4 квітня 2009, 19:49

ГОГОЛЬ З НАМИ (9). Яркие впечатления (7). Как мы с Гоголем сбежали от Медведева и Ющенко. (''Был в Крыму, где пачкался в минеральных грязях...'')

Дня 1 апреля 2009 года я ждал долго – как какого-то важного рубежа. Гоголю должно было исполниться 200 лет.

Мне Гоголь как родственник.

Ну и, вообще-то, нам Гоголь приходится то ли дальним родственником, то ли свояком – через достаточно сложную систему родственных связей (через одну из его сестер).

У меня имелась реальная альтернатива – где и при каких обстоятельствах встретить этот день. Во-первых, я мог быть в Москве, где открывалась Гоголевская конференция, где был какой-то пафос в Малом театре, а за несколько дней до того был открыт первый в России музей писателя.

Во-вторых, я мог быть на Полтавщине, где после реконструкции открывался дом-музей в Васильевке (Гоголево), где куча иных мероприятий, где Ющенко и другие.

Но я выбрал третье: Крым, Саки. Думаю, что это очень "гоголевский", то есть барочный, сюрреалистический, нелогичный на первый взгляд выбор.



Это единственное место в Крыму, где точно был Гоголь – летом 1835 года.



Ему надо было подлечиться – все продвинутые ездили в те времена для этого в Крым. Гоголь по совету одного полтавского доктора поехал на тогда еще мало раскрученный грязевой курорт в Саки. Он пробыл там чуть боле месяца. Ему помогло. Лесе Украинке, спустя несколько десятилетий, не помогло (в случае костного туберкулеза сакские грязи неэффективны). Цесаревичу Алексею в начале XX века тоже здорово помогло.

Конечно, 26-тысячный райцентр, вся инфраструктура которого сосредоточена вокруг нескольких мегасанаториев, – это не самый большой культурный очаг. Но город с точки зрения биографии Гоголя исторический.

В Саках был чудный весенний день – по улицам города разъезжало множество молодых парней в инвалидных колясках с моторчиками.

Там открывался новый памятник Гоголю – авторства киевского скульптора Петра Федосиевича Мовчана (84 года).



В небольших Саках это было седьмое (!) скульптурное изваянье Мовчуна. Он также поставил там Пушкина, Ленина, Лесю Украинку, Германа Титова и кого-то еще. На церемонии открытия господину скульптору торжественно вручили диплом почетного гражданина города Саки (ну разве это не гоголевщина???).



Ну а гранитного Николая Васильевича лет 15 мариновали в подвале санатория им. Бурденко, но время для установки выбрали самое подходящее.



Памятник вроде бы вполне реалистическо-советский, но три фактора: (1) непропорциональность бюста и двухуровнего постамента, (2) место (в каком-то обшарпанном дворике с конструктивистскими балконами, однако это центральная и симпатичная улица) и (3) масштаб головы Гоголя (это самая большая в мире его голова!) – делают скульптуру по-гоголевски ирреальной, сюрреалистической, инфернальной, невероятной.

Именно этим сакский Гоголь и интересен.



Если кто-то будет в Саках или путешествовать из Симферополя в Евпаторию, непременно советую обратить внимание на детище гения Петра Федосиевича Мовчуна.



Как по мне, в таком ракурсе Гоголь похож на статую Командора из гениального советского фильма Швейцера "Маленькие трагедии" по Пушкину:)



А еще в Саках местная библиотека получила имя Гоголя. 40 лет она, безымянная, сирая и малобюджетная, размещенная на 167 кв.м., ждала этого дня! Таки дождалась:) Я проверил: библиотека получает, скажем, "Україну молоду", но не получает "Зеркало недели" (дорого). Около одной из книжных полок в хранилище наугад протянул руку – вытянул мною любимую книгу Анатолия Макарова "Світло українського бароко" (1994). За 15 лет ее брали читать с абонемента два раза.



При нашем участии на здании библиотеки была открыта новая табличка – мол, теперь имени Гоголя.

Поскольку я один там был из России, организаторы заявили, что мероприятие международное и заставили меня чего-то сказать о Гоголе. Помимо прочего, я сказал, что благодаря Гоголю разговариваю по-украински и для меня не существует русско-украинского лингвоидиотизма, чего им всем и желаю (в смысле, чтобы они тоже разговаривали и не глючились на языковой теме).



Разумеется, я как человек ироничный, мог бы описать всё происходящее в Саках 1 апреля как гротескный ремейк советских пафосных церемоний. Но меня тронуло совершенно иное. Где-то далеко от Москвы, от Киева, от Донецка с Днепропетровском и Харьковом, далеко даже от Севастополя и не близко от Симферополя в небольшом городке-поселке живут люди. Вокруг дохрена проблем: мало денег, жизнь ветшает, дряхлеет, выцветает, хочется ради карьеры и жизненного развития уехать в большой город.

(Городской голова Клюй Олег Васильевич)



А вот живут тут – есть даже местная интеллигенция, очень трогательные люди. И в глазах, в основном, мысли не о деньгах и выживании, а о чем-то другом.



В сакском краеведческом музее была показана даже литературно-музыкальная композиция – из оперных и драматических отрывков на сюжеты Гоголя. Меня, разумеется, сложно чем-то таким удивить, но всегда приятно видеть осмысленных людей.

Вот так...



Исполненные в удивительной и неожиданной технике православные иконы – что-то типа макраме. Владимир Денщиков. Богоматерь Казанская. 2006.



Гоголя "пачкали грязями" именно в такой ванне.



Лечебница, где лечили Гоголя и где он ходил, была тут:



В краеведческом музее сохраняется несколько личных вещей Гоголя.



Именно так лечили грязями в XIX веке (прошу прощения за качество – очень сложный свет)



А старый (гипсовый) бюст Гоголя тоже остался в Саках (его перенесли в один из санаториев). То есть в Саках ДВА памятника Гоголю – как в Москве и Миргороде! А сколько в Киеве, а? (Я помню только какой-то страшный советский на Левом берегу – где-то на Русановке, что ли.)

Кстати, вот идея: в Киеве на Днепре в черте города есть несколько островов. Почему бы на одном из них не придумать какую-нибудь изящную парковую скульптуру РЕДКОЙ ПТИЦЕ, КОТОРАЯ ТАКИ ДОЛЕТЕЛА ДО СЕРЕДИНЫ ДНЕПРА?:)