Сергій Лямець Блогер, проект Politicus Vulgaris

Главная и почти единственная претензия к Порошенко

24 лютого 2018, 02:00

Слушаю последний эфир на телеканале ZiK. В который раз поднимается тема создания нового бизнеса в Украине. Звучит правильно и пламенно. Ну давайте обсудим.

Для создания классного нового бизнеса нужны три вещи. Первая – это классная уникальная идея. Вторая – стартовый капитал. Третья – некий сорт удачи, пойдет-не пойдет.

Человек способен влиять на первые два параметра. Третий – это нечто, от нас слабо зависящее. В традиционных секторах доля удачи меньше: человек все равно будет покупать электроэнергию и хлеб, и нужно сильно постараться, чтобы не пошло. Но если речь идет о действительно новой экономике, то все далеко не так однозначно.

Идеи. Мы как бы по умолчанию считаем, что классные идеи витают в воздухе, и чуть ли не все население имеет в запасе хотя бы одну. Это далеко не так. Большинство людей вообще не хочет свой бизнес, и это правильно. Но мы сейчас говорим о тех, кто хотят.

Если мы не говорим о новом бизнесе олигарха или о семейном бизнесе, то подразумеваем классику под названием "стартап". В сердце стартапа лежит идея, а идея подразумевает время. Время от улавливания первоначального запаха успеха до окончательной кристаллизации в нечто, что имеет будущее.

Классная идея обычно приходит от опыта и понимания какого-то рынка. Возьмите любой пример успешного стартапа.

Недавно я был на Бессарабском рынке и зашел в магазин к ребятам, которые сами делают прошутто, причем, очень приличный. Разговорился. Их идея возникла много лет назад, когда они много путешествовали по Европе, полюбили итальянскую кухню, а потом задумались, как это можно делать в Украине. Прошло еще много лет, пока они решились попробовать, набили шишки, учились в Италии, оттачивали технологию. И только спустя долгое время, наконец, нашли нужную технологию, которая позволила им выдавать на рынок продукт приличного качества. Кстати, рекомендую.

Другая типичная схема получения идеи – это несколько лет работать на чужого дядю, понять рынок. А потом внезапно (например, во время попойки с друзьями) в голову приходит понимание интересной ниши. В которую и направляются усилия. Опять же, дальше нужно время.

Сразу перехожу на второй пункт. Стартовый капитал. Даже самая блестящая идея нуждается в финансовой поддержке. Это объективный процесс. Приступая к реализации, ты обязательно столкнешься с десятком причин, по которым идея реализуется не так быстро, как хотелось бы. Новый бизнес требует усилий на все 100%, а для такой отдачи ты банально должен на что-то опираться.

Теперь к украинским реалиям. Я не говорю о медиа-рынке. Если убрать с него гранты и олигархов, то из всех ныне действующих СМИ останутся процентов пять. Остальные – вымрут. Банально потому, что нечем платить зарплаты. Хотя есть и более весомые причины, которые сводятся к тому, что гранты и олигархи ведут совсем не теми путями, которыми должно идти СМИ, чтобы захватывать все более широкую аудиторию. Получается замкнутый круг: паршивый продукт от недостатка денег, недостаток денег от паршивого продукта. В корне – нехватка здорового капитала. Но ок – я согласен, что медиа-рынок Украины далеко не в здоровом состоянии. Это плохой пример.

Давайте обратим внимание на успешные стартапы последних лет. Их можно разбить на две большие группы. Первая – когда профессионалы выносили идею, пришли с ней к стороннему инвестору, и на его деньги стали развивать. В сказки о детях-вундеркиндах, которые в 14 лет изобрели синхрофазатрон, я не верю. Простите, любители фэнтези.

Приход с идеей к инвестору вряд ли можно назвать собственным бизнесом. Скажем иначе – это партнерство, и оно не всегда заканчивается удачно для авторов идеи даже в солнечной Калифорнии. В идеальном случае, создатели идеи в Украине остаются партнерами. В менее идеальном – продолжают работать на инвестора как наемные сотрудники с гордой бляхой "создатель". В неидеальном, а он случается часто, лишаются бизнеса, который сами придумали. С бонусом, без бонуса – как повезет.

Второй вариант украинских стартапов – более классический. Это сплошь и рядом "работал в большой компании, нашел идею, а потом на свои сбережения построил..."

Например, работал на зернотрейдеров, потом выкупил пару гектаров и начал выращивать сою. Или работал зампредом банка, потом построил ферму, закупил бычков и начал поставлять стейки в рестораны.

Вот эти самые сбережения, в большинстве своем, возникли в прошлые годы, когда экономика росла. Если считать грубо, с середины 2000-х и до начала Майдана. Как ни крути, при Ющенко-пчеловоде и Януковиче-кровавом люди в Украине очень хорошо заработали.

Нынешнее положение вещей на рынке стартапов напоминает ситуацию со строительным рынком Киева. Вроде бы, последние несколько лет наблюдается пик строительства жилья. Но это жилье, которое возводится на участках, "распиленных" при Черновецком. И начатое еще до нынешнего, постмайданного, кризиса.

Да, есть айтишные стартапы, многие из которых опираются на деньги от выполнения западных заказов. Есть очень небольшая прослойка людей, которые зарабатывают при нынешней власти – даже не хочу углубляться, на чем сегодня в Украине получают приличные прибыли. Но по большому счету, в Украине происходит рекапитализация денег, заработанных раньше. Думаю, вряд ли кто-то поспорит.

Я действительно рад за людей, которые успели заработать тогда. Но поколения меняются. Что прикажете делать новым инициативным людям, которые теоретически способны создать бизнес сегодня, но не находят времени и капитала для оттачивания своих идей?

Это, конечно же, извечный спор о том, что талант пробьется. Но позвольте – мы говорим о талантах или о массовом запуске бизнеса? Из десяти людей, которые по складу мышления и характера потенциально могут основать свой бизнес, пробивается один. А для массового процесса должны пробиваться семь-восемь, из которых половина отсеется, а половина выживет. Тогда мы получим то, о чем грезят политике на телеэфирах.



Сегодня украинское общество зажато на уровне базовых потребностей. Я бы сказал, выживания. Доходы, которые получают люди, достаточны для выживания. То есть, все, что зарабатывается, тут же проедается. И это не проблема того, что мы "слишком много едим".

В медицине существовал такой термин – "малокровие". Оно подразумевало, что организм ослаблен. Бежать марафон с малокровием – это то, к чему призывают мотиваторы от бизнеса. Да, один из ста побежит и даже пробьется. Это тот самый талант. А остальные девяносто девять – не побегут. Не потому, что они задроченные неудачники, а потому, что есть пирамида Маслоу. Она гласит, что сначала удовлетворяются базовые потребности. И лишь когда они закрыты, возникает позыв к более высоким идеям. Самореализация стоит в этой пирамиде чуть ли не на самой верхушке.

Иначе реализация при малокровии – это открыть свою пиццерию. Чтобы выживать за счет своего бизнеса. Велика перемена. Таких "своих бизнесов" во все времена была уйма. Мы говорим о чем-то большем. О бизнесе, который за пять лет вырастает в цене в сотню раз. Вот это масштаб, ради которого стоит работать.

По сути, я сформулировал главную претензию к нынешней власти. Мою и не только мою.

За годы борьбы с вполне реальными вызовами большая часть населения скатилась до уровня выживания. Есть прослойка людей, достигших успеха ранее, и они продолжают расширяться уже на уровне семейного бизнеса – этот пост вообще не о них. И есть те самые, которые успели проскочить – о них я писал выше.

Оставшиеся бизнес-пассионарии, которые могли бы приложить свой талант в Украине, работают на Родине, но пробуксовывают с началом собственного бизнеса. Ну не затевает свой бизнес человек, который каждый день думает, как прокормить семью. В Киеве эта ситуация еще не настолько выпуклая, но в регионах – сплошь и рядом.

Самый худший вариант наблюдается у молодого поколения из так называемого среднего класса. Не все из них хотят свой бизнес, многих устраивает наемный труд. Ок. Но мы говорим о потенциальных бизнес-пассионариях. Они еще не успели получить опыт, необходимый для выработки бизнес-идеи. Но самое страшное, что они и не могут его получить. Социальные лифты, которые существовали при Кучме, Ющенко и Януковиче, разбиты вдребезги. Возможность карьерного роста существует, но за последние годы сжалась, как огурец на морозе.

Показательна для меня судьба 94-х обанкротившихся банков. Оставшиеся в живых банки даже лучших специалистов не всегда сумели сохранить. Что уж говорить о найме молодежи, с которой нужно возиться, вправлять мозги? Но самое главное – для них нет той работы, которая даст опыт для выработки своей идеи. Кредитование? Нет. Сложные финансовые инструменты? На них сидят старые специалисты. Молодой и инициативный? Иди выдавай потребкредиты. Тоже опыт, но все-таки.

Те места работы, которые существуют на просторах Украины, ставят молодых людей перед простой дилеммой. Они будут много лет работать на рутинных проходных должностях, не имея возможности скопить денег для реализации собственной идеи.

Поэтому молодые совершенно правильно смотрят на это положение вещей – и с присущим им здравым смыслом ищут способ выехать за границу. Да, там первые годы тоже будет сложно. Но там работают социальные лифты. И со временем придут нормальные доходы. А там, глядишь, и бизнес свой захочется.

Я не призываю сетовать на нынешнюю власть. Она занята собственной жизнью, как и любая власть в любой стране. Были бы деньги в этой стране, плевать бы нам было на всех этих товарищей. Лично я бы с радостью открывал интернет, чтобы ни разу не встретить фамилии Порошенко, Гройсман, Тимошенко и так далее. Занимался бы любимым делом и было мне фиолетово, на Мальдивы они ездят или в Испанию.

Но у меня растут дети. И я всерьез думаю отправить их учиться за границу. Не хочу, чтобы они встречали сложности там, где этих сложностей быть не должно. Жизнь дана не для того, чтобы заморачиваться о выживании и с титаническим трудом пробиваться к реализации своей мечты. И уж тем более не для того, чтобы класть свою душу, считая пиком профессионального роста воровство на тендерах или сбивание дани с коммерсов. В мире есть миллионы чудесных вещей, вон Маск на Марс собирается, страны искусственный интеллект тренируют, мир искусства совершенно волшебный. Нах-р мне всрались эти бесконечные разговоры за разбитые дороги и нищие школы, поддельные лекарства и деградацию населения? Это такое же днище, как пиариться на "Небесной сотне" в очередную годовщину Майдана.

Такие же мысли, я вас уверяю, колом сидят в головах всех украинцев, которые когда-то имели честь относить себя к среднему классу.

Есть большой и жирный факт: пока в Украину не потекут дополнительные деньги, никакого сдвига здесь не будет. Чтобы этот приток стал системным, необходимо... Даже не стану запевать эту песню. По большому счету, людям нужна надежда, чтобы смело смотреть вперед хотя бы на несколько лет. Тогда появится желание действовать, рисковать и воплощать в жизнь свои идеи.

А идей у наших людей всегда было много. Мы талантливая нация.

Да. Эта единственная претензия стоит того, чтобы на выборах, цивилизованно и чисто, послать все это кодло к чертям. И Порошенко, и Тимошенко, и всех тех, кто рядится под спасителей нации. Не знаю, за кого голосовать. Есть проблема. Но точно не за этих чертей.

Жаль, что вывезли Михо. Голосовать за него не пришлось бы, но некому стало взбалтывать это болото.

И еще. Чтобы не складывалось впечатление упадничества. Мы справимся. Вообще без вариантов.

Коментарі — 37
Kostiantin Svirjetski _ 27.02.2018 14:20
IP: 35.190.192.---
Написане є всього лише ДУМКА пана Лямця. Все воно НЕ є підкріплене реальними дослідженнями. А триндьож про "жир" часів Тимошенко і Януковича є просто триндежом, бо не має жодних "оцифрованих джерел" і розрахунків. Ще додам, що гроші на бізнес часів Тмошенка і Януковича з"ялялись з банального розкрадання держваного бюджету і державної власності. А от тепер цього стало менше,як і сфер простого застосуваня капіталу для бізнесу, а от складному застосуванню у нас люди "не навчені". Хоча і можливостей для простого достатньо – є купа продукції, яку ми імпортуємо і не випускаємо самі, наприклад джинси, ватні диски, вушні паличкі та різний інший ширпотреб.
Олександр Лагутін _ 26.02.2018 12:26
IP: 35.187.34.---
"Мы справимся. Вообще без вариантов", – "мы", це українці, але вже не ми (((
Vladimir Vladimir _ 24.02.2018 20:22
IP: 77.122.58.---
Согласен,если в России две беды дураки и дороги,то в Украине Порошенко и Тимошенко!
САНДРО _ 24.02.2018 18:53
IP: 176.115.101.---

volodymyr45
Да, дійсно можна було б)))),якби не так (((((
САНДРО _ 24.02.2018 18:51
IP: 176.115.101.---
Да, дійсно можна було б)))),якби не так (((((
volodymyr45 _ 24.02.2018 16:13
IP: 104.155.127.---
САНДРО:
" Эта единственная претензия стоит того, чтобы на выборах, цивилизованно и чисто, послать все это кодло к чертям. И Порошенко, и Тимошенко, и всех тех, кто рядится под спасителей нации. Не знаю, за кого голосовать. Есть проблема. Но точно не за этих чертей."

А Ви, здається, батечку, ПРОТИВСІХ!
А виглядали як освічена та порядна людина, та й ще з глибинним почуттям гумору.
Ось і приїхали!

А тепер запитання, а на кого працюють ПРОТИВСІХИ в ситуації Вибори 2019.
Мені здається на ПАПу!
МИ, мовляв на вибори не підем, бо там всі такі ж самі і однакові, але адмінресурс спрацює та буде потрібний результат!

Можу дати пораду АВтору в цій тяжкій парадигмі, як модно казати.
Якщо Вас не влаштовує це кодло, проголосуйте за В.Зеленського, та й спіть собі спокійнесенько
100% головна мета цієї писанини, не голосуюте за Юльку бо вона злодійка:)) А так з далека починав (((
Volodya Thedoseev _ 24.02.2018 15:09
IP: 176.115.99.---
Александр Горбатовский:
Це прихована реклама, доведеться автору ще заскочити на Бесарабку.
Volodya Thedoseev _ 24.02.2018 15:06
IP: 176.115.99.---
Виповзають чергові противсіхи. Кого бажають поховати – зрозуміло, того (ту) хто ще не був президентом. Цікаво, а яку ж чергову темну конячку намагаються протягнути?
Александр Горбатовский _ 24.02.2018 14:59
IP: 93.74.100.---
Автор пишет о том, в чем плохо разбирается.
Пиццерию (прошутторию) открыть – это не стартап!
Для успешного стартапа деньги нужны, но они стоят на 8-м или 9-м месте по важности.

Из 10 стартапов выживает только один. Но, у них у всех были деньги.
Елена Величко _ 24.02.2018 14:20
IP: 37.53.55.---
Почитайте. Мене вразила така відвертість – але саме погане, що це правда.
Чиновники працюють на відмови для простих людей, або роб.лять проти людини, що звернулась до таких "професіоналів" по допомогу, це ж саме треба сказати й про депутатів, що отримають кошти з бюджету, але майже нічого не роб.лять для людей. Уся робота – системний зговір та профанація, остання має вияв як створення ніби то бурхливої роботи та звинувачувати того, хто звернувся про допомогу до чиновника. який за це відповідає.
"Денис Бродський: Наша влада – професійні поки.дьки, які працюють проти нас
Чиновники не хочуть проводити реформи, бо розуміють: якщо країна зміниться, то їм у ній не буде місця, вважає топовий HR-менеджер та екс-голова...
VYBORY.PRAVDA.COM.UA"
САНДРО _ 24.02.2018 13:47
IP: 176.115.101.---
" Эта единственная претензия стоит того, чтобы на выборах, цивилизованно и чисто, послать все это кодло к чертям. И Порошенко, и Тимошенко, и всех тех, кто рядится под спасителей нации. Не знаю, за кого голосовать. Есть проблема. Но точно не за этих чертей."

А Ви, здається, батечку, ПРОТИВСІХ!
А виглядали як освічена та порядна людина, та й ще з глибинним почуттям гумору.
Ось і приїхали!

А тепер запитання, а на кого працюють ПРОТИВСІХИ в ситуації Вибори 2019.
Мені здається на ПАПу!
МИ, мовляв на вибори не підем, бо там всі такі ж самі і однакові, але адмінресурс спрацює та буде потрібний результат!

Можу дати пораду АВтору в цій тяжкій парадигмі, як модно казати.
Якщо Вас не влаштовує це кодло, проголосуйте за В.Зеленського, та й спіть собі спокійнесенько
Андрій Павловський _ 24.02.2018 13:11
IP: 176.36.60.---
... грантососи готують почву під співака?
Елена Величко _ 24.02.2018 13:00
IP: 37.53.55.---
Вірно написано й те, що нема для кого робити. бо РИНОК – це дійсна середня ЗП та те, що країна виробляє, оскільки ми все робимо на вивіз та для 1%+10% обслуги – то такий й ринок. Створена система – є загрозою для 80%+ населення, й така була й при Ю., й при Я, і К, ...- НІЧОГО не змінилось, бо саме інтереси громадян ніхто не враховує та постійно скорочують видатки на ЖИТТЯ населення.
Для підняття країни треба підняти ГІДНІСТЬ населення, що включає й постійне нормальне забезпечення, у тому числі й повноцінний відпочинок, МЕДИЦИНУ, УМОВИ ПРАЦІ, ЗП та інше. Цими проблемами роками ніхто не займався, й ще треба дякувати крикунам, що держави повинно бути менше...а крім держави – нема кому в нас займатись людьми. ТОж треба створювати суспільні форми, що почнуть відновлювати життєдільність для населення – тоді й піде підйом, бо від людей все...
Елена Величко _ 24.02.2018 12:51
IP: 37.53.55.---
Цікаво тут деякі пишуть, мовляв, мовляв робіть, хоч й нема на що... Перше – то у автора правда у тому, що у зубожілому суспільстві нічого не може бути створене таке, що буде проривне, якщо ЯКІСНО не змінити ситуацію. Створене в економіці неможливо назвати економікою, бо вже не відповідає й першому ступеню піраміди Маслоу – це велика загроза така як і брехня, що йде розвиток. Тому перший етап – то пройти перший ступінь, без ПЕРЕРОЗПОДІЛУ не вийде, сюди також треба включити антиофшорні закони Тимошенко та прогресивне оподаткування від Свободи. а також ПОРАХУВАТИ, що дійсно потребує людина, тобто прожитковий мінімум. Треба буде й відмовитись від імпорту, носити джинси "чебурашка", як їх носили наші у Америці, й таким чином створити СОЦІАЛЬНІ стандарти, що люди не будуть виснажені – бо такі
НЕ МОЖУТЬ працювати, не тільки творити, далі – ФОНД суспільного розвитку...
Volodymyr_R _ 24.02.2018 12:25
IP: 109.206.53.---
Автор правильно робить висновок, що Україна може ожити лише після усунення Порошенківського кодла від влади, а за ним оцю злочинну в основному зграю нардепів
Anatoli Babutsky _ 24.02.2018 11:42
IP: 35.187.29.---
"всерьез думаю отправить их учиться за границу" и "Мы справимся". Как-то не слишком оптимистично получилось...
Олексій Каліберда _ 24.02.2018 10:41
IP: 37.57.175.---
Поддерживаю полностью. Но Вы забыли раскрыть причину схлопывания бизнес активности еще одну, важную. Это очень низкая покупательская способность населения и отсутствие длинных дешевых денег кредитных. Сколько не проявляй инициативу в частном деле, а когда рынка сбыта нет, то ничего не сможешь развить. Ситуация, при которой 1% владеет 98% капитала, я даже не знаю как охарактеризовать, думаю, феодальный строй уже не подойдет. И да, активные спят и видят как эвакуироваться, к сожалению, потому что большинство выбирает на очередных выборах снова и снова моральных уродов и утопию.
Павло Калюк _ 24.02.2018 10:41
IP: 93.75.30.---
" Социальные лифты, которые существовали при Кучме, Ющенко и Януковиче, разбиты вдребезги. ахахахахахаахахахха)))))))) і про банки теж смішно, давайте збережемо банки-пилососи, щоб зберегти робочі місця, логіка – агонь
Микола Демидович _ 24.02.2018 10:20
IP: 212.1.109.---
Все НІБИ правильно, але суті проблем не розкрито. А вона на поверхні життя. де з однієї сторони кілька створених резидентських центри, які виводять із України 20-30 млрд дол. щорічно, а з іншої сторони населення, яке хоче виїхати із країни. В чому їх успіх бізнесу? В несплаті податків та незаконному відмиванні ПДВ. Чи ХТОСЬ аналізував, що в 2012-2013 рр. у Донецькій області більше відшкодовували ПДВ, ніж його платили? Адже ДЕСЬ його треба було зібрати, щоб віддати там.
Щоб масово розпочати свій бізнес без стартового капіталу, треба доступні кредити. Чи можуть бути вони доступними при обліковій ставці НБУ в 15-30 %? Питання риторичне. Але які треба мати результати в бізнесі, щоб оплатити кредит і мати собі на проживання.

А з іншої сторони, ХТО тепер говорить за економіку? Економіку, як науку про раціональне використання обмежених ресурсів на благо людини. Мова тільки за позики держави та як ще видурити гроші в населення. А вони вже заробляють багато ТАМ, за кордоном.
Риц Риц _ 24.02.2018 10:11
IP: 35.187.28.---
3. Для всех остальных, которые не хотят заморачиваться с собственным бизнесом, скажу, сколько еще вы будете терпеть несправедливость работодателей? Диспропорции в распределении доходов бизнеса, узаконенные правительством, нарушают ваши социальные права. Как можно жить, не теряя человеческого достоинства, на 100 или 200 евро в месяц? Народ объединяйтесь в профсоюзы на рабочих местах, бегая по одному к работодателю за повышением з/п вы ничего не добьетесь. Но когда вас целая команда и вы не даете руководителям уволить неугодных, собственники бизнеса скорее пойдут вам на встречу. Не бойтесь последствий, думайте о своей семье и даже если у вас не получится, вы всегда сможете поехать в соседнюю страну, в которой больше уважают людей труда. Почему за одну и ту же работу в Польше платят в 4 раза больше? При этом работник имеет социальный пакет и нормированный рабочий день. Доморощенные бизнесмены, воспитанные на совковом антигуманном отношении к человеку, никак не созреют. Подтолкните их!
Andrii Galagan _ 24.02.2018 10:05
IP: 77.120.180.---
про що стаття? багато слів, мало сутті
Дмитро Лісніченко _ 24.02.2018 09:54
IP: 35.205.230.---
Майже повністю згоден з автором. Звісно це не єдина претензія до чинного президента – навіть якби бізнес-клімат у країні був як при Ющенку, все одно мало задоволення терпіти паразитів, що присмокталися до фінансових потоків
Yur Buryms'kyy _ 24.02.2018 09:53
IP: 93.73.108.---
у вас тут просто пасовище московитів, які завжди знають як іншим би було краще жити
Дмитро Лісніченко _ 24.02.2018 09:51
IP: 35.187.34.---
Мік Дкар:
Звідки ви тільки берететесь під кожною статтею? Чому приписуєте мову кількох народів одній людині? Я більше вірю російськомовним патріотам України, ніж сліпим зрадофілам.
Риц Риц _ 24.02.2018 09:45
IP: 35.190.192.---
2. Не утолив базовых потребностей, трудно взлететь ввысь, так думают многие. Но истории многих успешных бизнесов заставляют сомневаться в этом постулате. В реальной жизни многие вещи происходят иначе. Люди с головой на плечах, доведенные своим положением до состояния отчаяния, собирают последние силы и волю в кулак и решаются на определенные шаги, которые впоследствии приводят их дело к большому успеху. Народ, не слушайте нытиков, начинайте действовать прямо сейчас! Многие скажут, что если не получится? Отвечу, это только в нашей стране банкротство звучит, как приговор. В развитых странах, прежде чем выйдет запустить удачный бизнес проект, зачастую приходится многократно пройти через банкротство и ничего, это только закаляет. Если у вас нет прорывных идей, начните с малого, там где не нужны большие деньги. Например, отыщите в селе бабушкин заброшенный огород, у родственников возьмите саженцев малины или другие виды кустарника, через год-два у вас будет первый урожай, а там посмотрите.
ONLINE
Уряд реформ331 Корупція1145 Україна та Європа949 Вибори-2014153 Aтака Путіна1120
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter