликта. Тем не менее, мирный процесс на Донбассе получил новый импульс. Парижская договоренность об обмене пленными и задержанными была реализована 29 декабря 2019 г., хотя в середине декабря была под угрозой срыва из-за действий сепаратистов. Позитивная динамика мирного процесса еще до встречи в Париже проявилась в обмене заключенными и задержанными между Россией и Украиной в начале сентября, в возврате Россией украинских кораблей, захваченных в конце ноября 2018 г., а также в разведении войск на трех участках в зоне конфликта на Донбассе (в июне, в октябре и в начале ноября).
Военно-политическая ситуация на Донбассе: колебания военной активности, усиление российского протектората
Военная ситуация на Донбассе в течение года колебалась, но существенно не менялась. Продолжалась "война малой интенсивности". Активных военных действий не было (за исключением рейдов диверсионно-разведывательных групп). Абсолютное большинство погибших и раненых – в результате снайперских обстрелов и подрывов на минах. Трижды объявлялись перемирия – на новогодние праздники, на 8-е марта, и так называемое "хлебное перемирие" (в конце июля, во время сбора урожая зерновых). Ни одно перемирие так и не стало всеобъемлющим и устойчивым. В лучшем случае обстрелы прекращались на 1-2 дня, но затем вновь возобновлялись.
После избрания Президентом Украины Владимира Зеленского были реализованы договоренности о разведении войск на трех участках в зоне конфликта: в июне – в районе Станицы Луганской, после чего там был восстановлен пешеходный мост; в октябре – возле Золотого-4, в ноябре – в районе Петровского. Во всех случаях разведение войск состоялось только со второй, а то и третьей попытки.
Главной негативной тенденцией 2019 г. в зоне конфликта стала массовая раздача российских паспортов жителям ОРДЛО ("Отдельных районов Донецкой и Луганской областей"). По сути, это означало закрепление российского протектората над сепаратистскими псевдо-республиками на Донбассе. Косвенно это подтверждает и факт российской оккупации этих территорий. Выдача российских паспортов жителям ОРДЛО решает для России целый ряд функциональных задач – легализацию использования российских наемников и военнослужащих в боевых действиях на территории ОРДЛО; создание потенциального повода для прямого использования Вооруженных Сил РФ для защиты "российских граждан" в ОРДЛО; облегченное использование жителей ОРДЛО в качестве рабочей силы на территории России; упрощение административного и политического контроля России над сепаратистскими квази-государствами на Донбассе. Одновременно это и подачка тем жителям ОРДЛО, которые с 2014 г. активно выступают за присоединение этих регионов к России. В.Путин не хочет включать в состав РФ сепаратистские псевдо-республики. Взамен он дает возможность получения российского гражданства для части жителей ОРДЛО.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.