Сергій Лямець Блогер, проект Politicus Vulgaris

Как умирает город Николаев

17 квітня 2018, 23:08

Я вернулся из поездки в Николаев.

Город моего детства умирает.

В 1980-е Николаев был модным. Полузакрытый, портовой. Все десятилетие до этого в него съезжались молодые семьи со всего СССР. Судостроительным заводам, Глиноземному заводу, портам и ПО "Заря" требовались рабочие руки. Рукам давали квартиры и достойные зарплаты. Жизнь бурлила, рождались дети, среди них был и я.



В 1990-е и начале 2000-х оптимизм николаевцев заметно потускнел. Судостроительные заводы остановились (как выяснилось, навсегда), Глиноземный продали русским, многочисленные предприятия совковой эры позакрывались. В городе поселились нищета и пох@изм. Наркомания и СПИД за несколько лет выкосили тысячи людей, остальных затянула безнадега. Его начала массово покидать молодёш. Я уехал учиться в Харьков. Мои друзья – в Одессу и Киев. По всеобщему убеждению, дома делать было нечего. Но оставалась еще надежда, что многое изменится.

Надя постарела и поизносилась. Сегодня Николаев – это умирающий город мелких лотков. По улицам ходят постаревшие люди – те самые, которые приехали в него по зову Родины. Сегодня они получают нищенские пенсии, ходят друг к другу в гости и, по большому счету, ждут.

При взгляде на Николаев у меня перед глазами встает демографическая кривая вроде тех, что рисует институт Эллы Либановой. Огромная груша, где самая толстая часть – это люди пенсионного возраста. Через 20 лет их не будет, и город сократится втрое, а может, и вчетверо. Растет население только у кладбищ.

Вымирают целые кварталы. Некоторые еще живы, но уже деградировали. Старики охают, люди возраста 25-40 выстраиваются в очередь за дешевым самогоном. Маленьких не видно. Деградация и депопуляция.



Молодежь стремительно уезжает. Кто в Киев и Одессу, кто в Россию, кто в Польшу. Кто на заработки, кто в поисках лучшей жизни.

Дети. Разумные и провинциально наивные. Лучшие скоро уедут в Университет Варшавы. Правильно сделают.

Еще успевают. Мой лицей – одно из лучших в городе учебных заведений – лишили права набирать 8-й класс. Реформа образования, однако. Решили слить с обычной школой, не надо вот этого...

Остаться жить в Николаеве – это окунуться в странную жизненную среду, которая свойственна сегодня большинству средних и малых городов Украины. Рынок, гастроном, сэконд хенд, лотерея, наливайка, телевизор – вот типичный круговорот жизни типичного николаевца. Спорт – есть, но в подворотнях, явно не массовое увлечение. Автомобили – есть, но тоже нечем хвастаться. Купить стиралку – лучшая инвестиция года. Есть iPhone – буржуй. Культура –... я уже писал о наливайках?



Думаю, многие читатели узнают свой город. Вместо Николаева подставляем, скажем, Житомир или Кривой Рог – стопроцентное совпадение.

Но я говорю о Николаеве, черт возьми! Об огромных предприятиях, которые могли преобразить город в промышленный узел.

Пилить судостроительные заводы начали еще при Кинахе. Премьер, выходец из Николаева, оказался типичным бюрократом кучмовской эпохи. И такой же типичной падалью. По сравнению с нынешними уродцами, конечно, он был чистый ангел – но по сути такое же нечто. Кто, как ни он, мог дать судостроению второе дыхание? Не стал.

После Ющенко отрасль полетела в ад. Ни заказов, ни льгот, ни государственной политики. После многочисленных переуступок, Черноморский завод попал в руки Новинского. Но сделать православный олигарх уже ничего с ним не смог. Когда завод получил заказ на изготовление корвета, специалистов пришлось искать по домам престарелых. 80-летние деды оказались единственными, кто смог прочесть сложнейшие чертежи. Только они смогли разобраться, почему вот эта сталь скрепляется вот с этой. Притом, что в городе Николаеве есть целый судостроительный институт, который уже много лет специализируется на выпуске переводчиков и менеджеров со знанием ПК.

Полетели в ад и порты. Скажем, экс-начальник Николаевского морского порта сдал в аренду оффшору территорию порта на 49 лет. Закон он при этом не нарушил – один метр бетонного причала остался в собственности государства)) Комбинацию явно готовили задолго до этого. Ведь норма о запрете на отчуждение стенки причала появилась не просто так. Все остальное, оказывается, можно. Но само генеральное воровство стало возможно при Ющенко – это в копилку тем, кто решит исследовать, при каком из говнюков начался развал Украины как государства.

Был момент успеха на заводе "Океан". Его продали голландцам. На удивление, настоящим, а не оффшорным чертям, как у нас любят. Но условия работы оказались настолько дикими, что голландцы из Украины решили уйти, и с тех пор "Океан" приходит в упадок. Новинский же распиливает Черноморский судостроительный на металлолом и сдает огромные ангары в аренду.

Вот писк достижения ЧСЗ в свое время:



Что там мэр? Речь об огромном бородатом Савченко, которого недавно не обвинили в причастности к самоубийству начальника Николаевского аэропорта Владислава Волошина. Занимается откатными схемами, дружит с рыгами, задалбывает ватно-настроенных николаевцев демонстрациями силы "Правого сектора". Мэр Николаева, назначенный от "Садонемощи", показал свою недееспособность – не смог договориться с владельцами города. Об истории с арестом "Мультика" уже все забыли. По большому счету, жителям сэкондхендо-лотерейно-наливайного города глубоко до лампочки, какой бандит сменил какого.

Зато они видят, как рассасывается последнее наследие великого Николаева. Когда-то оборонный завод "Заря" будил по ночам весь город, тестируя новые турбины. Теперь завод не гуде – его готовят к приватизации. Убивают как могут. Руководит балетом человек с фамилией Картошкин. Бывший директор крымского завода Порошенко, который подписал документ, в котором приветствовал присоединение полуострова к России. Каким-то образом человек с технической фамилией перебрался на стратегический объект. Под кого готовят завод, можно догадаться. Хотя, вполне вероятно, даже продавать не хотят – просто выдаивают.

Несколько лет назад, когда Константин Григоришин поставил на "Зарю" свое руководство, его люди объездили полмира и заключили контракты на поставку турбин. Потом олигарха вытеснили, но завод до сих пор отрабатывает его последние контракты. С тех пор ничего особенно не делается – как говорят николаевцы, сознательно, чтобы сбить цену до минимума.

А вот бывший военный порт возле завода "Океан" – наоборот, готовят к концессии. Технология принципиально другая. Если для приватизации нужно сбить стоимость объекта до нуля, то для концессии важно показать наличие хорошего инвестора. Вот, посмотрите, покажет на него условный Омелян – какой хороший человек! Обеспечил порт заказами, перевалку зерна – пожалуйста. Своего человека поставил один из распорядителей города, сейчас народный депутат.

Этому управляющему отдадут порт. Он будет зарабатывать с порта, часть денег отдавать государству, часть пропускать по бухгалтерии как "инвестиции" и потом уже выводить. Накопив таких "инвестиций" примерно на половину стоимости порта, "инвестор" напомнит – по закону, он имеет право приватизировать порт. На этом, собственно, и все. Если обычная приватизация – это грабеж, то концессия – это приватизация за деньги государства. Почувствуйте разницу.

Портов в Николаеве, в целом, очень много. Технически, все побережье города – один большой порт. Грузят все, что хотят. В основном, зерно. Иногда, судя по срачу в интернете, топливо. Контейнерами здесь не занимаются.

На фоне других выделяется "Ника-Терра". Когда-то этот порт построил один местный бизнесмен. Сам продумал, пробил разрешения, подвел железнодорожную ветку, стал зарабатывать. Но потом к нему пришли кровавые мальчики от Януковича и отобрали порт. По деньгам вернули жалкие проценты, зато сохранили жизнь – и на том спасибо. Потом "Ника-Терра" попала в орбиту Фирташа.

Сегодня это монстр, из ворот которого, как волосы из головы, торчат железнодорожные ветки. Когда-то грузили калийные удобрения из Беларуси, сегодня преимущественно зерно. Элеваторы, краны, причалы, люди. Колосится.



Пожалуй, это вектор будущего развития Николаева. Вокруг города – многочисленные агрохолдинги и фермеры, которые выращивают зерно. Со всей Украины они свозят зерно в порты, чтобы отгрузить сразу в суда или складировать в элеваторы.

"Нибулон" владеет собственным речным транспортом. Владельца компании Алексея Вадатурского буквально спас Евромайдан. Говорят, старика уже вынимали из петли – так его отжимал экс-министр АПК Николай Присяжнюк, друг страшно сказать кого. Сегодня баржи "Нибулона" бодро шастают по опустевшему Днепру, переваливают зерно на в акватории Николаева и в целом олицетворяют. Особенно символично, что они владеют землей на территории Черноморского судостроительного, распиленного на металлолом.

Надеяться на возрождение судостроения не нужно. Эта отрасль в Украине умерла. Думаю, даже Новинский с удовольствием бы строил суда, но для этого нужны заказы, нужен особый режим налогообложения, нужно пятое и десятое. А пока что – режем на металлолом. Деды умирают. Чертежи читать некому.

Какая судьба постигнет Николаевский глиноземный – трудно сказать. Еще во времена Кучмы, завод купил "РУСАЛ". По инвестобязательствам, русский холдинг должен был построить завод по выплавке алюминия в районе Харькова. Понятное дело, ничего не построил. Подозреваю, что "РУСАЛ" купил НГЗ только для того, чтобы придушить ненужного конкурента.

Еще до санкций, русалцы и русалки разогнали новость о том, что завод переписали на Glencore – швейцарского трейдера, который был акционером "РУСАЛа". Но по факту, это была обманка. Glencore считался владельцем НГЗ лишь номинально – просто как совладелец русского холдинга. Но едва запахло жареным в виде санкций Трампа – отказался от всех обязательств, и теперь будущее Николаевского глиноземного – под огромным знаком вопроса.



От всего города веет унылой плесневеющей безнадегой. Если Припять – это постапокалипсис, то Николаев – это предапокалипсис. Хотите порцию отчаяния и неверия? Садитесь в пародию на "Интерсити" до Херсона и успейте выпрыгнуть во время трехминутной остановки. Вы не ошиблись – это областной центр и в прошлом почти город-миллионник. Смелее.

Из пригородов, можете съездить в Южно-Украинск. Там атомная электростанция стоит. Ее "пилят" по-своему, на манер "Зари". Еще одна история успеха.

На удивление, в городе и области много интернет-СМИ. Находят, о чем писать. Иногда видят какой-то позитив, но в целом больше напоминают стаи трупоедов. Любят писать, как кто-то умер или кого-то убили. "Знаменитая" Врадиевка и ей подобные – любимая информационная плоть таких СМИ. И еще модной стала "борьба с коррупцией" – но это всеукраинское увлечение, все любят понаблюдать за соседями. В то же время, упрекнуть николаевские сайты не в чем. Какой город, такие и СМИ.

Справедливости ради, в происходящем есть некая правильность. Глобализация продолжается, и население постепенно стягивается в города-мегаполисы. В Украине к таким относятся Киев, Одесса, Днепро-Запорожье и Харьков. Львов – больше исторически, для мегаполиса, конечно, недостаточная критическая масса. Но я уверен, что Николаев все еще можно оживить. Было бы желание. Глобализация – не приговор. Можно выбрать модель и воплотить ее.

Но кто будет заниматься реанимацией? Савченко? Порошенко? Фирташ? Совершенно точно, возрождение произойдет не в ближайшие год-два. Людям, которые хотели бы вдохнуть жизнь в дряхлеющее тело промышленного центра, сделать это не позволит сама система. Смерти Николаева терпеливо ждут гиены и грифы из разных партий и сословий. Они не позволят романтичному и глупому Айболиту вколоть больному городу витамины и антибиотики.

А там посмотрим. Может быть, для возрождения придется умереть. После чего на месте старого Николаева вырастет нечто новое.

powered by lun.ua
Коментарі — 33
Aleks Rinko _ 18.04.2018 01:24
IP: 77.52.111.---
дааа, уж...Когда были поезда с Донецка про въезде в Константиновку можно было наблюдать останки стекольного завода союзного значения. Можно снимать в натуре сцены "Битва за Сталинград", Сталкер, развалины Алеппо...
А що зробиш – рабів до раю не пускають
Yuriy Oles _ 18.04.2018 00:59
IP: 35.195.70.---
Автор – суперсовок, аж сльозу витискує. Залишається, в тому ж ключі "Дедьі ваевали" кричати.
Сергій Терещенко _ 18.04.2018 00:48
IP: 212.90.62.---
нытик и провокатор – как интересно прокалываются эти писаки-правдорубы. Григоришин цаца, Новинский не бяка – Ющенко сволочь. Не видеть причину краха судостроения в Украине может только слепой, или тупой. А по Николаеву тем более. Все судозаводы а Николаеве были заточены на оборонку. Украине такие монстры не по карману, да и не нужны. РФ обрезала все заказы еще в 90-х сознательно убивая отрасль. Новинский просто довел это до логического конца. То что произошло в Херсоне и Николаеве закономерный процесс умирания предприятий СССРовской производственной кооперации. Сейчас медленно со скрипом все становиться на свои места, как до революции 1917 года. Юг Украины аграрный регион, сам бог велел заниматься выращиванием сельхозкультур. Желательно конечно и переработкой заниматься но это отдельная тема
Іван Марнянський _ 18.04.2018 00:24
IP: 217.77.215.---
"Моя Родіна смєртєльно больна!" (c)
Віктор Володимирович _ 18.04.2018 00:04
IP: 35.185.72.---
Деградує лямець від статті до статті.Прочитав його черговий "шедевр" про "умираюший Николаев" і спочатку повірив йому,стало сумно за долю Миколаєва.Але пошуки в інтернеті дають зовсім іншу картину:на майже всіх сайтах населення Миколаєва складає на сьогодні близько 480 тисяч чоловік.Для порівняння в 1990,коли нас було 52 мільйони, -500 тисяч.Тобто населення міста скоротилось лише на 20 тисяч,тобто...4%.Тоді як середній показник по Україні близько...20!!!То може не треба так плакати і ховати заживо рідне місто?Не все так трагічно пане лямець!!!
Р.S а такі ями-це не весь Миколаїв!Подібні ями є всюди в Україні.
Елена Величко _ 18.04.2018 00:00
IP: 178.95.234.---
Дуже шкода, що такі галузі, як судно-будування, літако-будування та інші, що були в Україні – все це майже знищене. Щоб такі галузі працювали – держава повинна бути замовником. Ті, хто захопив економіку – це люди, що не можуть керувати галузями, бо потрібна державна політика та бюджет, що в рази більший. а також СУСПІЛЬНА економіка, а не шахери-махери, коли чи то нищиться, чи продається чи здається чи... аби нічого в бюджет не сплачувати. аби ЗП адекватну не сплачувати. Наразі, розвиток завжди справа, що збираються кошти з усіх, однак, у нас не працює, бо ЗП НЕАДЕКВАТНІ, тобто сучасна економіка – то гойдалки, розвиток-спад, розвиток- спад – тому саме ДОХОДИ ОСНОВНОЇ частини громадян мають значення, бо ЛЮБА фірма рано чи пізно прийде за грошима – й тут беруться кошти з бюджету – з громадян, якщо як у нас – громадянам нічого не дають, а все "на розвиток" – то виходить полуботківство, коли гроші вивезли – та пропали, а у людей...
Юрій Олевський _ 17.04.2018 23:49
IP: 46.118.233.---
Вопросы автору:
1."в Николаев съезжались молодые семьи со всего СССР, требовались рабочие руки. Рукам давали квартиры и достойные зарплаты" – приезжие – наверняка будущие совки,любители "русского мира" и Путина. Об этом написано с одобрямсом?
2. Квартиры и "достойные зарплаты" при СССР – об этом написано с ностальгией?
3. "по зову Родины" – это такая тоска по " большой Родине" – СССР?

Автор хотел бы вернуть то замечательное время – СССР и цветущий город Николаев внутри большой Родины – СССР?
Sergey Dunchil _ 17.04.2018 23:28
IP: 46.150.97.---
Чисто для справки – а раз это "блоги", то спеллчекером не надо пользоваться?... Алёна всё стерпит? МОЛОДЁШ. Тьфу.
Aтака Путіна1191 Корупція1297 Україна та Європа1068 тітушки19 Уряд реформ392
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter