1 квітня 2012, 21:28

Гоголь с нами (20). Сенсация от Гоголя и Журбина – на Гоголевских чтениях в Москве!

Каждый день рождения Гоголя стараюсь проводить в его компании и в компании тех, кто о нем знает всё. Ну или почти всё.

Двенадцатые Гоголевские чтения, прошедшие в два последние мартовские дня в Москве в Доме Гоголя, назывались "Н.В. Гоголь и традиционная славянская культура".



Мой доклад на Гоголевских чтениях назывался: "Образ Украины / Малороссии в эсхатологической перспективе: Гоголь VS. Шевченко".

Если кратко, то ход мыслей примерно таков:

Не стоит рассматривать Гоголя как апологета Российской империи и "регионального патриота" – малороссофила. Это упрощенный "доктринерский" взгляд, не учитывающий конкуренции региональных дворянских элит николаевской эпохи и сложных систем их лояльности по отношению к императору. А "Выбранные места из переписки с друзьями" (1848) – это вовсе не апологетика полицейско-бюрократического государства, а его жесткая критика.

Гоголь как ставленник левобережной (именно левобережной, а не правобережной и не слобожанской!) украинской (малороссийской) шляхты, которая в царствование Николая I была близка к расторжению неформального пакта с империей (князь Репнин-Волконский попал в опалу – ходили слухи, что он намеревался стать гетманом и проч.), будучи носителем барочной эстетики (с присущей ей карнавальностью и бурлеском) нанес когнитивный удар Российской империи в смысловое и мифообразующее ядро.

Российская империя, бывшая к тому времени феноменом исключительно российской политической культуры и эстетики позднего классицизма (с присущей ей жесткой бюрократической иерархией и системой подавления "лишних людей" – не встроенных в феодально-бюрократическую иерархию), подобного когнитивного удара не выдержала. Не случайно в русской философии начала XX века и в культуре Серебряного века распознали в Гоголе "заклинателя духов русской революции".

Вот так...


Известный киевский гоголевед Владимир Звиняцковский подарил мне свою новую книгу о Гоголе:

Звиняцковский В.Я. Побеждающий страх смехом: опыт реставрации собственного мифа Николая Гоголя. Киев: "Лыбидь", 2010. 240 с.



А еще – сделал надпись на своей предыдущей книге о Гоголе, одним из персонажей которой мне случилось стать еще в "лихие девяностые":)



А художник-график Александр Лаврухин, известный своими удивительными книжными иллюстрациями к дорогим подарочным книжкам, всем участникам чтений дарил свои фантазии на гоголевские темы. Мне достались две работы:

Портрет Гоголя:


И "Птица-Тройка":


Устроители Чтений организовали небольшой концерт известного композитора Александра Журбина, известного, к примеру, первой советской рок-оперой "Орфей и Эвридика", шлягером "Тучи в голубом" и много чем еще. И вот он удивил по полной программе!

Как известно, Гоголь стихов практически не писал. Первое его сочинение – поэма "Ганц Кюхельгартен" (1829) – оказалась неудачной и была забыта. Но вот Александр Журбин нашел в ней строки, в которых была спрятана очень интересная романсовая мелодия, которую он сумел расслышать:





Тебя зову! тебя зову!

Твоей улыбкою чаруюсь,

С тобой не час, не два сижу,

С тебя очей я не свожу:

Дивуюся, не надивуюсь.




Приди ко мне, прижмись ко мне

В жару чудесного волненья.

Пылает сердце в тишине;

Они горят, они в огне,

Твои покойные движенья.




Я без тебя грущу, томлюсь,

И позабыть тебя нет силы.

И пробуждаюсь ли, ложусь,

Всё о тебе молюсь, молюсь,

Всё о тебе, мой ангел милый.

(1829)



Этот романс, как оказалось, поют и профессиональные артисты – например, Леонид Серебренников и Екатерина Гусева. Но, как мне показалось, у Журбина звучит трогательнее.



Кстати, для фильма о Денисе Давыдове "Эскадрон гусар летучих" (1980) Александр Журбин когда-то давно написал романсы на стихи этого замечательного поэта пушкинской эпохи.





Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.