Фирташ раздает деньги малому бизнесу
Как часто приходится слышать, что у нас не помогают малому бизнесу. И это факт. Формально у нас с начала 90-х годов говорят о государственной поддержке малого бизнеса. Для этих целей создавали специальные программы и даже обещали за счет госбюджета финансировать малый бизнес. Но это скорее проекты, чем реальная помощь. Причина очень проста, для госчиновника нет экономической выгоды развивать или не развивать малый бизнес. Его заработная плата от этого мало зависит, она от другого зависит.
Многие любят рассказывать, как в развитых странах банки охотно дают малому бизнесу кредиты на развитие бизнеса, что существенно стимулирует его развитие. И у нас банки с удовольствием выдадут кредит малому или среднему предприятию, если получат от него хороший залог. А если нет залога, нет и кредита. Процесс кредитования малого бизнеса на Западе сильно мистифицирован. Действительно, западноевропейские банки выдают кредиты малому бизнесу без залога, но при наличии безупречной кредитной истории. У нас вообще кредитной историей могут похвастаться единицы, а безупречной и того меньше. Банки оперируют деньгами, собранными в виде депозитов от населения и поэтому выдавать кредиты малому бизнесу под залог товаров в обороте, это означает все риски переложить на депозиты населения. Поэтому хотя банки и дают кредиты малому и среднему бизнесу, но очень неохотно. Такие у нас реалии рынка.
Вообще, когда говорят о финансировании малого бизнеса на Западе, чаще всего забывают, что там главные инвесторы не банки, а частные инвестиционные фонды. Именно они финансируют большую часть старт-ап проектов малого и среднего бизнеса. Почему они? Во многом потому, что они не оперируют депозитами населения, и могут позволить себе рискнуть по полной программе.
Федерация работодателей во главе с Дмитрием Фирташем решила взять на вооружение зарубежный метод, и под его патронажем был создан региональный инвестиционный фонд "Буковина".
Ошибочно было бы думать, что Дмитрий Фирташ решил заняться мелким бизнесом. Это явно не его уровень. В данной ситуации, цель несколько другая, создать инфраструктуру для частного финансирования малого бизнеса. Начав с отдельного региона, что вполне логично. А-то что-то слишком много замыкается на Киеве.
Фонд создан в виде венчурного инвестиционного фонда. На сегодня фонд обладает активами на сумму 3 млн. грн. Суть венчурного фонда заключается в том, что фонд может рисковать своими деньгами, но совместно с малым бизнесом. Понимая, что в наших условиях любой бизнес это риск, а малый бизнес и подавно, фонд "Буковина" использует проверенный метод диверсификации вложений. Любой желающий бизнесмен из Буковины может получить от фонда инвестицию на сумму не более 80 тыс. грн. При этом получатель инвестиции отдает в управление фонда "Буковина" от 10 до 50% своей доли бизнеса. Фактически это совместный бизнес, где фонд "Буковина" выступает, как соинвестор, который не только рискует своими деньгами, но и контролирует, как эти деньги используются, что вполне логично для любого совместного бизнеса. Фонд "Буковина" прежде всего интересуют бизнес-проекты, которые имеют определенный эффект новизны и перспективу хорошо заработать на Буковине. При таком методе инвестирования нет процентов за пользование инвестициями, но полученной прибылью нужно будет поделиться. Именно ради этой прибыли фонд "Буковина" и готов рискнуть. Сама логика венчурного инвестирования заключается в том, что приходится рисковать, если хочешь получить хороший доход. В свою очередь для получателей таких инвестиций появляется возможность воплотить свою бизнес-идею в жизнь. А если учесть, что помощь оказывает такая солидная организация, как Федерация работодателей Украины, то с такой организацией и бизнес делать в Украине проще и надежнее.
Инвестиции в 80 тыс. грн. небольшие, но для регионального фонда это правильный подход. Не стоит рисковать большими деньгами, не имея четких гарантий на возврат инвестиций. Если же есть необходимость профинансировать проект на большую сумму, тут фонд "Буковина" может предложить для потенциальных клиентов кредит на сумму до 320 тыс. грн. Но кредит уже требует наличие работающего бизнеса, и залог, и желательно поручительство. А коль это кредит, то ежемесячно нужно платить проценты по кредиту. Ждать прибыли фонд не будет. Возможно, отдельные бизнесмены скажут, что кредит все же лучше, чем инвестиции за долю в бизнесе. Это действительно спорный вопрос, что лучше, отдавать проценты и оставаться собственником своего бизнеса, или пустить в бизнес сторонних лиц и делиться прибылью. В данной ситуации это дело сугубо индивидуальное. Кто как представляет и оценивает свой бизнес.
Идея Дмитрия Фирташа с венчурным фондом для инвестирования малого бизнеса интересна. А еще более интересно последуют ли этому примеру другие украинские бизнесмены.
Блог автора – матеріал, який відображає винятково точку зору автора. Текст блогу не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, яка у ньому піднімається. Редакція "Української правди" не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія. Точка зору редакції УП може не збігатися з точкою зору автора блогу.