Гоголь с нами (17). Нелинейный Гоголь, или Как я променял Путина, Януковича, Тимошенко и Крыхитку Цахес на Николая Васильевича
Последние два дня (1-2 апреля) я забил НА ВСЁ И НА ВСЕХ (простите, кого я в эти дни отшил) – и посвятил их любимому персонажу моего творчества, а также хождению по театрам.
Среди персонажей моего творчества есть Владимир Путин и Дмитрий Медведев, Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов, Юля Тимошенко и Виктор Ющенко, Виктор Янукович и Алёна Бондаренко, Леонид Кучма и Борис Ельцин, Михаил Горбачев и Виктор Пинчук, Инна Богословская и Никита Богословский, Анна Герман-певица и Анна Герман-януковичмаинд, Юрий Лужков и Руслана Лыжичко, Леонид Грач и Барак Обама, Ольга Арефьева и Ирина Богушевская, Ольга Акулова и Николай Левченко, Юрий Антонов и Юрий Андрухович, Оксана Забужко и Оксана Петрусенко, Ленин и Леннон, Маркс и Маркес, Иван Ильин и Григорий Сковорода, Тарас Шевченко и Лина Костенко, Димитрий Табачник и Петр Валуев, Джонн Донн и Рене Генон, певица Крыхитка Цахес, осьминог Пауль и учитель трудов из соседней школы Стакан Стаканыч.
Но самый любимый персонаж моего творчества – это, конечно, он – Николай Васильевич!
Когда мне было 10 лет, мама повезла меня на одну из двух родин Гоголя – в Велыки Сорочинци (во второй родине – в имении Гоголей в Яновщине-Васильевке-Гоголево я тоже, конечно, бывал, но позже). Мы ехали на автобусе от Миргорода – с экскурсией, и тетя экскурсовод не умолкала – была такая веселая и с приколами. Но на обратном пути, в Миргород, она вдруг перевела свои микрофонные монологи в несколько иную модальность: мол, а знаете, друзья, вот если бы Николай Васильевич жил бы сейчас, он бы спросил нас – а что вот это там вдали виднеется? И мы бы ответили – а это, Николай Васильевич, трактора и комбайны колхоза такого-то – передовика сельхозпроизводства. – А вон то что такое дивное? – А это, Николай Васильевич, такой-то завод, лидер соцсоревнования. – А вон там что такое? – А это гидроэлектростанция на Псле – от нее лампочки в домах горят – и проч., и проч.
Мне, еще совсем маленькому, так в голову въелась эта логика общения с Гоголем, что с тех пор многие вещи по жизни мысленно проговариваю так, как если бы пояснял их специально для воскресшего Гоголя. Типа того, что вот это, Николай Васильевич – интернет. Ну как бы тебе пояснить... Ну, вот отправил ты свой второй том "Мертвых душ" Жуковскому или Плетневу по интернету – и после этого жги его сколько хочешь, стирай – уже не пропадет.
Ну а это, Николай Васильевич, facebook – что-то вроде твоих "Выбранных мест из переписки с друзьями" – ты написал свою нетленную идею, и все твои друзья ее вмиг прочитали!
Единственно, что мне стыдно говорить Гоголю, так это то, что раньше, в его времена, гусиными перьями записывали вечные мысли, а теперь вечными перьями (или на компьютере) – гусиные...
Ну и еще, надобно добавить, нам Гоголь в некотором смысле всё-таки – дальний родственник (точнее, свояк), что тоже приятно.
Итак, 1 и 2 апреля в Москве в Доме Гоголя (слава Богу, правительству РФ и Вере Павловне Викуловой, что дом графа А.П. Толстого на Никитском бульваре из городской библиотеки N2 таки превратился в нынешний единственный в России музей писателя) прошли очередные, уже одиннадцатые, Гоголевские чтения.
На сей раз тематика была специфичной – связанной в основном с литературными музеями и различными вне-литературными факторами в жизни Гоголя. Народу было много, но из Украины и из Питера не приехали некоторые очень актуальные гоголеведы.
Зато был из Киева известнейший филолог Мыхайло Наенко, доклад которого был посвящен сопоставлению "Записок сумасшедшего" Гоголя и "Записок українського самашедшого" Лины Костенко.
Мой доклад на чтениях был заявлен как "Мотив дороги и сакральная топография у Гоголя", но в последний момент я решил говорить о том, что меня волнует именно сейчас – мое выступление называлось: "София-Украина: Гоголь в генезисе украинской идеи". Речь шла о нелинейной идентичности в интерпретации украинского будущего и об эсхатологических и апокалиптических видЕниях Украины, созданных Гоголем и Шевченко. О том, почему именно эти двое создали эсхатологически ориентированные образы Украины, а украинские поэты-романтики, масон Котляревский, моралист-сентименталист Квитка-Основьяненко, декабрист Рылеев и даже Пушкин лишь поддерживали "козацкий миф". Это примерно о том, что есть люди и явления одномерные, есть двухмерные, а вот Гоголь и Шевченко и порожденные их творчеством дискурсы – трехмерны. Иначе говоря, – это шаг к СЛОЖНОМУ МИРУ, СЛОЖНОМУ ЧЕЛОВЕКУ и СЛОЖНОЙ УКРАИНЕ.
Но, к сожалению, в мире нет тех сил, кому нужна СЛОЖНАЯ Украина. Всем соседям, а также Китаю, США, арабскому миру, ЕС нужна УПРОЩЕННАЯ Украина. "Коллективному Януковичу" нужна простая Украина, а "групповому Табачнику" – еще более простая Малороссия. Поэтому мера сложности Украины зависит исключительно от того, соберется ли критическая масса СЛОЖНЫХ ЛЮДЕЙ?
Если нет – можно тусовать по обочине (исторической) дальше – авось не всю Украину по косточкам разберут.
Ну и еще я попытался наложить порожденные Гоголем интеллектуальные дискурсы и художественные миры на придуманную мною в 1999 году классификацию украинской идеи и украинской идентичности.
Среди присутствующих, и для меня это лестно, было три выдающихся гоголеведа – В.А. Воропаев, И.В. Виноградов и легендарный Ю.Я. Барабаш. И пани Ирына Колесник, которая постоянно подчеркивала, что она – не филолог, а историк-источниковед. В итоге обсуждение моего скромного выступления закончилось допросом меня о химическом составе моей крови, об особенностях моей биографии и продолжением стапятидесятилетнего спора гоголеведов – на каком всё-таки языке общались в доме Гоголя в Васильевке? Россияне говорили, что только на русском, украинцы – мягко улыбались. Моя версия: на двух, языковая ситуация в среде малороссийского мелкопоместного дворянства была чем-то средним между функциональным двуязычием и диглоссией.
Ото так.
P.S.
В конце Гоголевских чтений был дан костюмированный перформенс: прекрасные дамы в шуршащих платьях из XIX века загадывали почтенной публике загадки – в "черных ящиках" (точнее, в круглых зеленых коробках) были внесены новоизданные книги по творчеству Гоголя. По небольшому намеку надо было отгадать – что именно за книга в ящике?
Одну из книг о Гоголе я отгадал – это была монография Ирины Колесник "Гоголь. Мережі культурно-інтелектуальних комунікацій" – я совсем недавно писал о ней на блоге.
Отгадал – и получил сладкий приз: шоколадную медаль с Гоголем.
Пришел домой, открыл коробку.
И, словно два дня провел не с Гоголем, а с "Единой Россией": под личиной Гоголя – вот такая вот патриотичная шоколадка!...
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.