Топ-12 фильмов Международного кинофестиваля Берлинале: мультикультурность, политика и секси-бабушки
На днях завершился 69-й Международный кинофестиваль Берлинале, один из самых масштабных и влиятельных кинофорумов мира. Программа традиционно фокусируется на фильмах социальной и политической направленности, но при этом вызывает большой ажиотаж у фестивальной публики. Пишу пост в надежде, что национальные дистрибуторы и кинофестивали помогут этим фильмам вскоре добраться до украинских зрителей.
1."Полночный путешественник"/Midnight Traveler
Режиссер: Хассан Фазили/Hassan Fazili
Семью афганского кинематографиста депортируют из Таджикистана, с этого момента начинается документальный роуд-муви – история трехлетнего путешествия из Азии в Европу, в которой есть и нелегальные переходы через границы с двумя маленькими дочками, насилие, мрачные интерьеры лагерей беженцев, но находится место для юмора, детских игр, надежды на лучшее будущее.
Фильм снят аскетично – тремя мобильными телефонами, иначе такую историю невозможно было бы зафиксировать. Операторами были сам режиссер, его жена, их дочери. Не смотря на всю трагичность обстоятельств, кино сложилось очень тёплое и непосредственное.
Семья Фазили находится в гораздо более выигрышном положении чем сотни тысяч беженцев из стран Азии и Африки, но хеппи-энд в их истории пока не наступил, они все еще ждут рассмотрения документов немецкими властями.
Не смотря на культурные различия кино очень близкое для Украины, где более 1 млн. внутренне-перемещенных лиц которые, к сожалению, не находят необходимой помощи и сочувствия у сограждан и государства.

Кадр из фильма "Полночный путешественник"/Midnight Traveler, режиссер: Хассан Фазили/Hassan Fazili
2. "Игра теней"/The Shadow Play
Режиссер: Лоу Йе/Lou Ye
Один из самых режиссерски мощных фильмов Берлинале. Действие происходит в Гуанчжоу – месте экономического процветания Китая, у которого есть темная сторона – интересы частных компаний входят в конфликт с потребностями граждан.
Фильм начинается с мастерски сделанного эпизода масштабной городской битвы. Горожане, выступающие против застройщика, и боевики частной охранной компании, сходятся стенка на стенку. Во время этих событий погибает чиновник из муниципалитета и молодой детектив приступает к расследованию.
Криминальный триллер с лихо закрученным сюжетом – это жанровая рамка монументальной картины китайского экономического чуда последних десятилетий, за которое было заплачено непомерно высокую цену.
Трейлер фильма "Игра теней"/The Shadow Play, режиссер: Лоу Йе/Lou Ye
3. "Яйцо"/Öndög
Режиссер: Ван Цюаньань/Wang Quan'an
Сюжет поначалу обещает ироничный детектив – в бескрайней монгольской степи обнаружен труп. Юного милиционера, оставленного на ночь караулить тело, берет под опеку одинокая, самостоятельная женщина. Она похожа не на феминистку, а на богиню матриархата, повелительницу степи: гарцует на огромном верблюде, управляет табуном коней, стадами овец и метко стреляет в ночи.
Не смотря на реалистичность мира по ту сторону экрана – это реализм магический, фильм мастерски уводит на уровень притчи о природе жизни.
С экрана на зрителя обрушивается бескрайнее пространство стихий. Медленное, медитативное зрелище, буквально гипнотизирует. У фильма есть достоинство, переходящее в недостаток – он создан для большого экрана, и напоминает о том, что кино прежде было также и произведением визуального искусства.
Трейлер фильма "Яйцо"/ Öndög, режиссер: Ван Цюаньань/Wang Quan'an
4. "Кожа"/Skin
Режиссер: Гай Натив/Guy Nattiv
Основанный на реальных событиях сюжет фильма "Кожа" – можно было бы считать ответом на вопрос почему президентские выборы в США выиграл Трамп. Однако, это универсальный портрет современных ультраправых, популярность которых – результат кризиса социальных институтов и культа индивидуализма.
Молодой мастер татуировок и неонацист (Джейми Белл/Jamie Bell), интегрированный в парамилитарную секту, внезапно влюбляется в одинокую мать трех очаровательных девчушек – это отправная точка постепенного отказа от правого радикализма. Процесс персональной денацификации опасен – бывшие соратники просто так в покое его не оставят.
Внутренняя трансформация героя отображена визуально, и удачно вплетена в повествование, как крайне болезненное удаление татуировок с нацисткой символикой с лица и тела.
"Кожа" – история в той же мере печальная, сколь и обнадеживающая: судьба прототипа героя фильма – Браяна Виднера/Bryon Widner тому подтверждение.

Кадр из фильма "Кожа"/Skin, режиссер: Гай Натив/Guy Nattiv
5."Власть"/Vice
Режиссер: Адам Маккей/Adam McKay
Сатирический байопик про одного из ключевых персонажей американской политики – Дика Чейни, в прошлом занимавшего посты главы администрации Белого дома, вице-президента США. Тот самый случай, когда объекты насмешек – Дик Чейни, Дональд Рамсфелд, Джорж Буш-младший, улыбки не вызывают. Сатира, в данном случае, – жест отчаяния.
Восхождение Дика Чейни по ступеням власти происходит во многом благодаря жене, на экране реализовала концепция: за каждым успешным мужчиной стоит женщина. Если бы не эта терпеливая, волевая дама, Чейни имел все шансы спиться где-то на Среднем Западе. Пожалуй, многие знатоки современной американской политики сожалели, что этого не произошло, в жизни миллионов людей было бы меньше горя.
Украинские зрители смогут оценить незаурядную работу режиссера Адама Маккея и исполнителя главной роли – Кристиана Бейла/Christian Bale, перевоплотившегося до неузнаваемости, уже сегодняшнего – фильм выходит в национальный прокат.
Украинский трейлер фильма "Власть"/Vice, режиссер: Адам Маккей/Adam McKay
6. "Милостью божьей"/Grâce à Dieu
Режиссер: Франсуа Озон/François Ozon
Франсуа Озон задумывал историю как документальный проект о случаях педофилии в католической церкви, но в итоге снял игровой фильм со звездами французского кино.
Герой Мельвиля Пупо – образцовый католик, счастливый отец пятерых детей, успешный карьерист, предпринимает отчаянный шаг: сделать достоянием общественности эпизод домогательства со стороны католического священника, который случился с ним в детстве. По ходу действия появляются другие герои с подобными историями.
На Берлинале фильм получил Серебряного медведя – второй по значению специальный приз жюри.
"Милостью божьей" – событие скандальное не только для Франции, трудно даже представить сколько хранится скелетов в шкафах в странах с сильными позициями церкви. Как бы там ни было, фильм – приглашение к диалогу на крайне болезненную тему. Кино также представляет особый интерес для синефилов хорошо знающих биографию и фильмографию режиссера. Как часто бывает, разрушители устоев в молодости, в зрелые годы становятся моралистами.
Трейлер к фильму "Милостью божьей"/Grâce à Dieu, режиссер: Франсуа Озон/François Ozon
7. Дети мертвых/Die Kinder der Toten
Режиссеры: Келли Купер/Kelly Copper, Павол Лиска/Pavol Liska
Сеанс знакомства с национальным австрийским характером на фоне прекрасных альпийских пейзажей, перекликается с фильмами Ульриха Зайдля, одного из самых значительных режиссеров современного авторского кино. Сходство не случайно – Зайдль в этом проекте, по роману нобелевского лауреата Эльфиды Елинек, выступил в качестве продюсера.
В живописном туристическом месте неплохо проводят время комичные провинциалы, но при внимательном рассмотрении, они оказываются носителями авторитарных паттернов поведения. Экранная интерпретация романа с непрофессиональными актерами и съемкой на пленку 8 мм стала заметным событием в секции Форум, в которой демонстрируются экспериментальные фильмы Берлинале, и получила заслуженный приз жюри критиков Международной федерации кинопрессы (FIPRESCI).

Кадр из фильма "Дети мертвых"/Die Kinder der Toten, режиссеры: Келли Купер/Kelly Copper, Павол Лиска/Pavol Liska
Трейлер по ссылке
8. "На цепи"/Сhained
Режиссер: Ярон Шани/Yaron Shani
Герой реалистической израильской драмы достаточно хороший полицейский, с большим опытом работы, а также муж очаровательной молодой женщины и строгий отец бунтующей девочки-подростка. Однажды при задержании студентов, он приказывает им раздеться догола, на следующий день история оборачивается громким скандалом в медиа: вчерашние жертвы обвинят полицейского в сексуальных домогательствах.
Силовики в кино часто выглядит упрощенно, как объект пропаганды или критики, ценность этой интимной психологической истории в поисках ответов на вопросы с чем связано стремление все контролировать, где проходит граница между защитой правопорядка и злоупотреблением властью.

Кадр из фильма "На цепи"/Сhained, режиссер: Ярон Шани/Yaron Shani
9. "Система К"/System K
Режиссер: Рено Баре/ Renaud Barret
Истерзанная войнами Демократическая республика Конго – одна из самых неблагополучных и опасных стран Африки. Однако даже здесь, в трущобах столицы Киншасы, есть место искусству. Группа художников создает арт-объекты из всех доступных материалов и артефактов, устраивает опасные перформансы прямо посреди города, на улицах, где автомобили тонут в глубоких лужах. Режиссер-документалист Рено Барре, уже не впервые снимающий в Конго, не менее увлеченно документирует действия группы художников, работающих в поле критического искусства. Страсть и витальность этих молодых людей, живущих в экстремальных условиях, действительно завораживают и напоминают об африканских экспедициях немецкого режиссера Лени Рифеншталь.
Трейлер по ссылке
10. "Наши поражения"/ Nos défaites
Режиссер: Жан-Габриэль Перио/Jean-Gabriel Pério
Франция сильна традициями культуры протеста, но фильм интересен как неожиданный аттракцион, оригинальный анализ провала утопии майской революции 1968 года.
"Наши поражения" – результат работы режиссера Жана-Габриэля Перио со студентами в проекте объединяющим кино и политику. Участники разыгрывали сцены забастовок, сопротивления и трудовых споров из фильмов революционных 60-70-гг. ХХ века.
Игровые сцены чередуются интервью со студентами, которым предлагают ответить на вопросы, связанные с сутью политических конфликтов той эпохи. Результат обескураживает, представители молодого поколения демонстрируют слабый уровень осмысления социальных и политических процессов, при том, что фильм был снят в прошлом году, юбилейном для майской революции 1968 года, во Франции, стране, где изучение философии – часть школьной программы.
Фрагмент из фильма по ссылке
11. "Кислота"
Режиссер: Александр Горчилин
"Бабушка, ты – секси!", так юный герой, находящийся в поиске мужских идентификаций, сражает комплиментом свою бабушку, даму действительно стильную и грациозную.
"Кислота" – неровная, но заслуживающая внимания дебютная трагикомедия, претендующей на роль фильма поколения рожденного в 90-е. Новый ответ на старый вопрос "Легко ли быть молодым?" будет интересен не только ровесникам героев, но тем, кто размышляет о состоянии современной культуры. Это фотография довольно благополучного поколения, воспитанного настолько свободно, что ему трудно бунтовать, оно ищет границы культурных запретов, и не находя, пытается их создать: кто-то через процедуру обрезания (инициатическую практику), кто-то через каноны православия, а кто-то через попытку сесть в тюрьму или выпить серную кислоту. Ключевая фраза манифеста миллиниалов: "Мы ничего не можем предложить миру кроме зарядки для айфона".
Авторы фильма, в отличие от героев, могут предъявить миру изрядный талант и некоторое фрондерство. Режиссер и исполнители главных ролей – актеры театра "Гоголь-центр", руководитель которого Кирилл Серебренников уже второй год находится под арестом. Участие в программе Берлинале, фильма его учеников – акт поддержки свободомыслия.
Трейлер фильма "Кислота", режиссер: Александр Горчилин
12.Прощание с ночью/L'adieu à la nuit
Андре Тишине/André Téchiné
Герои французской семейной драмы – Алекс, новообращённый мусульманин, и Мюриэль, еще одна элегантная "секси-бабушка" в программе Берлинале.
Бабушка в исполнении Катрин Денеф, действительно не промах, и внука под домашний арест посадить способна, и коня остановить – она управляет конной фермой, учит детей верховой езде.
Но не смотря на уверенность, Мюриюэль, оказывается в ситуации сложного внутреннего конфликта: она хочет быть либеральной, но интуитивно понимает, что спасти внука от непоправимых ошибок могут действия, нарушающие свободу выбора другого человека. Современная культура еще не выработала противоядия против мира религиозного радикализма.

Кадр из фильма "Прощание с ночью"/L'adieu à la nuit, режиссер: Андре Тишине/André Téchiné
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.