20 листопада 2010, 13:52

Музыка (3). Боярский как тест на эстетическую толерантность, Гамлет-наркоман, Тимошенко – великая трагическая актриса и Виктор Янукович в роли Ричарда III

Мне ну очень странна была реакция большинства отписавших – по поводу новой рубрики – о современной музыке.

Интернет-маньяки заставили меня вернуться к затронутой теме – по поводу роликов актера Михаила Боярского.

В общем-то, я хотел сделать небольшой ТЕСТ НА ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ТОЛЕРАНТНОСТЬ для аудитории моего блога.

Результаты удивили.

Подчеркиваю, во-первых, я не пропагандирую творчество Боярского.

И, во-вторых, не являюсь его каким-то особым поклонником.

В моем сознании его творчество в том же ряду, что и творчество Пугачевой, Ротару, Долиной, Леонтьева, Толкуновой, Антонова, Добрынина, Владимира Кузьмина, Александра Барыкина, Мыколы Гнатюка, ВИА "Верасы", группы "Секрет" и проч., т.е. людей, наиболее ярко реализовавшихся на советской эстраде (еще не было понятия "поп-сцена") именно в 1980-х годах. Они все были культовыми не для нас, но для поколения наших родителей и старших братьев-сестер (возможно, кроме "Секрета"). При всех возможных упреках к ним в "совковости" и банальности, вся эта музыка была профессионально сделанной – хорошо сыгранной и спетой (много ли сейчас певцов с такой школой?).

Хотя всё это была ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОПСА.

Диаметральной к ней была музыка типа Высоцкого, Гребенщекова, Шевчука, Цоя, "Арии", Лозы, "Браво" и Жанны Агузаровой, Юрия Чернавского, Вилли Токарева, Аркадия Северного и проч. – именно это занимало меня и моих школьных товарищей, когда Боярский пел про "Всё пройдет" или "Зеленоглазое такси", а Пугачева – про "Миллион алых роз" и "Две звезды".

(Хотя, нет, вспомнил: была пластинка Боярского – песни Чернавского, где он, кстати, пел со львовской певицей Сестричкой Викой (Врадий). Вот это была не попса и не эстрада, а интересный концептуальный бред, абсурд, черный юмор и сюрреализм – от автора "Мальчика-бананана". Что-то там было такое: "Один я ночью маюсь, в кино я не снимаюсь, а я хотел бы давно сняться в лунном кино" или "Алё-алё, на проводе фараон, мне снится диско-диско-дискомфортный сон".)

Но сейчас мне было интересно, как эти и другие попсовые (эстрадные) песни того времени смотрятся в СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ. Например, ощущаешь, что время убыстрилось. Что какие-то вещи, которые тогда казались ТОНКИМИ и ДУШЕВНЫМИ, сейчас выглядят ПЛОСКО.



Чувства какой-то особой ностальгии по советским временам у меня, разумеется, НЕТ – мне вполне интересно жить здесь-и-сейчас, мои теоретические исследования посвящены не прошлому и даже не настоящему, а БУДУЩЕМУ, поэтому отправиться в 1985 год я бы согласился минут на 5 – собственно говоря, сколько и длятся эти треки. А вот за то, чтобы отправиться на пару дней год так в 2015, а лучше – в 2115-й, отдал бы большие деньги.

У меня нет ностальгии даже по советским плавленым сыркам (в этом меня тоже кто-то из читателей упрекнул): "Янтарь", "Волна", "Дружба" продаются в любом московском (и не только московском) магазине. От советских они отличаются лишь тем, что тогда они были из сыра, а теперь – хрен знает из чего.

Но у меня есть некая ностальгия по тем временам, когда я еще не жил, но это, пожалуй, даже не ностальгия, а что-то иное – любопытство, желание "вжиться" в какую-то древнюю эпоху.

Михаил Боярский – хороший, талантливый артист. Но не великий.

И певец он неплохой – разумеется, если его мерить масштабами позднесоветской эстрады и мюзиклов (и особенно если его сравнивать с "поющими актерами" вроде Миронова и Караченцева – он музыкально образован на классической музыке, а не только на "Битлах").

Да, голос у него маленький, но ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ И УЗНАВАЕМЫЙ – а именно это главное для эстрады и театра.

Напомню, что одним из самых выдающихся советских эстрадных певцов был Марк Бернес, у которого певческий голос вообще отсутствовал – по определению. Но его интонации, манеру исполнения и энергетику забыть невозможно – хоть он и умер до рождения большинства читателей этого блога.



Тогда как человек с неплохим по шоу-бизнес-стандартам голосом (скорее, опереточным, но не оперным) Николай Басков – артист ОДНОЙ ИНТОНАЦИИ, ОДНОГО ОБРАЗА (как по мне, убогого и неинтересного).

Живьем я видел Боярского один раз: еще когда учился в школе, был на концерте в Доме культуры предприятия, на котором работали мои родители. Часа полтора (или два?) он пел песни из своего репертуара под 12-гитару (ту самую, с которой он на всех съемках тех годов) и рассуждал о кино и театре. И выступал очень добротно, а не халтурил, как это бывает на подобных концертах.

Относительно упреков в музыкальной украинофобии, скажу, что лучшие песни в репертуаре Боярского (написанные Максимом Дунаевским) были исполнены с полтавским ансамблем "Фестиваль" и записаны в тон-студии Полтавского областного радио – для фильмов, снятых на Одесской киностудии ("Всё пройдет" и проч.; режиссер записи – легендарный Леонид Сорокин). Кстати, фильм про мушкетеров – первый советский фильм, где весь саунд-трек играет не симфонический оркестр, а рок-ансамбль.


В Боярском мне симпатично то, что он АДЕКВАТНО относится к своей фигуре.

В каком-то интервью его спросили – мол, какая ваша любимая роль в кино? Наверное, дʼАртаньян, "Собака на сене", "Гардемарины"?

На что он ответил: нет, моя любимая роль – Сильвы в "Старшем сыне" по пьесе Вампилова.

ТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК ФАКТИЧЕСКИ СКАЗАЛ СЛЕДУЮЩЕЕ:

я адекватно оцениваю масштаб моего артистического дарования. Да, я играл дʼАртаньяна и Трубадура, и за это меня любят. Но я не играл ни Гамлета, ни Ричарда III, ни Дон Кихота, ни в чеховских драмах, ни в пьесах Метерленка. Я понимаю, что вы, зрители (особенно зрительницы) и журналисты, любите меня за романтические, героические и характерные роли и за ПРОЧУЮ ЕРУНДУ. Но эти роли плоские и одноплановые. Да, они приносят популярность и деньги, но я – не Смоктуновский, не Андрей Мягков, не Людмила Гурченко, не Олег Басилашвили, не Лоуренс Оливье, не Марчелло Мастрояни и не Богдан Ступка. Я не играю внутренний план моего героя, зато неплохо пою, фехтую, езжу на лошади и двигаюсь по сцене (съемочной площадке). Да, мои герои – люди цельные, простые и понятные, часто романтичные. А не внутренне углубленные и раздвоенные Гамлеты и Дон Кихоты. Но именно потому, что я понимаю свой артистический масштаб, поэтому сам считаю своей любимой пусть совсем маленькую роль, но в фильме по пьесе почти гениального Александра Вампилова "Старший сын".


Да, разумеется, лично мне совершенно несимпатично отношение Боярского к власти и к некоторым ее затеям – например, он ЗА строительство уродского Охто-центра в Санкт-Петербурге. То есть даже в своей любви к "питерской" власти Боярский – дʼАртаньян, но не Гамлет.

P.S.

Некоторые принялись обсуждать мои вкусы. И хоть я не привык говорить о себе, сообщу, если кому вдруг интересно: когда писал текст для предыдущего блога (где было про Боярского), у меня играли не советские песни, а "Страсти по Матфею" (с Венским филармоническим оркестром и Фишером-Дискау, запись 1954 года).

И спасибо большое одному из комментаторов – открыл для себя и послушал авангардную джаз-рок-оперу "Escalator over the Hill". Пускай кто-нибудь из украинских композиторов напишет что-то подобное!

P.P.S.

А вообще-то, кажется, я наконец-то обретаю некоторую профессиональную гармонию, которая была нарушена некоторыми процессами в моей жизни.

Лично мне театр и политика кажутся ПРОДОЛЖЕНИЕМ ДРУГ ДРУГА. Поэтому так интересно разбирать и чьи-то театральные (киношные) роли, и чьи-то политические образы.

В целом, они устроены по одним и тем же законам.

Скажем, Тимошенко – великая трагическая актриса, Янукович выступает в амплуа Простака, решившего стать Ричардом III, Ющенко – Гамлет-наркоман...


Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.