1 серпня 2020, 12:35

Полгода, которые изменили нашу жизнь, но не украинскую политику (итоги политического сезона)

Пандемия Сovid-19 и ее глобальные последствия

Главным событием 2020 г. (и не только его первого полугодия) стала пандемия Сovid-19, которая резко изменила нашу обыденную жизнь, да и жизнь большей части мира. Глобальный карантин, охвативший многие страны мира. Закрытые границы. Ограниченное транспортное сообщение. Самоизоляция и карантинные ограничения. "Масочный режим". Работа и учеба в онлайн-режиме. Все мы впервые столкнулись с такой ситуацией. Были мировые войны. Были пандемии (последняя большая пандемия – "испанского гриппа" – была 100 лет назад). Но не было глобального карантина (с разной степенью жесткости). Наша жизнь как бы разделилась – до пандемии (карантина) и после. И пандемия не только не закончилась, ее масштабы расширяются. Лишь некоторые государства преодолели эпидемию (прежде всего Китай, где она вспыхнула). В ряде стран эпидемия пошла на спад. Но в некоторых странах, в том числе и в Украине, после смягчения карантина эпидемия даже набрала обороты. Пиковый период эпидемии сохраняется в США, которые являются глобальным лидером по ее масштабам, а также в Бразилии. Эпидемия Сovid-19 активно развивается в Индии, второй по численности населения стране в мире. Всего пандемия Сovid-19 поразила около 18 млн человек во всем мире, более 680 тыс. заболевших умерли. И есть опасения, что вторая большая волна этой эпидемии накатит на нас осенью и зимой.

В Украине эпидемия Сovid-19 началась в марте. В середине марта был введен карантин. Карантинные действия, которые вводились постепенно, помогли сдержать и ограничить масштабы развития эпидемии в нашей стране. С середины мая карантинные меры стали поэтапно ослаблять. Стал применяться адаптивный режим карантина с учетом масштабов эпидемии в каждом регионе. Однако по мере ослабления карантина произошел новый всплеск эпидемии, сначала в июне, а затем в конце июля.

Эпидемия и карантин спровоцировали глобальный экономический кризис. И это вторая всемирная проблема 2020 г., которая затронула и Украину. Масштабы и глубина кризисных тенденций в экономике будут очевидны уже во второй половине года.

Ограниченное воздействие эпидемии и карантина на украинскую политику

Влияние пандемии и карантина на политику оказались гораздо меньшими, чем на экономику и обыденную жизнь, но они все-таки проявились. С середины марта и до середины мая в связи с карантином политическая жизнь в Украине перешла преимущественно в пассивный режим и активизировалась только во время внеочередных парламентских заседаний.

Но со второй половины мая украинская политика стала постепенно возвращаться в привычное русло. В мае и, особенно, в июне, в Киеве прошли несколько протестных акций. Однако уровень посткарантинной протестной активности в Украине оказался гораздо меньшим, чем во многих других странах мира, в которых произошел всплеск политических протестов (особенно в США, Сербии, Болгарии, Греции). Тем не менее, критичные и негативные посткарантинные настроения проявились и в Украине, просто в другой форме – в снижении рейтингов правящей партии и всех институтов государственной власти. Но для украинской политики это скорее норма, чем что-то экстраординарное.

Период испытаний и политических корректировок для Президента Зеленского

Первое полугодие 2020 г. стало периодом сложных, и даже критических испытаний для Президента Зеленского. В январе таким испытанием стала трагедия пассажирского авиалайнера МАУ, который был сбит под Тегераном иранской ракетой. В январе-феврале возник первый кризис внутри президентской команды, который завершился основательными кадровыми изменениями (замена главы Офиса Президента, Премьер-министра и большей части правительства, Генпрокурора). В марте началась борьба с эпидемией Сovid-19. Эпидемия и карантин спровоцировали экономический кризис. Естественно, все эти проблемы, особенно кризисные тенденции в экономике, негативно сказались и на рейтингах Президента. Оппоненты Зеленского даже стали распускать слухи о скорой отставке главы государства. Но эти слухи не подтверждаются и основаны на явно неадекватной оценке личности и политического стиля Президента Зеленского.

Следует отметить значимые изменения в политике главы государства, произошедшие в этот период. В прошлом году (в первые месяцы своего президентства) он делал ставку исключительно на новые лица. Но примерно в феврале 2020 г. у Президента Зеленского изменился подход к кадровой политике. Не отказавшись от поиска и привлечения к государственному управлению "новых лиц", он пришел к выводу о необходимости укрепления своей управленческой команды людьми с серьезным опытом государственного менеджмента. В связи с эпидемией Сovid-19 и экономическим кризисом Президенту пришлось вносить существенные коррективы и в приоритеты государственной политики, сосредоточившись на антикризисных действиях, и временно отложив планы по ускорению социально-экономического роста.

Смена правительства

В марте произошла смена правительства. На смену молодому Кабмину неопытных романтиков-идеалистов во главе с Алексеем Гончаруком пришло менее яркое, но более прагматичное правительство Дениса Шмыгаля. В процессе смены правительства его состав обновился на две трети. Правда, изменения в составе правительства, в том числе и его доукомплектовывание продолжаются и по сей день. Два министра в составе Кабмина остаются в статусе "исполняющих обязанности". Еще одна новая тенденция – создание (а чаще – воссоздание) новых (новых-старых) министерств. Уже не первый раз в нашей политической истории повторяется цикл административных преобразований – сначала число министерств сокращают (в целях борьбы с правительственной бюрократией и экономии бюджетных средств), а затем некоторые из сокращенных министерств (чаще всего это министерства агарной и промышленной политики) восстанавливают, понимая функциональную значимость их институциональной самостоятельности.

Правительства меняются, Аваков остается

В процессе смены и обновления Кабмина подтвердилась одна специфическая закономерность последних 6 лет – правительства меняются (за этот период – четыре раза), но Арсен Аваков остается министром внутренних дел. Более того, он стал абсолютным рекордсменом за период независимости Украины по времени бессменного пребывания на посту министра – более 6 лет.

Чем объяснить такую административно-политическую живучесть Арсена Авакова на посту министра внутренних дел? Прежде всего, сочетанием административных и политических талантов. Он сумел взять под полный контроль министерство внутренних дел, превратив его чуть ли не в свою вотчину. При этом он умело выстраивал гибкие и достаточно конструктивные отношения в руководстве страны. В условиях очевидного напряжения в отношениях с Президентом Порошенко он опирался на механизмы парламентско-правительственной коалиции (прежде всего, на участии в коалиции партии "Народный фронт", одним из лидеров которой он был) и на партнерские отношения с премьер-министрами (А.Яценюком и В.Гройсманом). После смены главы государства он сумел наладить отношения с Президентом Зеленским, но при этом поддерживал конструктивные отношения и с новыми руководителями правительства.

Почему Президент Зеленский оставляет нынешнего министра внутренних дел, несмотря на многочисленные призывы отправить Авакова в отставку? В молодом и неопытном правительстве А.Гончарука Арсен Аваков выполнял функцию стабилизатора и носителя административно-политического опыта. Но дальнейшее его пребывание в правительстве было под вопросом. Однако вскоре выяснилась незаменимость министра внутренних дел для оперативного разрешения различных чрезвычайных ситуаций – от нейтрализации конфликтной ситуации с бывшими добробатовцами в одном из пунктов разведения войск до оперативной организации пункта приема и транспортировки эвакуированных из Китая. На фоне неразберихи и слабой управленческой эффективности в большинстве правительственных ведомств А.Аваков выглядел титаном порядка, организованности и умения быстро решать различные задачи. А Президент Зеленский очень ценит тех людей в своей команде, которые умеют показывать результат.

В итоге между Президентом Зеленским и министром Аваковым сложился своеобразный политический симбиоз – Главе государства нужен сильный и эффективный администратор, на которого он может положиться в различных сложных ситуациях, а министру Авакову, у которого на данный момент нет самостоятельного и значимого электорального и политического ресурса, необходима политическая поддержка Президента.

В первом полугодии 2020 г. влияние Арсена Авакова существенно возросло. Но именно это спровоцировало и расширение числа его недругов, и политические атаки на министра внутренних дел с требованием его отставки.

Верховная Рада: работа в чрезвычайном режиме и борьба с "поправочной эпидемией"

Значительную часть своей весенней сессии Верховная Рада провела в чрезвычайном режиме – в формате внеочередных заседаний. Отчасти это было связано с карантином (с середины марта по середину мая). Но была и другая причина – огромное количество поправок по отдельным законопроектам, которые рассматривала Верховная Рада. В соответствие с парламентским регламентом, если началось рассмотрение конкретного законопроекта в пленарном режиме, другие вопросы (кадровые и законопроектные) рассматриваться не могут. Точнее, их можно рассматривать только в режиме внеочередных заседаний. По трем законопроектам во время весенней сессии парламента возникла проблема поправочного спама, когда инициировались тысячи поправок, чтобы сорвать, заблокировать или, как минимум, замедлить рассмотрение соответствующего законопроекта: о рынке земли (более 4 тыс. поправок); банковский ("антиколомойский") закон (более 16 тыс. поправок); об игорном бизнесе (около 3,5 тыс. поправок). Абсолютный рекорд за всю историю украинского парламентаризма был установлен с числом поправок по банковскому ("антиколомойскому") закону. По сути, в парламенте была задействована грязная политтехнология блокирования нормальной законодательной работы Верховной Рады. И эта политтехнология стала использоваться последовательно, регулярно и системно. Фактически, Верховная Рада столкнулась с "поправочной эпидемией". И для решения этой проблемы пришлось даже принять специальные изменения к парламентскому регламенту. В итоге по всем трем проблемным законопроектам решения были все-таки приняты.

Противостояние правоохранительных органов и экс-президента Порошенко

В прошедшем политическом сезоне продолжилось и даже обострилось противостояние правоохранительных органов и экс-президента Порошенко. В июне бывшему главе государства выдвинули обвинение о превышении полномочий при назначении на должность заместителя главы Службы внешней разведки скандального Сергея Семочко. Но в итоге атака на Порошенко оказалась безуспешной. Более того, экс-президент информационно и политически даже выиграл от этого столкновения. На этой истории он консолидировал своих сторонников, поднял свои рейтинги и сделал шумный пиар, привлекая на свою защиту в том числе и зарубежных друзей.

Но противостояние правоохранительных органов и экс-президента Порошенко на этом не заканчивается. По данным социологов (опрос КМИС в конце июня 2020 г.) существует общественный запрос на расследование уголовных дел против Петра Порошенко. Часть команды Президента Зеленского считает необходимым ответить на этот общественный запрос. Но, учитывая эффективность и темпы работы наших правоохранительных органов, правовое противостояние с экс-президентом П.Порошенко растянется как минимум на несколько лет.

Второе пришествие Саакашвили

В мае в украинскую власть вернулся Михеил Саакашвили. Собственно, из украинской политики он никуда и не уходил, даже находясь в вынужденной политэмиграции. Экс-президент Грузии и экс-губернатор Одесской области вернулся во власть. 7 мая Президент Украины Владимир Зеленский назначил Саакашвили главой Исполнительного комитета реформ. Однако, первоначально планировалось назначение М.Саакашвили вице-премьером в правительстве Д.Шмыгаля. Но, как оказалось, значительное число депутатов фракции "Слуга народа" весьма прохладно отнеслись к этой идее, поэтому сценарий присоединения Михеила Саакашвили к команде Президента Зеленского пришлось изменить. Многие наблюдатели полагают, что работа во главе Исполнительного комитета реформ является своеобразным тестом для М.Саакашвили – на эффективность, креативность и командность. Если экс-президент Грузии пройдет это испытание успешно, то, возможно, его вновь попытаются продвинуть в состав правительства.

За два с половиной месяца работы во главе Исполнительного комитета реформ М.Саакашвили успел отметиться рядом амбициозных реформаторских инициатив, в частности, по судебной реформе. Но вот будут ли они реализованы? Пока это только идеи, не оформленные в виде законопроектов и проектов нормативных решений. И для реализации этих идей Михеилу Саакашвили необходимы союзники не только в Офисе Президента, но и в парламенте (прежде всего во фракции "Слуга народа") и в правительстве.

Отмечу еще одну специфическую тенденцию, связанную с М.Саакашвили. Он представляет собой уникальное явление для современной европейской политики, являясь активным и влиятельным политическим субъектом одновременно в двух странах – Украине и Грузии. И в этом своем качестве он создает немалые проблемы для украино-грузинских отношений.

Создание новых партий

Примечательная тенденция завершающегося политического сезона – появление новых политических партий.

В конце мая представители парламентской депутатской группы "За будущее" заявили о создании одноименной партии в главе с народным депутатом Игорем Палицей. В июне была презентована партия "Пропозиція", созданная мэрами шести украинских городов. 1 июля известный телеведущий и общественный деятель Андрей Пальчевский заявил о создании партии "Победа Пальчевского". Менее заметно прошло создание именных избирательных блоков и партий во главе с мэрами ряда крупных украинских городов ("Блок Кернеса – "Успешный Харьков"; "Блок Вадима Бойченко" в Мариуполе; Партия Владимира Буряка "Единение").

Непосредственной причиной появления этих новых партий является приближение местных выборов, которые должны состояться 25 октября 2020 г., а также почти тотальная партизация избирательной системы на местных выборах. Но в случае с Игорем Палицей (и партией "За будущее"), Борисом Филатовым (мэром Днепра и создателем партии "Пропозиція") и Андреем Пальчевским, можно предположить, что их амбиции не ограничиваются местными выборами. Сказываются и ожидания досрочных парламентских выборов (пока что не очень оправданные) и общественный запрос на обновление украинской политики, в том числе и партийной системы.

Тенденции общественного мнения

Главная тенденция общественного мнения в прошедшем политическом сезоне – существенный рост критических настроений и в оценке ситуации в стране и по отношению к институтам власти. В первую очередь это обусловлено кризисными тенденциями, связанными с пандемией Covid-19 и вызванным ею глобальным экономическим кризисом. Но сказывается и общее разочарование деятельностью как нового Президента, так и обновленных органов государственной власти. Это традиционная тенденция для украинской политики.

Оценку ситуации в стране социологи замеряют с помощью вопроса о том, в правильном ли направлении развиваются события в Украине. По данным опросов Фонда "Демократические инициативы" и Центра Разумкова, еще в декабре прошлого года относительное большинство респондентов (44,2%) считали, что события в стране развиваются в правильном направлении, противоположным образом считали 35,8% опрошенных. Уже в феврале 2020 г. ситуация поменялась коренным образом: более половины респондентов (53%) считали, что события в стране развиваются в неправильном направлении, противоположной позиции придерживались лишь четверть опрошенных. К середине июля критические настроения несколько усилились: 60,5% респондентов считали, что события в стране развиваются в неправильном направлении, противоположной позиции придерживались 21,5% опрошенных. Похожие данные и в опросах других социологических центров.

В конце мая – начале июня 2020 г. произошел перелом и в отношении к Президенту Зеленскому (как раз в годовщину его прихода к власти). В начале года и во время карантина абсолютное (или относительное) большинство украинцев (по данным разных опросов) доверяли Президенту Зеленскому. С конца мая ситуация поменялась: относительное (или абсолютное) большинство респондентов уже не доверяли главе государства.

Вообще у Зеленского прослеживается волновой характер динамики рейтинга. За последние 9 месяцев у него было три периода существенного снижения рейтингов (октябрь и, особенно, ноябрь 2019 г.; январь-февраль 2020 г.; конец мая – начало июня 2020 г.). После таких периодов снижения рейтингов наступал период относительной стабилизации и даже некоторого улучшения рейтинговых показателей. Во время карантина рейтинговая ситуация Президента Зеленского несколько улучшилась, а вот по мере смягчения карантина и во время июньского всплеска эпидемии, его рейтинги вновь просели.

В прошедшем политическом сезоне произошло снижение уровня доверия ко всем государственным институтам (по сравнению с февралем 2020 г.), по тем же причинам, о которых говорилось ранее.

По мере снижения рейтингов Президента Зеленского существенно упали и рейтинги его партии: по данным Центра Разумкова – на 11% (с февраля по июль 2020 г.), по данным соцгруппы "Рейтинг" – на 14% (с конца января по июль 2020 г.), по данным КМИС (Киевского международного института социологии) – на 11% (с февраля по начало июня 2020 г.).

За прошедший политический сезон несколько выросли рейтинги ближайших преследователей президентской партии: ОПЗЖ – от 2% (по данным "Рейтинга" и КМИС) до 5% (по данным Центра Разумкова), "Европейская солидарность" – от 2,5% (по данным Центра Разумкова) до 5% (по данным "Рейтинга" и КМИС). Подросли и рейтинги ряда непарламентских партий. Возникает вопрос: а кому уходят голоса разочаровавшихся сторонников "Слуги народа"? По косвенным признаком можно предположить, что они преимущественно уходят ОПЗЖ и ряду непарламентских партий, а также в лагерь неопределившихся и тех, кто не будет голосовать.

Однако кардинальных изменений в структуре политической поддержки отдельных партий и лидеров не произошло. По-прежнему в рейтинговой гонке лидируют Президент Зеленский и его партия "Слуга народа", а ближайшие преследователи – ОПЗЖ и "Европейская солидарность" (соответственно и их лидеры) – отстают почти в два раза.

Переговоры по Донбассу

Переговорный процесс по Донбассу в завершающемся политическом сезоне развивался очень противоречиво.

С одной стороны, возникло зависание с выполнением договоренностей Парижского саммита лидеров стран Нормандского формата. Удалось выполнить, и то в небольшом объеме, лишь пункт об обмене пленными и задержанными лицами. Не удалось согласовать участки дальнейшего разведения войск. Прекращение огня должно было начаться еще в конце декабря прошлого года, но договориться о перемирии удалось лишь в июле.

С другой стороны произошло изменение переговорной тактики украинской стороны и существенно возросла ее активность. Тактика переговоров стала более наступательной. При этом Андрей Ермак как главный украинский переговорщик по Донбассу перешел от индивидуальной (своей личной) и кулуарной стилистики переговоров к статусно-коллективной и более публичной дипломатии. Он также стал более осторожен и постоянно акцентирует внимание на "красных линиях" в переговорах по Донбассу. В мае был обновлен и статусно усилен состав украинской делегации в Трехсторонней контактной группе. В состав украинской переговорной группы вошли представители правительства (вице-премьер Алексей Резников и заместители министров экономики и обороны) и руководители ряда парламентских комитетов. В июне была реализована инициатива Президента Зеленского об участии в переговорах Трехсторонней контактной группы (ТКГ) представителей ОРДЛО, не связанных с сепаратистами. Таким образом была нарушена монополия сепаратистов на представительство интересов ОРДЛО. В июле произошла смена руководителя украинской делегации в ТКГ. Вместо Л.Кучмы ее возглавил первый Президент Украины Л.Кравчук. Но это скорее была вынужденная замена, произошедшая по просьбе Л.Кучмы. На характер и тактику переговоров это вряд ли повлияет. В последние месяцы главным переговорщиком от Украины в ТКГ стал А.Резников.

В июне-июле активизировались переговоры в Нормандском формате. Следует отметить, что переговоры в Нормандском формате проводились с украинской стороны большими делегациями, в которых участвовали представители правительства Украины и Офиса Президента Украины, в том числе профессиональные дипломаты. Также состоялись и телефонные переговоры лидеров стран Нормандского формата. Результатом этой активизации стала договоренность о прекращении огня, начиная с 27 июля. Но главный предмет переговоров в Нормандском формате – выполнение договоренностей Парижского саммита лидеров стран Нормандской четверки и согласование нового саммита на высшем уровне. Дипломатическая борьба вокруг этой темы обостряется, свидетельством чему стал демарш зам.главы Администрации Президента РФ Д.Козака, заявившего 30 июля о выходе из переговоров советников лидеров стран Нормандского формата.

Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.

Давоський контрнаступ української дипломатії

Давос-2024 відзначився підвищеною увагою до України і війни між Росією і Україною. І не тільки тому, що тема російсько-української війни залишається актуальною...

Підготовка операторів БПЛА: як подолати бюрократичні перешкоди?

В Україні жваво обговорюють статтю Головнокомандувача ЗСУ Валерія Залужного у виданні "The Economist". Ключова ідея цієї статті – успіх у війні проти росії, прорив з пастки позиційної війни можуть забезпечити нові воєнні технології...

Зовнішні чинники впливу на українську політику (про минуле та майбутнє української політики)

Коли ми аналізуємо рушійні сили політичного процесу в Україні, треба враховувати і зовнішні чинники впливу на українську політику. Найбільш відчутно на вітчизняну політику впливають три міжнародні сили – США, Росія і Евросоюз...

Рушійні сили української політики (про минуле та майбутнє української політики)

Специфіка політичного процесу в окремих країнах визначається тим, як організована влада (демократичним або авторитарним, чи навіть тоталітарним чином), і тим, хто і як "рухає" політику, формує систему влади і впливає на неї...

Джерела української нації та державності (про минуле та майбутнє української політики)

Аналіз проблематики минулого та майбутнього української політики найлогічніше розпочати з витоків української нації та державності. В умовах війни між Росією та Україною ця тема стала однією з ключових в ідеологічному протистоянні між двома воюючими країнами...

Минуле і майбутнє української політики (вступ до циклу блогів на цю тему)

Наближається чергова річниця проголошення незалежності України. Завжди під цю дату запитують про досягнення і провали, здобутки і втрати незалежної української держави...