Сергій Лямець Блогер, проект Politicus Vulgaris

Что понравилось и что возмутило в классных книгах Михаила Зыгаря. Несколько слов о переписывании истории

20 серпня 2018, 21:16

Переписать историю. Звучит всегда заманчиво, особенно если хочется нужным образом описать свою скромную персону. В свое время на этом поле безудержно процветал один журнал, название которого слишком известно. Но сейчас – не об Украине.

Прочитал три книги Михаила Зыгаря. Это бывший шеф-редактор российского телеканала "Дождь", бывший военный корреспондент и очень-очень талантливый журналист. Российский. Не зря пишу это слово отдельно, потому что в нем сокрыт глубокий смысл.

-------

Первая книга, которую рекомендую всем без разбора, – "ИМПЕРИЯ ДОЛЖНА УМЕРЕТЬ". Великолепно. Роскошно. История сложнейшего периода в истории Российской империи – двух десятилетий до революций 1917 года. Это уже сейчас мы догадываемся, что никакая это была не смерть империи, а просто ее перерождение, как и в 1991-м. Но легко умничать задним умом. А в моменте – поди разберись.

Михаил сделал роскошную вещь. Он переделал историю в короткие стори. Получилось увлекательно. Рассказы, основанные на реальных событиях. Портреты людей, которые двигали эпоху. Мощно и сочно. Обязательно читайте или, как я, слушайте.



-------

Я ожидал такого же восторга от второй книги – "ВОЙНА И МИФ". В каком-то смысле, ожидания были оправданы. Повторюсь, Михаил замечательный журналист, и продукт сделан невероятно качественно. Но форма продукта и его содержимое – сильно разные вещи.

Знаете, как врачи смотрят сериал "Доктор Хаус"? С улыбкой. Вот и журналисты читают других журналистов с улыбкой. Мы видим профессиональные нюансы – они выпирают, словно слоны посреди детской площадки. Это я не к тому, что я так же велик, как Михаил. Я к тому, что Михаил не так уж невидим.

Вот на что я обратил внимание. Информация подана с очень особым ракурсом. Скажем так, очень пророссийским. Скажу даже, воинственно-пророссийским. Тоже не то. Провластно-пророссийским!

Тут же в голову полезли всякие штампы о том, что журналисты-международники и военные журналисты очень часто... Ну, вы понимаете. Пару пальцев на погоны.

Я не утверждаю, что с Михаилом Зыгарем именно эта история. Хотя подозреваю, что не без всех этих гэбэшных штучек.

Так что книгу – рекомендую. Крайне сочно об Усаме бен Ладене и Саддаме. Неплохо даже о Штатах. Объясняет очень многое.

Но только читайте с включенным режимом "антипропаганда". Иначе начнете как Надя Савченко – вдруг искренне во что-то верить.



-------

Третья книга укрепила меня в моих худших подозрениях. "ВСЯ КРЕМЛЕВСКАЯ РАТЬ". Обложку специально привожу на румынском – очень ярко.

Общее впечатление от этой книги таково. Раз – Путин очень и очень хороший человек. Иногда ошибается, в основном, в других людях. Но тут же наводит порядок, восстанавливает справедливость. А если делает мерзости, то его вынуждают Штаты и Европа. А вообще о мерзостях в книге ни слова – деликатно опущены. Из истории вычеркнуты.

Два – его ближайшее окружение представляет собой людей сложных, но государственных. Если и плетут интриги, то ради государства. Если работают на оппозицию, то лишь по заданию Кремля. Особенно дико я таращил глаза, когда читал откровенные реверансы в сторону Суркова и Сечина. Ну я все понимаю – ты журналист в сложной стране, ты опасаешься гэбни, тебя все устраивает. Но все же, зачем же так? Это профессиональное и человеческое.

Вот мне, кстати, за что нравится Украина. Мы, возможно, иногда перегибаем со свободой слова. Зато такие реверансы в сторону власти я не часто встречаю.

Три – чудовищный портрет Украины. Я понимаю, что мы, конечно, что мы порою производим такое впечатление. Провинциального тупого стада, которое на фоне цивилизованно-гламурной Москвы напоминает глубокую деревню Кукуево, в котором все мужики дебилы и заробитчане, а женщины – проститутки и нечесанные истерички. И все же. Чудовищно...

Как захватывали Крым – отдельная песня. Не буду.

Особенно хохотнул над портретом Медведчука. Это просто единственный нормальный человек во всей Украине. Надежда нации и патриот. Ну, бывает. Видимо, очаровал наш сумрачный бензиновый олигарх заезжего военного корреспондента.

Четыре – никаких, вообще никаких подробностей о ближайшем окружении Путина. Роттенбергах, Ковальчуке, виолончелисте и т.д.

И все же, книга понравилась. Рекомендую ее читать со включенным режимом "антипропаганда", "анти-бессовестная-пропаганда" и "антигеббельсовщина". И все же, рекомендую. Примите контрастный интеллектуальный душ. Сразу отдайте себе отчет, что эта книга – вовсе не беспристрастное обозрение современной истории России. Это попытка переписать историю так, как выгодно действующей российской власти.

Конечно, в такой роли Зыгарь – идеальный рассказчик. Пользуется популярностью в либеральной российской среде. А учитывая, что эта среда ежедневно запитывается новостями из российского информационного пространства, то вот вам и технология. Все разрозненные кусочки информации, словно ракушки на шее у туземца, нанизываются на тугую нитку пропаганды. Пардон, "самого серьезного исследования того, что произошло за последние 20 лет". В России.



-------

Уважаемые дамы и господа. Давно хожу с идеей написать вот такую историю современной Украины. Со всеми за и против. Во многом это будет идти вразрез со всем, чем пичкают наших детей в школах и нас с экранов ТВ.

Обращайтесь. За не очень большую сумму впишу вас в историю страны со всем пафосом. Даже оберну эту историю вокруг вашего упитанного облика. Но по двойному тарифу.

Шучу.

Но если кто захочет вложиться финансово в то, чтобы появилось такое нечто – давайте обсуждать. Это дорого. Но не невозможно. Пишите в личку. Нужна нормальная история страны, иначе ее перепишут под себя не скажу кто.

Коментарі — 15
САНДРО _ 23.08.2018 17:31
IP: 176.115.101.---
Прочитав сьогодні черговий перл талановитого (в сенсі такого, котрий знає кого треба зрадити в який момент) політтехнолога Уколова.-Президент вибачився. Чи вистачить мужності в інших?

ВСе ніяк не заспокоїться, бідненький
Здавалось би яка шляхетна тема- Президент демонструє виваженість та мудрість.
Але по Уколову- в усьому винна знов таки клята Юлька, котра не дала все ж таки ПОПу звільнити КРим за лічені години.
Людина, котра не є членом РАдбезу, випадково зайцшла на засідання, сказала свою думку, і дійсні члени Радбезу, чоловіки, генерали, державні діячи миттю погодились ніхто навіть не пікнув.
Це ж треба так підкоряти сильну стать-дійсно Юлька дуже загрозлива людина.

А якщо серйозно, то невже Уколову мало Іловайська з 10 000жертвами та йому ще хочеться і Крим залити кровью.
Чи хтось сумнівається, що Путіна міг хтось спинити, коли вони прийняли доленосне рішення, провелдене через Сенат РОссії. Навіть Обама не сумнівався.

А вот Уколов сумнівається досі.
Mike_Kharkov _ 23.08.2018 10:30
IP: 178.137.189.---
Панове киберполіцаї, коли видаляєте пости підписуйте (наприклад, "видалено за..."), так воно буде цивілізованіше, менше схоже на звичну крадіжку. У видаленому я нічого невідомого не написав, а якщо б щось загрозливе?:)
Valentin Kovalchuk _ 21.08.2018 19:15
IP: 46.119.151.---
Меншовартісність – ознака посту. Автор, вбачається, підмінює поняття журналістської етики і національної ідентичності. Чому Зигарь, з національною ідентичністю у нього чудово, – як ідеальний, шикарний, новий погляд? Чому не Расела читати, а писати використувуючи принципи історицизму Попера, або Тойнбі, чи Золоту вітку? Зигарь іхній, пише для них, виходячи саме із іхнього розуміння всього, що там твориться. Чому ми захоплюємось ними – ось що цікаво! Думається, що таке захоплення ними – ідеальними оповідачами було за часів Гоголя і Панька Куліша, та ні, все так і є – у 18 році також. Чому гламурна Москва так притягує наших інтелектуалів, творчих журналістів? Вони спеціалізуються на постійному переписуванні історії, ще з часів Літопису Нестора. Хіба це не відомо? Невже наші політики почитаючи детиктивно-політичний погляд Зигаря на 17 рік у 18 приймуть правильні та доленосні рішення? Меншевартісність та блискітки гламура – як сумно, що автор – опусів про Портрета, не сприймає реальність.
САНДРО _ 21.08.2018 13:06
IP: 176.115.101.---
Mike_Kharkov:
А у Вас непогано виходить українською, краще ніж у Азарова!
Здається- можете, але не хочете.
Принципово. Мовляв, хай Україна вживає російську. а то вже мріють мати і свою державу, і свою мову.
Мовляв, єх. яка жаль, що Сталін рано помер, а то б викорчував би усіх націоналістів і укр. буржуазних, і там усяких балтійських, і навіть казахских.
Яка була б краса- усі 17 республік-сестер і всі на великому та могучему.

А Шекспір- це невдалий приклад, його поважають усі, але у Німеччині його п'єси слухають німецькою, у Франції- французькою, а Гете та Мопассана – навпаки.

І з шовінізмом Ви наплутали, шановний Mike_Kharkov, якби Україна – понад усе, та українці – здібнише усіх, то да шовінізм.А якщо Україні- свою мову, рідну, яка вже живе багато віків, то чому ні?

А як треба поважати людину, то Ви вірно кажете -цьому треба вчитися у росіян, іх так поважає своя держава, що мільйони перетворились у табірний та військовий бруд. Невже будемо вчитися у них?
Mike_Kharkov _ 21.08.2018 10:44
IP: 178.137.189.---
Log Log:
"Ни при какой погоде...".
Читати подібну маячню можливо вимушений Фесенко, але рекламувати її на УП
вважаю моветоном.
"На чужой роток не накинешь платок", тим не менше блог Лямця після цього потрібно закрити,
або хоча б додати коментар від редакції.
Завтра він почне Дугіна чи Лимонова рецензувати.
Сегодня он играет джаз...:)
Французская академия наук прекратила прием вечных двигателей, но преследовать авторов не стала. Более того, в н-поп. журналах печатаются некоторые, ибо познавательно, ибо истина познается, а не вбивается в головы в виде догмы. Минстацьаппаратом.
Тамара Филоненко _ 21.08.2018 10:31
IP: 93.170.69.---
Думаю такие книги пишутся для "внутреннего" пользователя. "Развлечение" интеллектуалов (либералов). Как показывает жизнь – история не учитель, а подтверждение греховной природы человека. Те же дела и ошибки власти и людей (с поправкой на технологический прогресс).
Mike_Kharkov _ 21.08.2018 10:30
IP: 178.137.189.---
САНДРО:
Зовсім не треба робити з мови культ, але ж треба хоч трошки поважати.
Поважати треба людину, мова вторинна. Ви ж не зневажаєте Шекспіра за неукраїнську?:) А до Фесенка претензії... А чому? бо на Україні. Ну, так я вам скажу, що це є виразником "Україна для українців", тобто, шовінізм. Це раз. А призведе і вже призводить до руїни. Це два. Читайте лист Липинського до Шеремета, там пояснено сто років тому чому саме.
Людину потрібно поважати, людину, з її мовою, думками та почуттями... Вона вище нації, мови, політики. І тоді почнуть поважати вас і тутешнє болото почне просихати. А за нацією в нас завжди криється доїльний апарат, що буде висмоктувати, а не примножувати.
Mike_Kharkov _ 21.08.2018 10:16
IP: 178.137.189.---
"Нужна нормальная история страны, иначе ее перепишут под себя не скажу кто."
===
Конечно нужна, но выглядеть это уже будет как подпольное чтиво и как одно из. По интернету гуляет много оценок, мнений, теорий, фактов, псевдофактов, а где истина? кто сможет оценить? а оценивают по рейтингам, т.е., втюхать можно что угодно при наличии ресурсов. Государство уже втюхало. Не историю страны, а историю нации, и ввело официальную идеологию нации. Остальное законами объявлено антигосударственным в 15 году. А это есть прямой запрет на негосударственную историю. Бунт?:)
Личностей-то уже нет, отменили – есть нация и ее оракулы. Какая такая другая история? История народа или история партии? Вопрос звучит примерно так – кто желает скинуться на флаг борьбы с олигархатом? хороший тест, остались ли живые люди или всех уже окаменели в нацию.
САНДРО _ 21.08.2018 09:40
IP: 176.115.101.---
Log Log:
"Ни при какой погоде...".
Читати подібну маячню можливо вимушений Фесенко, але рекламувати її на УП
вважаю моветоном.
"На чужой роток не накинешь платок", тим не менше блог Лямця після цього потрібно закрити,
або хоча б додати коментар від редакції.
Завтра він почне Дугіна чи Лимонова рецензувати.
І на цей раз з Вами згоден!
А щодо коментаря дуже шановного В.Фесенка, то лунає в голові " Партия и Ленин – близнеци и братья!"-що один, що другий нехтують українською, на жаль.

Зовсім не треба робити з мови культ, але ж треба хоч трошки поважати.
А так здається, що справи України кепські- свого часу Янукович з Азаровим хто як міг демонструвли повагу до країни, а такі майстри ідеології як Лямець с Фесенко і вухом не шевелять.

Додам про Кремлівську рать- суцільна ряд статей з росс. та радянської преси, тільки офіційна позиція.Але ж скільки таємних моментів було в історії-починаючи від 1991р і до подарунка Єльціним Путіну
Лев Троцкий _ 21.08.2018 09:28
IP: 212.26.129.---
Российская пропаганда использует синдром "приобретенной беспомощности" для манимпуляции чувствами, общественным мнением. Это такое психологическое состояние, при котором люди, которых постоянно обманывают и эксплуатируют, отказываются от борьбы и начинают верить в то, что он них ничего не зависит. Но если придумать образ могущественного врага, то чувства этих людей можно переключить на образ внешнего врага, играя на чувствах зависти, недовольства, на представлении о себе как о жертве.
motja _ 21.08.2018 07:01
IP: 35.235.226.---
В оценке книг Зыгаря, полностью согласен с Сергеем. Только "Империя..." смогла доставить новизну в восприятие истории.
Что касается истории современной Украины... И у Зыгаря не получилось с современной Россией, и у Сергея вряд ли получится. Время должно пройти.
Vladimir Torkonyak _ 21.08.2018 06:06
IP: 35.235.226.---
Игорь Овдей:
Так у Уколова мабуть не закрита справа по Артеку, по розбещуваню... Так про що вiн будет писати.
Володимир Фесенко _ 20.08.2018 23:08
IP: 176.115.96.---
Я читал две книги Зыгаря – "Империю..." и "Кремлевскую рать". Самая сильная – "Империя". Согласен с Сергеем, очень удачно (и стилистически и содержательно) найден формат изложения предреволюционной истории. "Кремлевскую рать" – полезное чтиво, но гораздо слабее. По Украине есть даже фактологические ошибки. Я не увидел в этой книге какой-то идеализации Путина, скорее попытка его понять. Нет и апологии Медведчука. Зыгарь, наоборот, несколько раз подчеркивает, что Путин смотрит на Украину глазами Медведчука. Вот это самое главное. И по этой логике Медведчук несет ответственность и за Крым и за Донбасс. Но написана эта книга очень фрагментарно.
Три предложения Сергею. 1. Почитать книжку Петра Авена про Березовского. Фактически это подборка воспоминаний о Березовском и "его времени" – о 1990-х. Для Сергея как экономического журналиста это было бы интересно. 2. Если уж писать историю, то примерно так как у Авена – как все начиналось и происходило у нас. Через прямую речь разных действующих лиц и через перепроверку их "воспоминаний". 3. Вам, Сергей, есть смысл написать историю нашей приватизации и появления наших олигархов. У нас это происходило несколько иначе, чем в России.
САНДРО _ 20.08.2018 22:07
IP: 176.115.101.---
Мда, п.Лямець!
От вже здивували, так здивували!
А взагалі Ви смілива людина.
Рекламувати росіянина в час росс.агресії, після Іловайська та інших героїчни дій Старшого Брата- це дуже сміливо.
Але як би тільки росіянина, а й ще і блискучого офіцера ФСБ Росії.
Невже хтось сумнівається? Я, наприклад, ані крапельки.
Але саме цікаве те, що в усіх трьох творах нема чого вичітувати- суцільна маячня, здобута, як то кажуть з пальця.
Свого часу прочитав одну з трьох- нудно, фальшиво, брехливо, просто як передрук з росс. ЗМІ.
Я по останньому абзацу блогу теж треба визначатися -Лямцю на викривлення історії, історії УКраїни, російською мовою- ні копійки.
Може для початку літературної діяльності треба б вивчити українську?
Игорь Овдей _ 20.08.2018 21:36
IP: 35.235.227.---
Касательно "такие реверансы в сторону власти я не часто встречаю", посмотрите на публикации Уколова здесь же, на УП. Такого холуйства даже среди соловьево-киселевых сложно найти.
АВТОРИЗАЦІЯ І ВХІД ДЛЯ АВТОРІВ


УвійтиСкасувати
Якщо ви новий читач, будь ласка, зареєструйтесь
Забули пароль?
Ви можете увійти під своїм акаунтом у соціальних мережах:
Facebook   Twitter