ПОЛТАВСКАЯ БИТВА-300 (7). ''И не грянул бой!'' Погребение с малым колокольным звоном
Ну, типа, был.
Ну, типа, видел.
Ну, сало як сало...
Как говорится, у вас не будет второго случая произвести первое впечатление.
Изначально главная тема в проведении военной реконструкции на 300-летии Полтавской битвы заключалась в том, чтобы создать и раскрутить ЕЖЕГОДНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ и, таким образом, превратить Полтаву в мощнейший на Восточной Украине туристический центр, усилив эту привлекательность за счет гоголевских маршрутов, а также за счет Опишни, Гелона и т.д.
То есть идея заключалась в том, чтобы реконструкция Полтавской битвы повторялась бы каждый год – подобно Бородину, Ватерлоо или, скажем, козацкому фестивалю в Камянце-Подольском.
Но, к сожалению, реконструкционное шоу в этом году, проведенное не пунктуальными реконструкторами военной истории, борющимися за историческую достоверность, а иными людьми, может сыграть злую шутку: в следующий раз люди попросту не поедут в Полтаву смотреть на убогость. (Хотя, если удастся сделать ребрендинг подобной акции, вложив в рекламу хотя бы сотню тысяч долларов, было бы очень хорошо!)
А интерес к 300-летию был колоссальный: я никогда не видел в городах, подобных Полтаве (250-350 тыс. чел.), таких автопробок и столпотворений, как в Полтаве позавчера – все ну просто ломились на воссозданное поле битвы (до недавнего времени эту часть поля занимала база горюче-смазочных материалов, которые использовались стратегическими бомбардировщиками (например, ТУ-160), стоявшими на военном дежурстве на Полтавском военном аэродроме. (Это был один из главных советских аэродромов, откуда СССР грозил США. Символично, что важная система жизнеобеспечения аэродрома находилась именно на южной оконечности поля Полтавской битвы. Теперь аэродрома нет, самолеты убили и порезали автогеном, а по бывшей базе ГСМ позавчера тусовали взад-вперед ряженые из областного театра им. Гоголя.)
Такой человеческий поток, не считая советских демонстраций, на моей памяти только дважды: в 1997 году в Москве на музыкально-лазерном шоу Жана-Мишеля Жара и на Оранжевой революции. По оценке одного из чиновников МВД, на поле было не менее 25 тысяч зрителей!
Настоящих массовых драк так и не было, хотя их ждали и к ним готовились. Какие-то ряженые типа казаки собирались "помахаться" на тему интерпретации роли Ивана Мазепы в российской и украинской истории, но милиция не дала. Также на открытии арки примирения кто-то хотел сжечь чучело того же Мазепы с надписью "Иуда", но, опять-таки, не дали сторонники противоположной интерпретации.
Скандал вышел и с тем, что российская делегация демонстративно отказалась возлагать цветы к памятнику погибшим украинским козакам.
Хотя концепция памятника предполагает, что речь обо всех козаках без исключения – и тех, кто ненавидел Москву, и тех, кто любил. И тех, кто, вместе с Костем Гордиенком, воевал на стороне Карла XII, и тех, кто был за Петра I. Всё-таки я был прав, когда много раз за последние две недели комментировал, что Черномырдин всячески сглаживал неадекватно жесткие выпады российской власти против Украины: на сей раз он, будучи уже не послом, а советником президента РФ, прокомментировал в том духе – мол, нет, ерунда какая-то, не было даже мысли кого-то обидеть, что не понесли цветы к козацкому памятнику, – просто что-то недоглядели и перепутали. Хотя для всех было очевидно, что это была концептуальная и последовательная позиция Кремля.
Кстати, объективно говоря, Украине удалось в информационном пространстве закрепить идею, что в тех событиях было не две, а три действующие стороны – российская, шведская и украинская. Именно об этом свидетельствует концепция открытой 27 июня ротонды – с тремя основаниями и тремя голубями мира (как по мне, более уместны были бы орлы войны, а не глупые гипсовые голуби).
Однако, кажется, реконструкторы-театрализаторы битвы перестарались: хоть я и не совсем понял, кто и какие армии из ряженых представлял, получилось, что, вроде бы, козаки всех замочили. И еще: во время этой типа реконструкции в динамиках звучал чей-то нудотный текст – слышно было плохо (арена действий была вызвучена только с одной стороны) – я разобрал лишь какие-то заунывные интонации и обрывки пацифистски "скорботных" фраз.
Три дня со всех сторон маячил проект ведущего 5 телеканала полтавчанина Олега Дейнеки "Скарб гетьмана Мазепи" – это была игра, победителю которой доставалось что-то порядка 1,5 тыс. долларов. В ночь после битвы мне даже приснилось, где на дне реки Ворсклы эти гривни лежат. Более того, мне даже приснилось, где находится настоящее золото Мазепы, но это уж очень глубоко – непонятно, как копать в речном иле.
Вывод таков: у "отмечания" битвы должен быть мотор-хозяин, заинтересованный в ежегодном проведении такого фестиваля и реально зарабатывающий на нем. Помнится, еще года полтора назад мне и моим коллегам доводилось участвовать в многочисленных переговорах на сей счет, однако никто из местных властей не рассматривает подобный проект как перспективный, коммерчески состоятельный и долгосрочный. Кроме того, из Секретариата президента Украины постоянно глушили большинство инициатив по 300-летию.
Этот Царь-Самовар я уже где-то видел. Кажется, в Гуляйполе год назад...
Все почему-то решили, что тот гражданин, который в глубине кадра, около хаты, изображает одного известного украинского государственного деятеля – Пчелиного бога...
Тот же планируемый музей козачества не был создан в районе поля Полтавской битвы (по оси от главного входа в музей истории битвы и могилы российских воинов) из-за того, что кое-кто решил его устроить в селе Жуки (там, где легендарный козацкий летописец Самийло Величко написал свой знаменитый "Литопыс"; кстати, неподалеку родилась одна ну очень известная современная украинско-английская журналистка). Село Жуки – это юрисдикция областных властей, территория музея-заповедника – городских. Конфликт административных и финансовых интересов усиливается также конфликтом мазепиефильства облгосадминистрации и мазепиефобства городской рады.
Памятник Ивану Мазепе таки будет установлен в Полтаве, но в неподходящем с художественной точки зрения месте. И будет это на 24 августа, а не в связи с юбилеем битвы. Это не парковая, а именно монументальная бронзовая скульптура, способная "удерживать" крупную градостроительную ось – типа уничтоженной каштановой аллеи по ул. Октябрьской (кстати, это занятное сочетание – Мазепа и улица Октябрьская!). Однако памятник будет установлен в и без того перегруженном сквере на Красной площади (ныне Соборном майдане).
Лично меня ну просто достала некомпетентность многих российских и нескольких украинских журналистов – по поводу биографии Ивана Мазепы. СЛУШАЙТЕ СЮДА, товарищи корреспонденты! Иван Мазепа НЕ ПРИНИМАЛ УЧАСТИЯ В БОЕ ПОД ПОЛТАВОЙ! Учите матчасть, чи шо. Был бы я вашим главным редактором!...
Над полем Битвы развивался огромный украинский флаг. Кажется, никто не обратил внимание, что флаг этот был с черными траурными лентами. С такими же лентами были и стяги запорожских козаков.
В целом, я не был разочарован, но и очарован тоже не был.
Как говорится в иных случаях, погребение прошло с малым колокольным звоном...
P.S.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.